Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГД ФС РФ ОТ 09.10.2002 N 3097-III ГД О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 202996-3 "О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ"

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


               ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
                          РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                   от 9 октября 2002 г. N 3097-III ГД
   
                О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 202996-3
               "О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
                         "ОБ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ"
   
       Государственная Дума    Федерального    Собрания    Российской
   Федерации постановляет:
       1. Принять   в   первом   чтении  проект  Федерального  закона
   N 202996-3   "О   введении  в  действие  Федерального  закона  "Об
   электроэнергетике", внесенный Правительством Российской Федерации.
       2. Комитету  Государственной Думы по энергетике,  транспорту и
   связи при доработке указанного  законопроекта  ко  второму  чтению
   учесть   предложения   о   необходимости   дополнить  законопроект
   положениями:
       обязывающими Правительство   Российской  Федерации  обеспечить
   постепенное  увеличение  доли  участия  Российской   Федерации   в
   уставном  капитале  организаций  -  федеральной сетевой компании и
   системного оператора до 75 процентов плюс одна голосующая акция;
       не допускающими  снижения  доли участия государства в уставном
   капитале гидроэлектростанций;
       учитывающими проблему  расчетов  по  долгам энергопотребителей
   поставщикам электрической энергии.
       3. Направить   указанный  законопроект  Президенту  Российской
   Федерации,  в Совет  Федерации  Федерального  Собрания  Российской
   Федерации,  комитеты и комиссии Государственной Думы,  депутатские
   объединения  в  Государственной  Думе,  Правительство   Российской
   Федерации,  законодательные  (представительные)  органы  субъектов
   Российской Федерации,  Верховный Суд Российской Федерации,  Высший
   Арбитражный Суд Российской Федерации.
       Установить, что   поправки    к    указанному    законопроекту
   направляются   в   Комитет  Государственной  Думы  по  энергетике,
   транспорту и связи в течение месяца  со  дня  принятия  настоящего
   Постановления.
       4. Комитету Государственной Думы по энергетике,  транспорту  и
   связи  доработать  указанный  законопроект  с  учетом  поступивших
   поправок и внести его  на  рассмотрение  Государственной  Думы  во
   втором чтении.
       5. Настоящее  Постановление  вступает  в  силу  со   дня   его
   принятия.
   
                                                         Председатель
                                                 Государственной Думы
                                                Федерального Собрания
                                                 Российской Федерации
                                                         Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ
   
   
   
   
   
   
                                                               Проект
                                                           N 202996-3
   
                                              Вносится Правительством
                                                 Российской Федерации
   
                          РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
   
                           ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
   
               О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
                         "ОБ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ"
   
                                                               Принят
                                                Государственной Думой
                                              "__" ________ 2002 года
   
                                                              Одобрен
                                                    Советом Федерации
                                              "__" ________ 2002 года
   
       Статья 1.  Ввести в действие с 1 января 2003 года  Федеральный
   закон   "Об   электроэнергетике",   за  исключением  положений,  в
   отношении которых настоящим Федеральным законом  установлены  иные
   сроки введения в действие.
   
       Статья 2. Признать утратившими силу:
       с 1 января 2004 года - Федеральный закон  от  7  мая  1998  г.
   N 74-ФЗ   "Об   особенностях   распоряжения   акциями  Российского
   акционерного  общества   энергетики   и   электрификации   "Единая
   энергетическая   система  России"  и  акциями  других  акционерных
   обществ    электроэнергетики,    находящимися    в     федеральной
   собственности"  (Собрание  законодательства  Российской Федерации,
   1998, N 19, ст. 2070);
       с 1  июля 2005 года - Федеральный закон от 14 апреля 1995 года
   N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на  электрическую
   и    тепловую    энергию   в   Российской   Федерации"   (Собрание
   законодательства Российской Федерации, 1995, N 16, ст. 1316; 1999,
   N 7, ст. 880).
   
