РЕШЕНИЕ
О ПРАВИЛАХ ПРОЦЕДУРЫ СОВЕТА
ГЛАВ ГОСУДАРСТВ, СОВЕТА ГЛАВ ПРАВИТЕЛЬСТВ,
СОВЕТА МИНИСТРОВ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ И ЭКОНОМИЧЕСКОГО
СОВЕТА СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
(Кишинев, 7 октября 2002 года)
Совет глав государств Содружества Независимых Государств
решил:
1. Принять Правила процедуры Совета глав государств, Совета
глав правительств, Совета министров иностранных дел и
Экономического совета Содружества Независимых Государств.
2. Признать утратившими силу Правила процедуры Совета глав
государств и Совета глав правительств Содружества Независимых
Государств от 17 мая 1996 года.
Совершено в городе Кишиневе 7 октября 2002 года в одном
подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр
хранится в Исполнительном комитете Содружества Независимых
Государств, который направит каждому государству, подписавшему
настоящее Решение, его заверенную копию.
(Подписи)
Приняты
Решением Совета
глав государств СНГ о Правилах
процедуры Совета глав государств,
Совета глав правительств, Совета
министров иностранных дел
и Экономического совета
Содружества Независимых
Государств
от 7 октября 2002 года
ПРАВИЛА ПРОЦЕДУРЫ
СОВЕТА ГЛАВ ГОСУДАРСТВ, СОВЕТА ГЛАВ
ПРАВИТЕЛЬСТВ, СОВЕТА МИНИСТРОВ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ
И ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОВЕТА СОДРУЖЕСТВА
НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
Настоящие Правила процедуры определяют порядок работы Совета
глав государств, Совета глав правительств, Совета министров
иностранных дел и Экономического совета Содружества Независимых
Государств (далее - Советы), организацию их заседаний и процедуру
подготовки и принятия документов, вносимых на их рассмотрение.
Заседания
Правило 1
Время и место проведения заседаний
1. Заседания Совета глав государств, Совета глав правительств и
Экономического совета проводятся в соответствии с нормативными
документами Содружества Независимых Государств.
Заседания Совета министров иностранных дел проводятся, как
правило, накануне заседаний Совета глав государств и Совета глав
правительств Содружества Независимых Государств.
2. Заседания Совета глав государств, Совета глав правительств и
Совета министров иностранных дел проводятся, как правило, в городе
Минске или, по договоренности, - в одном из других городов
государств-участников Содружества (далее - государства-участники),
а заседания Экономического совета, - как правило, в городе Москве.
Время и место проведения заседаний уточняются на предшествующих
заседаниях.
3. Внеочередные заседания Совета глав государств и Совета глав
правительств созываются Председателем по инициативе хотя бы одного
из государств-участников.
В этом случае Председателю Совета глав государств (Совета глав
правительств) и в копии Исполнительному комитету Содружества
Независимых Государств (далее - Исполнительный комитет)
направляется обращение с обоснованием необходимости созыва
внеочередного заседания Совета глав государств (Совета глав
правительств), а также представляются проекты повестки дня и
документов по предлагаемым вопросам.
Внеочередные заседания Совета министров иностранных дел
проводятся по решению Совета глав государств, Совета глав
правительств, Совета министров иностранных дел, а также по
предложению одного из государств-участников, поддержанному двумя
другими государствами-участниками.
Внеочередные заседания Экономического совета проводятся по
решению Совета глав государств, Совета глав правительств, а также
по предложению одного из государств-участников или по решению
самого Экономического совета.
4. Время и место проведения внеочередных заседаний каждого из
Советов согласовывается по поручению председателей соответствующих
Советов Председателем Исполнительного комитета - Исполнительным
секретарем СНГ (далее - Председатель Исполнительного комитета) со
всеми членами соответствующих Советов не позднее чем в 10-дневный
срок со дня получения обращения или принятия решения о созыве
такого заседания.
