ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 октября 2002 года
Дело N 5-Г02-134
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда России в
составе:
председательствующего Кнышева В.П.,
судей Нечаева В.И.,
Харланова А.В.
рассмотрела в судебном заседании 4 октября 2002 г. кассационную
жалобу Г. на решение Московского городского суда от 23 июля 2002
г., которым отказано ему в заявлении о признании противоречащим
федеральному законодательству пункта 34 приложения 2 к
постановлению правительства г. Москвы "О мерах по социальной
поддержке и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, - выпускников детских домов и школ-
интернатов" от 31 августа 1999 г. N 797.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации
Нечаева В.И., объяснение Г., исследовав материалы дела, коллегия
установила:
постановлением правительства г. Москвы "О мерах по социальной
поддержке и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, - выпускников детских домов и школ-
интернатов" от 31 августа 1999 г. N 797 утверждено Положение о
порядке предоставления жилых помещений и дополнительных гарантиях
жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, в городе Москве (приложение 2). В пункте 34 этого
Положения указано, что жилое помещение предоставляется детям-
сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, - выпускникам
интернатных учреждений, достигшим 16-летнего возраста, а при
семейной форме воспитания - с 18-летнего возраста.
Г., являющийся попечителем Н., 11 сентября 1987 года рождения,
проживающего по месту жительства заявителя в квартире 44 дома 18
на ул. Гаршина в пос. Томилино Московской области, обратился в суд
с заявлением о признании пункта 34 названного Положения
противоречащим федеральному законодательству. Заявление обосновано
тем, что Н. достиг 14-летнего возраста и ему должна быть
предоставлена жилая площадь. Однако оспариваемый пункт
постановления правительства г. Москвы ограничивает право
несовершеннолетнего в возрасте от 14 лет на предоставление ему
жилого помещения и противоречит гражданскому законодательству. В
связи с отсутствием у подопечного жилого помещения ему отказано в
регистрации по месту жительства. Отсутствие регистрации по месту
жительства лишает его возможности получать медицинскую помощь по
месту жительства и соответствующие социальные пособия.
Рассмотрев дело, суд вынес приведенное выше решение. В
кассационной жалобе Г. просит отменить решение суда, ссылаясь на
то, что оно вынесено с нарушением норм материального права и норм
процессуального права. Обсудив доводы кассационной жалобы,
коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с п. 2 ст. 37 ЖК РСФСР вне очереди жилое
помещение предоставляется гражданам из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, в частности при прекращении
опеки (попечительства).
Понятие опеки и попечительства дано в ст. 1 Федерального закона
"О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей". Это форма устройства
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях
их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их
прав и интересов; опека устанавливается над детьми, не достигшими
возраста 14 лет; попечительство устанавливается над детьми в
возрасте от 14 до 18 лет.
Согласно Гражданскому кодексу РФ попечительство устанавливается
над несовершеннолетними в возрасте от четырнадцати до восемнадцати
лет (п. 1 ст. 33). Попечительство над несовершеннолетним
прекращается без особого решения, в частности по достижении
несовершеннолетним подопечным восемнадцати лет (п. 3 ст. 40).
По смыслу приведенных правовых норм вне очереди жилое помещение
предоставляется гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, при прекращении попечительства, которое в
свою очередь прекращается, в частности по достижении
несовершеннолетним подопечным восемнадцати лет.
Так как семейная форма воспитания детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, предполагает установление над
несовершеннолетними в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет
попечительства, то правительство г. Москвы вправе было установить
правило, по которому жилое помещение предоставляется при семейной
форме воспитания названным лицам с 18-летнего возраста, то есть
после прекращения попечительства.
Поэтому суд сделал обоснованный вывод о том, что положение
оспариваемого пункта постановления правительства г. Москвы,
предусматривающее предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся
без попечения родителей, при семейной форме воспитания жилых
помещений с 18-летнего возраста, не противоречит действующему
федеральному законодательству.
Руководствуясь ст. ст. 304, 305, 311 Гражданского
процессуального кодекса РСФСР, коллегия
определила:
оставить решение Московского городского суда от 23 июля 2002 г.
без изменения, кассационную жалобу Г. - без удовлетворения.
|