ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 2 октября 2002 г. N ГКПИ 02-734
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего - судьи
Верховного Суда РФ Романенкова Н.С.,
при секретаре Терентьевой С.В.,
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по
заявлению Локтина Сергея Ивановича о признании недействительным
подпункта "м" пункта 2 Перечня отдельных категорий организаций,
предприятий, учреждений, их филиалов и других обособленных
подразделений (в том числе физических лиц, осуществляющих
предпринимательскую деятельность без образования юридического
лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания
услуг), которые в силу специфики своей деятельности либо
особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с
населением без применения контрольно-кассовых машин, утвержденного
Постановлением Совета Министров - Правительства Российской
Федерации от 30 июля 1993 г. N 745 (в редакции Постановления
Правительства РФ от 02.12.2000 N 917),
установил:
Локтин С.И. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с
заявлением о признании недействительной формулировки "...кроме
металлолома" подпункта "м" пункта 2 Перечня отдельных категорий
организаций, предприятий, учреждений, их филиалов и других
обособленных подразделений (в том числе физических лиц,
осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования
юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций
или оказания услуг), которые в силу специфики своей деятельности
либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные
расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин,
утвержденного Постановлением Совета Министров - Правительства
Российской Федерации от 30 июля 1993 г. N 745, с изменениями и
дополнениями, внесенными Постановлением Правительства РФ от 2
декабря 2000 г. N 917.
В обоснование заявленных требований заявитель указал, что
положения оспариваемого нормативного правового акта не
соответствуют Закону РФ "О применении контрольно-кассовых машин
при осуществлении денежных расчетов с населением" и ущемляют его
права на ведение лицензионной деятельности по приему металлолома.
Заявитель Локтин С.И. о дне слушания дела извещен, в суд не
явился. Представитель заявителя Локтин Р.Е. поддержал в суде
заявленные требования, уточнив, что заявителем оспаривается в
целом подпункт "м" пункта 2 Перечня, т.к. сферой применения Закона
РФ "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении
денежных расчетов с населением" являются денежные расчеты с
участием граждан, покупающих товары либо заказывающих услуги,
независимо от того, в каких целях граждане совершают покупки,
заказывают услуги.
Прием от населения стеклопосуды, утильсырья, металлолома не
является услугой и находится вне сферы регулирования данного
Закона, прием от населения металлолома без применения
контрольно-кассовых машин не содержит состава правонарушения,
предусмотренного ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях.
Представители заинтересованного лица Правительства РФ
Киракозов Р.С. и Васильев В.А. возражали против удовлетворения
заявленных требований и пояснили в суде, что оспариваемый
нормативный правовой акт издан в пределах компетенции
Правительства РФ, соответствует действующему законодательству и не
нарушает прав и охраняемых законом интересов граждан и юридических
лиц.
Выслушав объяснения представителя заявителя Локтина Р.Е.,
представителей заинтересованного лица Правительства РФ Киракозова
Р.С., Васильева В.А., исследовав материалы дела и заслушав
заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Масаловой Л.Ф.,
полагавшей, что заявление подлежит удовлетворению частично,
Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для
удовлетворения заявленных требований.
Согласно ст. 13 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом,
нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам
и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы
гражданина или юридического лица, может быть признан судом
недействительным.
Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской
Федерации" предусматривает возможность обжалования в суд актов
Правительства Российской Федерации.
Постановлением Совета Министров - Правительства Российской
Федерации от 30 июля 1993 г. N 745 (в ред. Постановлений
Правительства РФ от 23.10.1995 N 1028, от 06.01.1997 N 11, от
19.12.1997 N 1607, от 07.08.1998 N 904, от 03.09.1998 N 1027, от
21.11.1998 N 1364, от 07.01.1999 N 24, от 02.12.2000 N 917)
утвержден Перечень отдельных категорий организаций, предприятий,
учреждений, их филиалов и других обособленных подразделений (в том
числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую
деятельность без образования юридического лица, в случае
осуществления ими торговых операций или оказания услуг), которые в
силу специфики своей деятельности либо особенностей
местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением
без применения контрольно-кассовых машин.
