Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 04.10.2002 N ... В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ЖАЛОБЫ НА ОТКАЗ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ В РЕГИСТРАЦИИ ЗАЯВИТЕЛЯ КАНДИДАТОМ НА ДОЛЖНОСТЬ ГУБЕРНАТОРА КРАЯ ОТКАЗАНО ПРАВОМЕРНО, ТАК КАК ИЗ ПРЕДСТАВЛЕННЫХ ИМ ПОДПИСЕЙ ИЗБИРАТЕЛЕЙ НЕДОСТОВЕРНЫМИ ПРИЗНАНО 11,1% ОТ ОБЩЕГО ЧИСЛА ПРОВЕРЕННЫХ ПОДПИСЕЙ, ЧТО ПРЕВЫШАЕТ ПРЕДЕЛЬНУЮ ВЕЛИЧИНУ НЕДОСТОВЕРНЫХ ПОДПИСЕЙ ОТ КОЛИЧЕСТВА ПРОВЕРЕННЫХ ПОДПИСЕЙ...

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


                   ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
                              ОПРЕДЕЛЕНИЕ
                        от 4 октября 2002 года
   
                                                     Дело N 53-Г02-27
   
       Судебная коллегия   по   гражданским   делам  Верховного  Суда
   Российской Федерации в составе:
   
       председательствующего                            Кнышева В.П.,
       судей                                           Горохова Б.А.,
                                                       Харланова А.В.
   
       рассмотрела в открытом судебном заседании 4 октября 2002 г. по
   кассационной   жалобе   Оскирко  Николая  Николаевича  на  решение
   Красноярского  краевого суда от 14 августа 2002 г.  дело по жалобе
   Оскирко  Николая  Николаевича  на  решение  Избирательной комиссии
   Красноярского края от 7 августа 2002 года N 491.
       Заслушав  доклад  судьи  Верховного  Суда Российской Федерации
   Горохова  Б.А.,  Судебная коллегия по гражданским делам Верховного
   Суда Российской Федерации
   
                              установила:
   
