РЕШЕНИЕ
О ПРОЕКТЕ РЕШЕНИЯ СОВЕТА ГЛАВ ГОСУДАРСТВ СНГ
ОБ ИНФОРМАЦИИ О ХОДЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ГОСУДАРСТВАМИ -
УЧАСТНИКАМИ СНГ ПЕРВООЧЕРЕДНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В ПЕРИОД
2000 - 2001 ГОДОВ И ПРЕДЛОЖЕНИЯХ ПО ПЕРСПЕКТИВНЫМ
ЗАДАЧАМ СОЗДАНИЯ ЗОНЫ СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ С УЧЕТОМ
РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
В МИРОВОМ СООБЩЕСТВЕ
(Кишинев, 7 октября 2002 года)
Совет глав правительств Содружества Независимых Государств
решил:
1. Одобрить Информацию о ходе выполнения государствами -
участниками СНГ первоочередных мероприятий в период
2000 - 2001 годов и предложениях по перспективным задачам создания
зоны свободной торговли с учетом развития экономических процессов
в мировом сообществе, а также проект Решения Совета глав
государств СНГ по этому вопросу (прилагаются).
2. Внести данный вопрос на рассмотрение Совета глав государств
Содружества Независимых Государств.
Совершено в городе Кишиневе 7 октября 2002 года в одном
подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр
хранится в Исполнительном комитете Содружества Независимых
Государств, который направит каждому государству, подписавшему
настоящее Решение, его заверенную копию.
(Подписи)
Проект
РЕШЕНИЕ
ОБ ИНФОРМАЦИИ О ХОДЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ГОСУДАРСТВАМИ -
УЧАСТНИКАМИ СНГ ПЕРВООЧЕРЕДНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В ПЕРИОД
2000 - 2001 ГОДОВ И ПРЕДЛОЖЕНИЯХ ПО ПЕРСПЕКТИВНЫМ
ЗАДАЧАМ СОЗДАНИЯ ЗОНЫ СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ С УЧЕТОМ
РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
В МИРОВОМ СООБЩЕСТВЕ
Совет глав государств Содружества Независимых Государств
решил:
1. Принять к сведению Информацию о ходе выполнения
государствами - участниками СНГ первоочередных мероприятий в
период 2000 - 2001 годов, утвержденных Решением Совета глав
государств СНГ от 21 июня 2000 года о ходе выполнения решений
Совета глав государств Содружества Независимых Государств от
2 апреля 1999 года о создании зоны свободной торговли, и
предложениях по перспективным задачам создания зоны свободной
торговли с учетом развития экономических процессов в мировом
сообществе (прилагается).
2. Правительствам государств - участников Содружества
Независимых Государств принять меры по выполнению мероприятий,
направленных на формирование полномасштабной зоны свободной
торговли, в первую очередь, предусматривающих завершение:
выполнения внутригосударственных процедур по введению в
действие Соглашения о создании зоны свободной торговли от
15 апреля 1994 года и Протокола к нему от 2 апреля 1999 года и
других документов, подписанных в этой области всеми
государствами - участниками Соглашения о создании зоны свободной
торговли от 15 апреля 1994 года и Протокола к нему от 2 апреля
1999 года;
подготовки и принятия документов, необходимых для полного
правового обеспечения реализации Соглашения о создании зоны
свободной торговли от 15 апреля 1994 года и Протокола к нему от
2 апреля 1999 года;
перехода от взимания косвенных налогов по принципу "страны
происхождения" на принцип "страны назначения" товаров с
постепенной отменой изъятий;
принятия графиков отмены существующих тарифных изъятий;
поэтапного сокращения применяемых в торговле нетарифных
ограничений, не подпадающих под действие статьи 13 Соглашения о
создании зоны свободной торговли.