В соответствии с подпунктом "м" пункта 2 Перечня организации,
предприятия, учреждения, их филиалы и другие обособленные
подразделения (в том числе физические лица, осуществляющие
предпринимательскую деятельность без образования юридического
лица) в части осуществления приема от населения стеклопосуды и
утильсырья, кроме металлолома, могут осуществлять денежные расчеты
с населением без применения контрольно-кассовых машин.
В соответствии со статьей 1 Закона РФ "О применении
контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с
населением" денежные расчеты с населением при осуществлении
торговых операций или оказания услуг на территории Российской
Федерации производятся всеми предприятиями (в том числе
физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую
деятельность без образования юридического лица, в случае
осуществления ими торговых операций или оказания услуг),
организациями, учреждениями, их филиалами и другими обособленными
подразделениями с обязательным применением контрольно-кассовых
машин.
В целях упорядочения приема и учета наличных денежных средств,
поступающих от населения в качестве платы за товары и услуги,
обеспечения полного и своевременного сбора налоговых платежей и их
поступления в бюджеты всех уровней, а также обеспечения защиты
прав потребителей обязательное применение предприятиями,
учреждениями и организациями всех форм собственности
контрольно-кассовых машин для учета наличных денежных средств при
осуществлении расчетов с населением предусмотрено также Указом
Президента Российской Федерации "Об обязательном применении
контрольно-кассовых машин предприятиями, учреждениями и
организациями всех форм собственности при осуществлении расчетов с
населением" от 16 февраля 1993 г. (в редакции Указа Президента РФ
от 25.07.2000 N 1358).
Из объяснений представителей лиц, участвующих в деле, следует,
что прием металлолома представляет собой осуществление
предпринимательской деятельности, при которой юридическое лицо или
индивидуальный предприниматель осуществляет прием металлолома у
физического лица за определенную плату.
Законодательство, регулирующее вопросы применения
контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с
населением, не ставит обязанность предпринимателя применять
контрольно-кассовые машины для учета наличных денежных средств при
осуществлении расчетов с населением только в зависимости от
договоров, предусмотренных Гражданским кодексом РФ.
В силу ст. 421 Гражданского кодекса РФ стороны могут заключить
договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или
иными правовыми актами.
При таких обстоятельствах суд считает несостоятельными ссылки
представителя Локтина Р.Е. на нормы гражданского законодательства
(ст. 454 ГК РФ договор купли-продажи и ст. 779 ГК РФ договор
возмездного оказания услуг).
Закон РФ "О применении контрольно-кассовых машин при
осуществлении денежных расчетов с населением не регулирует
договорные отношения между сдатчиком металлолома и приемщиком, а
содержит императивную норму, адресованную предпринимателю,
применять контрольно-кассовые машины, если при осуществлении
торговых операций или оказании услуг осуществляются денежные
расчеты с населением.
Следовательно, все денежные расчеты с населением при оказании
услуг организациями, предприятиями, учреждениями, их филиалами и
другими обособленными подразделениями (в том числе физическими
лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без
образования юридического лица), в том числе по приему от населения
металлолома, на территории Российской Федерации осуществляются с
обязательным применением контрольно-кассовых машин.
Кодексом Российской Федерации об административных
правонарушениях установлена административная ответственность в
области предпринимательской деятельности при продаже товаров,
выполнении работ либо оказании услуг в организациях торговли либо
в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров,
выполняющих работы или оказывающих услуги, а равно гражданами,
зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей,
без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых
машин (статья 14.5).
Как разъяснено в пункте 3 Постановления Пленума Высшего
Арбитражного Суда Российской Федерации от 4 августа 1999 г. N 10
"О некоторых вопросах практики применения Закона Российской
Федерации "О применении контрольно-кассовых машин при
осуществлении денежных расчетов с населением", исходя из смысла
Закона, сферой его регулирования являются денежные расчеты с
участием граждан, покупающих товары либо заказывающих услуги,
независимо от того, в каких целях граждане совершают покупки
(заказывают услуги).
