ЗАЯВЛЕНИЕ
ЛИДЕРОВ АТЭС ПО БОРЬБЕ С ТЕРРОРИЗМОМ
(Лос-Кабос, 26 - 27 октября 2002)
БОРЬБА С ТЕРРОРИЗМОМ И СОДЕЙСТВИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОМУ РОСТУ
Год назад на встрече в Шанхае, вскоре после трагических
событий 11 сентября 2001 г., мы осудили международный терроризм
самым решительным образом и выразили решимость укреплять
сотрудничество в борьбе с терроризмом. За прошедший год многое
было сделано. Однако гораздо больше еще предстоит сделать, и
сегодня мы заявляем о нашей твердой приверженности принять как
можно скорее конкретные дополнительные меры, необходимые для
полной реализации принципов, которые мы зафиксировали в Шанхайском
антитеррористическом заявлении.
Недавние террористические акты на о. Бали, Индонезия,
12 октября 2002 г., напоминают о жестокости терроризма и
глобальных императивах противодействовать этой угрозе и бороться с
ней, откуда бы она ни исходила. Мы осуждаем это массовое убийство
невинных людей, большинство из которых были гражданами Индонезии и
Австралии, и выражаем наши глубочайшие соболезнования жертвам и их
семьям.
Терроризм является прямым вызовом целям АТЭС по созданию
свободных, открытых и процветающих экономик и попыткой подорвать
основополагающие ценности членов Форума. Мы преисполнены решимости
ускорить достижение антитеррористических целей и задач,
поставленных в Шанхае в прошлом году.
ПРОГРЕСС ПОСЛЕ ШАНХАЯ
В прошлом году мы обещали укрепить сотрудничество на всех
уровнях в борьбе с терроризмом всеобъемлющим образом и строго
выполнять наши обязательства, взятые в рамках ООН. После Шанхая мы
сделали значительный прогресс, действуя индивидуально, на
двусторонней основе, на региональном и глобальном уровнях с тем,
чтобы выполнить наши обязательства в рамках ООН, разгромить
террористические группы и пресечь финансирование терроризма.
Мы претворяем в жизнь меры, которые предусмотрены
соответствующими резолюциями Совета Безопасности ООН, и налаживаем
юридические и регулирующие механизмы в целях выполнения
Резолюции 1373.
Каждая из наших экономик подписала и ратифицировала или
приступает к ратификации Конвенции ООН по пресечению
финансирования терроризма.
Мы создали и усовершенствовали субрегиональные и региональные
антитеррористические механизмы, существенно увеличив обмен
информацией между представителями правовых и разведывательных
служб.
Мы повысили безопасность крупнейших портов и аэропортов в
регионе.
Совместными усилиями мы ведем работу в АТЭС по внедрению более
эффективной системы проверки багажа во всех аэропортах региона,
улучшению координации между службами иммиграции, реализации новых
стандартов компьютерной безопасности, продвижению инициативы по
энергетической безопасности в целях предотвращения нарушений
поставок энергии на рынки, а также укреплению сотрудничества в
области борьбы с пиратством.
СОВМЕСТНАЯ ПРИВЕРЖЕННОСТЬ ПОЛНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ
АНТИТЕРРОРСТИЧЕСКОГО ЗАЯВЛЕНИЯ ЛИДЕРОВ,
ПРИНЯТОГО В ШАНХАЕ
Эти меры внесли важный вклад в дело борьбы против глобального
террора. Но необходимо сделать еще больше. По мере наращивания
усилий в борьбе против терроризма экономики АТЭС должны также
двигаться вперед в целях содействия всемирному экономическому
росту и извлечения всеми людьми выгод, представляемых глобальными
рынками.
Следовательно, мы должны обеспечить экономический рост,
одновременно защищая наши границы и ведя поиск новых путей
обеспечения безопасности ключевых элементов экономической
инфраструктуры от возможных терактов.