Подготовка проектов документов
Правило 2
Порядок внесения проектов документов
1. Проекты документов, рассматриваемые на заседаниях Совета
глав государств, Совета глав правительств, Совета министров
иностранных дел и Экономического совета, вносятся государствами-
участниками, а также уставными органами Содружества (далее -
уставные органы) в соответствии с их компетенцией. Проекты
направляются в Исполнительный комитет с материалами,
обосновывающими необходимость их принятия.
2. Проекты документов, подготовленные уставными органами
Содружества для рассмотрения Советом глав государств, Советом глав
правительств, в случае необходимости, рассматриваются Советом
министров иностранных дел и/или Экономическим советом в рамках их
компетенции.
3. Проекты документов, подготовленные отраслевыми органами для
рассмотрения Советом глав государств и Советом глав правительств,
после их экспертно-правовой проработки рассматриваются Советом
министров иностранных дел и/или Экономическим советом в
соответствии с их компетенцией.
Правило 3
Экспертные группы
1. Для доработки и согласования проектов документов, вносимых
на рассмотрение Советов, уставными органами, как правило,
создаются экспертные группы из числа представителей государств-
участников и органов Содружества, а также представителей,
привлекаемых к работе над проектами документов в качестве
специалистов-экспертов.
2. Организация и координация их работы возлагается на
Исполнительный комитет.
3. Эксперты, которые представляют соответствующие органы
Содружества, могут принимать участие в работе экспертных групп с
правом совещательного голоса.
4. При проведении нескольких экспертных совещаний по одному и
тому же проекту документа состав экспертной группы должен по
возможности оставаться неизменным.
5. Направление проектов документов в государства-участники и
заинтересованные органы Содружества осуществляется не позднее чем
за 35 дней до начала заседания экспертной группы.
Правило 4
Рассылка проектов документов, предложений и замечаний
1. Проекты доработанных документов с рекомендациями уставных
органов Содружества и экспертных групп направляются Исполнительным
комитетом государствам-участникам и заинтересованным органам
Содружества по мере готовности, но не позднее чем за 41 день до
начала заседаний Советов.
2. О замечаниях и предложениях государств и органов
Содружества, поступивших по доработанным проектам документов,
Исполнительный комитет незамедлительно информирует государства-
участники и заинтересованные органы Содружества, а также
информирует Советы на заседаниях.
Повестка дня
Правило 5
Формирование проекта повестки дня
1. Исполнительный комитет совместно с полномочными
представителями государств-участников формирует проекты повесток
дня заседаний Советов и, согласовав их с председателями
соответствующих Советов, рассылает в государства-участники и
заинтересованные органы Содружества не позднее чем за 41 день до
начала заседаний Советов.
2. Совет министров иностранных дел Содружества дает свое
заключение о проектах повесток дня Совета глав государств и Совета
глав правительств.
Делегации
Правило 6
Численный и персональный состав делегаций
1. Официальная делегация государства-участника, как правило,
состоит из 6 человек.
2. Персональный состав официальной делегации и сопровождающих
лиц сообщается государством-участником принимающему государству и
Исполнительному комитету, как правило, не позднее чем за 5 дней до
заседания.
3. Количество лиц, сопровождающих официальную делегацию,
определяется государством-участником по согласованию с принимающим
государством.
Правило 7
Полномочия
1. Полномочия для участия в заседаниях Советов требуются, если
в заседании участвует не член Совета, а уполномоченное им лицо.
2. Полномочия предъявляются через Исполнительный комитет
председателям Советов, которые информируют участников заседаний о
предъявленных полномочиях.
Председательство
Правило 8
Председательство
1. Председательство в Советах осуществляется поочередно каждым
государством-участником в лице его представителя на основе
принципа ротации в порядке русского алфавита названий государств-
участников, на срок не более одного года, если иное не будет
установлено соответствующим Советом.
2. Предшествующий и последующий председатели Совета являются
его сопредседателями.