3. Экономическому совету СНГ совместно с межгосударственными и
межправительственными советами, отраслевыми органами Содружества
обеспечить разработку механизма регулирования экономических
отношений в зоне свободной торговли и плана организационных
мероприятий по выполнению следующих важнейших задач:
согласование среднесрочной программы продвижения на внутренний
рынок СНГ и рынки третьих стран конкурентоспособной продукции,
выпускаемой национальными товаропроизводителями;
разработка мер по снижению транспортной составляющей в
затратах при перевозке грузов всеми видами транспорта, созданию
транспортных коридоров, устранению барьеров, в первую очередь, в
части отмены разрешительной системы при осуществлении
международных перевозок автомобильным транспортом;
согласование стратегии сотрудничества государств - участников
СНГ в валютной сфере для последующего формирования единых подходов
к механизму конвертируемости национальных валют в рамках
Содружества;
разработка и утверждение совместных программ технического
перевооружения отраслей экономики государств - участников
Содружества на период до 2015 года, базирующихся на развитии
специализации и кооперации производства, использовании
научно-технических достижений и максимальном учете экономических
интересов государств - участников СНГ;
выявление прямых и косвенных барьеров во взаимной торговле и
выработка предложений по их устранению.
4. Совету глав правительств СНГ осуществлять координацию работ
по выполнению настоящего Решения и ежегодно информировать о ходе
его практической реализации Совет глав государств СНГ.
5. Решение вступает в силу со дня подписания.
Совершено в городе __________ ____ года в одном подлинном
экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в
Исполнительном комитете Содружества Независимых Государств,
который направит каждому государству, подписавшему настоящее
Решение, его заверенную копию.
За Азербайджанскую Республику За Республику Молдова
За Республику Армения За Российскую Федерацию
За Республику Беларусь За Республику Таджикистан
За Грузию За Туркменистан
За Республику Казахстан За Республику Узбекистан
За Кыргызскую Республику За Украину
Проект
ИНФОРМАЦИЯ
О ХОДЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ГОСУДАРСТВАМИ - УЧАСТНИКАМИ СНГ
ПЕРВООЧЕРЕДНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В ПЕРИОД 2000 - 2001 ГОДОВ
И ПРЕДЛОЖЕНИЯХ ПО ПЕРСПЕКТИВНЫМ ЗАДАЧАМ СОЗДАНИЯ ЗОНЫ
СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ С УЧЕТОМ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ
ПРОЦЕССОВ В МИРОВОМ СООБЩЕСТВЕ
Прошедший в ноябре 2001 г. юбилейный саммит государств -
участников Содружества Независимых Государств, принятое главами
государств заявление, подготовленный аналитический доклад "Итоги
деятельности СНГ за 10 лет и задачи на перспективу", выставка,
посвященная 10-летию СНГ в г. Москве, научно-практическая
конференция в г. Минске, другие многочисленные мероприятия, прямо
или косвенно связанные с юбилеем Содружества, не только обобщили
конкретные результаты его функционирования и определили
качественно новые подходы к взаимодействию стран, но и, что самое
главное, совершенно в ином ракурсе представили видение перспектив
СНГ.
Поставлена задача создания государствами - участниками СНГ
эффективного интеграционного сообщества, способного играть
самостоятельную роль в международных делах. Предстоит, исходя из
тенденций развития экономических процессов в мировом сообществе,
решать проблемы не только внутреннего характера, но и
противостояния негативным последствиям глобализации и одновременно
максимального использования ее преимуществ. Стоит также задача
налаживания более активного взаимодействия в деле обеспечения
национальной и коллективной безопасности, усиления координации
шагов государств СНГ на международной арене.
Все это делается во имя того, чтобы, как подчеркнуто в
заявлении глав государств, Содружество стало зоной стабильности и
безопасности, межнационального согласия, регионом устойчивого
политического, экономического, социального и научно-технического
развития, занимающим достойное место в международном сообществе.
Естественно, ключ к реализации подобного сценария лежит в
сфере экономики. Поэтому в настоящей информации в достаточно
кратком виде подводятся итоги создания зоны свободной торговли,
которая была объявлена приоритетом в этой сфере, и предлагаются
главнейшие меры, которые необходимо осуществить безотлагательно.
I. Об итогах реализации первоочередных мероприятий
в период 2000 - 2001 годов по созданию зоны свободной
торговли, утвержденных Решением Совета глав государств
от 21 июня 2000 года о ходе выполнения решений Совета
глав государств Содружества Независимых Государств
от 2 апреля 1999 года о создании
зоны свободной торговли
Ход выполнения первоочередных мероприятий в период 2000 - 2001
годов по созданию зоны свободной торговли, зафиксированных в
Решении Совета глав государств СНГ от 21 июня 2000 г., может быть
охарактеризован следующим образом.