       Статья 3
   
       1. Внести в статью 1 Федерального закона от 24  июня  1999  г.
   N 122-ФЗ    "Об   особенностях   несостоятельности   (банкротства)
   субъектов  естественных  монополий  топливно   -   энергетического
   комплекса" (Собрание законодательства Российской Федерации,  1999,
   N 26, ст. 3179) следующие изменения:
       а) в пункте 2 исключить  слова  "производством  электрической,
   тепловой энергии";
       б) пункт 3 исключить.
       Указанные изменения  и  дополнения  вступают в силу с 1 января
   2006 года.
       2. Дополнить  пункт  1  статьи  17  Федерального  закона  от 8
   августа  2001  г.  N  128-ФЗ  "О  лицензировании  отдельных  видов
   деятельности"  (Собрание  законодательства  Российской  Федерации,
   2001, N 33 (часть I), ст. 3430) абзацем следующего содержания:
       "деятельность по продаже электрической энергии гражданам".
       Указанное дополнение вступает в силу с 1 января 2005 года.
       Ограничения, налагаемые  на  аффилированных  лиц  (группу лиц)
   организации по управлению единой национальной электрической  сетью
   и  системного  оператора  пунктом 4 статьи 8 и пунктом 4 статьи 12
   Федерального закона "Об электроэнергетике",  вступают в силу  с  1
   апреля 2005 г.
       Пункт 2 статьи 8 и пункт 3 статьи 12 Федерального  закона  "Об
   электроэнергетике" вводятся в действие с 31 марта 2005 года.
   
       Статья 4.  Пункт 2 статьи 5,  пункт 2 статьи 11, статьи 9, 16,
   22,  23,  31,  32,  глава VII и статья 42 Федерального закона  "Об
   электроэнергетике" вводятся в действие с 1 июля 2005 года.
   
       Статья 5.  В  целях  обеспечения действенного государственного
   контроля   за   реализацией    мероприятий    по    реформированию
   электроэнергетики  Российской  Федерации  с даты вступления в силу
   Федерального закона "Об  электроэнергетике"  все  решения  органов
   управления  Российского открытого акционерного общества энергетики
   и   электрификации   "Единая   энергетическая   система   России",
   предусмотренные   законодательством   Российской   Федерации   для
   реорганизации  хозяйственных  обществ  (в  том  числе  решения   о
   реорганизации   и   ее   форме,   о  порядке  распределения  акций
   реорганизуемого  общества,  о  формировании   имущества   обществ,
   создаваемых   в  результате  реорганизации),  принимаются  простым
   большинством голосов.
       Решение о   порядке   распределения  акций  при  реорганизации
   Российского   открытого   акционерного   общества   энергетики   и
   электрификации "Единая энергетическая система России", принимаемое
   в соответствии с настоящей статьей простым  большинством  голосов,
   предусматривает      пропорциональное      распределение     акций
   реорганизуемого общества.
   
       Статья 6.  Приведение уровня государственных регулируемых  цен
   (тарифов)    в   электроэнергетике   к   уровню,   обеспечивающему
   экономически  обоснованный  уровень   доходности   инвестиционного
   капитала,    вложенного    в    сферы    деятельности    субъектов
   электроэнергетики,   в   которых    применяется    государственное
   регулирование цен (тарифов),  производится в течение одного года с
   даты вступления в силу Федерального закона "Об электроэнергетике".
   Соответствующая   программа   изменения   уровня   государственных
   регулируемых  цен  (тарифов)  в   электроэнергетике   утверждается
   Правительством Российской Федерации.
       По мере дерегулирования рынка электрической энергии  в  период
   до   1   июля   2005  года  осуществляется  поэтапное  прекращение
   государственного  регулирования  цен  (тарифов)   в   потенциально
   конкурентных сферах электроэнергетики,  где такое регулирование не
   предусмотрено  пунктом  2  статьи  22  Федерального   закона   "Об
   электроэнергетике".
   
