ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 октября 2002 г. N 3098-III ГД
О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 183327-3
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
"О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ТАРИФОВ
НА ЭЛЕКТРИЧЕСКУЮ И ТЕПЛОВУЮ ЭНЕРГИЮ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Государственная Дума Федерального Собрания Российской
Федерации постановляет:
1. Принять в первом чтении проект Федерального закона
N 183327-3 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон
"О государственном регулировании тарифов на электрическую и
тепловую энергию в Российской Федерации", внесенный Правительством
Российской Федерации.
2. Комитету Государственной Думы по энергетике, транспорту и
связи при доработке указанного проекта Федерального закона ко
второму чтению:
учесть, что предельные уровни тарифов на электрическую и
тепловую энергию устанавливаются Правительством Российской
Федерации один раз в год в соответствии с принятым Государственной
Думой 27 сентября 2002 года Федеральным законом "О внесении
изменения в статью 2 Федерального закона "О государственном
регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в
Российской Федерации" (проект N 107658-3);
установить четкий порядок оплаты потребленной тепловой и
электрической энергии, исключающий принудительное кредитование
потребителями поставщиков и поставщиками потребителей.
3. Направить указанный законопроект Президенту Российской
Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации, комитеты и комиссии Государственной Думы, депутатские
объединения в Государственной Думе, Правительство Российской
Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов
Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший
Арбитражный Суд Российской Федерации.
Установить, что поправки к указанному законопроекту
направляются в Комитет Государственной Думы по энергетике,
транспорту и связи в течение одного месяца со дня принятия
настоящего Постановления.
4. Комитету Государственной Думы по энергетике, транспорту и
связи доработать указанный законопроект с учетом поступивших
поправок и внести его на рассмотрение Государственной Думы во
втором чтении.
5. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его
принятия.
Председатель
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ
Проект
N 183327-3
Вносится Правительством
Российской Федерации
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ
В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ГОСУДАРСТВЕННОМ
РЕГУЛИРОВАНИИ ТАРИФОВ НА ЭЛЕКТРИЧЕСКУЮ И ТЕПЛОВУЮ
ЭНЕРГИЮ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Принят
Государственной Думой
___________ 2002 г.
Одобрен
Советом Федерации
___________ 2002 г.
Статья 1. Внести в Федеральный закон от 14 апреля 1995 г.
N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую
и тепловую энергию в Российской Федерации" (Собрание
законодательства Российской Федерации, 1995, N 16, ст. 1316; 1999,
N 7, ст. 880) следующие изменения и дополнения:
1. В абзаце втором статьи 1 исключить слова "(далее тарифы)".
2. Статью 2 изложить в следующей редакции:
"Статья 2. Сущность государственного регулирования тарифов
Государственное регулирование тарифов (цен, платы за услуги)
(далее - тарифы) осуществляется посредством установления на основе
принципов, изложенных в настоящем Федеральном законе, экономически
обоснованных тарифов на электрическую и тепловую энергию или
предельного уровня указанных тарифов в соответствии со статьями 5
и 6 настоящего Федерального закона.
Срок действия установленных тарифов не может быть менее шести
месяцев.
При установлении для отдельных потребителей льготных тарифов
на электрическую и тепловую энергию, регулирование которых
осуществляется в соответствии со статьями 5 и 6 настоящего
Федерального закона, не допускается повышение тарифов на
электрическую и тепловую энергию для других потребителей".
3. В абзаце первом статьи 3 исключить слова "обусловлено
естественной монополией энергоснабжающих организаций и".
4. В статье 4:
а) абзац второй изложить в следующей редакции:
"Обеспечение баланса экономических интересов поставщиков и
потребителей электрической и тепловой энергии на основе
доступности указанных видов энергии и с учетом обеспечения
экономически обоснованной доходности инвестиционного капитала,
вложенного в производство и передачу электрической (тепловой)
энергии и деятельность по оперативно - диспетчерскому
управлению.";
б) в абзаце четвертом слова "энергетических комиссий"
исключить.