Внутригосударственные процедуры, необходимые для вступления в
силу Соглашения о создании зоны свободной торговли от 15 апреля
1994 г. и Протокола к нему от 2 апреля 1999 г., завершены в
государствах Содружества, кроме Грузии и Российской Федерации.
Туркменистан Протокол не подписал. В Грузии, Российской Федерации
и Туркменистане данное Соглашение временно применяется со дня
подписания.
Наряду с Соглашением и Протоколом для обеспечения формирования
и эффективного функционирования зоны свободной торговли необходимо
введение в действие большого комплекса договоренностей,
регламентирующих режим свободной торговли, - это базовый комплекс
из 38 документов. По всем подписанным документам этого комплекса
внутригосударственные процедуры завершены в 76% случаев,
проводятся - в 24%. На разных этапах разработки находятся еще 5
документов.
Обобщенная информация о положении по этому базовому комплексу
договоренностей, включая основополагающие Соглашение и Протокол,
по странам такова:
------------T-----------T-------T--------T------T---------T----------T-------T------T-----------T------------T----------T-------¬
¦ ¦Азербайджан¦Армения¦Беларусь¦Грузия¦Казахстан¦Кыргызстан¦Молдова¦Россия¦Таджикистан¦Туркменистан¦Узбекистан¦Украина¦
+-----------+-----------+-------+--------+------+---------+----------+-------+------+-----------+------------+----------+-------+
¦Ратификация¦ 25 ¦ 32 ¦ 36 ¦ 10 ¦ 31 ¦ 33 ¦ 23 ¦ 23 ¦ 36 ¦ 3 ¦ 20 ¦ 21 ¦
¦завершена ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------+-----------+-------+--------+------+---------+----------+-------+------+-----------+------------+----------+-------+
¦Ратификация¦ 6 ¦ 7 ¦ 2 ¦ 20 ¦ 5 ¦ 7 ¦ 11 ¦ 12 ¦ 4 ¦ 9 ¦ 6 ¦ 8 ¦
¦проводится ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------+-----------+-------+--------+------+---------+----------+-------+------+-----------+------------+----------+-------+
¦Не ¦ 9 ¦ 1 ¦ 2 ¦ 10 ¦ 4 ¦ 0 ¦ 6 ¦ 5 ¦ 0 ¦ 28 ¦ 14 ¦ 11 ¦
¦подписаны ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L-----------+-----------+-------+--------+------+---------+----------+-------+------+-----------+------------+----------+--------
Более подробные сведения о подписании государствами СНГ
комплекса договоренностей и о выполнении ими внутригосударственных
процедур приведены в Приложении.
Кроме базового комплекса соглашений государствами -
участниками СНГ достигнуты также договоренности по регулированию
отдельных, достаточно специфических вопросов функционирования зоны
свободной торговли. В этой области заключено 30 соглашений. Из них
вступили в силу в результате проведения внутригосударственных
процедур (с учетом вступивших с даты подписания) 29 документов.
Ситуация по этому комплексу из 30 документов по странам
такова:
------------T-----------T-------T--------T------T---------T----------T-------T------T-----------T------------T----------T-------¬
¦ ¦Азербайджан¦Армения¦Беларусь¦Грузия¦Казахстан¦Кыргызстан¦Молдова¦Россия¦Таджикистан¦Туркменистан¦Узбекистан¦Украина¦
+-----------+-----------+-------+--------+------+---------+----------+-------+------+-----------+------------+----------+-------+
¦Ратификация¦ 12 ¦ 26 ¦ 28 ¦ 8 ¦ 26 ¦ 25 ¦ 16 ¦ 22 ¦ 30 ¦ 5 ¦ 9 ¦ 18 ¦
¦завершена ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------+-----------+-------+--------+------+---------+----------+-------+------+-----------+------------+----------+-------+
¦Ратификация¦ 6 ¦ 2 ¦ 0 ¦ 12 ¦ 2 ¦ 5 ¦ 12 ¦ 5 ¦ 0 ¦ 3 ¦ 9 ¦ 8 ¦
¦проводится ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------+-----------+-------+--------+------+---------+----------+-------+------+-----------+------------+----------+-------+
¦Не ¦ 12 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 10 ¦ 2 ¦ 0 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 0 ¦ 22 ¦ 12 ¦ 4 ¦
¦подписаны ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L-----------+-----------+-------+--------+------+---------+----------+-------+------+-----------+------------+----------+--------
Таким образом, очевидно, что государствам Содружества
необходимо активизировать работу по завершению выполнения
внутригосударственных процедур по этому комплексу документов.