3. В случае временного отсутствия Председателя Совета его
обязанности возлагаются на одного из сопредседателей, если иное не
будет решено на заседании соответствующего Совета.
Правило 9
Функции председателей Советов на заседаниях
Председатели Советов: открывают и закрывают заседания;
представляют для утверждения повестку дня и регламент работы;
предоставляют слово для докладов и выступлений; ставят на
голосование проекты документов и предложения по рассматриваемым
вопросам; оглашают справки и заявления; подписывают протокольные
решения; обеспечивают соблюдение настоящих Правил процедуры.
Порядок проведения заседаний
Правило 10
Заседания
1. Заседания Советов, как правило, являются открытыми.
Решением Совета может быть проведено закрытое заседание Совета
с участием лиц, установленных указанным решением Совета.
2. Вопрос о присутствии аккредитованных представителей средств
массовой информации на открытых заседаниях решается в каждом
конкретном случае с общего согласия членов Совета.
Правило 11
Открытие заседаний и утверждение повесток дня
Решения об открытии заседаний и утверждении повесток дня
принимаются членами Советов, участвующими в работе заседаний.
Правило 12
Обсуждение вопросов
1. Председатели Советов, как правило, предоставляют слово
Председателю Исполнительного комитета для представления проектов
документов, информирования об итогах работы органов Содружества и
экспертных групп по доработке и согласованию проектов, имеющихся
замечаниях и предложениях по ним, а также предоставляют слово
представителям органов Содружества и экспертных групп для
разъяснения позиции по обсуждаемым вопросам.
2. Во время обсуждения повестки дня каждый член Совета может
высказать предложения о порядке ведения заседания и по этому
предложению принимается решение. Выступающий по порядку ведения
заседания не может говорить по существу обсуждаемого вопроса.
3. Во время обсуждения любого вопроса повестки дня каждый член
Совета может внести предложение о перерыве заседания. Такое
предложение не обсуждается, а ставится на голосование и по нему
принимается решение.
4. В случае необходимости с согласия участников заседаний
Советов для согласования спорных вопросов, возникших в ходе
обсуждения, могут быть созданы рабочие (экспертные) группы.
Правило 13
Предложения и поправки в ходе заседания
Предложения и поправки к проектам документов, вносимые в ходе
заседания, представляются, как правило, в письменной форме и
распространяются среди участников заседания.
Правило 14
Закрытие заседаний
Решения о закрытии заседаний принимаются членами Советов,
участвующими в работе заседаний.
Организационно-техническая подготовка заседаний
Правило 15
Подготовка заседаний
1. Организационно-техническая подготовка проведения заседаний
Советов осуществляется Исполнительным комитетом при содействии
полномочных представителей государств-участников Содружества.
2. Принимающее государство-участник обеспечивает необходимые
условия для организации заседаний.
Принятие документов
Правило 16
Форма и порядок принятия документов
1. На заседаниях Совета глав государств и Совета глав
правительств подписываются договоры, принимаются заявления,
обращения, а также протокольные решения. По вопросам организации
внутренней деятельности Содружества Советом глав государств и
Советом глав правительств принимаются решения.
2. На заседаниях Совета министров иностранных дел и
Экономического совета принимаются решения по вопросам, отнесенным
к их компетенции, а также по поручениям Совета глав государств и
Совета глав правительств подписываются договоры и принимаются
решения.
3. Заключение договоров и вступление их в силу осуществляется в
соответствии с Венской конвенцией о праве международных договоров
1969 года.
Правило 17
Решения Советов. Консенсус
1. Решения Советов по вопросам, кроме процедурных, принимаются
консенсусом. Консенсус определяется как отсутствие официального
возражения хотя бы одного из государств-участников, выдвигаемого
им как представляющее препятствие для принятия решения по
рассматриваемому вопросу.
Государства, не участвующие в принятии решений, имеют право
присоединиться к ним путем письменного уведомления Исполнительного
комитета.