       Статья 7. До введения в действие статьи 31 Федерального закона
   "Об  электроэнергетике"  каждому   субъекту   оптового   рынка   -
   поставщику  электрической  энергии  предоставляется  право продажи
   части  вырабатываемой  электрической  энергии  по   нерегулируемым
   ценам.  Предельный  объем электрической энергии,  продажа которого
   разрешается    по    нерегулируемым     ценам,     устанавливается
   Правительством  Российской  Федерации  и  должен быть одинаковым в
   процентном отношении для всех субъектов оптового рынка.
       В отношении    остального    объема   электрической   энергии,
   поставляемой этими поставщиками на оптовый рынок,  до  введения  в
   действие  статьи  31  Федерального  закона  "Об электроэнергетике"
   сохраняется государственное регулирование цен (тарифов).
       До введения  в действие статей 31 и 32 Федерального закона "Об
   электроэнергетике"    оптовый    рынок    электрической    энергии
   функционирует    на    основании   правил   переходного   периода,
   утверждаемых Правительством Российской Федерации.
       С даты   введения   в   действие   Федерального   закона   "Об
   электроэнергетике" запрещается совмещение деятельности по передаче
   электрической  энергии  и оперативно - диспетчерскому управлению с
   иными видами деятельности в электроэнергетике для юридических лиц,
   а  с  1  июля  2005  г.  - для групп лиц и аффилированных лиц,  за
   исключением:
       хозяйствующих субъектов,   функционирующих   в  технологически
   изолированных территориальных электроэнергетических системах;
       хозяйствующих субъектов,    осуществляющих   деятельность   по
   передаче  электрической  энергии  и  оперативно  -  диспетчерскому
   управлению    исключительно    для    удовлетворения   собственных
   производственных нужд;
       хозяйствующих субъектов,        совмещающих       производство
   электрической энергии с деятельностью  по  передаче  электрической
   энергии   по  магистральным  линиям  электропередачи,  принятым  в
   эксплуатацию после введения в  действие  Федерального  закона  "Об
   электроэнергетике",  расширяющим  топологию  сети и обеспечивающим
   выдачу мощности генерирующих источников.
       Цели и  порядок  осуществления  деятельности  юридических лиц,
   совмещающих  передачу  электрической  энергии   и   оперативно   -
   диспетчерское   управление   с   иными   видами   деятельности   в
   электроэнергетике  на  момент  введения  в  действие  Федерального
   закона "Об электроэнергетике",  подлежат приведению в соответствие
   с требованиями настоящей статьи в течение  шести  месяцев  с  даты
   введения в действие Федерального закона "Об электроэнергетике".
       Хозяйствующие субъекты,    не    обеспечившие    установленное
   настоящей     статьей     организационное     разделение     видов
   предпринимательской деятельности в электроэнергетике  в  указанные
   сроки,  подлежат  принудительной  реорганизации  в  соответствии с
   законодательством Российской Федерации.
       Цены на  продукцию  (работы,  услуги) хозяйствующих субъектов,
   которые  на  дату  вступления  в  силу  Федерального  закона   "Об
   электроэнергетике" совмещают указанные виды деятельности, подлежат
   государственному регулированию в соответствии с  законодательством
   Российской   Федерации   о   государственном   регулировании   цен
   (тарифов).
       Правительство Российской   Федерации   вправе   вводить   иные
   особенности хозяйственной деятельности указанных субъектов.
   
       Статья 8. С введением в действие главы VII Федерального закона
   "Об  электроэнергетике"  любые  организации  (кроме  гарантирующих
   поставщиков и организаций, в отношении которых Федеральным законом
   "Об   электроэнергетике"   предусмотрен   запрет   на   участие  в
   отношениях,   связанных   с   оборотом   электрической   энергии),
   осуществляющие деятельность в качестве энергосбытовых организаций,
   продают электрическую  энергию  потребителям  по  свободным  ценам
   после   получения  в  установленном  законодательством  Российской
   Федерации  порядке  лицензии  на  осуществление  указанного   вида
   деятельности.
       До введения в  действие  главы  VII  Федерального  закона  "Об
   электроэнергетике"    розничные    рынки   электрической   энергии
   функционируют на основании основных положений переходного периода,
   утверждаемых Правительством Российской Федерации.
   
