ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 сентября 2002 года
Дело N 5-Г02-132
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда России в
составе:
председательствующего Кнышева В.П.,
судей Нечаева В.И.,
Харланова А.В.
рассмотрела в судебном заседании 27 сентября 2002 г.
кассационный протест прокурора прокуратуры г. Москвы Гнусенко
О.Г., участвующего в рассмотрении дела в суде первой инстанции, и
кассационную жалобу представителя районной управы Пресненского
района г. Москвы Б. на решение Московского городского суда от 25
июня 2002 г., которым отказано районной управе Пресненского района
г. Москвы в заявлении о признании противоречащими федеральному
законодательству абзацев 1 и 2 пункта 2 постановления
правительства г. Москвы "О некоторых вопросах порядка организации
и проведения в городе Москве митингов, демонстраций, шествий и
пикетирования" от 19 апреля 1994 г. N 352 в редакциях
постановлений правительства г. Москвы от 19 мая 1998 г. N 388, от
26 января 1999 г. N 50, от 16 января 2001 г. N 29-ПП и от 5 марта
2002 г. N 155-ПП, а также прокурору города Москвы в заявлении о
признании противоречащим федеральному законодательству
постановления правительства Москвы от 5 марта 2002 г. N 155-ПП "О
внесении изменений и дополнений в постановление правительства
Москвы от 19.04.94 N 155-ПП "О некоторых вопросах порядка
организации и проведения в городе Москве митингов, демонстраций,
шествий и пикетирования".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации
Нечаева В.И., объяснение представителя районной управы
Пресненского района г. Москвы Б., а также объяснения
представителей правительства г. Москвы Поляковой А.Б., и Тарасенко
А.П., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской
Федерации Любимовой И.Б. поддержавшей протест, исследовав
материалы дела, коллегия
установила:
подпунктом 1.2 постановления правительства г. Москвы от 5 марта
2002 г. N 155-ПП "О внесении изменений и дополнений в
постановление правительства Москвы от 19.04.94 N 155-ПП "О
некоторых вопросах порядка организации и проведения в городе
Москве митингов, демонстраций, шествий и пикетирования" изложен
первый абзац пункта 3 постановления правительства г. Москвы "О
некоторых вопросах порядка организации и проведения в городе
Москве митингов, демонстраций, шествий и пикетирования" в
следующей редакции: "О проведении публичной акции с количеством
участников свыше 5 тысяч человек письменно уведомляется мэр
Москвы, до 5 тысяч человек - префект административного округа.
Установить, что наряду с правительством Москвы, принимающим
решения по уведомлениям о массовых акциях с количеством участников
свыше 5 тысяч человек, решения по уведомлениям о массовых акциях с
количеством участников до 5 тысяч человек принимают, не
перепоручая этот вопрос своим заместителям, только префекты
административных округов либо лица, исполняющие их обязанности".
Этим же постановлением (подп. 1.3) указано считать пункт 3 пунктом
2.
В связи с введением в действие указанного постановления пунктом
2 постановления правительства г. Москвы "О некоторых вопросах
порядка организации и проведения в городе Москве митингов,
демонстраций, шествий и пикетирования" от 19 апреля 1994 N 352 в
редакциях постановлений правительства г. Москвы от 19 мая 1998 г.
N 388, от 26 января 1999 г. N 50, от 16 января 2001 г. N 29-ПП и
от 5 марта 2002 г. N 155-ПП установлено, что "о проведении
публичной акции с количеством участников свыше 5 тысяч человек
письменно уведомляется мэр Москвы, до 5 тысяч человек - префект
административного округа" (абзац 1), что "наряду с правительством
Москвы, принимающим решения по уведомлениям о массовых акциях с
количеством участников свыше 5 тысяч человек, решения по
уведомлениям о массовых акциях с количеством участников до 5 тысяч
человек принимают, не перепоручая этот вопрос своим заместителям,
только префекты административных округов либо лица, исполняющие их
обязанности" (абзац 2).
Прокурор города Москвы обратился в суд с заявлением о признании
противоречащим федеральному законодательству подпункта 1.2
названного постановления правительства г. Москвы от 5 марта 2002
г. N 155-ПП.
Районная управа Пресненского района г. Москвы обратилась в суд
с заявлением о признании противоречащими федеральному
законодательству абзацев первого и второго пункт 2 указанного выше
постановления правительства г. Москвы от 19 апреля 1994 N 352 в
последующих редакциях.
