ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 октября 2002 г. N 3099-III ГД
О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 202991-3
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
"О ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЯХ"
Государственная Дума Федерального Собрания Российской
Федерации постановляет:
1. Принять в первом чтении проект Федерального закона
N 202991-3 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон
"О естественных монополиях", внесенный Правительством Российской
Федерации.
2. Направить указанный законопроект Президенту Российской
Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации, комитеты и комиссии Государственной Думы, депутатские
объединения в Государственной Думе, Правительство Российской
Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов
Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший
Арбитражный Суд Российской Федерации.
Установить, что поправки к указанному законопроекту
направляются в Комитет Государственной Думы по энергетике,
транспорту и связи в течение месяца со дня принятия настоящего
Постановления.
3. Комитету Государственной Думы по энергетике, транспорту и
связи доработать указанный законопроект с учетом поступивших
поправок и внести его на рассмотрение Государственной Думы во
втором чтении.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его
принятия.
Председатель
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 27 апреля 2002 г. N 2513п-П9
О ВНЕСЕНИИ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
"О ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЯХ"
В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации
Правительство Российской Федерации вносит на рассмотрение
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
проект Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в
Федеральный закон "О естественных монополиях".
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.КАСЬЯНОВ
Проект
N 202991-3
Вносится Правительством
Российской Федерации
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
"О ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЯХ"
Принят
Государственной Думой
"__" _______ 200_
Одобрен
Советом Федерации
"__" _______ 200_
Внести в Федеральный закон от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О
естественных монополиях" (Собрание законодательства Российской
Федерации, 1995, N 34, ст. 3426) следующие изменения и дополнения:
1. Статью 4 дополнить абзацем следующего содержания:
"услуги по оперативно - диспетчерскому управлению в
электроэнергетике".
2. Пункт 1 статьи 8 изложить в следующей редакции:
"1. Субъекты естественных монополий обязаны предоставлять
доступ на товарный рынок и (или) производить (реализовывать)
товары, в отношении которых применяется регулирование в
соответствии с настоящим Федеральным законом, на
недискриминационных условиях согласно требованиям антимонопольного
законодательства.".
Президент
Российской Федерации
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
"О ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЯХ"
В соответствии с Постановлением Правительства Российской
Федерации от 11 июля 2002 г. N 526 "О реформировании
электроэнергетики в Российской Федерации" подготовлены поправки в
Федеральный закон "О естественных монополиях" в части уточнения
сфер деятельности, относящихся к естественным монополиям в
электроэнергетике, и внесены следующие изменения и дополнения.
В статью 4 для расширения сфер деятельности, относящихся к
естественно - монопольным в электроэнергетике, вносятся услуги по
оперативно - диспетчерскому управлению в электроэнергетике,
которые носят естественно - монопольный характер в силу
технологической особенности функционирования рынка электроэнергии
(надежность и безопасность работы электроэнергетического комплекса
невозможна без оказания соответствующих услуг).
Диспетчеризация направлена на централизованный оперативный
контроль и координацию управления технологическими процессами в
электроэнергетике через обеспечение равномерности загрузки
технических устройств электрических станций и электрических сетей,
непрерывность, бесперебойность и экономичность выполнения всех
процессов основного производственного цикла.
В настоящий момент услуги по оперативно - диспетчерскому
управлению оказываются ОАО "ЦДУ ЕЭС России", являющимся 100%
дочерним обществом РАО "ЕЭС России", и региональными
диспетчерскими управлениями ОДУ.
В процессе реформирования электроэнергетики должна быть
сохранена и укреплена единая система оперативно - диспетчерского
управления отраслью посредством создания системного оператора
путем выделения его из РАО "ЕЭС России". Основными задачами
системного оператора должны стать управление режимами работы
Единой энергетической системы России, составление и исполнение
балансов производства и потребления электроэнергии, обеспечение
надежности энергосистемы страны и показателей качества
электрической энергии.
Кроме того, в статью 8 для законодательного решения проблем
недискриминационного доступа к услугам естественных монополий с
целью поддержания и развития конкуренции в отраслях деятельности
естественных монополий вносится норма, определяющая обязательность
предоставления доступа на товарный рынок естественных монополий и
условий производства (реализации) товаров (работ, услуг)
естественных монополий на недискриминационной основе в
соответствии с требованиями антимонопольного законодательства.
По опыту большинства развитых стран мира при принятии решения
о реформировании отраслей деятельности естественных монополий
(электроэнергетика, нефтяная, газовая промышленность,
железнодорожный транспорт и т.д.) ключевым вопросом является
создание недискриминационных условий доступа (выхода) на товарный
рынок и условий производства (реализации) товаров (работ, услуг)
естественных монополий с целью реализации товарооборота как
производителям, так и потребителям товара. Создание конкуренции в
потенциально конкурентных сферах производства и сбыта на
соответствующих товарных рынках невозможно без обеспечения
недискриминационности доступа и условий производства (реализации)
товара, где естественный монополист занимает доминирующее
положение и имеет возможность злоупотреблять своим положением.
|