5. Статьи 5 - 7 изложить в следующей редакции:
"Статья 5. Полномочия федеральных органов исполнительной
власти в области государственного регулирования тарифов
В области государственного регулирования тарифов Правительство
Российской Федерации или федеральный орган по регулированию
естественных монополий:
устанавливает основы ценообразования на электрическую и
тепловую энергию на территории Российской Федерации, включая
порядок определения цены на электрическую энергию, отпускаемую
покупателям с оптового рынка электрической энергии (мощности) по
регулируемым ценам;
утверждает правила государственного регулирования и применения
тарифов на электрическую и тепловую энергию;
определяет порядок рассмотрения разногласий, возникающих между
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, и
потребителями, размер и порядок уплаты сбора, уплачиваемого при
обращении для рассмотрения указанных разногласий;
устанавливает порядок определения платы за технологическое
присоединение к электрическим сетям;
устанавливает критерии для определения производителей
электрической энергии, имеющих право ее продажи по нерегулируемым
ценам;
разрабатывает и утверждает единую систему классификации и
раздельного учета затрат по видам деятельности энергоснабжающих
организаций, а также систему отчетности, представляемую в
федеральный орган по регулированию естественных монополий;
определяет предельные объемы и порядок продажи по
нерегулируемым ценам электрической энергии (мощности) на оптовом
рынке электрической энергии;
формирует сводный прогнозный баланс производства и поставок
электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической
системы России по субъектам Российской Федерации;
осуществляет контроль за использованием инвестиционных
ресурсов, включаемых в регулируемые государством тарифы
организаций электроэнергетики;
определяет перечень услуг по организации функционирования и
развитию Единой энергетической системы России, устанавливает
размер абонентной платы за указанные услуги и определяет порядок
их оплаты;
устанавливает тариф на услуги по организации функционирования
торговой системы оптового рынка электрической энергии (мощности);
устанавливает цены (тарифы) на услуги по обеспечению системной
надежности;
устанавливает плату за технологическое присоединение к
электрическим сетям;
устанавливает тарифы на услуги по передаче электрической
энергии и их предельные (минимальные и/или максимальные) уровни в
порядке, установленном настоящим Федеральным законом;
устанавливает тарифы на услуги по оперативно - диспетчерскому
управлению;
устанавливает тарифы, или их предельные (минимальные и/или
максимальные) уровни, на электрическую энергию, отпускаемую
производителями на оптовый рынок электрической энергии (мощности),
за исключением продажи ими электрической энергии по нерегулируемым
ценам в объемах и порядке, устанавливаемых Правительством
Российской Федерации;
устанавливает предельные (минимальные и/или максимальные)
уровни цен на электрическую энергию, отпускаемую производителями
на оптовый рынок электрической энергии (мощности) по
нерегулируемым ценам, в случаях и порядке, устанавливаемых
Правительством Российской Федерации;
определяет объемы средств, необходимых для обеспечения
безопасности функционирования и развития атомных электростанций,
учитываемые при установлении тарифов, или их предельных
(минимальных и/или максимальных) уровней, на электрическую
энергию, отпускаемую на оптовый рынок электрической энергии
(мощности) производителями - владельцами генерирующих мощностей
атомных электростанций;
устанавливает предельные (минимальные и/или максимальные)
уровни тарифов на электрическую энергию, поставляемую
энергоснабжающими организациями потребителям;
устанавливает предельные (минимальные и/или максимальные)
уровни тарифов на тепловую энергию, производимую электростанциями,
осуществляющими комбинированную выработку электрической и тепловой
энергии;
рассматривает разногласия, возникающие между органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, и
потребителями, и принимает решения, обязательные для исполнения;
осуществляет контроль за применением государственных
регулируемых цен (тарифов) и проводит проверки хозяйственной
деятельности организаций, осуществляющих деятельность в сфере
регулируемого ценообразования, в части обоснованности размера и
правильности применения указанных цен (тарифов).