В договоренностях о режиме свободной торговли в качестве
одного из ключевых обязательств стран Содружества рассматривается
переход от взимания косвенных налогов по принципу "страны
происхождения" на принцип "страны назначения" товаров.
Все государства СНГ, за исключением Грузии и Российской
Федерации, ввели новый принцип в результате ратификации либо
Соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и
импорте товаров (работ, услуг) между государствами - участниками
Содружества Независимых Государств от 25 ноября 1998 г., либо
Протокола о внесении изменений и дополнений в Соглашение о
создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 г.
Фактическая ситуация, по состоянию на 1 октября 2002 г.,
такова: все страны де-юре провозгласили принцип "страны
назначения" товаров.
Восемь государств - Азербайджан, Армения, Грузия, Казахстан,
Кыргызстан, Молдова, Узбекистан и Украина - перешли на принцип
взимания НДС по "стране назначения" со всеми другими странами СНГ.
Беларусь применяет принцип "страны назначения" товаров так же
со всеми странами СНГ, за исключением Грузии и России.
Таджикистан принцип "страны назначения" применяет со всеми
странами СНГ, за исключением Туркменистана.
Россия перешла на взимание НДС в торговле с государствами
Содружества по принципу "страны назначения" товаров (за
исключением нефти, включая стабильный газовый конденсат, и
природного газа), кроме Беларуси - своего партнера в Союзном
государстве.
Туркменистан перешел на принцип "страны назначения" с
Беларусью.
Наглядно сложившееся состояние перехода государств -
участников Содружества на взимание косвенных налогов по принципу
"страны назначения" товаров демонстрирует диаграмма <*>.
--------------------------------
<*> Диаграмма не приводится.
В результате сейчас симметричная форма взимания НДС полностью
применяется во взаимной торговле стран СНГ: по принципу "страны
назначения" - в 89,4% случаев, по принципу "страны происхождения"
- в 3% (на 1 сентября 2000 г. было соответственно 37,9% и 27,3%).
Переход на взимание косвенных налогов по принципу "страны
назначения" товаров постепенно завершается. Туркменистан начал
переход на новый принцип взимания НДС.
Вместе с тем в отдельных государствах - участниках СНГ
удельный вес получаемых из Российской Федерации энергоносителей, в
стоимость которых включен НДС, взимаемый при их экспорте,
составляет от 25 до 70% общих объемов импорта. (Грузия - до 25%,
Республика Беларусь - до 40, Республика Молдова - до 64, Украина -
до 70%.)
В соответствии со статьей 3 Соглашения о создании зоны
свободной торговли, в редакции от 2 апреля 1999 г., государствами
- участниками проводятся переговоры по фиксации и устранению
тарифных ограничений (изъятий) из режима свободной торговли,
которые имеют место в двусторонних торговых отношениях в форме
таможенных пошлин, а также налогов и сборов, имеющих с ними
эквивалентное действие. Наличие изъятий отражается в
соответствующих двусторонних протоколах.
Переговорный процесс по этой проблеме в основном завершен, а
тарифные изъятия из режима свободной торговли официально
зафиксированы по 26 позициям из более чем 11 тысяч позиций
товарной номенклатуры.
Теперь, когда договоренности по изъятиям из режима свободной
торговли в основном достигнуты, имеется возможность приступить к
выполнению положений пункта 1 статьи 3 Соглашения о создании зоны
свободной торговли (в редакции от 2 апреля 1999 г.) в части
согласования их поэтапной отмены. Однако эта работа в государствах
СНГ находится в начальной стадии.
Статьей 13 Соглашения о создании зоны свободной торговли и
статьей 13 "а" Протокола к нему от 2 апреля 1999 г., кроме того,
предусмотрена возможность применения нетарифных ограничений,
причем она ограничена определенными рамками. В настоящее время в
Содружестве, по имеющимся данным, нетарифными ограничениями
охвачено менее 200 из более чем 11 тысяч позиций товарной
номенклатуры. Таким образом, на практике государства Содружества
достаточно широко пользуются этой возможностью, причем зачастую
ограничения выходят за установленные рамки. Поэтому важно
систематически проводить работу по устранению барьеров подобного
характера.