Рассмотрев дело, суд вынес приведенное выше решение. В
кассационном протесте прокурора прокуратуры г. Москвы Гнусенко
О.Г., участвующего в рассмотрении дела в суде первой инстанции, и
кассационной жалобе представителя районной управы Пресненского
района г. Москвы Б. ставится вопрос об отмене решения суда и
вынесении нового решения. Кассационные протест и жалоба обоснованы
тем, что согласно ст. 11 Закона Российской Федерации "О статусе
столицы Российской Федерации" собрания, митинги, демонстрации,
шествия, пикетирования и иные публичные мероприятия в городе
Москве - столице Российской Федерации - проводятся в соответствии
с Федеральным законом "О собраниях, митингах, демонстрациях,
шествиях и пикетированиях". Следовательно, установление порядка
проведения собраний и иных публичных мероприятий в г. Москве
отнесено к ведению Российской Федерации. Обсудив доводы
кассационного протеста и кассационной жалобы, коллегия не находит
оснований для их удовлетворения.
Действительно, в соответствии со ст. 11 Закона Российской
Федерации "О статусе столицы Российской Федерации" от 15 апреля
1993 г. в редакции Федерального закона от 18 июля 1995 г.
собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования и иные
публичные мероприятия в городе Москве - столице Российской
Федерации - проводятся в соответствии с Федеральным законом "О
собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".
Однако из этой правовой нормы нельзя сделать вывод о том, что
вопросы, связанные с собраниями, митингами, демонстрациями,
шествиями, пикетированиями и иными публичными мероприятиями в
городе Москве, не могут решаться правительством г. Москвы в
пределах своей компетенции. Эти публичные мероприятия связаны с
защитой прав и свобод граждан, обеспечением законности,
правопорядка, общественной безопасности при их проведении. Данные
вопросы согласно Конституции Российской Федерации находятся в
совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72).
Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях
и пикетированиях" до настоящего времени не принят.
В пункте 2 Временного положения о порядке уведомления органов
исполнительной власти г. Москвы о проведении митингов, уличных
шествий, демонстраций и пикетирования на улицах, площадях и в иных
открытых общественных местах города, утвержденного Указом
Президента Российской Федерации от 24 мая 1993 г. N 765, в
редакции от 20 октября 1998 г. N 1272 предусмотрено, что о
массовой акции с количеством участников свыше 5 тысяч человек
письменно уведомляется мэр, до 5 тысяч - префект административного
округа, до 1 тысячи - глава районной управы.
В оспариваемых правовых нормах нет положения о том, что о
массовой акции с количеством участников до 1 тысячи человек
письменно уведомляется глава районной управы. Однако отсутствие
данного положения в оспариваемых правовых нормах само по себе не
может служить основанием для признания их противоречащими
названному федеральному нормативному акту. Не вправе суд и
обязывать орган исполнительный власти вносить дополнения в какой-
либо принятый им нормативный акт, так как в силу ст. 10
Конституции Российской Федерации государственная власть в
Российской Федерации осуществляется на основе разделения на
законодательную, исполнительную и судебную; органы
законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Названное Временное положение имеет более высокую юридическую
силу, чем постановление правительства г. Москвы, и его нормы
должны применяться и в том случае, если какое-либо аналогичное
правило отсутствует в постановлении правительства г. Москвы.
Кроме того, из объяснений представителей правительства г.
Москвы видно, что уведомление о проведении массовых акций по
Временному положению должно подаваться в органы исполнительной
власти, тогда как районные управы в г. Москве перестали входить в
систему исполнительной власти г. Москвы, так как согласно Закону
г. Москвы от 27 июня 2001 г. N 27, которым внесено изменение в
статью 1 Закона г. Москвы "О районной управе в городе Москве" от
11 сентября 1996 г. N 28-91, районные управы в г. Москве являются
органами местного самоуправления. А поскольку районные управы в г.
Москве являются органами местного самоуправления, то в
оспариваемые правовые нормы правительство г. Москвы не стало
включать обязательные правила для органов, не входящих в систему
исполнительной власти г. Москвы.
Руководствуясь ст. ст. 304, 305, 311 Гражданского
процессуального кодекса РСФСР, коллегия
определила:
оставить решение Московского городского суда от 25 июня 2002 г.
без изменения; кассационный протест прокурора прокуратуры г.
Москвы Гнусенко О.Г., участвующего в рассмотрении дела в суде
первой инстанции, и кассационную жалобу представителя районной
управы Пресненского района г. Москвы Б. - без удовлетворения.
|