Представитель Правительства РФ Васильев В.А. пояснил в суде,
что если предприятие или предприниматель без образования
юридического лица осуществляет единственный тип услуг по приему
металлолома, связанный с выдачей клиенту денег за сданный
металлолом, то в этом случае могут использоваться любые модели
контрольно-кассовых машин, включенные в Государственный реестр
контрольно-кассовых машин, используемых на территории Российской
Федерации, и разрешенные Государственной межведомственной
экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам для
применения. Модели ККМ, включенные в государственный реестр, для
сферы услуг имеют функции как продажи, при которой деньги
поступают в ККМ, так и покупки, при которой деньги расходуются из
ККМ.
С учетом изложенного суд считает необоснованными доводы
заявителя о том, что вне сферы регулирования Закона РФ "О
применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных
расчетов с населением" находятся отношения по осуществлению
предпринимательской деятельности при осуществлении торговых
операций или оказания услуг по приему от населения стеклопосуды,
утильсырья, металлолома.
В силу абзаца 2 статьи 1 Закона РФ "О применении
контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с
населением", Совет Министров - Правительство Российской Федерации
по согласованию с Верховным Советом Российской Федерации
утверждает Перечень отдельных категорий предприятий, которые, в
силу специфики своей деятельности либо особенностей
местонахождения, могут осуществлять денежные расчеты с населением
без применения контрольно-кассовых машин.
Во исполнение Закона Российской Федерации "О применении
контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с
населением" и Указа Президента Российской Федерации от 16 февраля
1993 г. N 224 "Об обязательном применении контрольно-кассовых
машин предприятиями, учреждениями и организациями всех форм
собственности при осуществлении расчетов с населением" Советом
Министров - Правительством Российской Федерации утвержден Перечень
отдельных категорий организаций, предприятий, учреждений, их
филиалов и других обособленных подразделений (в том числе
физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность
без образования юридического лица, в случае осуществления ими
торговых операций или оказания услуг), которые, в силу специфики
своей деятельности либо особенностей местонахождения, могут
осуществлять денежные расчеты с населением без
применения контрольно-кассовых машин.
Согласно подпункту "м" пункта 2 данного Перечня организации,
предприятия, учреждения, их филиалы и другие обособленные
подразделения (в том числе физические лица, осуществляющие
предпринимательскую деятельность без образования юридического
лица) при приеме от населения стеклопосуды и утильсырья могут
осуществлять денежные расчеты с населением без применения
контрольно-кассовых машин.
Заявитель Локтин С.И. зарегистрирован в качестве
предпринимателя без образования юридического лица, осуществляет
прием металлолома, поэтому включение в Перечень услуг по приему от
населения стеклопосуды и утильсырья без применения
контрольно-кассовых машин не нарушает гражданские права и
охраняемые законом интересы заявителя.
Учитывая, что положения оспариваемого нормативного правового
акта соответствуют действующему законодательству, изданы в
пределах полномочий органа государственной власти и не нарушают
гражданские права и охраняемые законом интересы юридических лиц, а
также физических лиц, осуществляющих предпринимательскую
деятельность без образования юридического лица, заявление Локтина
С.И. не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191, 192,
197, 239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
заявление Локтина Сергея Ивановича о признании
недействительным подпункта "м" пункта 2 Перечня отдельных
категорий организаций, предприятий, учреждений, их филиалов и
других обособленных подразделений (в том числе физических лиц,
осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования
юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций
или оказания услуг), которые в силу специфики своей деятельности
либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные
расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин,
утвержденного Постановлением Совета Министров - Правительства
Российской Федерации от 30 июля 1993 г. N 745 (в редакции
Постановления Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. N 917), -
оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано или опротестовано в Кассационную
коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней
после вынесения судом решения в окончательной форме.
|