МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ
ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА
РЕШЕНИЕ N 80
О ПРОЕКТЕ ДОГОВОРА О СОТРУДНИЧЕСТВЕ
В ОХРАНЕ ВНЕШНИХ ГРАНИЦ ГОСУДАРСТВ-ЧЛЕНОВ
ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА
(Астана, 20 сентября 2002 года)
Межгосударственный Совет Евразийского экономического
сообщества
решил:
1. Принять к сведению информацию Секретариата Интеграционного
Комитета ЕврАзЭС о проектах "Договора о сотрудничестве в охране
внешних границ государств-членов Евразийского экономического
сообщества" и Решения Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне
глав государств по данному вопросу, одобренных Решением
Интеграционного Комитета ЕврАзЭС 26 июля 2002 года (прилагается).
2. Правительствам государств-членов Евразийского
экономического сообщества обеспечить проведение
внутригосударственных процедур, необходимых для подписания в
рабочем порядке главами государств-членов Евразийского
экономического сообщества документов, указанных в пункте 1
настоящего Решения.
(Подписи)
Приложение
к Решению
Межгоссовета ЕврАзЭС
от 20 сентября 2002 года N 80
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ
ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА
РЕШЕНИЕ N ___
О ПРОЕКТЕ ДОГОВОРА О СОТРУДНИЧЕСТВЕ
В ОХРАНЕ ВНЕШНИХ ГРАНИЦ ГОСУДАРСТВ-ЧЛЕНОВ
ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА
(Астана, __ _________ 2002 года)
Межгосударственный Совет Евразийского экономического
сообщества
решил:
Принять Договор о сотрудничестве в охране внешних границ
государств-членов Евразийского экономического сообщества
(прилагается).
(Подписи)
Приложение
к Решению
Межгоссовета ЕврАзЭС
от 20 сентября 2002 года N 80
ДОГОВОР
О СОТРУДНИЧЕСТВЕ В ОХРАНЕ ВНЕШНИХ ГРАНИЦ
ГОСУДАРСТВ-ЧЛЕНОВ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА
Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская
Республика, Российская Федерация и Республика Таджикистан,
именуемые в дальнейшем Стороны,
руководствуясь интересами практической реализации положений
Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества от
10 октября 2000 года,
признавая необходимость тесного сотрудничества в охране
внешних границ Сторон,
исходя из взаимной заинтересованности в обеспечении
безопасности государств-членов Евразийского экономического
сообщества,
договорились о нижеследующем:
Статья 1
Для целей настоящего Договора термин "внешние границы"
означает участки государственных границ Сторон с государствами, не
являющимися участниками Договора об учреждении Евразийского
экономического сообщества.
Статья 2
Стороны осуществляют сотрудничество по пресечению на внешних
границах актов терроризма, незаконного перемещения оружия и
боеприпасов, взрывчатых, отравляющих, наркотических и психотропных
веществ, радиоактивных материалов и иных предметов контрабанды, а
также в борьбе с незаконной миграцией и проявлениями религиозного
экстремизма.
Статья 3
Стороны принимают меры по гармонизации национальных
законодательных и иных нормативных актов по пограничным вопросам в
соответствии с Протоколом об основах деятельности пограничных
ведомств по содействию гармонизации законодательной и иной
нормативной базы государств-членов Евразийского экономического
сообщества (Приложение N 1).
Статья 4
Пограничные ведомства Сторон в соответствии с Соглашением об
информационном взаимодействии государств-членов Евразийского
экономического сообщества по пограничным вопросам от 14 сентября
2001 года осуществляют постоянный обмен информацией об обстановке,
складывающейся на внешней границе, а также по другим вопросам,
связанным с охраной государственной границы и представляющим
взаимный интерес.
По отдельным вопросам, касающимся охраны внешних границ,
пограничные ведомства Сторон проводят взаимные консультации в
соответствии с Протоколом о порядке проведения взаимных
консультаций по вопросам охраны внешних границ государств-членов
Евразийского экономического сообщества (Приложение N 2).
Статья 5
Сотрудничество пограничных ведомств в оперативно-розыскной
деятельности в интересах охраны внешних границ осуществляется
Сторонами в соответствии с Протоколом о сотрудничестве пограничных
ведомств государств-членов Евразийского экономического сообщества
в оперативно-розыскной деятельности в интересах охраны внешних
границ государств-членов ЕврАзЭС (Приложение N 3).
Статья 6
Каждая из Сторон предоставляет воздушным судам пограничных
ведомств других Сторон, при использовании их в интересах охраны
внешних границ, право на использование своего воздушного
пространства, аэропортов, аэродромов (посадочных площадок)
независимо от их принадлежности и предназначения, а также
получение навигационной, метеорологической и иной информации,
обеспечивает полеты и техническое обслуживание воздушных судов в
соответствии с двусторонними и многосторонними договорами между
государствами-членами Евразийского экономического сообщества.
