ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 октября 2002 г. N 759
О ПОДПИСАНИИ СОГЛАШЕНИЯ
МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И ПРАВИТЕЛЬСТВОМ МЕКСИКАНСКИХ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ
О СОТРУДНИЧЕСТВЕ И ВЗАИМНОЙ ПОМОЩИ
В ТАМОЖЕННЫХ ДЕЛАХ
Правительство Российской Федерации постановляет:
Одобрить представленный Государственным таможенным комитетом
Российской Федерации согласованный с Министерством иностранных дел
Российской Федерации и Министерством юстиции Российской Федерации
и предварительно проработанный с Мексиканской Стороной проект
Соглашения между Правительством Российской Федерации и
Правительством Мексиканских Соединенных Штатов о сотрудничестве и
взаимной помощи в таможенных делах (прилагается).
Поручить Государственному таможенному комитету Российской
Федерации провести переговоры с Мексиканской Стороной и по
достижении договоренности подписать от имени Правительства
Российской Федерации указанное Соглашение, разрешив вносить в
прилагаемый проект изменения и дополнения, не имеющие
принципиального характера.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.КАСЬЯНОВ
Проект
СОГЛАШЕНИЕ
МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И ПРАВИТЕЛЬСТВОМ МЕКСИКАНСКИХ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ
О СОТРУДНИЧЕСТВЕ И ВЗАИМНОЙ ПОМОЩИ
В ТАМОЖЕННЫХ ДЕЛАХ
Правительство Российской Федерации и Правительство
Мексиканских Соединенных Штатов, именуемые в дальнейшем Сторонами,
исходя из того, что нарушение таможенного законодательства
наносит ущерб экономическим, налоговым и торговым интересам их
государств,
сознавая важность обеспечения точного исчисления таможенных
пошлин, налогов и других сборов, взимаемых при импорте или
экспорте товаров, а также надлежащего соблюдения условий запрета,
ограничения и контроля ввоза и вывоза товаров,
считая, что усилия по предотвращению нарушений таможенного
законодательства и обеспечению правильного взимания таможенных
пошлин и налогов могут стать более эффективными благодаря
сотрудничеству между таможенными службами их государств,
принимая во внимание Рекомендацию Совета таможенного
сотрудничества о взаимном административном содействии от 5 декабря
1953 года,
согласились о нижеследующем:
Статья 1
Определение терминов
Понятия, используемые в настоящем Соглашении, означают
следующее:
"таможенные службы":
в Российской Федерации - Государственный таможенный комитет
Российской Федерации;
в Мексиканских Соединенных Штатах - Министерство финансов и
государственного кредита;
"таможенное законодательство" - совокупность применяемых
таможенными службами нормативных правовых актов, регулирующих
ввоз, вывоз и транзит товаров и касающихся взимания таможенных
пошлин, включая компенсационные и антидемпинговые пошлины, налоги
и другие сборы, либо мер по запрету, ограничению или контролю за
перемещением товаров через государственную границу;
"информация" - любые данные, документы, доклады и их
заверенные копии и другие сообщения;
"сведения" - информация, подвергнутая толкованию или анализу с
целью конкретизации деталей таможенного нарушения;
"нарушение" - любое нарушение таможенного законодательства, а
также любая попытка нарушения этого законодательства;
"лицо" - любое физическое или юридическое лицо;
"запрашиваемая таможенная служба" - таможенная служба, которая
получает запрос о помощи в таможенных делах на основании
настоящего Соглашения;
"запрашивающая таможенная служба" - таможенная служба, которая
направляет запрос о помощи в таможенных делах на основании
настоящего Соглашения.
Статья 2
Сфера действия Соглашения
1. Стороны через таможенные службы своих государств в
соответствии с положениями настоящего Соглашения:
а) оказывают взаимное содействие в предотвращении,
расследовании и пресечении нарушений;
б) оказывают по запросу взаимное содействие в предоставлении
информации для использования ее в целях применения и соблюдения
таможенного законодательства;
в) принимают меры по облегчению и ускорению перемещения
пассажиров и товаров между территориями государств обеих Сторон;
г) принимают меры по осуществлению сотрудничества в области
исследования, разработки и испытания новых таможенных процедур,
обучения кадров, обмена специалистами, а также по другим вопросам,
которые могут потребовать их совместных действий;
д) стремятся к гармонизации и унификации своих таможенных
систем, к усовершенствованию таможенных технологий, а также к
решению вопросов, связанных с применением и соблюдением
таможенного законодательства.
2. Содействие, предусмотренное подпунктами "а" и "б" пункта 1
настоящей статьи, может быть оказано с целью использования в любых
судебных, административных или иных разбирательствах.
3. Содействие, оказываемое в рамках настоящего Соглашения,
осуществляется в соответствии с законодательством государства
запрашиваемой таможенной службы и в пределах ее компетенции и
возможностей.