Общие результаты анализа хода выполнения обязательств,
принятых государствами СНГ для введения режима свободной торговли,
можно резюмировать следующим образом: в большинстве случаев
обязательства, принятые государствами по указанным Соглашению и
Протоколу к нему, либо выполнены полностью, либо по ним создана
определенная правовая основа. Тем не менее по некоторым
обязательствам еще необходимо принятие дополнительных решений.
Так, важно было бы завершить достижение договоренностей по
готовящимся проектам документов: Концепции координации политики
государств - участников СНГ в валютной сфере, которой, в
частности, намечено предусмотреть создание эффективной системы
взаимных расчетов и платежей по торговым и другим операциям (п. 1,
ст. 1 Соглашения); Протоколу о принципах предоставления субсидий и
применения компенсационных мер (п. 1, ст. 9 Соглашения и п. 18
Протокола); Соглашению о либерализации рынка услуг (ст. 17
Соглашения и п. 26 Протокола); Соглашению о государственных
закупках (п. 28 Протокола).
Все вышеизложенное в основном характеризует формальную сторону
процесса и свидетельствует о том, что введение полномасштабного
режима свободной торговли продвигается медленно.
Общие итоги десятилетнего функционирования
экономической сферы Содружества
Во-первых, взаимный товарооборот, который в мире считается
одним из главных при оценке эффективности того или иного
экономического объединения, с 1991 года в Содружестве упал почти
втрое - с 72 до 28%. Результатом переориентации
внешнеэкономических связей на "дальнее зарубежье" явилось
сокращение взаимной торговли в рамках Содружества в связи с
наличием серьезных барьеров. Если в начале 90-х годов на долю
третьих стран приходилось около 30% внешнеторгового оборота
государств Содружества, то теперь - свыше 70%. Более того, из-за
возросшей взаимной конкуренции за рынки третьих стран, по
имеющимся оценкам, страны СНГ ежегодно теряют 1,3 - 1,5 млрд.
долл.
Во-вторых, доля минерального топлива и сырья в экспорте стран
СНГ увеличилась в четыре раза, вплотную приблизившись к половине
его объема. Соответственно снизился удельный вес машин и
транспортных средств.
В-третьих, в странах СНГ до 30% снизился объем общих
инвестиций.
В-четвертых, основные фонды стран СНГ доведены до предельного
износа, достигающего 70 - 80%.
В-пятых, скачкообразно - с 6 до 21% увеличилась так называемая
транспортная составляющая в издержках производства.
В-шестых, доля теневой экономики в отдельных государствах
достигла 40 - 45% от общих ее масштабов.
В-седьмых, в подавляющем большинстве стран СНГ средняя
заработная плата не превышает 100 долл. в месяц.
Следовало бы обратить внимание прежде всего на уменьшение
количества применяемых странами различного рода торговых
ограничений, расширение производственно-кооперационных связей,
базирующихся на изначально заложенной технологической привязке
производств друг к другу, практическую действенную защиту
отечественных товаропроизводителей от настойчивой и хорошо
организованной экспансии третьих стран.
Вместе с тем именно в последние два года, возможно, впервые за
всю историю Содружества появились объективно благоприятные условия
для укрепления нашего экономического взаимодействия, для
интеграции. Начался и продолжается экономический рост. Реальностью
стала стабильность национальных валют. Наконец, значительно
сблизились известные показатели конвергенции, широко применяемые,
например, при оценке интеграционного потенциала вступающих в
Евросоюз новых стран, - отношение дефицита госбюджета к ВВП и
внешнего долга к ВВП, уровень инфляции и ставки рефинансирования.
По прогнозу, тенденция сближения этих параметров продолжится.
Исходя из этих двух групп противоречивых обстоятельств и
должны формироваться, как представляется, перспективные задачи
экономической политики Содружества Независимых Государств.