Статья 7
Сотрудничество пограничных ведомств в сфере охраны границ в
пунктах пропуска через внешние границы государств-членов
Евразийского экономического сообщества осуществляется Сторонами в
соответствии с Протоколом о сотрудничестве пограничных ведомств в
сфере охраны границ в пунктах пропуска через внешние границы
государств-членов Евразийского экономического сообщества
(Приложение N 4).
Статья 8
Стороны оказывают взаимное содействие в
материально-техническом обеспечении пограничных ведомств, а также
в разработке, размещении заказов на изготовление, внедрение и
ремонт вооружения, техники, оборудования, применяемых в охране
государственных границ Сторон в соответствии с Протоколом о
сотрудничестве пограничных ведомств государств-членов Евразийского
экономического сообщества в области материально-технического
обеспечения охраны государственных границ (Приложение N 5).
Статья 9
Пограничные ведомства Сторон в соответствии с многосторонними
и двусторонними соглашениями оказывают взаимное содействие в
подготовке, переподготовке и повышении квалификации военных кадров
для пограничных ведомств государств-членов Евразийского
экономического сообщества, в том числе младших специалистов.
Статья 10
Спорные вопросы относительно толкования и применения положений
настоящего Договора разрешаются путем взаимных консультаций и
переговоров.
По взаимному согласию Сторон в настоящий Договор могут
вноситься изменения и дополнения, которые оформляются Сторонами
путем подписания протоколов, являющихся неотъемлемой частью
настоящего Договора.
Статья 11
Настоящий Договор вступает в силу с даты получения
депозитарием, которым является Интеграционный Комитет Евразийского
экономического сообщества, третьего уведомления о выполнении
Сторонами необходимых для этого внутригосударственных процедур.
Статья 12
После его вступления в силу, настоящий Договор открыт для
присоединения к нему других государств, присоединившихся к
Договору об учреждении Евразийского экономического сообщества от
10 октября 2000 года.
Для присоединяющегося государства Договор вступает в силу с
даты сдачи депозитарию уведомления о присоединении.
Статья 13
Настоящий Договор действует в течение пяти лет со дня
вступления в силу. По истечении этого срока Договор автоматически
продлевается каждый раз на пятилетний период.
Каждая из Сторон имеет право выйти из настоящего Договора
путем письменного уведомления об этом депозитария не менее чем за
шесть месяцев до выхода.
Совершено в г. Москве 21 февраля 2003 года в одном подлинном
экземпляре на русском языке.
Подлинный экземпляр Договора хранится в Интеграционном
комитете Евразийского экономического сообщества, который направит
каждому государству-участнику настоящего Договора его заверенную
копию.
(Подписи)
Приложение N 1
к Договору
о сотрудничестве
в охране внешних границ
государств-членов Евразийского
экономического сообщества
ПРОТОКОЛ
ОБ ОСНОВАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОГРАНИЧНЫХ ВЕДОМСТВ
ПО СОДЕЙСТВИЮ ГАРМОНИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ И ИНОЙ
НОРМАТИВНОЙ БАЗЫ ГОСУДАРСТВ-ЧЛЕНОВ ЕВРАЗИЙСКОГО
ЭКОНОМИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА
Статья 1
Основными целями гармонизации национальных законодательных и
иных нормативных правовых актов по пограничным вопросам являются:
- установление единообразного (унифицированного) порядка
регулирования правоотношений посредством юридической интерпретации
положений, заключенных международных договоров, решений органов
управления интеграцией по пограничным вопросам в национальные
законодательные и иные нормативные правовые акты;
- содействие развитию пограничных ведомств, всемерному
углублению их сотрудничества и дальнейшему совершенствованию
охраны внешних границ;
- корректирование ведомственной нормативной базы и создание на
основе национального законодательства необходимых условий,
обеспечивающих выполнение государствами-членами Евразийского
экономического сообщества своих обязательств по пограничным
вопросам.
Статья 2
Координацию и согласование усилий пограничных ведомств Сторон,
направленных на взаимное сближение национальных законодательных и
иных нормативных правовых актов по пограничным вопросам,
осуществляет Совет по пограничным вопросам при Интеграционном
Комитете ЕврАзЭС.