4. Настоящее Соглашение предназначено исключительно для
оказания взаимной административной помощи Сторонами. Положения
настоящего Соглашения не создают для какого-либо физического лица
права получать, препятствовать использованию или отводить любые
доказательства либо препятствовать выполнению запроса.
5. Никакие положения настоящего Соглашения не будут
истолкованы таким образом, что их применение ограничит практику
оказания взаимной помощи, существующую в настоящее время между
Сторонами.
Статья 3
Формы сотрудничества и взаимной помощи
Таможенные службы по собственной инициативе или по запросу в
соответствии с условиями настоящего Соглашения:
а) передают друг другу необходимую информацию, которая может
помочь в обеспечении надлежащего применения таможенного
законодательства, а также в предупреждении, расследовании и
пресечении нарушений;
б) обмениваются опытом, касающимся их деятельности, и
информацией о новых направлениях, средствах и методах совершения
нарушений, а также эффективных способах борьбы с ними;
в) обмениваются информацией, которая может помочь в
обеспечении правильного взимания таможенных платежей, в частности
информацией, способствующей определению таможенной стоимости
товаров, установлению их происхождения и тарифной классификации;
г) предоставляют друг другу информацию и сведения, которые
могут помочь в обеспечении надлежащего применения импортных,
экспортных и транзитных запретов и ограничений либо освобождения
от уплаты таможенных пошлин, налогов и других сборов;
д) сообщают друг другу о существенных изменениях в их
таможенном законодательстве, о применяемых ими технических
средствах контроля и методах их использования, а также обсуждают
другие вопросы, представляющие взаимный интерес.
Статья 4
Техническая помощь
Таможенные службы оказывают друг другу техническую помощь в
таможенных делах, включая:
а) обмен визитами сотрудников таможенных служб для достижения
более глубокого понимания таможенных технологий, применяемых
обеими таможенными службами;
б) обучение и помощь в совершенствовании специальных навыков
сотрудников таможенных служб;
в) обмен информацией и опытом в использовании технических
средств контроля;
г) обмен визитами экспертов по таможенным вопросам;
д) обмен профессиональными, научными и техническими данными
относительно таможенного законодательства и таможенных процедур.
Статья 5
Наблюдение за лицами, товарами
и транспортными средствами
Таможенная служба государства одной Стороны по собственной
инициативе или по запросу таможенной службы государства другой
Стороны осуществляет наблюдение и передает ей информацию и
сведения о:
а) перемещениях, в частности, въездах на территорию и выездах
с территории ее государства лиц, подозреваемых в нарушении или
совершивших нарушение на территории государства другой Стороны;
б) перемещениях товаров, определяемых запрашивающей таможенной
службой как приводящие к значительному незаконному ввозу на
территорию или вывозу с территории ее государства либо вызывающие
подозрение в этом;
в) транспортных средствах, известных или подозреваемых в
использовании с целью нарушения таможенного законодательства
государства запрашивающей таможенной службы;
г) местах складирования товаров, в отношении которых имеются
основания полагать, что они могут быть использованы для нарушения
таможенного законодательства государства запрашивающей таможенной
службы.
Статья 6
Контролируемая поставка
1. Таможенные службы могут по взаимной договоренности
использовать метод контролируемой поставки товаров, являющихся
предметом незаконного оборота, в целях выявления лиц, вовлеченных
в незаконный оборот этих товаров.
2. Незаконные партии товаров, контролируемые поставки которых
осуществляются в соответствии с достигнутыми договоренностями, с
согласия обеих таможенных служб могут быть перехвачены или
оставлены для дальнейшей перевозки с сохранением или изъятием,
полной или частичной заменой незаконной партии.
3. Решения об использовании контролируемых поставок
принимаются в каждом отдельном случае и могут при необходимости
учитывать договоренности между таможенными службами по финансовым
аспектам и порядку их осуществления.
Статья 7
Борьба с незаконным оборотом товаров, имеющих
особо важное значение
Таможенные службы незамедлительно передают друг другу по
собственной инициативе или по запросу необходимую информацию о
готовящихся или совершенных действиях, которые являются или могут
являться нарушением таможенного законодательства, в области:
а) перемещения оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и
взрывных устройств;
б) перемещения предметов старины и искусства, представляющих
значительную историческую, культурную или археологическую ценность
для государства одной из Сторон;
в) перевозки ядовитых веществ, а также веществ, представляющих
опасность для окружающей среды и здоровья людей;
г) перемещения товаров, облагаемых высокими таможенными
пошлинами или налогами;
д) перемещения товаров, которые подвергаются нетарифным
ограничениям в соответствии с перечнями, согласованными
таможенными службами.