       Статья 9.   Организация   по  управлению  единой  национальной
   электрической сетью и системный  оператор  учреждаются  Российским
   открытым акционерным обществом энергетики и электрификации "Единая
   энергетическая  система  России"   в   форме   дочерних   открытых
   акционерных обществ с учетом следующих условий:
       1) в  оплату  уставного  капитала  организации  по  управлению
   единой   национальной   электрической  сетью  вносится  имущество,
   принадлежащее  на  праве   собственности   Российскому   открытому
   акционерному   обществу   энергетики   и   электрификации  "Единая
   энергетическая система России" и  относящееся  в  соответствии  со
   статьей  7  Федерального  закона  "Об  электроэнергетике" к единой
   национальной электрической сети;
       2) в  оплату  уставного капитала системного оператора вносится
   имущество,  принадлежащее   на   праве   собственности   открытому
   акционерному обществу "Центральное диспетчерское управление Единой
   энергетической системой России", и часть имущества, принадлежащего
   на праве собственности Российскому открытому акционерному обществу
   энергетики и электрификации "Единая энергетическая система России"
   и  используемого в процессе оперативно - диспетчерского управления
   технологическими режимами работы электроэнергетики;
       3) при   формировании   организации   по   управлению   единой
   национальной электрической сетью и системного  оператора,  которое
   должно  состояться  не позднее 31 марта 2005 года,  обеспечивается
   участие Российской Федерации в их уставном капитале в  размере  не
   менее 52 процентов;
       4) До  обеспечения  прямого  участия  Российской  Федерации  в
   уставных  капиталах  организации по управлению единой национальной
   электрической сетью и системного оператора отчуждение их  акций  и
   (или)  имущества,  внесенного  в оплату их уставного капитала,  не
   допускается.
   
       Статья 10. Атомные электростанции в соответствии с Федеральным
   законом   "Об  использовании  атомной  энергии"  могут  находиться
   исключительно в федеральной собственности.
   
       Статья 11.  Правила  оптового  рынка   электрической   энергии
   утверждаются Правительством Российской Федерации не позднее чем за
   один месяц до введения в действие  статей  31  и  32  Федерального
   закона "Об электроэнергетике".
       Правила оптового рынка электрической энергии  распространяются
   на   всех  субъектов  электроэнергетики  и  потребителей  энергии,
   осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации  на
   дату  вступления  в  силу  статей  31 и 32 Федерального закона "Об
   электроэнергетике"  и  соответствующих  критериям,   установленным
   пунктом 2 статьи 33 указанного Федерального закона.
   
       Статья 12.  С  целью обеспечения действенного государственного
   контроля  за  деятельностью  администратора  торговой  системы  по
   обеспечению  функционирования оптового рынка электрической энергии
   уполномоченный федеральный орган исполнительной власти:
       обладает правом  вето  в  отношении решений органов управления
   администратора торговой системы;
       направляет в органы управления администратора торговой системы
   обязательные к рассмотрению вопросы,  которые подлежат включению в
   повестку   дня  очередного  (внеочередного)  собрания  (заседания)
   органов управления администратора торговой системы,  к компетенции
   которого относится решение данного вопроса;
       принимает решение  по   направленным   в   органы   управления
   администратора торговой системы вопросам в случае,  если указанные
   органы в течение 30 дней не приняли по ним решения.
   
       Статья 13.  Плата за услуги по организации функционирования  и
   развитию  Единой  энергетической  системы  России  взимается до 31
   марта 2005  года.  Порядок  и  условия  взимания  указанной  платы
   определяются Правительством Российской Федерации.
   
       Статья 14.   Предложить   Президенту  Российской  Федерации  и
   Правительству  Российской  Федерации  привести  свои   нормативные
   правовые   акты   в   соответствие   с   Федеральным  законом  "Об
   электроэнергетике" в течение трех месяцев со дня его вступления  в
   силу.
       Нормативные правовые акты Правительства  Российской  Федерации
   во   исполнение   Федерального   закона   "Об   электроэнергетике"
   принимаются в течение трех месяцев со дня его вступления в силу.
       Нормативные правовые   акты   субъектов  Российской  Федерации
   приводятся   в   соответствие   с    Федеральным    законом    "Об
   электроэнергетике" не позднее трех месяцев со дня его вступления в
   силу.
   
       Статья 15.  Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня
   его официального опубликования.
   