Таким образом, мы, лидеры АТЭС, решили осуществлять совместные
дополнительные действия в целях полномасштабной реализации взятых
на себя в Шанхае обязательств. Мы стремимся к обеспечению основных
систем инфраструктуры Тихоокеанского кольца в области торговли,
финансов и информационных систем с помощью следующих мер:
I. Укрепление безопасности торговли в регионе АТЭС
На долю АТЭС приходится 60% ВВП и половина мировой торговли.
Большинство мировых крупнейших аэропортов мира, включая аэропорты
с наибольшей нагрузкой, находятся в экономиках АТЭС. Мы будем
совместно работать в целях обеспечения безопасности потока товаров
и людей посредством следующих мер:
а) Обеспечение безопасности грузовых перевозок:
- скорейшее введение режима безопасности контейнеров для
обеспечения их целостности при перевозках, выявления и проверки
контейнеров высокой степени риска, а также максимально оперативной
электронной передачи упреждающей информации о перевозимых
контейнерах в таможенные, портовые службы и администрации
судоходства (учитывая задачи облегчения условий легальной
торговли);
- внедрение к 2005 году, где это возможно, разрабатываемых
Всемирной таможенной организацией общих стандартов электронной
передачи таможенной информации, позволяющих передавать сведения о
грузах высокой степени риска и способствующих облегчению торговли;
- оказание содействия частному сектору в адаптации к новым
стандартам обеспечения безопасности при перевозке товаров.
б) Обеспечение безопасности международных морских перевозок:
- содействие введению обязательного требования наличия на
судах и в портах планов обеспечения безопасности к июлю 2004 года,
а также установки автоматических систем идентификации на судах
определенного класса к декабрю 2004 года <*>;
--------------------------------
<*> Россия поддерживает предложение об установлении АСИ на
судах определенного класса к декабрю 2004 года, а также
предложение о наличии к июлю 2004 года планов обеспечения портов и
оценки их уязвимости для кораблей, обслуживающих суда на
международных перевозках. Однако, по соображениям технической
осуществимости данных мероприятий, Россия оставляет за собой право
продлить сроки их реализации до 2006 года.
- углубление сотрудничества между рабочими органами АТЭС и
другими организациями по вопросам борьбы с пиратством в регионе.
в) Обеспечение безопасности международного воздушного
сообщения:
- повышение безопасности пассажиров и экипажа на воздушном
транспорте путем введения как можно скорее, в любом случае к 2005
году, во всех главных аэропортах стран-членов АТЭС новой
высокоэффективной системы проверки багажа с использованием
специального оборудования, укрепления к апрелю 2003 года, где это
возможно, дверей пилотской кабины на пассажирских самолетах, а
также поддержки системы обязательных проверок ИКАО авиационной
безопасности;
- усиление безопасности воздушных перевозок грузов путем
содействия принятию руководящих принципов, разрабатываемых ИКАО и
Международной ассоциацией воздушного транспорта.
г) Обеспечение безопасности передвижения людей:
- скорейшее введение общего глобального стандарта сбора и
передачи упреждающей информации о движении пассажиров, основанного
на системе EDIFACT;
- внедрение разрабатываемых ИКАО и Международной организацией
по стандартам норм применения биометрии в процедурах въезда, и
там, где это возможно, выезда, а также проездных документах;
- обеспечение наивысшей профессиональной этики всех
должностных лиц пограничных и иммиграционных служб.
