ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 октября 2002 г. N 3182-III ГД
О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 68161-3
"О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЙ В СТАТЬЮ 154 ЧАСТИ ВТОРОЙ
НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Государственная Дума Федерального Собрания Российской
Федерации постановляет:
1. Принять в первом чтении проект Федерального закона
N 68161-3 "О внесении дополнений в статью 154 части второй
Налогового кодекса Российской Федерации", внесенный депутатом
Государственной Думы П.А. Медведевым.
2. Направить указанный законопроект Президенту Российской
Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации, комитеты и комиссии Государственной Думы, депутатские
объединения в Государственной Думе, Правительство Российской
Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов
Российской Федерации.
Установить, что поправки к указанному законопроекту
представляются в Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам
в месячный срок со дня принятия настоящего Постановления.
3. Комитету Государственной Думы по бюджету и налогам
доработать указанный законопроект с учетом поступивших поправок и
внести его на рассмотрение Государственной Думы во втором чтении.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его
принятия.
Председатель
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ
Проект
N 68161-3
14 марта 2002 г.
Вносится депутатом
Государственной Думы
П.А. МЕДВЕДЕВЫМ
(новая редакция)
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЯ В СТАТЬЮ 154 ЧАСТИ ВТОРОЙ
НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья 1. Дополнить пункт 4 статьи 154 части второй Налогового
кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2000, N 32, ст. 3340) следующими предложениями:
"В аналогичном порядке определяется налоговая база при
реализации ломбардами предметов невостребованных залогов в
установленном законодательством порядке. При этом под ценой
приобретения понимаются требования ломбарда к залогодателю
(должнику).".
Статья 2. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по
истечении одного месяца со дня его официального опубликования, но
не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на
добавленную стоимость.
Предложить Президенту Российской Федерации и поручить
Правительству Российской Федерации привести свои нормативные
правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Президент
Российской Федерации
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ
ДОПОЛНЕНИЙ В СТАТЬЮ 154 ЧАСТИ ВТОРОЙ НАЛОГОВОГО
КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
В настоящее время при осуществлении своей деятельности
ломбарды в соответствии с пунктом 5 статьи 358 ГК РФ в случае
невозвращения в установленный срок суммы кредита, обеспеченного
залогом вещей в ломбарде, вправе продать это имущество в
установленном законом порядке. Указанная продажа осуществляется
для обеспечения требований ломбарда к залогодателю (должнику),
которые включают в себя ранее выданный кредит, плату за
пользование кредитом и за прочие услуги ломбарда, и производится
по истечении льготного месячного срока на основании исполнительной
надписи нотариуса.
При этом согласно части второй Налогового кодекса Российской
Федерации ломбарды при продаже невостребованного имущества
залогодателя обязаны начислять налог на добавленную стоимость на
всю сумму, вырученную от продажи заложенного имущества, что
приводит к соответствующему росту цен на услуги ломбардов и
уменьшению размеров выдаваемых ими кредитов.
Из положений ГК РФ следует, что невыкупленное имущество, а
следовательно и полученные в результате его продажи деньги,
принадлежат не ломбарду, а залогодателю. Залогодателем в ломбарде
согласно пункту 1 статьи 358 ГК РФ является гражданин, то есть
физическое лицо, причем сдаваемые в ломбард вещи должны быть
предназначены для его личного потребления. Следовательно,
залогодателем ломбарда может быть только физическое лицо, не
выступающее в качестве индивидуального предпринимателя.
Согласно части второй Налогового кодекса Российской Федерации
физические лица, кроме индивидуальных предпринимателей, не
являются плательщиками налога на добавленную стоимость. Поэтому
начисление и уплата ломбардами налога на добавленную стоимость на
всю сумму, вырученную от продажи невостребованного имущества
залогодателя, вступают в прямое противоречие с положениями
Налогового кодекса РФ.
В то же время продажа ломбардами невостребованного имущества
залогодателя по своей сути аналогична предоставлению услуги,
предусмотренной агентскими договорами, хотя и не оформляется таким
договором, поскольку осуществляется на основании специальной нормы
договора о залоге вещей в ломбарде (пункт 5 статьи 358 ГК РФ). При
этом статьей 156 части второй НК РФ установлено, что
"налогоплательщики при осуществлении предпринимательской
деятельности в интересах другого лица на основе договоров
поручения, договоров комиссии либо агентских договоров определяют
налоговую базу как сумму дохода, полученную ими в виде
вознаграждения (любых иных доходов) при исполнении любого из
указанных договоров".
В связи с изложенным было бы логично и справедливо, чтобы при
реализации залогодержателем (ломбардом) невостребованных залогов
налогом на добавленную стоимость облагался бы только доход,
полученный ломбардами в виде вознаграждения, что и
предусматривается предлагаемым законопроектом.
СПРАВКА О СОСТОЯНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
В настоящее время сфера действия данного законопроекта
регулируется Налоговым кодексом Российской Федерации.
ПЕРЕЧЕНЬ
ЗАКОНОВ И ИНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ,
ПОДЛЕЖАЩИХ ОТМЕНЕ, ИЗМЕНЕНИЮ ИЛИ ДОПОЛНЕНИЮ В СВЯЗИ
С ПРИНЯТИЕМ ДАННОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
Принятие настоящего Закона не потребует дополнительных
изменений в законодательстве Российской Федерации.