                                                            Президент
                                                 Российской Федерации
   
   
   
   
   
   
                         ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
         К ПРОЕКТАМ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ "ОБ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ"
              И "О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
                         "ОБ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ"
   
       Принятие Федерального  закона  "Об  электроэнергетике" вызвано
   необходимостью  формирования  правовых   основ   экономических   и
   производственных  отношений  в  электроэнергетике,  в  том числе в
   части определения полномочий  органов  государственной  власти  по
   регулированию   этих   отношений,  основных  прав  и  обязанностей
   хозяйствующих  субъектов,  участвующих  в  процессе  производства,
   передачи, сбыта и потребления электроэнергии.
       1. Предпосылки     для     принятия     законопроекта      "Об
   электроэнергетике"
       Действующее законодательство Российской Федерации не формирует
   системной  правовой базы,  регламентирующей правоотношения в сфере
   функционирования   электроэнергетического   комплекса.   Предметом
   правового   регулирования     6  главы  30  Гражданского  кодекса
   Российской Федерации является исключительно узкая сфера  отношений
   между  энергоснабжающими  организациями  и конечными потребителями
   энергии,  тогда как к иным специфическим  видам  правоотношений  в
   электроэнергетике,  связанных с куплей - продажей электроэнергии в
   рамках  оптового  рынка,  передачей   энергии,   оказанием   услуг
   общесистемного   характера   и  др.,  положения  указанных  статей
   Гражданского кодекса фактически неприменимы.  Предметом  правового
   регулирования    отдельных   федеральных   законов,   регулирующих
   отношения   в   сфере   электроэнергетики   ("О    государственном
   регулировании  тарифов  на  электрическую  и  тепловую  энергию  в
   Российской   Федерации",   "О   естественных   монополиях",    "Об
   особенностях     несостоятельности     (банкротства)     субъектов
   естественных монополий топливно - энергетического комплекса",  "Об
   энергосбережении",    "Об    особенностях   распоряжения   акциями
   Российского  акционерного  общества  энергетики  и  электрификации
   "Единая   энергетическая   система   России"   и   акциями  других
   акционерных обществ электроэнергетики,  находящимися в федеральной
   собственности",  "О лицензировании отдельных видов деятельности"),
   являются частные   вопросы   отношений   в   секторе,  такие,  как
   ценообразование,  лицензирование  отдельных  видов   деятельности,
   особенности   банкротства  энергокомпаний,  особенности  обращения
   акций организаций  электроэнергетики,  но  при  этом  ни  один  из
   перечисленных   законодательных  актов  не  дает  представления  о
   системе   хозяйственных   отношений   на   рынке   электроэнергии,
   участниках рынка,  их правах и ответственности, системе управления
   технологической инфраструктурой рынка.
       Действие положений      указанных      актов      федерального
   законодательства   в   отсутствие  системного  понимания  сущности
   отношений в энергетическом секторе делает  возможным  произвольное
   применение отрывочных норм соответствующих федеральных законов.
       Более того, в силу технологической специфики электроэнергетики
   законодательная  регламентация  особой  системы  правоотношений  в
   отрасли   является   неотъемлемым   условием   ее   надежного    и
   бесперебойного  функционирования.  Под  технологической спецификой
   следует   понимать   как    физические    особенности    обращения
   электроэнергии    как    товара    (электроэнергия    потребляется
   непосредственно в момент производства и не подлежит складированию,
   кроме  того,  несоответствие  свойств  электроэнергии  стандартным
   параметрам качества и надежности может приводить  к  возникновению
   аварийных   ситуаций),   так   и  наличие  единой  технологической
   инфраструктуры отрасли,  созданной специально для  организованного
   управления  технологическими  режимами  работы  отрасли и потоками
   энергии  (единая  национальная  электрическая   сеть   и   система
   оперативно - диспетчерского управления в электроэнергетике).
       Технологическая специфика   электроэнергетики    обуславливает
   необходимость  существования особой системы оборота электроэнергии
   как товара и наличие институционально организованных сфер ее купли
   -  продажи оптового и розничных рынков.  Единая система управления
   технологическими  режимами  работы  отрасли  и  потоками  энергии,
   наличие которой предопределено условием надежного и бесперебойного
   функционирования  электроэнергетики,  не  допускает  произвольного
   заключения  юридическими и физическими лицами сделок в сфере купли
   - продажи энергии и оказания сопутствующих этому услуг,  требуя от
   этих    субъектов    соблюдения    единых   правил   осуществления
   хозяйственной деятельности в сфере оборота  энергии,  определенным
   образом ограничивающих принцип свободы договора, что допускается в
   соответствии  со  статьей  421  Гражданского  кодекса   Российской
   Федерации.
       2. Содержание      проекта     Федерального     закона     "Об
   электроэнергетике"
       Концептуальные основы   проекта   Федерального   закона    "Об