II. Предложения по перспективным задачам
Содружества по созданию зоны свободной торговли
с учетом развития экономических процессов
в мировом сообществе
Разворачивающиеся сегодня в мире экономические процессы в
наиболее общем виде могут быть охарактеризованы противостоянием
двух тенденций - к глобализации и регионализации. Причем эти оба
направления несут в себе как положительный, так и отрицательный
потенциал. В этом контексте перед государствами СНГ и Содружеством
в целом стоит достаточно сложная задача - попытаться при принятии
стратегических и тактических решений в максимально возможной
степени использовать плюсы и одновременно минимизировать
негативные моменты.
Этого возможно добиться, применяя следующий тактический прием:
постепенно включаясь в процесс глобализации и активно используя
его главное преимущество, связанное с усилением добросовестной
конкуренции, одновременно в необходимых случаях противопоставлять,
как это делают все региональные объединения в мире, силе
транснациональных компаний совместно выработанные меры защиты
экономических интересов стран Содружества.
Исходя из этой общей посылки, необходимо считать, что основной
целью интеграции должно стать поэтапное формирование общего
экономического пространства СНГ, которое, как хорошо известно из
мирового опыта, является главным инструментом роста экономики
образующих его стран и соответственно - решения социальных задач.
За последние 20 лет страны из состава десятков функционирующих в
мире торгово-экономических объединений развивались вдвое быстрее
стран - одиночек. Образование общего экономического пространства,
как это вытекает из расчетов, произведенных учеными Российской
академии наук, позволит в ближайшие 7 - 10 лет обеспечивать в СНГ
не менее чем в 1,5 раза более высокие темпы экономического роста.
Начальное условие - это быстрейшее фактическое введение
принципов свободной торговли, регулируемых вместе с тем рыночными
методами в интересах всех вместе и каждого государства в
отдельности. При этом главное состоит в том, чтобы обеспечить
наиболее высокую отдачу от имеющегося в Содружестве потенциала,
который сейчас по различным причинам используется крайне
недостаточно.
В результате появится принципиальная возможность развертывания
работы по введению максимально либерального торгового режима. К
тому же в его рамках и в условиях принципиальной самодостаточности
весьма емкого рынка СНГ (почти 300 млн. потребителей) путем
проведения согласованной внешнеторговой политики обеспечивается
наилучшая защита отечественных товаропроизводителей. А эта задача
остается одной из главных и сложнейших в условиях резко
ужесточающейся в мире конкуренции и взятого всеми странами СНГ
курса на вступление в ВТО с целью полного включения в
мирохозяйственную систему.
Крайне важное значение и особое место в экономике стран
Содружества занимает агропромышленный комплекс, доля которого в
общем объеме валовой добавленной стоимости достигает почти 45%, а
число занятых в нем превышает 25 млн. человек, или треть общей
численности всех работающих. Состояние АПК в решающей степени
определяет благополучие общества, развитие других отраслей
экономики, продовольственную безопасность стран. В условиях
вступления в ВТО принципиальный характер приобретает защита
сельхозпроизводителей СНГ в связи с теми огромными субсидиями,
которые идут в этот сектор в развитых странах (США - почти 200
млрд. долл., ЕС - более 300 млрд. долл. ежегодно) против всего 300
млн. долл. в странах Содружества. Не случайно в СНГ начат процесс
создания общего аграрного рынка, но он пока идет вяло.
Вместе с тем можно было бы не ограничиваться созданием
совместного специализированного рынка товаров и услуг лишь в
аграрной области, а провести работу и в сфере рынка наукоемких
технологий, рынка машиностроительной продукции и т.п., прежде
всего для продвижения на рынки третьих стран продукции совместного
производства.
Создание в Содружестве динамичных конкурентных рынков в
условиях происходящих процессов глобализации экономики, обострения
международной конкуренции и расширения влияния транснациональных
компаний выступает одной из главных задач, к решению которой можно
и нужно приступить незамедлительно. Необходимо активизировать
процесс создания и функционирования транснациональных корпораций,
международных финансово-промышленных групп, совместных предприятий
и других форм сотрудничества предпринимательских структур. Ведь
сейчас два - три десятка реально действующих в СНГ пока еще
достаточно слабых ТНК (включают всего 300 хозяйствующих субъектов)
не могут обеспечить реальной конкуренции потенциалу международных
компаний.