ФИНАНСОВО - ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
В настоящее время по оценкам экспертов в России действует
порядка тысячи ломбардов, клиентами которых является около 10%
населения страны. При этом более 90% клиентов ломбардов выкупают
обратно заложенные вещи, невыкупленные залоги составляют в среднем
5 - 10% от общего объема. Таким образом, основную часть доходов
ломбардов составляет плата за предоставленные кредиты.
Невыкуп предмета залога часто оказывается невыгоден ломбарду в
силу ряда причин. Во-первых, при невыкупе залога происходит
сокращение клиентской базы ломбарда, во-вторых, продажа предмета
невостребованного залога в условиях обложения всей полученной от
продажи суммы налогом на добавленную стоимость далеко не в каждом
случае обеспечивает ломбарду возврат задолженности клиента.
Вследствие этого ломбарды, стремясь минимизировать негативные
последствия невыкупа предмета залога, сокращают сумму выдаваемого
кредита, а также повышают цены на свои услуги, - что в конечном
итоге снижает как доходы ломбарда, так и его налогооблагаемую базу
и приводит к потерям бюджета вследствие недополучения
потенциальных налогов.
Количественная оценка потерь бюджета вследствие неэффективного
обложения налогом на добавленную стоимость операций ломбардов по
продаже невостребованных залогов приведена в следующей таблице:
-----T------------------------------T--------------T-------------¬
¦ N ¦Показатели, млн. руб. (за год)¦После принятия¦ В настоящее ¦
¦п/п ¦ ¦законопроекта ¦ время ¦
+----+------------------------------+--------------+-------------+
¦ 1 ¦Сумма кредитов, выдаваемых ¦15000 ¦12000 ¦
¦ ¦ломбардами населению ¦ ¦ ¦
+----+------------------------------+--------------+-------------+
¦ 2 ¦Выручка от реализации услуг ¦3000 ¦2400 ¦
¦ ¦(примерно 20% от суммы ¦ ¦ ¦
¦ ¦выданных кредитов) ¦ ¦ ¦
+----+------------------------------+--------------+-------------+
¦ 3 ¦Расходы ломбардов ¦1800 ¦1800 ¦
+----+------------------------------+--------------+-------------+
¦ 4 ¦Налог на прибыль ¦(3000 - 1800) ¦(2400 - 1800)¦
¦ ¦ ¦x 24% = 288 ¦x 24% = 144 ¦
+----+------------------------------+--------------+-------------+
¦ 5 ¦Сумма невостребованных залогов¦15000 x 7,5% =¦12000 x 7,5% ¦
¦ ¦(из расчета 7,5% от суммы ¦1125 ¦= 900 ¦
¦ ¦выданных кредитов) ¦ ¦ ¦
+----+------------------------------+--------------+-------------+
¦ 6 ¦НДС от реализации ¦0 ¦900 x 16,67% ¦
¦ ¦невостребованных залогов ¦ ¦= 150 ¦
+----+------------------------------+--------------+-------------+
¦ 7 ¦НДС от агентского ¦16,67% x 10% x¦0 ¦
¦ ¦вознаграждения ¦1125 = 19 ¦ ¦
+----+------------------------------+--------------+-------------+
¦ 8 ¦Итого поступления в бюджет ¦307 ¦294 ¦
L----+------------------------------+--------------+--------------
Общий объем кредитов, выдаваемых российскими ломбардами своим
клиентам, составляет примерно 1 млрд. рублей в месяц или 12 млрд.
рублей в год, что обеспечивает годовую выручку в размере 2,4 млрд.
рублей (в среднем выручка ломбарда составляет 20% от объема
выданных им кредитов). Чтобы обеспечить возврат долга в случае
невыкупа залога (с учетом начисляемого НДС), ломбарды сокращают
сумму выдаваемого кредита по каждому залогу, что, в случае отмены
этой нормы, позволит рассчитывать на повышение их выручки и объема
выдаваемых кредитов на 20 - 30%. Расходы ломбардов, включаемые в
налогооблагаемую базу, при этом остаются практически неизменными и
составляют в годовом исчислении приблизительно 1,8 млрд. рублей.
Соответствующие потери бюджета по налогу на прибыль (при
действующей ставке налога 24%) при таких показателях составляют
140 млн. рублей.
Доходы бюджета, получаемые в настоящее время в виде НДС от
реализации невостребованных залогов, составляют 150 млн. рублей. В
рамках предлагаемой схемы обложения налогом на добавленную
стоимость агентского вознаграждения ломбардов (которое в среднем
составляет 10% от суммы, вырученной от реализации имущества
должника) 19 млн. руб. из них будет по-прежнему поступать в
бюджет. В результате доходы бюджета от введения в действие
предлагаемой схемы обложения налогом на добавленную стоимость
операций ломбардов по продаже невостребованного имущества
залогодателей могут увеличиться на 13 млн. руб. (или
приблизительно на 5%) по сравнению с действующими.
|