   электроэнергетике"   (далее   -   законопроект)   изложены  в  его
   концепции.    Принятие    законопроекта    обеспечит    реализацию
   экономической  модели  реформирования электроэнергетики Российской
   Федерации,  предусмотренной Основными направлениями реформирования
   электроэнергетики      Российской     Федерации,     утвержденными
   Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля  2001
   г.   N   526   (см.   финансово   -  экономическое  обоснование  к
   законопроекту).
       Предметом правового   регулирования   законопроекта   является
   установление  правовых  основ  экономических  и   производственных
   отношений    в   сфере   электроэнергетики,   полномочий   органов
   государственной власти по регулированию этих  отношений,  основных
   прав  и  обязанностей  лиц,  участвующих  в процессе производства,
   передачи, распределения и потребления электроэнергии.
       Законопроект определяет электроэнергетику в качестве составной
   части    федеральных    энергетических    систем,    устанавливает
   технологические    и    экономические    основы   функционирования
   электроэнергетики,  общие   принципы   организации   хозяйственных
   отношений и основы федеральной политики в электроэнергетике.
       Глава III законопроекта  ("Единая  национальная  электрическая
   сеть")  определяет  понятие  и правовой статус единой национальной
   электрической сети,  являющейся системообразующим элементом Единой
   энергетической  системы  России.  Заключение договоров на оказание
   услуг  по  передаче  электроэнергии  с  использованием   объектов,
   входящих  в  единую  национальную электрическую сеть,  определение
   режима  использования  указанных  объектов   и   вопросов   вывода
   указанных  объектов из эксплуатации осуществляются централизованно
   организацией по управлению единой национальной электрической сетью
   (федеральной  сетевой  компанией).  Учитывая основополагающую роль
   единой   национальной   электрической   сети   для    безопасности
   государства,  защиты  прав  и  законных  интересов  юридических  и
   физических лиц в обеспечении единства экономического  пространства
   в  сфере  оборота  электрической  энергии,  собственники  или иные
   законные владельцы объектов электросетевого хозяйства,  входящих в
   единую национальную электрическую сеть, в соответствии с пунктом 2
   статьи  1  Гражданского  кодекса  Российской  Федерации   частично
   ограничиваются  в осуществлении соответствующих прав пользования и
   распоряжения указанными объектами (на возмездной основе).
       Законопроект определяет  также  правовой статус организации по
   управлению  единой  национальной  электрической  сетью   (открытое
   акционерное   общество,   не  менее  51  процента  акций  которого
   находится в собственности Российской Федерации),  порядок оказания
   ей   услуг   и   регулирования  ее  деятельности.  Организации  по
   управлению  единой   национальной   электрической   сетью   и   ее
   аффилированным лицам запрещается заниматься деятельностью по купле
   - продаже электроэнергии на внутреннем рынке Российской  Федерации
   (за   исключением  покупки  электроэнергии  для  цели  компенсации
   экономически и технологически обоснованных потерь в  электрических
   сетях).
       Глава IV   "Оперативно   -    диспетчерское    управление    в
   электроэнергетике"  определяет понятие,  правовой статус и порядок
   деятельности системы  оперативно  -  диспетчерского  управления  в
   электроэнергетике,  состав  субъектов  оперативно - диспетчерского
   управления  и  их  иерархию,  основные   принципы   оперативно   -
   диспетчерского управления, особенности оперативно - диспетчерского
   управления  в  аварийных   электроэнергетических   режимах   и   в
   изолированных территориальных электроэнергетических системах.
       Верхним уровнем   иерархии   оперативно    -    диспетчерского
   управления  является  системный  оператор,  деятельность остальных
   субъектов  оперативно  -   диспетчерского   управления   подчинена
   оперативным  диспетчерским  командам  вышестоящего  уровня системы
   оперативно - диспетчерского  управления.  Законопроект  определяет
   правовой   статус   системного   оператора  (открытое  акционерное
   общество,  не  менее  51  процента  акций  которого  находится   в
   собственности  Российской Федерации),  порядок оказания им услуг и
   регулирования  его  деятельности.  Системному  оператору   и   его
   аффилированным лицам запрещается заниматься деятельностью по купле
   - продаже электроэнергии на внутреннем рынке Российской Федерации.
       Законопроектом предусматривается   ограничение   гражданско  -
   правовой ответственности  субъектов  оперативно  -  диспетчерского
   управления  за  действия (бездействие),  повлекшие неблагоприятные
   последствия для  субъектов  электроэнергетики,  в  соответствии  с
   пунктом  1  статьи  400  Гражданского кодекса Российской Федерации
   (пункт  3  статьи   17   законопроекта).   Указанные   ограничения
   продиктованы  ограниченными  возможностями  субъектов оперативно -
   диспетчерского  управления  по  извлечению  в   результате   своей
   деятельности  прибыли,  за  счет  которой  могут  компенсироваться
   убытки, причиненные действиями (бездействием).
       Законопроект (глава  V "Система государственного регулирования
   в электроэнергетике") подробно определяет систему и содержание мер
   государственного воздействия на отношения в отрасли,  распределяет