Любое государство-участник может заявить о своей
незаинтересованности в том или ином вопросе, что не является
препятствием для принятия решения.
2. Решения по процедурным вопросам принимаются простым
большинством голосов участвующих в заседании членов Совета.
3. Результаты голосования при принятии решений заносятся в
протокол заседания.
4. Решения Советов вступают в силу со дня их принятия, если в
решении не указан иной порядок.
5. Отступление от установленного порядка голосования
допускается в исключительных случаях при необходимости принятия
безотлагательных решений в промежутках между заседаниями Советов.
В этих случаях по указанию председателя соответствующего Совета
Исполнительный комитет организует голосование с использованием
подлинника подписи каждого из членов Совета.
Другие участники заседаний
Правило 18
Присутствующие
1. На заседаниях Советов, кроме членов официальных делегаций
государств-участников, могут присутствовать руководители уставных
органов, руководители органов отраслевого сотрудничества
государств-участников при рассмотрении вопросов, отнесенных к их
компетенции, либо вопросов, которые рассматриваются Советами по
инициативе этих органов.
Постоянные полномочные представители государств-участников
Содружества при уставных и других органах Содружества в том
случае, если они не включены в состав официальных делегаций
государств, участвуют в заседаниях Советов по должности.
Полномочные представители государств-участников Содружества в
Комиссии по экономическим вопросам при Экономическом совете СНГ в
том случае, если они не включены в состав официальных делегаций
государств, участвуют в заседаниях Совета глав правительств и
Экономического совета по должности.
2. Сотрудники Исполнительного комитета присутствуют на
заседаниях Советов в соответствии с возложенными на них
обязанностями по организации заседаний.
Правило 19
Приглашенные
По поручению государств-участников и уставных органов
Содружества на заседания Советов Исполнительным комитетом могут
приглашаться представители государственных органов и общественных
организаций государств-участников по вопросам, относящимся к
деятельности соответствующих органов и включенным в проект
повестки дня заседания.
Правило 20
Наблюдатели
1. Представители государств, не являющихся участниками
Содружества, а также представители международных организаций могут
присутствовать в качестве наблюдателей:
а) на заседаниях Совета глав государств, Совета глав
правительств - по решению Совета министров иностранных дел;
б) на заседаниях Экономического совета - по решению Комиссии по
экономическим вопросам;
в) на заседаниях Совета министров иностранных дел - по решению
Председателя СМИД, согласованному с главами внешнеполитических
ведомств государств-участников.
2. Исполнительный комитет на основе принятых государствами-
участниками решений о присутствии наблюдателей на заседаниях
Советов формирует список участников и направляет приглашения
заинтересованным государствам и международным организациям.
Язык и протокол заседаний, публикация
Правило 21
Рабочий язык
Рабочим языком Советов является русский язык.
Правило 22
Стенограмма и протокол
1. Заседания Советов стенографируются. Стенограммы заседаний
(рабочие записи) являются документами для служебного пользования и
рассылаются всем государствам-участникам Содружества не позднее
чем через 30 дней со дня окончания заседания.
2. На заседаниях составляется протокол, который подписывается
Председателем Исполнительного комитета и направляется в
государства-участники и уставные органы Содружества не позднее чем
через 30 дней со дня окончания заседания.
Правило 23
Публикация документов
Полные тексты документов, принятых Советом глав государств и
Советом глав правительств, открытых для печати, публикуются в
Информационном вестнике Совета глав государств и Совета глав
правительств СНГ "Содружество", который направляется в государства
и уставные органы Содружества.
Заключительные положения
Правило 24
Принятие Правил процедуры, дополнений и изменений
1. Настоящие Правила процедуры принимаются Советом глав
государств на основе консенсуса и вступают в силу со дня их
принятия.
2. По предложению любого государства-участника в настоящие
Правила процедуры могут быть внесены дополнения и изменения на
основе консенсуса, что оформляется соответствующим решением Совета
глав государств.
|