       решением   Избирательной  комиссии  Красноярского  края  от  7
   августа  2002  г.  N 491 Оскирко Н.Н.  было отказано в регистрации
   кандидатом на должность губернатора Красноярского края.
       Отказ  в регистрации  мотивирован  тем,   что  по  результатам
   проверки 6000 подписных листов с подписями избирателей в поддержку
   Оскирко  Н.Н.  из  представленных  им  21968  подписей избирателей
   недостоверными  признано  666  подписей  или 11,1% от общего числа
   проверенных   подписей,    что   превышает   предельную   величину
   недостоверных  подписей  (10%)  от количества проверенных подписей
   для регистрации кандидата.
       Оскирко Н.Н.  обратился в суд с жалобой на указанное решение и
   требовал  возложить  на  Избирательную комиссию Красноярского края
   обязанность зарегистрировать его в качестве кандидата на должность
   губернатора Красноярского края, указывая на то, что при проведении
   проверки  подписей  избирательная  комиссия  274  подписи признала
   недостоверными по основаниям, не указанным в законе.
       Решением  Красноярского  краевого  суда  от 14 августа 2002 г.
   жалоба была оставлена без удовлетворения.
       В кассационной жалобе Оскирко Н.Н.  поставлен вопрос об отмене
   решения   как   вынесенного   с нарушением  норм  материального  и
   процессуального права.
       Проверив  материалы  дела,  Судебная  коллегия  по гражданским
   делам  Верховного  Суда  Российской  Федерации  оснований к отмене
   решения суда не усматривает.
       В соответствии с п.  1 ст. 31, п. 1 ст. 32 Федерального закона
   "Об  основных  гарантиях  избирательных  прав и права на участие в
   референдуме  граждан  Российской Федерации",  п.  1 ст.  25 Закона
   Красноярского  края  "О  выборах  губернатора  Красноярского края"
   регистрация   кандидатов,   выдвинутых  на  должность  губернатора
   Красноярского   края,   осуществляется  при  наличии  необходимого
   количества   подписей   избирателей,   собранных   в их  поддержку
   Избирательной комиссией Красноярского края.
       При   этом  представленное  количество  подписей  избирателей,
   собранных  в поддержку  кандидата,  не  должно  превышать 23 тысяч
   подписей избирателей.
       Согласно  п.   4  ст.  32  Федерального  закона  "Об  основных
   гарантиях  избирательных  прав  и права  на  участие в референдуме
   граждан   Российской   Федерации"   законом   субъекта  Российской
   Федерации     должна    предусматриваться    процедура    проверки
   достоверности   подписей   избирателей,   собранных   в  поддержку
   кандидатов.
       В силу пунктов 4,  5, 6 статьи 25 Закона Красноярского края "О
   выборах  губернатора  Красноярского  края"  избирательная комиссия
   проверяет   достоверность   подписей  избирателей,   правомерность
   процедуры выражения поддержки кандидатур,  правильность оформления
   подписных листов. Может быть проведена как выборочная, но не менее
   20   процентов   от   установленного   законом   необходимого  для
   регистрации   количества   подписей,    так   и  полная   проверки
   содержащихся в подписных листах сведений.
       О   каждом   проведении   проверки   должны   извещаться   все
   представившие  установленное  количество  подписей для регистрации
   кандидаты. При проведении проверки подписей, представленных каждым
   кандидатом,  включая  проведение  выборки  подписей  для проверки,
   вправе  присутствовать  все представившие установленное количество
   подписей кандидаты.
       Для   регистрации   кандидата   требуется,   чтобы  количество
   обнаруженных   в результате  проверки  недостоверных  подписей  не
   превышало  10  процентов  от  количества  проверенных подписей,  а
   количество  оставшихся  подписей  было  не меньше необходимого для
   регистрации.
       Основаниями  отказа  в регистрации  кандидата в соответствии с
   п. 9   ст.  32   Федерального   закона   "Об   основных  гарантиях
   избирательных   прав  и права  на  участие  в референдуме  граждан
   Российской Федерации" и п.  9 ст.  25 Закона Красноярского края "О
   выборах  губернатора Красноярского края" могут быть:  существенное
   нарушение   установленного  федеральным  конституционным  законом,
   федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации порядка
   сбора    подписей;    недостаточное    количество   представленных
   достоверных   подписей   избирателей   в поддержку  кандидата  или
   превышение  установленной  законом  предельной  доли недостоверных
   подписей среди подписей, подвергшихся проверке, если кандидатом не
   был внесен избирательный залог.
       При  рассмотрении  настоящего  дела  судом  установлено,   что
   кандидат на должность губернатора Красноярского края Оскирко Н.Н.,
   выдвинутый  по  инициативе  группы  избирателей  15  июля 2002 г.,
   представил   2  августа   2002   г.   в   Избирательную   комиссию
   Красноярского  края  подписные  листы,  содержащие  21968 подписей
   избирателей, собранных в его поддержку.