Определенный шаг странами СНГ в направлении формирования
конкурентных рынков уже сделан: они обменялись перечнями
конкурентоспособной продукции. Теперь было бы важно начать
совместные межгосударственные конъюнктурные и маркетинговые
исследования, прогнозирование внешних рынков сбыта, а на основе
этого согласовывать позиции при проведении политики в области
экспорта, разрабатывать программы по совместному созданию
экспортоориентированной продукции. В ответ на нарастание в мире
кризисных явлений СНГ обязано создать открытую конкурентоспособную
среду с равными для всех условиями и с принятыми в мире элементами
регионального регулирования.
Во всех этих работах можно было бы опереться на возможности
недавно утвержденной Советом глав правительств программы создания
информационно-маркетинговых центров и объединения их в
межгосударственную сеть. Систематизированная маркетинговая
информация, как известно, дает возможность качественно улучшить
механизмы производственно-кооперационного и торгово-экономического
сотрудничества, обеспечить формирование цивилизованной
конкурентной среды, развитие производства товаров и услуг,
увеличение экономического и экспортного потенциала, рост
товарооборота. Эта же система послужит основой формирования сети
электронной торговли, когда расчеты между деловыми участниками
ведутся на базе новейших международных технологий, что стимулирует
расширение рынков.
Имеющая принципиальное значение для стран СНГ проблема
усиления их присутствия на мировом рынке теснейшим образом связана
с неизбежно грядущим тотальным техническим перевооружением,
определяемым предельной изношенностью основных фондов всех
отраслей. При решении этой проблемы государства должны, как
представляется, проявить подлинный прагматизм, поскольку именно в
связи с переоборудованием необходимо в максимальной мере
использовать открывающиеся возможности для осуществления
высокоэффективной специализации на основе четко согласованного
разделения труда и кооперации.
В техническом переоснащении можно рассчитывать и на
собственные силы, так как имеющийся уровень качества изделий,
технологическая совместимость и относительная незначительность
иностранных инвестиций предопределяют такой путь.
Одновременно важно договориться и о согласованной структурной
политике. Причем при выработке направлений структурных
преобразований необходима ориентация на коренные и радикальные, а
главное основательно продуманные, заранее рассчитанные на глубокую
перспективу меры, основанные на согласии и компромиссе. В основе
этих мер должны быть широкое применение новых технологий и
рыночных механизмов, разумный протекционизм в укреплении взаимных
позиций как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Иными словами,
в широкомасштабном техническом перевооружении необходимо в полной
мере задействовать собственный научно-технический потенциал, а
также пока сохраняющуюся конкурентоспособность на мировом рынке
топливно-сырьевого комплекса, черной и цветной металлургии,
химической, деревообрабатывающей, авиационной и аэрокосмической
промышленности, приборостроения, судостроения, отдельных
подотраслей военно-промышленного комплекса. Это касается и ряда
направлений, в которых некоторые государства Содружества
по-прежнему находятся среди мировых лидеров в разработке, в
частности, фундаментальных проблем в области физики, математики,
информатики, химии, физиологии, медицины, в прикладных разработках
лазерной и криогенной техники, новых материалов, аэрокосмической и
отдельных образцов военной техники, средств связи и
телекоммуникаций, программных продуктов для ЭВМ. По оценкам, в СНГ
имеется 6 - 7% конкурентоспособной продукции. Этот объем
необходимо не только сохранить, но и наращивать.
Как раз сейчас для СНГ настает время неизмеримо более широкого
(с учетом развития процессов в мире) использования разработки и
реализации совместных программ, особенно в сфере высоких
технологий. Программы, как известно, выступают "стягивающим"
фактором интеграции. Предметов для подобных программ множество -
от проектов в энергетике и транспорте, промышленности и сельском
хозяйстве до создания образцов техники военного назначения - для
ПВО, ПРО и т.п.
При этом важно учитывать, что для того, чтобы договориться о
действиях в области технического перевооружения, остается совсем
мало времени - практически один год - так как, по имеющимся
оценкам, потребность Содружества в закупке нового оборудования на
эти цели после 2003 года составит 150 млрд. долл. ежегодно. Чтобы
в ходе перевооружения получить максимальную экономическую выгоду,
необходимо действовать не только профессионально, но и быстро.
Кроме того, в условиях столь огромных объемов выпуска оборудования
для переоснащения производственного аппарата есть все основания
поставить дело так, чтобы не превращаться в конкурентов, а быть
партнерами. При этом важно определить, каковы у нас приоритеты в
создании современных производств, какие отрасли экономики нужно
иметь странам, чтобы не стать периферийными государствами.