Статья 3
Предотвращение и разрешение возможных расхождений при
применении в рамках ЕврАзЭС норм национального законодательства
Сторон, касающихся пограничных вопросов, осуществляется путем
проведения консультаций полномочных органов (представителей)
пограничных ведомств Сторон, обеспечения постоянного и предметного
взаимодействия Совета по пограничным вопросам с Координационным
Советом по гармонизации при Межпарламентской Ассамблее и другими
компетентными органами Евразийского экономического сообщества.
Статья 4
Разработка мероприятий по гармонизации законодательной и иной
нормативной правовой базы, анализ, обобщение и согласование
предложений по реализации договоренностей по пограничным вопросам,
а также подготовка соответствующих материалов к заседаниям Совета
по пограничным вопросам возлагается на Секретаря Совета.
Статья 5
Настоящий Протокол является неотъемлемой частью Договора о
сотрудничестве в охране внешних границ государств-членов
Евразийского экономического сообщества, вступает в силу и
действует на условиях и в порядке, определенных Договором.
Приложение N 2
к Договору
о сотрудничестве
в охране внешних границ
государств-членов Евразийского
экономического сообщества
ПРОТОКОЛ
О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ВЗАИМНЫХ КОНСУЛЬТАЦИЙ
ПО ВОПРОСАМ ОХРАНЫ ВНЕШНИХ ГРАНИЦ ГОСУДАРСТВ-ЧЛЕНОВ
ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА
Статья 1
Консультации по вопросам охраны внешних границ
государств-членов Евразийского экономического сообщества
проводятся по мере необходимости в составе руководителей
пограничных ведомств Сторон или их заместителей с привлечением
специалистов и консультантов.
Статья 2
Основными целями консультаций являются:
- выработка предложений по реализации мер и мероприятий по
развитию пограничного сотрудничества в различных сферах
деятельности пограничных структур;
- выработка и подготовка предложений по проведению
скоординированных совместных мероприятий в целях обеспечения
безопасности внешних границ.
Статья 3
В ходе консультаций пограничные ведомства Сторон информируют
друг друга об обстановке на государственной границе, а также
военных, политических и социально-экономических процессах,
происходящих в приграничных районах, и мероприятиях,
предпринимаемых для обеспечения охраны внешних границ.
Статья 4
В случае возникновения ситуаций, требующих принятия
экстренного решения, пограничные ведомства Сторон проводят
консультации в сокращенном составе делегаций.
Статья 5
С общего согласия участников консультаций в них могут
принимать участие представители других заинтересованных
министерств и ведомств Сторон.
Статья 6
Повестка дня и порядок проведения консультаций определяются
участниками консультаций.
Консультации проводятся под председательством руководителя
пограничного ведомства принимающей Стороны, а в исключительных
случаях председатель может избираться участниками консультаций.
Статья 7
Расходы, связанные с проведением консультаций, осуществляются
за счет пограничного ведомства принимающей Стороны.
Расходы, связанные с пребыванием участников консультаций,
осуществляет каждое пограничное ведомство Сторон самостоятельно.
Расходы, связанные с участием в консультациях представителей
других заинтересованных министерств и ведомств Сторон,
осуществляют заинтересованные министерства и ведомства
направляющей Стороны самостоятельно.
Принимающая сторона обеспечивает безопасность участников
консультаций.
Статья 8
При рассмотрении вопросов, затрагивающих интересы третьих
государств, допускается участие их представителей только с
согласия всех участников настоящей консультации.
Статья 9
Результаты консультаций оформляются соответствующими итоговыми
документами, которые представляются руководителям пограничных
ведомств.
По взаимной договоренности итоговые документы могут носить
конфиденциальный характер.
Статья 10
Настоящий Протокол является неотъемлемой частью Договора о
сотрудничестве в охране внешних границ государств-членов
Евразийского экономического сообщества, вступает в силу и
действует на условиях и в порядке, определенных Договором.
Приложение N 3
к Договору
о сотрудничестве
в охране внешних границ
государств-членов Евразийского
экономического сообщества
ПРОТОКОЛ
О СОТРУДНИЧЕСТВЕ ПОГРАНИЧНЫХ ВЕДОМСТВ
ГОСУДАРСТВ-ЧЛЕНОВ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА
В ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИНТЕРЕСАХ ОХРАНЫ
ВНЕШНИХ ГРАНИЦ ГОСУДАРСТВ-ЧЛЕНОВ ЕВРАЗЭС
Статья 1
Оперативно-розыскная деятельность в интересах охраны внешних
границ осуществляется в соответствии с законодательством Сторон.