Статья 6. Полномочия органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации в области государственного регулирования
тарифов
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
осуществляют следующие полномочия:
установление тарифов на услуги по передаче электроэнергии по
распределительным сетям в рамках предельных (минимальных и/или
максимальных) уровней тарифов на услуги по передаче электроэнергии
по распределительным сетям, устанавливаемых федеральным органом по
регулированию естественных монополий;
установление сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков;
установление тарифов на тепловую энергию, за исключением
тепловой энергии, производимой электростанциями, осуществляющими
комбинированную выработку электрической и тепловой энергии;
установление тарифов на тепловую энергию, производимую
электростанциями, осуществляющими комбинированную выработку
электрической и тепловой энергии, в рамках предельных (минимальных
и/или максимальных) уровней тарифов на тепловую энергию,
производимую электростанциями, осуществляющими комбинированную
выработку электрической и тепловой энергии, устанавливаемых
федеральным органом по регулированию естественных монополий:
установление тарифов на электрическую энергию, поставляемую
энергоснабжающими организациями потребителям в рамках предельных
(минимальных и/или максимальных) уровней тарифов, устанавливаемых
федеральным органом по регулированию естественных монополий, за
исключением электрической энергии, продаваемой по нерегулируемым
ценам.
Регулирование указанных тарифов осуществляется в соответствии
с основами ценообразования на электрическую и тепловую энергию на
территории Российской Федерации, правилами государственного
регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую
энергию и иными нормативными правовыми актами и методическими
указаниями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации или
федеральным органом по регулированию естественных монополий.
Решение органа исполнительной власти субъекта Российской
Федерации, противоречащее законодательству Российской Федерации об
электроэнергетике либо принятое с превышением установленной
компетенции, подлежит отмене федеральным органом по регулированию
естественных монополий в порядке, устанавливаемом Правительством
Российской Федерации.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации
осуществляющий государственное регулирование в соответствии с
настоящим Федеральным законом, является юридическим лицом.
Назначение на должность и освобождение от должности
руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской
Федерации, осуществляющего государственное регулирование в
электроэнергетике, производится по согласованию с федеральным
органом по регулированию естественных монополий.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации
вправе по согласованию с соответствующим органом местного
самоуправления передавать органам местного самоуправления
полномочия по государственному регулированию тарифов на тепловую
энергию (за исключением производимой электростанциями,
осуществляющими комбинированную выработку электрической и тепловой
энергии), отпускаемую от источника тепловой энергии,
обеспечивающего снабжение тепловой энергией потребителей,
расположенных на территории одного муниципального образования.
Решение органа местного самоуправления, принятое во исполнение
переданных в соответствии с настоящей статьей полномочий,
противоречащее законодательству Российской Федерации об
электроэнергетике либо принятое с превышением установленной
компетенции, подлежит отмене соответствующим органом
исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке,
устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Статья 7. Финансирование федерального органа по регулированию
естественных монополий и органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации в области государственного регулирования
тарифов
Финансирование федерального органа по регулированию
естественных монополий осуществляется за счет средств,
предусматриваемых на эти цели в федеральном бюджете.
Расходы на содержание федерального органа по регулированию
естественных монополий и органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации в области государственного регулирования
тарифов осуществляются за счет отчислений, предусмотренных в
структуре цен (тарифов) на продукцию (услуги) организаций,
осуществляющих регулируемые виды деятельности, в порядке,
определяемом соответственно Правительством Российской Федерации и
субъектами Российской Федерации.".
8. Признать утратившими силу статьи 8 - 15.
Статья 2. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня
его официального опубликования.