II. Пресечение финансирования терроризма
Мы будем совместно работать в целях предотвращения доступа
террористов к международной финансовой системе, а также
использования информации о денежных потоках для определения
местонахождения и ареста террористов с помощью следующих мер:
а) Полная реализация резолюций ООН и других международных
инструментов:
- ратификация Международной конвенции по пресечению
финансирования терроризма к октябрю 2003 года;
- своевременная реализация всех необходимых мер по
предотвращению доступа террористов и их сторонников к
международной финансовой системе, как указано в Резолюциях 1373 и
1390 Совета Безопасности ООН. Эти меры включают:
эффективную блокировку финансовых активов террористов,
отнесение финансирования терроризма к разряду преступных
действий,
активизацию усилий по расследованию и судебному преследованию
лиц, участвующих в отмывании денег и финансировании террористов,
осуществление мер превентивного характера по защите
целостности финансовой системы путем регулирования и контроля
финансового сектора в соответствии с международными стандартами,
совместное определение целей в соответствии с региональными
интересами;
- поддержка реализации восьми специальных рекомендаций ФАТФ по
пресечению финансирования терроризма, принятие обязательств по
скорейшей реализации указанных рекомендаций, призыв к МВФ и
Всемирному банку приступить во взаимодействии с ФАТФ к комплексной
и всеобъемлющей оценке усилий стран по реализации этих
рекомендаций, а также определению сфер, где необходимо техническое
содействие.
б) Совершенствование процесса мониторинга альтернативных
систем денежных переводов и некоммерческих структур:
- поддержка работы должностных лиц и региональных органов АТЭС
финансовой сферы, участвующих в альтернативных системах денежных
переводов, включая аккумулирование передового опыта в сфере
пресечения использования террористами этих систем;
- защита некоммерческих организаций и лиц, осуществляющих
благонамеренную благотворительную деятельность, от нецелевого
использования их денежных средств спонсорами террористов, а также
одобрение недавно объявленной ФАТФ передовой практики по
предотвращению использования террористами средств
благотворительных институтов.
в) Укрепление правоохранительных органов и регулирующих
функций:
- создание к октябрю 2003 года финансовой разведывательной
службы, содействие обмену информацией с другими подобными
органами;
- поддержка инициатив частного сектора, таких как Заявление
Вольфсберга по пресечению финансирования терроризма, а также
поощрение сотрудничества между финансовыми институтами и
правительствами.
III. Обеспечение компьютерной безопасности
Граждане экономик АТЭС составляют в настоящее время половину
общего количества пользователей сети Интернет. В обеспечении
надежности глобальной коммуникационной системы крайне важным
является обеспечение максимальной надежности каждого ее элемента,
и мы совместно выражаем приверженность:
- введению в действие к октябрю 2003 года всеобъемлющего
набора законодательных актов по обеспечению компьютерной
безопасности и борьбе с преступлениями в этой сфере,
соответствующего международным соглашениям, включая Резолюцию
Генеральной Ассамблеи ООН 55/63 (2000 г.) и Конвенцию по борьбе с
преступлениями в компьютерной сфере (2001 г.);
- создание к октябрю 2003 года государственных органов по
борьбе с компьютерными преступлениями, а также международных
высокотехнологичных органов;
- организация к октябрю 2003 года институтов по обмену данными
в области оценки опасности и уязвимости (такие, как группы по
реагированию на чрезвычайные ситуации в области компьютерной
безопасности).
Мы также призываем к более тесному сотрудничеству между
правоохранительными органами и деловыми кругами в сфере
обеспечения информационной безопасности и борьбы с компьютерной
преступностью.
IV. Реализация и наращивание потенциала
Формирование более безопасной и эффективной глобальной
экономической системы в регионе АТЭС является масштабной задачей,
от успеха реализации которой напрямую зависит мир и процветание на
нашей планете. Достижение этих целей потребует укрепления
сотрудничества, создания новых процедур и более широкого
использования передовых технологий.
С учетом уже имеющегося значительного опыта подготовки кадров
и других сопутствующих мер в сфере борьбы с терроризмом в регионе
АТЭС мы:
- приветствуем новые решения членов АТЭС и далее вносить вклад
в дело наращивания потенциала;
- положительно оцениваем предпринимаемые международными
финансовыми институтами усилия по борьбе с терроризмом в
экономиках и призываем их к дальнейшей энергичной работе в этом
направлении;
- поощряем партнерство между частным сектором и экономиками
АТЭС в целях выработки мер по обеспечению безопасности торговли; и
- отмечаем, что наращивание потенциала по противодействию
терроризму в рамках АТЭС должно идти в ногу со временем.
|