       Рабочей  группой  Избирательной  комиссии  Красноярского  края
   были  подвергнуты проверке часть подписей избирателей,  отобранных
   посредством случайной выборки в количестве 6000, что составило 30%
   от количества подписей, собранных в поддержку кандидата.
       При   выборке   и  проверке   подписей,   представленных   для
   регистрации,  рабочей группой избирательной комиссии края принимал
   участие   представитель   кандидата   на   должность   губернатора
   Красноярского края Оскирко Н.Н. - Литвинов А.А.
       По  результатам  проверки  достоверными признаны 5334 подписи,
   что составило 88,9% от количества подписей избирателей, отобранных
   для  проверки.  666  подписей избирателей,  что составило 11,1% от
   общего числа проверенных подписей, были признаны недостоверными по
   следующим основаниям:
       1) внесение подписи лицом моложе 18 лет - 2;
       2) указание неверных паспортных данных избирателя - 149;
       3) указание неверных данных об избирателе - 11;
       4)  указание  неполного  адреса  места жительства избирателя -
   214;
       5)  указание  неполной  даты рождения избирателя в возрасте 18
   лет - 1;
       6)  внесение  подписи  от  имени разных лиц одним лицом или от
   имени одного лица другим лицом - 5;
       7) отсутствие даты внесения подписи сборщика - 4;
       8) указание неполного адреса места жительства сборщика - 15;
       9) указание неполных паспортных данных сборщика - 25;
       10)  внесение  подписи  сборщиком раньше даты внесения подписи
   избирателем - 9;
       11) внесение подписи с исправлениями в дате внесения - 1;
       12) внесение повторяющихся данных об избирателе - 1;
       13) иные нарушения - 70;
       14)  проставление даты внесения подписи не самим избирателем -
   159.
       На  основании  указанных результатов проверки подписных листов
   рабочей группой решением Избирательной комиссии Красноярского края
   от 7 августа 2002 г. N 491 Оскирко Н.Н. было правомерно отказано в
   регистрации  кандидатом  на  должность  губернатора  Красноярского
   края.
       Доводы   кассационной   жалобы   Оскирко  Н.Н.   о  том,   что
   Избирательная   комиссия  Красноярского  края  незаконно  признала
   недостоверными 274 подписи,  а именно:  4 подписи ввиду отсутствия
   даты  внесения  подписи  сборщика,   15  подписей  из-за  указания
   неполного адреса места жительства сборщика, 25 - указание неполных
   паспортных  данных  сборщика,   1  подпись  - внесение  подписи  с
   исправлениями  в дате  внесения,   159  подписей  - дата  внесения
   подписи  избирателя  не  самим избирателем,  70 подписей - по иным
   основаниям,  были  предметом судебного разбирательства и правильно
   признаны судом необоснованными.
       Суд  правильно  сослался  в решении  на  п.  6  ст.  25 Закона
   Красноярского  края "О выборах губернатора Красноярского края",  в
   соответствии  с которым  под  недостоверными подписями избирателей
   следует  понимать  подписи  лиц,  не  обладающих  правом участия в
   выборах  губернатора  на  день  голосования;  подписи избирателей,
   указавших   в  подписном   листе   сведения,   не  соответствующие
   действительности;  подписи  избирателей  без  указания требующихся
   сведений;  подписи,  собранные ранее сроков, установленных в п.  1
   ст. 24 настоящего Закона; подписи на тех подписных листах, которые
   не  заверены  подписью лица, собиравшего подписи избирателей, либо
   заверены  ранее  даты  подписи  избирателя;  подложные подписи,  а
   именно подписи, в отношении которых установлено, что избиратель не
   расписывался в соответствующем подписном листе.
       Сбор    подписей    избирателей    в   поддержку   кандидатов,
   установленный  п.  8  ст.  31  Федерального  закона  "Об  основных
   гарантиях  избирательных  прав  и права  на  участие в референдуме
   граждан Российской Федерации" и п.  7 ст.  24 Закона Красноярского
   края  "О  выборах  губернатора",  должен производиться в следующем
   порядке:  избиратель  ставит  подпись  в подписном  листе,  где он
   указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте до
   18  лет  - дополнительно  день  и месяц  рождения),   адрес  места
   жительства, серию и номер паспорта или заменяющего его документа и
   дату  его  выдачи,  а  также  дату  внесения  подписи.  Данные  об
   избирателях,  ставящих свою подпись в поддержку кандидата,  списка
   кандидатов,  могут  вноситься  в подписной лист лицом,  собирающим
   подписи в поддержку кандидата.
       Таким  образом,   законом  предусмотрено  что  дату  и подпись
   избиратель обязательно должен выполнить собственноручно.
       При  таких  условиях Избирательная комиссия Красноярского края
   правильно   признала   недостоверными  159  подписей  избирателей,
   представленных  заявителем,  поскольку  дата внесения подписи была
   выполнена  не  самим избирателем,  а сборщиком подписей или другим
   лицом.  Этот  факт  при рассмотрении дела был подтвержден справкой