Статья 8
Информация о перемещении товаров и других действиях
Таможенные службы по собственной инициативе или по запросу
предоставляют друг другу следующую информацию:
а) были ли товары, ввезенные на территорию государства
запрашивающей таможенной службы, законно вывезены с территории
государства запрашиваемой таможенной службы;
б) были ли товары, вывезенные с территории государства
запрашивающей таможенной службы, законно ввезены на территорию
государства запрашиваемой таможенной службы;
в) сведения, которые могут быть использованы ими в связи с
нарушением таможенного законодательства на территории государства
запрашивающей таможенной службы, в частности касающиеся:
физических и юридических лиц, известных или подозреваемых в
нарушении таможенного законодательства на территории государства
запрашивающей таможенной службы;
товаров, вовлеченных в значительный незаконный оборот или
вызывающих подозрение в этом;
транспортных средств, о которых известно, что они используются
при нарушении таможенного законодательства на территории
государства запрашивающей таможенной службы.
Статья 9
Передача информации, сведений и документов
1. Таможенная служба государства одной Стороны по собственной
инициативе или по запросу предоставляет таможенной службе
государства другой Стороны информацию, сведения и документы о
готовящихся или совершенных действиях, которые приводят или могут
привести к нарушению таможенного законодательства на территории
государства другой таможенной службы.
2. Информация, сведения и документы, предусмотренные настоящим
Соглашением, могут быть переданы в электронной форме. Одновременно
должны быть переданы все сопутствующие материалы, необходимые для
толкования или использования этой информации.
3. Подлинники документов могут быть запрошены лишь в случаях,
когда предоставления заверенных копий недостаточно. Полученные от
запрашиваемой таможенной службы подлинники должны быть возвращены
при первой возможности.
Статья 10
Эксперты
В случае запроса запрашиваемая таможенная служба может
уполномочить своих должностных лиц представить документальные
свидетельства или экспертные заключения с подтверждающими
материалами, имеющие отношение к нарушению таможенного
законодательства, являющемуся объектом административного или
судебного разбирательства, проводимого на территории государства
запрашивающей таможенной службы.
Статья 11
Форма и содержание запроса об оказании содействия
1. Запрос, сделанный на основании настоящего Соглашения,
должен представляться в письменной форме с приложением документов,
необходимых для его выполнения. В условиях чрезвычайной ситуации
может быть принят устный запрос, однако он должен быть
незамедлительно подтвержден в письменной форме.
2. Запрос, сделанный на основании пункта 1 настоящей статьи,
должен содержать следующую информацию:
а) наименование запрашивающей таможенной службы;
б) цель и причина запроса;
в) запрашиваемые действия;
г) краткое описание обстоятельств, имеющих отношение к
запросу;
д) перечень нормативных актов, имеющих отношение к делу;
е) по возможности более полные сведения о лицах, являющихся
предметом расследования.
3. Запросы должны быть сделаны на официальном языке
государства запрашиваемой таможенной службы или на другом
приемлемом для нее языке.
4. Информация и сведения, представленные в рамках настоящего
Соглашения, передаются должностным лицам, специально назначенным
для этих целей каждой таможенной службой. Список таких лиц
согласовывается таможенными службами.
Статья 12
Выполнение запроса
1. По получении запроса таможенной службы государства одной
Стороны таможенная служба государства другой Стороны проводит
официальное расследование и принимает необходимые для исполнения
запроса меры в отношении действий, которые противоречат или могут
противоречить таможенному законодательству государства
запрашивающей таможенной службы. Результаты таких расследований
передаются запрашивающей таможенной службе.
2. Такое расследование проводится в соответствии с
законодательством государства запрашиваемой таможенной службы.
Запрашиваемая таможенная служба проводит расследование, действуя
от своего собственного имени.
3. В случае невозможности выполнения запроса запрашивающая
таможенная служба незамедлительно уведомляется об этом с указанием
причин и обстоятельств, имеющих важное значение для дальнейшего
расследования.
4. В случае если запрашиваемая таможенная служба не
располагает запрашиваемой информацией или не является органом, в
компетенцию которого входит выполнение запроса, она в соответствии
с законодательством своего государства принимает меры к получению
этой информации или незамедлительно запрашивает соответствующий
компетентный орган.
Статья 13
Присутствие должностных лиц
1. Должностные лица таможенной службы государства одной
Стороны с согласия таможенной службы государства другой Стороны
могут в отдельных случаях находиться в качестве наблюдателей на
территории государства последней при расследовании нарушения
таможенного законодательства, действующего на территории
государства запрашивающей таможенной службы.
2. В тех предусмотренных настоящим Соглашением случаях, когда
должностные лица таможенной службы государства одной Стороны
находятся в качестве наблюдателей на территории государства другой
Стороны, они должны быть способны представить в любое время
доказательство своих официальных полномочий. Эти лица не должны
быть одеты в форменную одежду и иметь при себе оружие.
