Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ N 5-Г02-136 ОТ 11.10.2002 ДЕЛО ПО ЗАЯВЛЕНИЮ В ЧАСТИ ПРИЗНАНИЯ ПРОТИВОРЕЧАЩИМИ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ЗАКОНА ГОРОДА МОСКВЫ "О РАЙОННОЙ УПРАВЕ В ГОРОДЕ МОСКВЕ" ОТ 11.09.1996 N 28-91 НАПРАВЛЕНО НА НОВОЕ РАССМОТРЕНИЕ В СУД ПЕРВОЙ ИНСТАНЦИИ, ПОСКОЛЬКУ СУДОМ НЕ ИССЛЕДОВАНЫ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ...

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


                  ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                              ОПРЕДЕЛЕНИЕ
                        от 11 октября 2002 года
   
                                                      Дело N 5-Г02-136
                                                                      
       Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда России в
   составе:
   
       председательствующего                            Кнышева В.П.,
       судей                                            Нечаева В.И.,
                                                      Харланова А.В.,
       с участием прокурора                             Власовой Т.А.
   
       рассмотрела   в   судебном  заседании  11   октября   2002   г.
   кассационные   жалобы  представителя  Московской   городской   Думы
   Коданевой  С.И.  и представителя мэра г. Москвы Гвоздевой  Д.С.  на
   решение  Московского городского суда от 18 июля  2002  г.,  которым
   признаны   противоречащими  федеральному  законодательству   и   не
   действующими  со дня вступления решения в законную силу:  преамбула
   в  части слов "органа власти района города Москвы"; часть 3  статьи
   4  в  части слов "постоянно проживающий не менее года на территории
   района   в  соответствии  с  установленными  правилами  регистрации
   граждан";  часть 4 статьи 4; предложение первое части 11 статьи  4;
   часть  8 статьи 8; глава III (статьи 11 - 17) Закона города  Москвы
   "О  районной управе в городе Москве" от 11 сентября 1996 года N 28-
   91  в  редакции законов г. Москвы от 10 марта 1999 г.  N  7,  от  1
   декабря  1999 г. N 38, от 14 июля 2000 г. N 23, от 21 февраля  2001
   г. N 6, от 27 июня 2001 г. N 27, от 24 октября 2001 г. N 58.
       Заслушав  доклад  судьи  Верховного Суда  Российской  Федерации
   Нечаева  В.И.,  объяснения представителя Московской городской  Думы
   Коданевой  С.И.  и представителя мэра г. Москвы Гвоздевой  Д.С.,  а
   также  объяснения  П.,  Г.  и его представителя  -  Гарнатко  Н.Н.,
   заключение  прокурора Генеральной прокуратуры Российской  Федерации
   Власовой  Т.А.,  полагавшей оставить решение суда без  изменения  в
   части   удовлетворения   требования   прокурора   и   удовлетворить
   ходатайство П. об отказе от требования с направлением дела  в  этой
   части на новое рассмотрение, исследовав материалы дела, коллегия
   
                              установила:
   
