ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 15 октября 2002 г. N ГКПИ 2002-1141
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего -
судьи Верховного Суда РФ Редченко Ю.Д.,
при секретаре Савченко Д.В.,
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по
заявлению Будко Александра Павловича о признании незаконным и не
подлежащим применению Постановления Правительства РФ от 30 ноября
2001 г. N 830 "О таможенном тарифе РФ и товарной номенклатуре,
применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности",
установил:
Будко А.П. обратился в Верховный Суд РФ с указанным выше
требованием, сославшись на то, что оспариваемым Постановлением
Правительство РФ не вправе было устанавливать ставки таможенных
пошлин, поскольку в соответствии с Конституцией РФ и Налоговым
кодексом РФ налоги и сборы, к которым относятся таможенные
пошлины, могут быть установлены только федеральным законом.
При этом полагает, что Конституция РФ исключает возможность
установления налогов и сборов органами исполнительной власти, а
поэтому законы и другие правовые акты, действовавшие на территории
Российской Федерации до вступления в силу настоящей Конституции,
должны применяться лишь в части, не противоречащей Конституции РФ.
Закон РФ "О таможенном тарифе" принят до введения в действие
Конституции РФ и как противоречащий ей не подлежит применению.
В судебное заседание Будко А.П. не явился. Из имеющейся в деле
телеграммы следует, что он не возражает против рассмотрения дела в
его отсутствие.
Представитель Правительства РФ Смыслова Е.Б. с заявленным
требованием не согласилась и просила об оставлении его без
удовлетворения, сославшись на то, что оспариваемое Постановление
принято Правительством РФ в пределах своих полномочий и с
соблюдением требований действующего законодательства РФ.
Выслушав объяснения представителя Правительства РФ, исследовав
материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной
прокуратуры РФ Масаловой Л.Ф., полагавшей в удовлетворении
заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации находит его
не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 13 ГК РФ нормативные акты, не
соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие права
и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица,
могут быть признаны недействительными (незаконными).
Как установлено судом, во исполнение требований ст. 2 и ст. 3
Закона РФ "О таможенном тарифе" Правительством РФ 30 ноября 2001
г. принято Постановление N 830, которым утвержден Таможенный тариф
Российской Федерации - свод ставок ввозных таможенных пошлин,
систематизированных в соответствии с Товарной номенклатурой
внешнеэкономической деятельности Российской Федерации.
По утверждению представителя Правительства РФ, оспариваемое
Постановление требованиям Конституции РФ и Налогового кодекса РФ
не противоречит и охраняемых законом интересов заявителя не
нарушает.
Таможенные платежи за ввоз на территорию Российской Федерации
товаров предусмотрены таможенным законодательством.
Установление же ставок ввозных таможенных пошлин Законом РФ "О
таможенном тарифе" отнесено к компетенции Правительства РФ, что им
и было сделано при принятии оспариваемого Постановления.
Эти утверждения представителя Правительства РФ материалами
дела не опровергнуты.
Не представлено каких-либо убедительных данных в их
опровержение и самим заявителем.
Анализ действующего по этому вопросу законодательства также
свидетельствует о том, что оспариваемое Постановление
Правительства РФ ему не противоречит.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что
каких-либо правовых оснований для признания оспариваемого
Постановления Правительства РФ незаконным не имеется.
Довод заявителя о том, что налоги и сборы (таможенные пошлины)
могут устанавливаться только федеральным законом и Правительство
РФ не вправе устанавливать их своими правовыми актами, является
правомерным.
Однако суд в данном случае не может согласиться с утверждением
заявителя о том, что оспариваемым Постановлением при определении
размера ставок таможенных пошлин был установлен налог за ввоз на
территорию Российской Федерации товаров, поскольку такой налог
(таможенные пошлины) установлен Налоговым и Таможенным
законодательством РФ, как это и предусмотрено Конституцией РФ.
Что же касается определения размера ставок таможенных пошлин и
порядка их установления, то решение этого вопроса в целях
оперативного регулирования внешнеэкономической деятельности на
территории Российской Федерации законодателем отнесено к
компетенции Правительства РФ, что следует из содержания ч. 2 ст. 3
Закона РФ "О таможенном тарифе", согласно которой ставки ввозных
таможенных пошлин в пределах, установленных настоящим Законом,
определяются Правительством Российской Федерации.
Данное право Правительства РФ подтверждается и содержанием ст.
12 Федерального закона от 13 октября 1995 г. (в редакции от 10
февраля 1999 г.), в соответствии с которой Правительство РФ
принимает решения об определении величины ставок таможенного
тарифа в пределах, установленных федеральными законами.
Установленные оспариваемым Постановлением Правительства РФ
размеры ставок ввозных таможенных пошлин не выходят за пределы,
установленные законом, что свидетельствует о соответствии данного
Постановления требованиям приведенных выше Законов.
Не оспаривает по существу этого обстоятельства в своем
заявлении и сам заявитель.
Право Правительства РФ в сфере установления ставок ввозных и
вывозных таможенных пошлин в случае, если это предусмотрено
федеральным законом, подтверждено и определением Конституционного
Суда РФ от 15 декабря 2000 г. N 294-О по жалобе ОАО "Нефтяная
компания "Юкос".
В данном определении указывается, что применительно к
различным видам таможенных пошлин закон может устанавливать как
размеры ставок, так и критерии, условия, согласно которым они
определяются, делегируя соответствующие полномочия Правительству
РФ.
Наделение Правительства РФ правом устанавливать ставки
таможенных пошлин исключительно в качестве мер оперативного
регулирования внешнеэкономической деятельности не является
нарушением конституционного принципа разделения властей.
Из этого, по мнению суда, следует, что указанное правомочие
Правительства РФ, закрепленное в п. 2 ст. 3 Закона РФ "О
таможенном тарифе", не может рассматриваться как нарушающее
конституционный принцип законного установления налога и сбора.
При этом судом не может быть принята во внимание ссылка
заявителя на несоответствие Конституции РФ Закона РФ "О таможенном
тарифе", поскольку данный Закон в установленном порядке
Конституционным Судом РФ, к исключительной компетенции которого
отнесено решение этого вопроса, таковым не признавался и
продолжает действовать в полном объеме без каких-либо изъятий.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191 - 197 и
239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
заявление Будко Александра Павловича о признании незаконным и
не подлежащим применению Постановления Правительства РФ от 30
ноября 2001 г. N 830 "О таможенном тарифе РФ и товарной
номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической
деятельности" оставить без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Кассационную
коллегию Верховного Суда РФ в течение 10 дней со дня его вынесения
в окончательной форме.
|