   полномочия в области государственного регулирования и  контроля  в
   электроэнергетике  между  Правительством  Российской  Федерации  и
   уполномоченными им федеральными органами исполнительной власти.  В
   целях обеспечения благоприятных,  недискриминационных и стабильных
   условий  для  осуществления  предпринимательской  деятельности   в
   электроэнергетике    законопроектом    предусмотрено   ограничение
   избыточного   государственного   вмешательства   в    деятельность
   субъектов  электроэнергетики,  установление исчерпывающего перечня
   методов    государственного    воздействия    на    отношения    в
   электроэнергетике,   максимальная  регламентация  применения  этих
   методов.
       Хозяйственные отношения   в   сфере   оборота   электроэнергии
   регламентируют  главы  законопроекта,   посвященные   оптовому   и
   розничным    рынкам    электроэнергии    (главы    VI    и   VII).
   Институциональная   организация   оптового   рынка   основана   на
   саморегулировании деятельности его участников посредством принятия
   правил  оптового  рынка  соглашением  этих  субъектов  (в  котором
   участвует федеральный орган исполнительной власти,  уполномоченный
   Правительством  Российской  Федерации)  и  формирования  постоянно
   действующей  системы  контроля  за  соблюдением  указанных правил.
   Законопроектом  предусмотрено   наличие   организованной   системы
   договоров  между  субъектами оптового рынка,  определяющей условия
   продаж электроэнергии и оказания услуг на рынке.  Помимо указанной
   системы   договоров   поставщикам   и  покупателям  электроэнергии
   предоставляется  право  в   порядке,   предусмотренном   правилами
   оптового  рынка,  заключать  прямые  двусторонние договоры купли -
   продажи электроэнергии.
       Цены на   электроэнергию   для   покупателей   оптового  рынка
   складываются под воздействием спроса и предложения и  определяются
   по   результатам   сопоставления   ценовых  заявок  поставщиков  и
   покупателей электроэнергии.
       Организация процесса  купли  - продажи электрической энергии в
   рамках  оптового  рынка  осуществляется  администратором  торговой
   системы оптового рынка - некоммерческой организацией,  создаваемой
   субъектами оптового рынка и уполномоченной на  подготовку  проекта
   правил  оптового рынка и предложений по внесению в них изменений и
   дополнений,  контроль за соблюдением условий соглашения  субъектов
   оптового  рынка и правил оптового рынка субъектами оптового рынка,
   контроль за действиями системного оператора,  организацию  системы
   гарантий  и  расчетов  на  оптовом  рынке,  заключение договоров и
   осуществление расчетов за электроэнергию и оказываемые услуги.
       Глава VII     "Розничные    рынки    электрической    энергии"
   устанавливает состав субъектов и принципы организации отношений  в
   рамках  розничных  рынков,  систему гарантий надежного обеспечения
   электроэнергией потребителей,  систему регулирования  деятельности
   по  снабжению электроэнергией граждан,  порядок ценообразования на
   розничных    рынках    и    использования    их    технологической
   инфраструктуры.
       В качестве   основы   надежного   обеспечения  электроэнергией
   потребителей законопроект предусматривает организацию деятельности
   на  розничных рынках специализированных энергосбытовых организаций
   - гарантирующих поставщиков  электроэнергии,  обязанных  заключить
   договор  на поставку (продажу) энергии или энергоснабжение с любым
   потребителем,  который к ним обратится  (статья  426  Гражданского
   кодекса   Российской   Федерации).  Сбытовые  надбавки  на  услуги
   гарантирующих   поставщиков   будут   подлежать   государственному
   регулированию.    Потребители    электроэнергии,    количественные
   характеристики  потребления  (в   том   числе   консолидированного
   потребления)    электроэнергии   которыми   превышают   минимально
   допустимые  значения,  устанавливаемые  Правительством  Российской
   Федерации,  получают  право  покупки  электроэнергии у независимых
   энергосбытовых организаций по свободным ценам.
       Статья 37    "Регулирование    деятельности    по    снабжению
   электрической    энергией    граждан"   предусматривает   введение
   лицензирования  <*>  деятельности  энергосбытовых  организаций  по
   продаже  электроэнергии  потребителям (с внесением соответствующих
   поправок в Федеральный закон  "О  лицензировании  отдельных  видов
   деятельности") в целях обеспечения защиты прав, законных интересов
   и здоровья граждан - потребителей электроэнергии.  Пункт 1  статьи
   36  устанавливает ответственность энергосбытовых организаций перед
   потребителями    электроэнергии    за    надежность    обеспечения
   потребителей электроэнергией и качество энергии. Пункт 2 статьи 37
   закрепляет публичный  характер  договоров  на  поставку  (продажу)
   энергии     населению,    заключаемых    любыми    энергосбытовыми
   организациями.
       --------------------------------
       <*> В  данном  случае  введение лицензирования указанного вида
   деятельности  рассматривается  не  как  создание   дополнительного
   административного барьера на пути предпринимательской деятельности
   в  сфере  сбыта  электроэнергии,  а   как   неотъемлемое   условие
   либерализации сбытового рынка, который сегодня даже без применения
   лицензирования   является   чрезмерно   зарегулированной    сферой
   (лицензирование    заменит    многие    регулирующие    механизмы,
   существующие сегодня).
   