       Ж.,  П.  и  Ш.  обратились  в  суд  с  заявлением  о  признании
   противоречащими  федеральному законодательству предложения  первого
   части  11 статьи 4, статей 11 - 17 (глава III) Закона города Москвы
   "О  районной управе в городе Москве" от 11 сентября 1996 года N 28-
   91  в  редакции законов г. Москвы от 10 марта 1999 г.  N  7,  от  1
   декабря  1999 г. N 38, от 14 июля 2000 г. N 23, от 21 февраля  2001
   г. N 6, от 27 июня 2001 г. N 27, от 24 октября 2001 г. N 58.
       Прокурор города Москвы обратился в суд с заявлением о признании
   противоречащими федеральному законодательству преамбулы,  частей  3
   и 4 статьи 4, части 8 статьи 8 данного Закона г. Москвы.
       Г.  обратился  в  суд с заявлением о признании  противоречащими
   федеральному законодательству части 3 ст. 12 названного  Закона  г.
   Москвы.
       Суд  объединил  заявления указанных лиц в одно производство  и,
   рассмотрев дело, вынес приведенное выше решение.
       В  кассационной жалобе представитель Московской городской  Думы
   Коданева С.И. в просительной части просила отменить решение суда  и
   направить  дело  на  новое рассмотрение. В  заседании  кассационной
   инстанции   названный  представитель  Московской   городской   Думы
   уточнил  просительную часть своей жалобы и просил отменить  решение
   суда  в части признания недействительными предложения первого части
   11  статьи  4 и главы III (статьи 11 - 17) Закона города Москвы  "О
   районной  управе в городе Москве". Из содержания этой  кассационной
   жалобы  видно,  что  представитель  Московской  городской  Думы  не
   согласен  именно  с этой частью решения суда и только  в  отношении
   этой   части  приведены  в  жалобе  мотивы  несогласия  с  судебным
   решением.
       В  краткой  кассационной жалобе представителя  мэра  г.  Москвы
   Расторгуева  А.  Е. ставился вопрос об отмене решения  и  отказе  в
   заявлениях  (л.д.  224, 225). В мотивированной кассационной  жалобе
   представитель  мэра  г. Москвы Гвоздева Д. С.  уточнила  требование
   жалобы   и   просит   отменить  решение  суда  в  части   признания
   недействительными предложения первого части 11  статьи  4  и  главы
   III  (статьи  11  - 17) Закона города Москвы "О районной  управе  в
   городе Москве" и направить дело на новое рассмотрение.
       Кассационные  жалобы обоснованы тем, что законодательный  орган
   г.  Москвы  вправе был установить правила, изложенные в предложении
   первом  части  11  статьи 4 и главе III (статьи  11  -  17)  Закона
   города  Москвы  "О  районной  управе  в  городе  Москве";  они   не
   противоречат федеральному законодательству.
       Обсудив   доводы  кассационных  жалоб,  коллегия   находит   их
   подлежащими  удовлетворению. Законность  и  обоснованность  решения
   суда  коллегия проверила в пределах кассационных жалоб с учетом  их
   уточнений.
       Признавая часть 11 статьи 4 и главу III (статьи 11 - 17) Закона
   города  Москвы  "О районной управе в городе Москве" противоречащими
   федеральному  законодательству, суд указал  на  то,  что  должность
   главы  муниципального  образования может быть предусмотрена  только
   уставом  муниципального  образования,  который  разрабатывается   и
   принимается  им  самостоятельно. Субъект  Российской  Федерации  не
   вправе  устанавливать  в своих законах нормы, прямо  предписывающие
   всем    муниципальным   образованиям   вводить   должность    главы
   муниципального  образования,  а  также  устанавливать  порядок   ее
   замещения.  При  этом суд руководствовался в том числе  статьей  16
   Федерального  закона  "Об  общих  принципах  организации   местного
   самоуправления   в  Российской  Федерации",  предусматривающей,   в
   частности,  должность  главы муниципального образования  и  порядок
   его избрания.
       Однако  с этим выводом согласиться нельзя. Суд руководствовался
   названной  статьей  без учета установлений статьи  14  Федерального
   закона  "Об  общих принципах организации местного самоуправления  в
   Российской   Федерации"   и  отсутствия   в   г.   Москве   уставов
   муниципальных образований. Согласно ст. 14 Федерального закона  "Об
   общих  принципах организации местного самоуправления  в  Российской
   Федерации"   к   органам  местного  самоуправления   относятся,   в
   частности,  выборные органы, образуемые в соответствии с  настоящим
   Федеральным  законом,  законами  субъектов  Российской   Федерации,
   уставами  муниципальных  образований (п. 1).  Наименования  органов
