ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 октября 2002 года
Дело N 5-Г02-130
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда России в
составе:
председательствующего Кнышева В.П.,
судей Нечаева В.И.,
Харланова А.В.
рассмотрела в судебном заседании 4 октября 2002 г. кассационную
жалобу представителя мэра г. Москвы Олейник Л.И. на решение
Московского городского суда от 28 июня 2002 г., которым признаны
противоречащими федеральному законодательству и не действующими со
дня вступления решения в законную силу пункт 1 распоряжения мэра
г. Москвы "Об утверждении Перечня лекарственных средств и изделий
медицинского назначения, отпускаемых по рецептам врачей бесплатно
или со скидкой в г. Москве" от 12 июля 2000 г. N 747-РМ и пункты 1
- 4 приказа "О введении новой редакции Перечня лекарственных
средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых по рецептам
врачей бесплатно или со скидкой в г. Москве" от 13 июля 2000 г. N
301.
Заслушав доклад судьи Нечаева В.И., объяснения представителя
мэра г. Москвы Олейник Л.И., объяснения Д. и его представителя -
Пимонова Е.С., исследовав материалы дела, коллегия
установила:
пунктом 1 распоряжения мэра г. Москвы от 12 июля 2000 г. N 747-
РМ утвержден и введен в действие с 1 августа 2000 г. Перечень
лекарственных средств и изделий медицинского назначения,
отпускаемых по рецептам врачей бесплатно или со скидкой в г.
Москве (приложение).
Во исполнение данного распоряжения приказом комитета
здравоохранения г. Москвы от 13 июля 2000 г. N 301 была введена
новая редакция Перечня лекарственных средств и изделий
медицинского назначения, отпускаемых по рецептам врачей бесплатно
или со скидкой в г. Москве (приложение) с 1 августа 2000 г.
Д. обратился в суд с заявлением о признании противоречащими
федеральному законодательству названных распоряжения мэра г.
Москвы и приказа комитета здравоохранения г. Москвы, ссылаясь на
то, что эти акты нарушают его право на охрану здоровья; они не
соответствуют требованиям Федерального закона "О лекарственных
средствах", Основам законодательства Российской Федерации об
охране здоровья граждан и другим федеральным правовым актам.
Рассмотрев дело, суд вынес приведенное выше решение. В
кассационной жалобе представитель мэра г. Москвы Олейник Л.И.
просит отменить решение суда. Кассационная жалоба обоснована тем,
что оспариваемые нормативные акты не нарушают действующее
федеральное законодательство и Постановления Правительства
Российской Федерации. Обсудив доводы кассационной жалобы, коллегия
находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Согласно Конституции Российской Федерации в совместном ведении
Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится
координация вопросов здравоохранения (п. "ж" части 1 ст. 72).
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской
Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в
соответствии с частями первой и второй настоящей статьи (ч. 5 ст.
76).
Однако оспариваемые нормативные акты не соответствуют
федеральным правовым нормам. Так, пунктом 19 ст. 18 Закона
Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся
воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"
гражданам, указанным в пункте 7 части первой статьи 13 настоящего
Закона, гарантируется бесплатное оказание медицинской помощи (в
стационаре, амбулаторно) и диспансеризация, бесплатное
приобретение лекарств (по рецептам врачей) в соответствии с
Перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств и
изделий медицинского назначения, определяемым Правительством
Российской Федерации.
Федеральный закон "О социальных гарантиях гражданам,
подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных
испытаний на Семипалатинском полигоне" (статьи 2 и 3) гарантирует
гражданам, получившим дозу облучения в размере, установленном этим
Законом, бесплатное приобретение лекарств (по рецептам врачей) в
пределах Перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных
средств и изделий медицинского назначения.