       Глава VIII   законопроекта  регулирует  отдельные  особенности
   осуществления  хозяйственной  деятельности   в   электроэнергетике
   (отношения   в   сфере   внешнеторгового  оборота  электроэнергии,
   особенности строительства энергетических объектов и вывода  их  из
   эксплуатации,  ведение  раздельного  учета  доходов,  продукции  и
   затрат по видам деятельности).
       3. Введение законопроекта в действие
       В целях    обеспечения    поэтапного   введения   в   действие
   предлагаемой   модели   правового   регулирования   отношений    в
   электроэнергетике  с учетом необходимости безусловного обеспечения
   надежной  и   бесперебойной   работы   отрасли   для   нормального
   функционирования  всей  экономики  Российской  Федерации,  а также
   организационной,  методологической и  институциональной  адаптации
   субъектов  отрасли  к  работе  в  рамках  модели,  предусмотренной
   законопроектом, предполагается введение законопроекта в действие с
   1   июля   2002   года,   а   разделов   и  статей  законопроекта,
   регламентирующих  функционирование  оптового  и  розничных  рынков
   энергии,   а  также  систему  государственного  регулирования  цен
   (тарифов), - с даты начала функционирования в Российской Федерации
   конкурентного рынка электрической энергии (с 1 июля 2004 года).
       При этом  до  введения  в   действие   статей   законопроекта,
   регламентирующих   систему   государственного   регулирования  цен
   (тарифов),  предлагается сохранить действие Федерального закона "О
   государственном  регулировании тарифов на электрическую и тепловую
   энергию в Российской Федерации",  полностью утрачивающего  силу  с
   момента  введения  в  действие  статьи  23 законопроекта.  Вопросы
   регулирования   тарифов   на   тепловую   энергию   после   отмены
   Федерального  закона  "О  государственном регулировании тарифов на
   электрическую  и  тепловую   энергию   в   Российской   Федерации"
   определяются  статьей  5 проекта Федерального закона "О введении в
   действие Федерального закона "Об электроэнергетике".
       Вопросы введения   законопроекта  в  действие  определяются  в
   проекте Федерального закона "О введении  в  действие  Федерального
   закона  "Об  электроэнергетике",  регулирующего  также  переходные
   положения по введению конкурентного рынка электрической энергии.
   
   


<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Сайт управляется системой uCoz