На нужды модернизации производства могут быть использованы
финансовые ресурсы, формирующиеся в экспортоориентированных
отраслях, путем пересмотра существующего механизма
перераспределения добавленной стоимости.
При этом, исходя из сугубо практических соображений, прежде
всего экономической выгоды, следовало бы придать самую высокую
приоритетность сотрудничеству в транспортных и энергетических
секторах, являющихся с учетом масштабности пространства
Содружества двумя важнейшими инфраструктурными отраслями. Именно в
этих сферах сотрудничества, как нигде более, можно максимально
сблизить интересы всех стран СНГ. В первую очередь, необходимо
разработать меры по снижению транспортной составляющей в затратах
при перевозке грузов всеми видами транспорта, созданию
транспортных коридоров, устранению барьеров при осуществлении
международных перевозок автомобильным транспортом, в том числе по
отмене разрешительной системы.
Построение общего рынка с единым, все более либерализирующимся
режимом торговли будет означать прорыв в экономической сфере.
Резервы увеличения взаимной торговли в СНГ огромны. Ведь при
фактической безальтернативности взаимных связей, крепкой деловой
"привязанности" стран СНГ друг к другу, когда внутри СНГ
потребляется 80% производимой странами продукции, ее потенциал, по
имеющимся оценкам, используется всего на 35 - 40%.
Наконец, крупнейшей задачей в СНГ является создание нового
жизнеспособного механизма валютных отношений как базового фактора
развития национальной экономики. Длительная нестабильность
национальных валют, достаточно жесткие таможенные меры, недостаток
ликвидных платежных средств на рынке СНГ, долларизация экономик
привели, как известно, к усложнению платежно-расчетных отношений,
сокращению взаимной торговли. Попытки валютной интеграции на
основе создания платежного, валютного и экономического союзов
оказались безрезультатными.
В этих условиях следовало бы поддержать инициативу ряда
банковских и финансовых структур и их объединений и с опорой на
мировой опыт, современные технологии и финансовые инструменты
рынка в торговле национальными валютами решить две практические
задачи. Первая - свободная котировка национальных валют через
интегрированную биржевую систему государств - участников СНГ для
обеспечения безналичных расчетов хозяйствующих субъектов по
текущим и капитальным операциям. Вторая - переход на базе единой
для всех стран пластиковой карточки СНГ к обслуживанию расчетов по
потребительским сделкам граждан.
Проект интегрированной биржевой системы стран СНГ разработан и
продвигается к практической реализации, а пилотный проект
"карточка СНГ" продемонстрирован на межгосударственной выставке,
посвященной 10-летию образования Содружества. При благожелательном
отношении к ним со стороны властных структур государств СНГ
реализация обоих проектов может быть начата в 2002 году, что может
стать фундаментом для активного использования национальных валют
во взаимных платежно-расчетных отношениях, устранения потерь,
связанных с применением кросс-курсов к СКВ, улучшения
использования валютных резервов, рационализации движения капитала,
формирования транспарентности (прозрачности) отношений, наконец,
создания условий для перехода к внешней обратимости национальных
валют по текущим операциям. Кроме того, будут уменьшены риски,
усовершенствована система межгосударственных платежей, сделан шаг
в сторону единой платежной системы. Впоследствии можно было бы
рассмотреть вопрос о более глубоких перспективах применения общей
(единой) валюты, становления платежного и валютного союзов, а
также экономического союза.
Получить первые практические результаты по всем этим
направлениям вполне возможно уже в 2003 году.
Таким образом, чтобы противостоять негативным последствиям
глобализации и одновременно максимально использовать ее
преимущества, у государств - участников СНГ должна быть своя,
достаточно выверенная и совместно, настойчиво реализуемая линия в
этом направлении. Требуется большая согласованность в определении
перспектив Содружества. Тогда экономические структуры при их
организационном, кадровом подкреплении и расширении полномочных
функций могли бы более активно подключиться к решению обозначенных
проблем на рыночных принципах.
Совместный поиск решений в выше обозначенных важнейших
вопросах отвечает долгосрочным интересам стран - участниц
Содружества и соответствует мировым тенденциям сочетания
глобализации с инструментами субрегионального экономического
сотрудничества.
|