   местного   самоуправления  устанавливаются  уставами  муниципальных
   образований   в   соответствии  с  законами  субъектов   Российской
   Федерации  с  учетом  национальных,  исторических  и  иных  местных
   традиций (п. 4).
       По   смыслу   приведенной  правовой  нормы  субъект  Российской
   Федерации    вправе   предусмотреть   выборный    орган    местного
   самоуправления  и  его наименование. Наименование  органа  местного
   самоуправления устанавливается уставом муниципального  образования,
   но  в  соответствии с законами субъектов Российской Федерации.  Как
   видно  из  содержания  Закона города Москвы "О  районной  управе  в
   городе  Москве",  глава управы является выборным  органом,  поэтому
   законом г. Москвы мог быть предусмотрен такой выборный орган и  его
   наименование.
       Кроме того, при применении ст. 16 Федерального закона "Об общих
   принципах   организации   местного  самоуправления   в   Российской
   Федерации"  суд  исходил из того, что глава управы является  главой
   муниципального  образования. Но этот вывод  судом  не  мотивирован.
   При  этом  суд  оставил без внимания, что в  Законе  г.  Москвы  "О
   районной управе в городе Москве" нет установления о том, что  глава
   управы  является  главой муниципального образования.  В  статье  11
   названного Закона г. Москвы предусмотрено, что глава управы  -  это
   должностное лицо управы, занимающее выборную должность.  Статья  56
   Устава  города  Москвы, устанавливающая, что "выборным  должностным
   лицом   местного   самоуправления  является  глава   муниципального
   образования,  возглавляющий  районную  управу,  -  глава   районной
   управы", на момент рассмотрения дела не действовала, так как  глава
   9  Устава города Москвы вступает в силу со дня, следующего за  днем
   истечения  срока  полномочий  составов  районных  собраний   города
   Москвы,  избранных  19  декабря  1999  года  (Закон  г.  Москвы  "О
   внесении изменений и дополнений в Устав города Москвы").
       Глава  III  Закона города Москвы "О районной  управе  в  городе
   Москве"  по  своему  содержательному объему  посвящена  в  основном
   предметам ведения главы управы. В соответствии с частью 2 п. 3  ст.
   6  Федерального  закона  "Об общих принципах  организации  местного
   самоуправления  в  Российской  Федерации"  в  субъектах  Российской
   Федерации   -  городах  федерального  значения  Москве   и   Санкт-
   Петербурге  -  в  целях  сохранения единства  городского  хозяйства
   предметы  ведения,  находящиеся  на  их  территориях  муниципальных
   образований,  определяются законами субъектов Российской  Федерации
   -  городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. Поэтому
   у  суда не было оснований для признания главы III указанного Закона
   города  Москвы,  противоречащей  федеральному  законодательству   в
   полном объеме.
       В  заседании  кассационной инстанции П. от своего  имени  и  по
   доверенности от имени Ж. и Ш. согласился с действием ст.  14  главы
   III  Закона  города Москвы "О районной управе в  городе  Москве"  о
   полномочиях главы управы за исключением первого предложения  данной
   статьи,  о  чем  подал  заявление об отказе от  требования  в  этой
   части.
       При  новом  рассмотрении дела в отмененной части  суду  следует
   учесть  изложенное, определить, какие обстоятельства имеют значение
   для   дела,   кем  из  лиц,  участвующих  в  деле,   они   подлежат
   доказыванию,   поставить  их  на  обсуждение,   даже   если   лица,
   участвующие  в деле, на какие-либо из них не ссылались,  и  вынести
   законное и обоснованное решение.
       Руководствуясь    ст.   ст.   304,   305,   311    Гражданского
   процессуального кодекса РСФСР, коллегия
   
                              определила:
   
       отменить решение Московского городского суда от 18 июля 2002 г.
   в  части  признания  противоречащими федеральному  законодательству
   предложения первого части 11 статьи 4 и главы III (статьи 11 -  17)
   Закона  города  Москвы "О районной управе в городе  Москве"  от  11
   сентября  1996  года N 28-91 в редакции законов  г.  Москвы  от  10
   марта 1999 г. N 7, от 1 декабря 1999 г. N 38, от 14 июля 2000 г.  N
   23,  от  21  февраля 2001 г. N 6, от 27 июня 2001 г. N  27,  от  24
   октября  2001  г.  N  58, и направить дело в этой  части  на  новое
   рассмотрение в тот же суд.
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Сайт управляется системой uCoz