   экспертно - криминалистического управления (л.д. 30 - 32).
       В соответствии с п.  п.  5, 7 ст. 24 Закона Красноярского края
   "О   выборах   губернатора  Красноярского  края"  подписные  листы
   изготавливаются по форме,  установленной Законом, согласно которой
   при  заверении  подписного  листа  сборщик  обязан проставить дату
   заверения подписного листа.
       Подписной  лист заверяется подписью лица,  собиравшего подписи
   избирателей,  с указанием своих фамилии,  имени,  отчества,  места
   жительства, серии и номера паспорта или заменяющего его документа.
       Вывод  суда  о том,  что  признание  недостоверными 4 подписей
   избирателей,  выполненных  с отсутствием даты заверения сборщиком;
   25 подписей - с указанием неполных паспортных данных сборщика;  15
   подписей - с указанием неполного адреса места жительства сборщика,
   законно,  поскольку  имеет  место  не указание и неполное указание
   необходимых  сведений,  а также правильно отнесена к недостоверной
   одна   подпись,   выполненная   с исправлениями  в дате  внесения,
   поскольку  такой  недостаток не позволяет определить достоверность
   указанных  сведений,   соответствует  материалам  дела  и является
   правильным.
       Даты  внесения  подписи  избирателем,  сборщиком подписи имеют
   существенное  значение,  поскольку подписи,  собранные ранее,  чем
   получена  от  Избирательной комиссии Красноярского края заверенная
   копия письменного уведомления, считаются недостоверными.
       Довод  кассационной  жалобы  о том,  что указанные 45 подписей
   собраны  с нарушением  порядка  сбора  подписей,   не  являющегося
   существенным, и не  могут  быть признаны недостоверными,  является
   необоснованным.  Требования  закона по оформлению подписных листов
   носят   императивный   характер,   а  обязанность  по  надлежащему
   оформлению    подписных    листов    возложена    на    кандидата,
   представляющего  подписи в свою поддержку в избирательную комиссию
   для регистрации кандидатом на выборах.
       70   подписей   избирателей,   представленных  в избирательную
   комиссию  кандидатом  Оскирко  Н.Н.,  которые исследовались судом,
   содержат   следующие  нарушения:   исправления  паспортных  данных
   избирателя,   паспортных   данных   сборщика   и  эти  исправления
   специально  не оговорены,  не заверены,  исправления в датах - 17,
   внесение  данных  об избирателях не сборщиком и не избирателем,  а
   третьим  лицом  - 6  подписей,  дата  внесения  подписи кандидатом
   раньше  даты  внесения  подписи  сборщиком  либо  избирателем - 3,
   подписи,  дата  внесения  которых  выполнена  одной   рукой  - 30,
   подписи,   когда  за  одного  сборщика  свои  данные  и данные  об
   избирателях  вносит  другой сборщик,  подписи  с  указанием адреса
   места жительства, не существующего  в данном  городе, - 3 и другие
   нарушения,    которые   не   позволяют   признать   такие   данные
   достоверными.
       Общее количество подписей, недостоверность которых установлена
   Избирательной комиссией Красноярского  края,  составляет  666, или
   11,1%  от  проверенных  подписей (6000),  что превышает допустимую
   долю,  установленную  п.  6  ст.  25  Закона Красноярского края "О
   выборах губернатора Красноярского края" (10%).
       Суд в решении правильно указал на то,  что доводы Оскирко Н.Н.
   о   возможности   устранения   недостатков   в  подписных   листах
   избирательной  комиссией путем проведения соответствующей проверки
   не  являются  основанием  для  удовлетворения  жалобы,   поскольку
   законом  на  избирательную  комиссию не возлагается обязанность по
   восполнению и устранению нарушений,  допущенных сборщиком подписей
   или  кандидатом,  собирающим подписи избирателей в свою поддержку,
   равно   как   и не  предусматривается  возможность  до  оформления
   подписных листов после их сдачи в избирательную комиссию.
       Необоснованным является и довод о том, что заявитель был лишен
   возможности  участвовать  в работе  рабочей  комиссии  по проверке
   подписных  листов.  Из  представленного  в суд протокола заседания
   рабочей  группы  по  приему документов следует,  что представитель
   заявителя  Оскирко  Н.Н.   Литвинов  А.А.   участвовал  в   работе
   комиссии,  проверял подписные листы, делал выписки, часть подписей
   по его просьбе была учтена комиссией.
       Решение  суда является законным и обоснованным,  оснований для
   его отмены по доводам кассационной жалобы не имеется.
       На  основании  п.  1 ст.  305,  ст.  ст.  306,  311  ГПК РСФСР
   Судебная  коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской
   Федерации
   
                              определила:
   
       решение  Красноярского  краевого  суда  от  14 августа 2002 г.
   оставить  без  изменения,   кассационную  жалобу  Оскирко  Николая
   Николаевича - без удовлетворения.
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Сайт управляется системой uCoz