Статья 14
Конфиденциальность
1. Информация и сведения, полученные в соответствии с
настоящим Соглашением, используются только для указанных в нем
целей. Они могут быть переданы или использованы для любых других
целей только с письменного согласия запрашиваемой таможенной
службы, передавшей их.
2. Таможенные службы могут в соответствии с целями и в рамках
настоящего Соглашения использовать информацию и сведения,
полученные на основании настоящего Соглашения, в записях
свидетельских показаний, протоколах, актах, а также в ходе
судебных и административных разбирательств. Использование такой
информации и сведений в качестве доказательства в судебных органах
и их доказательная сила определяются в соответствии с национальным
законодательством государств Сторон.
3. В отношении запросов, информации, актов экспертизы и
сведений, полученных в соответствии с настоящим Соглашением
таможенной службой государства одной Стороны в какой бы то ни было
форме, получившая их таможенная служба обеспечивает такой же режим
конфиденциальности, какой предусмотрен законодательством
государства этой Стороны для собственной информации аналогичного
характера и содержания.
Статья 15
Исключения из обязательств по оказанию содействия
1. В тех случаях, когда таможенная служба считает, что
выполнение запроса может нанести ущерб суверенитету, безопасности,
публичному порядку или любым другим существенным интересам ее
государства, она может полностью или частично отказать в
содействии, предусмотренном настоящим Соглашением, либо оказать
его при соблюдении определенных условий или требований.
2. Если в содействии отказано, то решение об отказе с
указанием причины должно быть в письменной форме незамедлительно
доведено до сведения запрашивающей таможенной службы.
3. Если таможенная служба обращается за содействием,
аналогичное которому не могла бы оказать сама, в своем запросе она
отмечает этот факт. Выполнение такого запроса передается на
усмотрение запрашиваемой таможенной службы.
4. Оказание содействия может быть отложено запрашиваемой
таможенной службой на основании того, что это будет затрагивать
ведущееся расследование, преследование или разбирательство. В этом
случае запрашиваемая таможенная служба консультируется с
запрашивающей таможенной службой с целью определения того, может
ли быть оказано содействие при соблюдении таких требований или
условий, какие могут быть выдвинуты запрашиваемой таможенной
службой.
Статья 16
Расходы
1. Таможенные службы отклоняют любые требования о возмещении
расходов, связанных с выполнением настоящего Соглашения, за
исключением расходов на оплату работы экспертов и переводчиков, не
состоящих на государственной службе. Указанные расходы несет
запрашивающая таможенная служба.
2. Если выполнение запроса потребует значительных расходов или
запрос носит чрезвычайный характер, таможенные службы проводят
консультации с целью определения условий выполнения такого
запроса, а также формы оплаты.
3. Возмещение расходов, связанных с исполнением положений
статьи 4 настоящего Соглашения, может быть предметом отдельной
договоренности между таможенными службами.
Статья 17
Реализация Соглашения
1. Содействие, предусмотренное настоящим Соглашением,
осуществляется непосредственно таможенными службами, которые
взаимно согласовывают практические меры и конкретные
договоренности, необходимые для его реализации.
2. Таможенные службы могут предусматривать установление прямых
каналов связи между их центральными и местными подразделениями по
борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил, а также при
необходимости с другими подразделениями.
3. Таможенные службы проводят регулярные консультации по
вопросам сотрудничества в рамках настоящего Соглашения.
4. Таможенные службы будут стремиться к разрешению по
взаимному согласию проблем или вопросов, которые могут возникнуть
в отношении толкования или применения настоящего Соглашения.
Статья 18
Территориальное действие
Настоящее Соглашение действует на таможенных территориях
государств обеих Сторон, определяемых в соответствии с их
национальным законодательством.
Статья 19
Вступление в силу и прекращение действия
1. Настоящее Соглашение вступает в силу на 30-й день с даты
получения последнего письменного уведомления о выполнении
Сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для его
вступления в силу.
2. Настоящее Соглашение заключается на неопределенный срок.
Каждая из Сторон может в любой момент прекратить его действие,
направив письменное уведомление об этом другой Стороне по
дипломатическим каналам. Действие настоящего Соглашения
прекращается по истечении 3 месяцев с даты получения такого
уведомления. При этом разбирательства, которые ведутся на момент
его прекращения, будут завершены в соответствии с положениями
настоящего Соглашения.
Совершено в _______________ "__" __________ 200_ г. в двух
экземплярах, каждый на русском, испанском и английском языках,
причем все тексты имеют одинаковую силу.
В случае разногласий в толковании настоящего Соглашения будет
использоваться текст на английском языке.
За Правительство
Российской Федерации
За Правительство
Мексиканских Соединенных Штатов
|