ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 сентября 2002 г. N 3502/02
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
рассмотрел протест заместителя Председателя Высшего Арбитражного
Суда Российской Федерации на решение Арбитражного суда
Волгоградской области от 11.12.01 по делу N А12-12575/01-С32 и
постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от
28.02.02 по тому же делу.
Общество с ограниченной ответственностью "777" (далее -
общество) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с
иском к Департаменту муниципального имущества администрации города
Волгограда (далее - департамент) о понуждении к заключению
договора купли - продажи нежилого помещения, расположенного по
адресу: г. Волгоград, ул. Советская, д. 43.
Исковое требование мотивировано тем, что общество приобрело на
аукционных торгах имущество предприятия розничной торговли, на
занимаемое магазином нежилое помещение заключило с Комитетом по
управлению имуществом города Волгограда договор аренды от 01.01.96
N 3/753-6, поэтому на основании пункта 5.14.6 Государственной
программы приватизации государственных и муниципальных предприятий
в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской
Федерации от 24.12.93 N 2284, имеет право на приобретение в
собственность указанного помещения.
Решением от 11.12.01 в удовлетворении искового требования
отказано, так как суд первой инстанции посчитал необоснованной
цену выкупа, указанную в проекте договора купли - продажи данного
нежилого помещения, представленного обществом.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановлением
от 28.02.02 решение отменил, исковое требование удовлетворил.
Суд кассационной инстанции установил, что покупатель - ООО
"777" - в соответствии с Федеральным законом от 29.07.98 N 135-ФЗ
"Об оценочной деятельности в Российской Федерации" произвел
рыночную оценку выкупаемого спорного нежилого помещения, определив
его стоимость в размере 308000 рублей.
В протесте заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации предлагается решение от 11.12.01 и
постановление кассационной инстанции от 28.02.02 отменить, дело
передать на новое рассмотрение в связи с неправильным применением
норм материального права.
Президиум считает, что протест подлежит удовлетворению по
следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, предприятие розничной торговли
- магазин N 7 (ныне ООО "777") - является муниципальным
имуществом, порядок продажи которого регулируется Положением о
порядке и условиях отчуждения муниципального имущества,
утвержденным постановлением Волгоградского городского совета
народных депутатов от 21.09.2000 N 17/209.
Согласно пункту 4.9.1 этого Положения определение цены продажи
муниципального имущества осуществляется в соответствии с
Федеральным законом от 29.07.98 N 135-ФЗ "Об оценочной
деятельности в Российской Федерации" на основании отчета об оценке
объекта приватизации.
Выводы суда кассационной инстанции о праве покупателя на выкуп
нежилых помещений и необоснованном уклонении продавца от
заключения договора купли - продажи являются правильными.
Вместе с тем указанная покупателем в проекте договора купли -
продажи цена выкупа в размере 308000 рублей определена без учета
требований статей 8, 10 вышеупомянутого Федерального закона,
согласно которым определение стоимости объектов оценки,
принадлежащих муниципальным образованиям, в целях их приватизации
является обязательным и договор заключается оценщиком с лицом,
уполномоченным собственником на совершение сделки с объектами
оценки, если иное не установлено законодательством Российской
Федерации.
Указанная в проекте договора рыночная стоимость имущества
определена обществом с ограниченной ответственностью "Вирго" по
заказу покупателя (договор от 11.09.01 N 39/09-11), а не
собственника муниципального имущества.
В соответствии с постановлением Волгоградского городского
совета народных депутатов от 21.09.2000 N 17/209 функции
собственника муниципального имущества делегированы Департаменту
муниципального имущества администрации города Волгограда.
В материалах дела имеется отчет об определении рыночной
стоимости указанного нежилого помещения независимым оценщиком -
закрытым акционерным обществом "Отечество", действовавшим на
основании заключенного с департаментом договора от 09.08.01 N
0-323. Рыночная стоимость спорного помещения согласно отчету
составила 1187000 рублей.
Однако, несмотря на значительное расхождение данных о рыночной
стоимости одного и того же имущества, оценка отчету, составленному
ЗАО "Отечество", судами не дана.
Поскольку суд кассационной инстанции обязал продавца заключить
договор купли - продажи нежилого помещения на условиях,
предложенных истцом в проекте договора, (а условие договора о цене
выкупа в размере 308000 рублей - не основано на законе) и
возражениям ответчика в части определения рыночной стоимости
указанного помещения оценка не дана, принятые по делу судебные
акты подлежат отмене, дело - направлению на новое рассмотрение в
суд первой инстанции.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 187 - 189
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
постановил:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 11.12.01 по
делу N А12-12575/01-С32 и постановление Федерального арбитражного
суда Поволжского округа от 28.02.02 по тому же делу отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию
Арбитражного суда Волгоградской области.
Председатель
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
В.Ф.ЯКОВЛЕВ
|