ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 октября 2002 г. N КАС02-573
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в
составе:
председательствующего Федина А.И.,
членов коллегии Манохиной Г.В.,
Ермилова В.М.,
с участием прокурора Федотовой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 22 октября 2002 г.
гражданское дело по жалобам Ф. и СП ООО "Сахалин-Саппоро" на
Инструкцию о порядке назначения и проведения проверок
налогоплательщиков федеральными органами налоговой полиции,
утвержденной приказом директора Федеральной службы налоговой
полиции Российской Федерации от 26 июня 2001 года N 285 по
кассационной жалобе заявителей на решение Верховного Суда РФ от 2
сентября 2002 года, которым в удовлетворении заявленного
требования отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда РФ Федина А.И.,
объяснения Ф., ее представителя Бондаренко В.П., адвокатов
Родионовой И.В. и Чернышева Ю.И., поддержавших доводы кассационной
жалобы, объяснения представителя ФСНП России Хохлова Ю.Н.,
возражавшего против кассационной жалобы, выслушав заключение
прокурора Федотовой А.В., полагавшей кассационную жалобу
необоснованной, Кассационная коллегия
установила:
приказом директора Федеральной службы налоговой полиции
Российской Федерации от 26 июня 2001 года N 285 утверждена
Инструкция о порядке назначения и проведения проверок
налогоплательщиков федеральными органами налоговой полиции.
Ф. от своего имени и от имени совместного предприятия общества
с ограниченной ответственностью "Сахалин-Саппоро" (президентом
которого она является) обратилась в Верховный Суд РФ с жалобой на
данную Инструкцию, ссылаясь на несоответствие ее закону и
нарушение прав и законных интересов предприятия действием этого
нормативного акта.
Верховный Суд РФ постановил приведенное выше решение.
В кассационной жалобе заявители ставят вопрос об отмене
судебного решения, считая его незаконным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы,
Кассационная коллегия не находит оснований к отмене судебного
решения.
Как правильно указал суд в своем решении, оспоренная Инструкция
издана Федеральной службой налоговой полиции в пределах
предоставленных ей Положением о Федеральной службе налоговой
полиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от
25 сентября 1999 года N 1272.
Согласно п.п. 5 п. 2 ст. 36 Налогового кодекса РФ органы
Федеральной службы налоговой полиции полномочны при наличии
достаточных данных, указывающих на признаки преступления;
производить проверки в соответствии с законодательством Российской
Федерации; по результатам проверки составляется акт о проверке
налогоплательщика органами налоговой полиции, на основании
которого органами налоговой полиции принимается соответствующее
решение.
В соответствии с указанным выше Положением о Федеральной службе
налоговой полиции РФ эта служба является федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим правоохранительные функции в
сфере обеспечения экономической безопасности Российской Федерации,
защиты ее экономических интересов и непосредственно реализующим
основные направления деятельности федеральных органов налоговой
полиции.
Проводимые органами налоговой полиции в соответствии с п.п. 5
п. 2 ст. 36 Налогового кодекса РФ проверки включают в себя и
проверку документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов,
в том числе и документов, подтверждающих полученные
налогоплательщиком доходы и произведенные им расходы, органы
налоговой полиции вправе проводить в целях, по основаниям и в
порядке, установленном законодательством об оперативно-розыскной
деятельности и уголовно-процессуальным законодательством.
Федеральные органы налоговой полиции наделены правом
осуществлять оперативно-розыскную деятельность (с проведением
соответствующих проверок) и Федеральным законом "Об оперативно-
розыскной деятельности".
В частности, в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 7 приведенного
Закона основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий
являются ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-
розыскную деятельность, сведения о признаках подготавливаемого,
совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о
лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет
достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного
дела.
С учетом изложенных положений действующего законодательства суд
пришел к правильным выводам о том, что органы налоговой полиции
вправе проводить проверки налогоплательщиков в соответствии с
действующим законодательством и что налоговая полиция не является
налоговым органом.
Обоснованно указал суд в своем решении и на то, что оспоренная
Инструкция соответствует нормам части первой Налогового кодекса РФ
от 31 июля 1998 года N 147-ФЗ, являющегося действующим и в
настоящее время.
В решении суда изложены оспариваемые положения Инструкции и
приведены нормы закона, которым эти положения соответствуют.
В настоящей кассационной жалобе выводы Верховного Суда РФ о
соответствии конкретных пунктов Инструкции федеральным законам,
Указу Президента РФ от 25 сентября 1999 г. N 1272 (утвердившему
Положение о Федеральной службе налоговой полиции РФ) и
Постановлению Верховного Совета РФ от 20 мая 1993 года N 4991-1
(утвердившему Положение о прохождении службы в органах налоговой
полиции Российской Федерации) не оспариваются.
Довод в кассационной жалобе о том, что оспоренная Инструкция не
содержит положений о необходимости руководствоваться требованиями
Конституции РФ и всеми другими федеральными законами при
проведении органами налоговой полиции проверок, не может служить
основанием для отмены судебного решения и признания Инструкции
незаконной, поскольку необходимость соблюдения органами налоговой
полиции (как и любыми другими органами исполнительной власти)
требований Конституции РФ и других федеральных законов безусловна
и предписана как самой Конституцией РФ, так и федеральными
законами.
Кроме того, суд не наделен полномочиями вмешиваться в
нормотворческий процесс органов исполнительной власти.
Заявитель Ф. в кассационной жалобе также утверждает, что при
осуществлении своих полномочий органы налоговой полиции
Сахалинской области допускали в отношении ее нарушения
конституционных прав и законных интересов.
Однако фактические действия органов исполнительной власти Ф.
вправе оспорить в судебном порядке, и эти обстоятельства сами по
себе не могут свидетельствовать о незаконности положений
Инструкции.
Несостоятелен и довод в кассационной жалобе о нарушении
Верховным Судом РФ подведомственности настоящей жалобы судам общей
юрисдикции (заявитель утверждает, что ее жалоба подлежала
рассмотрению арбитражным судом).
В соответствии со ст. 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают,
в частности, дела об оспаривании нормативных правовых актов,
затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере
предпринимательской и иной экономической деятельности, если
федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции
арбитражного суда.
Федеральный закон, который бы определил подсудность настоящего
дела арбитражному суду, отсутствует. Федеральная служба налоговой
полиции РФ, как это отмечено выше, не является налоговым органом.
Ссылка в кассационной жалобе (изложенной в виде телеграммы) о
несоответствии конкретных положений Инструкции нормам УПК РФ (в
части сроков проведения проверок и др.) несостоятельна, поскольку
проверки налогоплательщиков федеральными органами налоговой
полиции хотя и должны производиться с учетом уголовно-
процессуального законодательства, однако в первую очередь порядок
их производства должен соответствовать требованиям Федерального
закона "Об оперативно-розыскной деятельности", так как ФСНП России
является органом, осуществляющим именно оперативно-розыскную
деятельность, который вправе согласно ст. ст. 4 и 10 этого Закона
издавать в соответствии с законодательством нормативные акты,
регламентирующие организацию и тактику проведения оперативно-
розыскных мероприятий, в том числе и с установлением сроков
проведения проверок.
Согласно оспоренной инструкции производство процессуальных
действий в рамках проверки налогоплательщика федеральными органами
налоговой полиции не допускается.
С учетом изложенного кассационная жалоба удовлетворению не
подлежит.
Руководствуясь ст. 305 ГПК РСФСР, Кассационная коллегия
определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 2 сентября 2002
года оставить без изменения, а кассационную жалобу заявителей -
без удовлетворения.
|