ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 3 октября 2002 г. N КАС 02-527
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в
составе:
председательствующего Федина А.И.,
членов коллегии Анохина В.Д.,
Нечаева В.И.,
с участием прокурора Федотовой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 3 октября 2002
года гражданское дело по жалобе Кузнецовой Е.В. на пункт 47
Основных условий обеспечения пособиями по государственному
социальному страхованию в части того, что заработная плата за
работу по совместительству не учитывается в фактическом заработке,
из которого исчисляется пособие, и на подпункт "б" пункта 69
Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному
социальному страхованию по кассационной жалобе Фонда социального
страхования Российской Федерации на решение Верховного Суда РФ от
6 августа 2002 года, которым заявленное требование удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда РФ Федина А.И.,
объяснения представителей Фонда социального страхования РФ
Чикмачевой Л.Ю., Мавриной В.В. и Баневича В.Ю., объяснения
представителя Министерства труда и социального развития РФ
Белобородова Ю.К., поддержавших доводы кассационной жалобы,
выслушав заключение прокурора Федотовой А.В., полагавшей решение
суда подлежащим отмене, Кассационная коллегия
установила:
Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 23 февраля
1984 года N 191 утверждены Основные условия обеспечения пособиями
по государственному социальному страхованию (далее - Основные
условия), в ст. 47 которых указано, что в фактическом заработке,
из которого исчисляется пособие, учитываются все виды заработной
платы, на которые по действующим правилам начисляются взносы на
социальное страхование, включая доплаты за совмещение профессий
(должностей), в том числе за исполнение обязанностей временно
отсутствующего работника, за расширение зон обслуживания или
увеличение объема работы, выполняемые в течение установленной
законодательством продолжительности рабочего дня (рабочей смены).
В указанном заработке не учитываются: заработная плата за работу в
сверхурочное время и по совместительству, разного рода выплаты
единовременного характера, доплата за работу, не входящую в
обязанности рабочего или служащего по основной работе.
Постановлением Президиума ВЦСПС от 12 ноября 1984 года N 13-6
утверждено Положение о порядке обеспечения пособиями по
государственному социальному страхованию (далее - Положение). В
подпункте "б" пункта 69 этого Положения отмечено, что в сумму
заработка, из которого исчисляются пособия, не включается оплата
за работу по совместительству как на другом предприятии, так и по
месту основной работы, кроме случаев, указанных в пунктах 79 и 84
настоящего Положения.
Кузнецова Е.В. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации
с заявлением о признании недействительными ст. 47 Основных условий
обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию
и подпункта "б" пункта 69 Положения в части того, что заработная
плата за работу по совместительству не входит в фактический
заработок, из которого исчисляется пособие.
В обоснование заявленных требований ссылалась на то, что с 1
февраля 2002 года вступил в действие Трудовой кодекс РФ,
закрепивший новые гарантии гражданам в сфере трудовых и тесно
связанных с ними отношений.
Так, абз. 2 ст. 183 ТК РФ предусмотрено предоставление
гарантий и компенсаций лицам, работающим по совместительству в
полном объеме. Однако в организации, в которой она работала по
совместительству, ей отказано в выплате пособия по беременности и
родам со ссылкой на оспариваемые ею правовые акты, нарушающие ее
материальные права.
В связи с этим просила признать незаконными и противоречащими
Трудовому кодексу РФ ст. 47 Основных условий и подпункт "б" пункта
69 Положения.
Верховный Суд РФ постановил приведенное выше решение.
В кассационной жалобе Фонд социального страхования Российской
Федерации ставит вопрос об отмене судебного решения по тем
основаниям, что суд дал неверное толкование нормам материального
права.
В кассационной жалобе указано, что в соответствии с ч. 2 ст.
39 Конституции РФ, ст. 183 ТК РФ условия выдачи и размеры пособий
по государственному социальному страхованию устанавливаются
федеральным законом и поскольку в настоящее время такой закон не
принят, то действуют Основные условия обеспечения пособиями по
государственному социальному страхованию и Положение о порядке
обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию.
Указанный действующий порядок исчисления среднего заработка
при назначении пособий по временной нетрудоспособности сохранен
Указом Президента Российской Федерации от 15 марта 2000 года N 508
"О размере пособия по временной нетрудоспособности" до принятия
соответствующего федерального закона, однако суд фактически
признал недействующим пункт 2 данного Указа Президента РФ.
В жалобе ссылается также на то, что Правительство РФ
осуществляет управление системой обязательного социального
страхования, однако к участию в деле оно привлечено не было, что
повлекло за собой неполное выяснение обстоятельств дела.
В кассационной жалобе просит отменить решение Верховного Суда
РФ и вынести новое решение об отказе в удовлетворении заявленных
требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы,
Кассационная коллегия находит решение Верховного Суда РФ
подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии со ст. ст. 239.2 и 239.6 ГПК РСФСР жалобы на
действия государственных органов, общественных организаций и
должностных лиц рассматриваются с участием руководителя
государственного органа, действия которого обжалуются, либо их
представителей.
Предметом обжалования по настоящему делу является нормативно -
правовой акт, изданный Советом Министров СССР и ВЦСПС.
В силу ст. 2 Постановления Верховного Совета РСФСР "О
ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых
Государств" от 12 декабря 1991 года в целях создания условий,
необходимых для реализации ст. 11 названного Соглашения,
установлено, что на территории РСФСР до принятия соответствующих
законодательных актов РСФСР нормы бывшего Союза ССР применяются в
части, не противоречащей Конституции РСФСР, законодательству РСФСР
и настоящему Соглашению. Согласно ст. 11 указанного Соглашения
Высокие Договаривающиеся Стороны гарантируют выполнение
международных обязательств, вытекающих для них из договоров и
соглашений бывшего Союза ССР.
В ч. 1 ст. 13 Федерального закона "Об основах обязательного
социального страхования" от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ
предусмотрено, что Правительство Российской Федерации в
соответствии с Конституцией Российской Федерации и
законодательством Российской Федерации осуществляет управление
системой обязательного социального страхования.
Между тем Правительство Российской Федерации к участию в деле
привлечено не было, что в силу п. 2 ст. 308 ГПК РСФСР является
безусловным основанием к отмене судебного решения.
По изложенным мотивам решение Верховного Суда РФ не может быть
признано законным и подлежит отмене с направлением дела на новое
рассмотрение.
Руководствуясь п. 2 ст. 305 ГПК РСФСР, Кассационная коллегия
определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 6 августа 2002
года отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой
инстанции.
|