Федеральным законом "О социальной защите граждан, занятых на
работах с химическим оружием" от 7 ноября 2000 года N 136-ФЗ
установлено, что гражданам, занятым на работах с химическим
оружием, при амбулаторном лечении гарантируется бесплатное
обеспечение лекарственными средствами по рецептам врачей в
порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации (ст.
7).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 апреля
2002 г. N 425-р утвержден Перечень жизненно необходимых и
важнейших лекарственных средств. Список лекарств, которые вошли в
этот Федеральный перечень и которые должны отпускаться по
указанным федеральным законам бесплатно, значительно шире, чем в
Перечнях, утвержденных соответственно распоряжением мэра г. Москвы
от 12 июля 2000 г. и приказом комитета здравоохранения г. Москвы
от 13 июля 2000 г.
Правительство Российской Федерации Постановлением от 30 июля
1994 г. N 890, в редакции последующих постановлений утвердило
Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном
лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского
назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно. По этому
Перечню, в частности, участники гражданской и Великой
Отечественной войн, инвалиды боевых действий на территории других
государств, дети первых трех лет жизни, граждане, страдающие
диабетом, должны получать все лекарства по рецептам врачей
бесплатно. В Перечне групп населения, при амбулаторном лечении
которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с 50-
процентной скидкой со свободных цен, утвержденном этим же
Постановлением Правительства Российской Федерации (приложение N 2
к Постановлению Правительства), указаны граждане, которые имеют
право на получение по рецептам врачей всех лекарственных средств с
50-процентной скидкой со свободных цен.
Между тем Перечень лекарственных средств и изделий медицинского
назначения, отпускаемых по рецептам врачей бесплатно или со
скидкой в г. Москве, утвержденный пунктом 1 распоряжения мэра г.
Москвы от 12 июля 2000 г. N 747-РМ, а также Перечень лекарственных
средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых по рецептам
врачей бесплатно или со скидкой в г. Москве, утвержденный приказом
комитета здравоохранения г. Москвы от 13 июля 2000 г. N 301,
ограничивают права граждан, имеющих по федеральным законам и
нормативным актам Правительства Российской Федерации льготы по
оплате лекарственных средств и изделий медицинского назначения, в
пределах лишь тех лекарственных средств и изделий медицинского
назначения, которые включены в названные Перечни.
Довод о том, что судом не учтено распоряжение мэра г. Москвы
"Об организации обеспечения отдельных категорий населения г.
Москвы лекарственными средствами и изделиями медицинского
назначения, отпускаемыми по рецептам врачей бесплатно или со
скидкой" от 20 августа 1999 г. N 900-РМ, не может быть поводом к
отмене решения суда. Наличие данного распоряжения не исключает
действие оспариваемых распоряжения мэра г. Москвы от 12 июля 2000
г. и приказа комитета здравоохранения г. Москвы от 13 июля 2000 г.
N 301, которые изданы позднее этого распоряжения. Тем более что по
оспариваемому приказу, начальники управлений здравоохранения
административных округов, главные врачи лечебно-профилактических
учреждений городского подчинения обязаны обеспечить выписку
льготных рецептов с учетом новой редакции Перечня (п. 2); главные
врачи стационарных лечебно-профилактических учреждений,
консультативно-диагностических центров при рекомендации
медикаментозного лечения больным, имеющим право на льготное
лекарственное обеспечение, в амбулаторных условиях должны
руководствоваться новой редакцией Перечня (п. 3); и. о. начальника
управления медицинской помощи комитета здравоохранения совместно с
главными специалистами комитета обязаны привести в соответствие
стандарты медикаментозного лечения основных заболеваний
терапевтического профиля в амбулаторно-поликлинических условиях
согласно изменениям, внесенным в Перечень.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения
кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 304, 305, 311 Гражданского
процессуального кодекса РСФСР, коллегия
определила:
оставить решение Московского городского суда от 28 июня 2002 г.
без изменения, кассационную жалобу представителя мэра г. Москвы
Олейник Л.И. - без удовлетворения.
|