Президент
Российской Федерации
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ГОСУДАРСТВЕННОМ
РЕГУЛИРОВАНИИ ТАРИФОВ НА ЭЛЕКТРИЧЕСКУЮ И ТЕПЛОВУЮ
ЭНЕРГИЮ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Законопроект разработан в целях совершенствования правового
регулирования ценовой политики государства в электроэнергетике в
связи с проведением мероприятий по реформированию данной отрасли,
осуществляемых в соответствии с Основными направлениями
реформирования электроэнергетики Российской Федерации, одобренными
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2001
г. N 526, а также в целях совершенствования системы органов
государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике.
Правительство Российской Федерации в соответствии со статьей
15 Федерального конституционного закона "О Правительстве
Российской Федерации" разрабатывает и осуществляет меры по
проведению единой политики цен, руководствуясь статьей 8
Конституции Российской Федерации, гарантирующей свободу
экономической деятельности и поддержку конкуренции в Российской
Федерации, и пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 28
февраля 1995 г. N 221 "О мерах по упорядочению государственного
регулирования цен (тарифов)", которым признана целесообразной
дальнейшая либерализация цен (тарифов), при этом государственное
регулирование цен (тарифов) признано целесообразным осуществлять в
основном только в сферах естественных монополий.
Законопроект предусматривает расширение применения в
электроэнергетике свободных (рыночных) цен и ограничение сферы
государственного регулирования цен (тарифов) только видами
деятельности, где отсутствуют условия для конкуренции.
Исчерпывающий перечень цен (тарифов), подлежащих государственному
регулированию, будет установлен в рамках новой редакции статьи 5
Закона, которая предполагает упорядочить полномочия органов
государственной власти в области регулирования цен (тарифов),
определив, что регулирование осуществляется на основе твердых,
стабильных, общеобязательных основ и порядка ценообразования,
утверждаемых Правительством Российской Федерации, на основе
принципа обеспечения баланса экономических интересов поставщиков и
потребителей электрической и тепловой энергии.
Законопроект также направлен на укрепление вертикали органов
государственного регулирования тарифов и приведение положений
Федерального закона, определяющих статус и полномочия органов
регулирования тарифов, в соответствие с решением Президента
Российской Федерации о создании единого федерального органа по
тарифному регулированию, принятым в рамках конституционных
полномочий Президента Российской Федерации и в соответствии с
пунктом "и" статьи 71 Конституции Российской Федерации.
Предлагается определить, что регулирование тарифов на
электрическую энергию и услуги, оказываемые субъектами
электроэнергетики, осуществляет единый федеральный орган
исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской
Федерации.
При этом предусматривается наделить Правительство Российской
Федерации исключительным правом принятия нормативных правовых
актов, устанавливающих в соответствии с Федеральным законом основы
ценообразования на электрическую и тепловую энергию и порядок
государственного регулирования и применения тарифов на
электрическую и тепловую энергию, исключив положение о возможности
принятия таких актов как на ведомственном уровне, так и на уровне
субъектов Российской Федерации.
Проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный
закон "Об энергосбережении", предусматривающий исключение из него
понятия "региональная энергетическая комиссия", будет внесен в
Государственную Думу в установленном порядке дополнительно.
ПЕРЕЧЕНЬ
АКТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ПОДЛЕЖАЩИХ
ПРИЗНАНИЮ УТРАТИВШИМИ СИЛУ, ПРИОСТАНОВЛЕНИЮ,
ИЗМЕНЕНИЮ, ДОПОЛНЕНИЮ ИЛИ ПРИНЯТИЮ В СВЯЗИ
С ПРИНЯТИЕМ ДАННОГО ЗАКОНА
Принятие Федерального закона "О внесении изменений и
дополнений в Федеральный закон "О государственном регулировании
тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской
Федерации" предполагает внесение изменений в Федеральный закон "Об
энергосбережении", связанных с заменой словосочетания
"региональные энергетические комиссии" на "уполномоченные органы
государственного регулирования".
Других изменений и дополнений в действующее законодательство
Российской Федерации не требуется.
|