ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 16 октября 2002 г. Дело N КА-А40/7063-02
(извлечение)
Московское региональное отделение Фонда социального
страхования Российской Федерации (далее - МРО ФСС России)
обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к ООО "Алазавр" о
взыскании штрафа в сумме 100 рублей за несвоевременное
представление отчетности по страховым взносам.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 08.07.02 по делу N
40-4033/02-14-74, оставленным без изменения постановлением
апелляционной инстанции от 26.08.02, в иске отказано.
В кассационной жалобе МРО ФСС РФ просит вышеназванные судебные
акты отменить, ссылаясь на нарушение арбитражными судами ст. 11
Федерального закона N 118-ФЗ от 05.08.2002 "О введении в действие
части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении
изменений в некоторые законодательные акты РФ о налогах", ст. ст.
9, 30, 31 Налогового кодекса РФ, ст. 10 ФЗ от 02.01.2000 N 24-ФЗ
"О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на
2000 год".
Проверив в порядке ст. 286 АПК РФ материалы дела и
правильность применения арбитражными судами норм материального и
процессуального права, суд кассационной инстанции не усматривает
оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, решением Московского
регионального отделения Фонда социального страхования Российской
Федерации от 22.10.01 N 270 на основании п. 1 ст. 119 Налогового
кодекса Российской Федерации ООО "Алазавр" привлечено к
ответственности в виде наложения штрафа в сумме 100 рублей за
несвоевременное представление расчетной ведомости за 3 квартал
2001 года по средствам социального страхования.
Разрешая спор, арбитражные суды пришли к выводу о том, что
отсутствуют правовые основания для привлечения ответчика к
налоговой ответственности, поскольку действие Налогового кодекса
Российской Федерации в части применения финансовых санкций к
плательщикам страховых взносов от несчастных случаев на
производстве и профзаболеваний не распространяется на деятельность
ФСС РФ.
Суд кассационной инстанции находит данные выводы арбитражных
судов правильными.
В соответствии со ст. ст. 9, 30, 34-1 Налогового кодекса
Российской Федерации органы государственных внебюджетных фондов
отнесены к числу участников отношений, регулируемых
законодательством о налогах и сборах. В случаях, когда
законодательством на эти органы возложены обязанности по
налоговому контролю, они пользуются правами и несут обязанности
налоговых органов, предусмотренные вышеназванным Кодексом.
В соответствии со ст. ст. 9, 11 Федерального закона "О
введении в действие части второй Налогового кодекса Российской
Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты
Российской Федерации о налогах" с 01.01.2001 контроль за
правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения во
внебюджетные фонды страховых взносов, входящих в единый социальный
налог, осуществляют налоговые органы. Взносы на обязательное
социальное страхование от несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний в единый социальный налог не включены
и уплачиваются в соответствии с Федеральным законом об этом виде
социального страхования.
Таким образом, спорные правоотношения регулируются Федеральным
законом "Об обязательном социальном страховании от несчастных
случаев на производстве и профессиональных заболеваний", который
не предусматривает ответственность за несвоевременное
представление расчетной ведомости.
Следовательно, ответчик не может нести налоговую
ответственность согласно п. 1 ст. 119 Налогового кодекса
Российской Федерации.
Ссылка заявителя на ст. 10 ФЗ Российской Федерации от
02.01.2000 N 24-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования
Российской Федерации на 2000 год", предоставляющую право органам
ФСС России применять налоговую ответственность, несостоятельна.
Данная правовая норма не является нормой прямого действия, а сам
Закон применяется к правоотношениям, возникшим в 2000 году.
Правонарушение, за которое истец привлек общество к
ответственности, имело место в 2001 году. Действовавший в 2001
году бюджетный закон не предусматривал применение финансовых
санкций к плательщикам указанных страховых взносов за
несвоевременное представление отчетности. При таких
обстоятельствах выводы суда об отсутствии правовых оснований для
привлечения ответчика к налоговой ответственности по п. 1 ст. 119
Налогового кодекса РФ являются правильными.
Руководствуясь ст. ст. 284 - 289 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд
Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 8 июля 2002 года и постановление от 26 августа 2002
г. Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-15433/02-14-74
оставить без изменения.
|