Сотрудничество в области оперативно-розыскной деятельности
организуется в целях наиболее эффективного и взаимовыгодного
использования имеющихся возможностей в сфере борьбы с контрабандой
наркотических средств, психотропных веществ, оружия, боеприпасов,
взрывчатых, отравляющих, радиоактивных веществ и других
запрещенных к перемещению через государственную границу товаров и
предметов, предупреждения незаконной миграции, а также
противодействия транснациональной организованной преступности,
международному терроризму, религиозному экстремизму и
осуществляется в порядке, установленном настоящим Протоколом.
Статья 2
Пограничные ведомства Сторон осуществляют сотрудничество в
оперативно-розыскной деятельности путем:
- выполнения запросов о проведении оперативно-розыскных
мероприятий;
- разработки и принятия совместных или согласованных мер по
предупреждению, выявлению и пресечению противоправных действий на
внешних границах, уведомления друг друга о результатах их
осуществления;
- принятия мер по выявлению и проверке лиц, участвующих в
подготовке к совершению противоправных действий на внешних
границах;
- обмена опытом работы в оперативно-розыскной деятельности;
- дополнительной отработки планов совместных оперативных
мероприятий с использованием возможностей спецслужб по конкретным
проблемам, представляющим взаимный интерес, транснациональным
организованным преступным группам, представителям террористических
и экстремистских организаций и группам лиц и отдельных лиц.
Статья 3
Обмен информацией осуществляется в период встреч
представителей пограничных ведомств Сторон, а также с
использованием переписки, телефонной, факсимильной и других видов
связи.
Каждая Сторона обеспечивает конфиденциальность, надлежащий
учет и хранение информации и документов, полученных от другой
Стороны.
Положения настоящей статьи не распространяются на порядок
обмена информацией ограниченного распространения и сведениями,
составляющими в соответствии с законодательствами Сторон
государственную или иную охраняемую законом тайну. Передача таких
сведений осуществляется в соответствии с Соглашением об
информационном взаимодействии государств-членов Евразийского
экономического сообщества по пограничным вопросам от 14 сентября
2001 года.
Статья 4
Запросы о проведении оперативно-розыскных мероприятий
направляются в письменной форме.
В безотлагательных случаях запросы передаются в устной форме.
Запросы, переданные устно, незамедлительно подтверждаются
письменно.
Запрашиваемая Сторона в возможно короткие сроки информирует
запрашивающую Сторону о результатах исполнения запроса.
Статья 5
Для решения текущих вопросов, согласования проводимых
мероприятий, обмена информацией проводятся рабочие встречи
представителей пограничных ведомств Сторон. Сроки проведения
встреч и вопросы повестки дня согласовываются в рабочем порядке.
Результаты встреч, при необходимости, оформляются протоколами.
Статья 6
Выезды представителей пограничных ведомств Сторон на
территорию другой Стороны осуществляются по согласованию с
принимающей Стороной.
Расходы, связанные с пребыванием участников рабочих встреч,
осуществляет пограничное ведомство направляющей Стороны
самостоятельно.
Статья 7
Настоящий Протокол является неотъемлемой частью Договора о
сотрудничестве в охране внешних границ государств-членов
Евразийского экономического сообщества, вступает в силу и
действует на условиях и в порядке, определенных Договором.
Приложение N 4
к Договору
о сотрудничестве
в охране внешних границ
государств-членов Евразийского
экономического сообщества
ПРОТОКОЛ
О СОТРУДНИЧЕСТВЕ ПОГРАНИЧНЫХ ВЕДОМСТВ
В СФЕРЕ ОХРАНЫ ГРАНИЦ В ПУНКТАХ ПРОПУСКА ЧЕРЕЗ
ВНЕШНИЕ ГРАНИЦЫ ГОСУДАРСТВ-ЧЛЕНОВ ЕВРАЗИЙСКОГО
ЭКОНОМИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА
Статья 1
Основными целями сотрудничества пограничных ведомств в сфере
охраны границ в пунктах пропуска через внешние границы являются:
- выработка единых подходов и взглядов на развитие
пограничного сотрудничества в сфере пограничного контроля в
пунктах пропуска на внешних границах;
- выработка и подготовка предложений по проведению
скоординированных совместных режимных мероприятий в интересах
охраны границ в пунктах пропуска через внешние границы.
Статья 2
Пограничные ведомства принимают согласованные меры к повышению
эффективности пограничного контроля в пунктах пропуска на внешних
границах в соответствии с законодательством Сторон.
Пограничные ведомства, при необходимости, создают отдельные
направления в пунктах пропуска для осуществления пограничного
контроля граждан Сторон, а также предпринимают согласованные
усилия по упрощению процедур пограничного контроля при въезде
граждан Сторон с территории третьих государств.
Статья 3
В целях повышения эффективности пограничного контроля в
пунктах пропуска на внешних границах пограничные ведомства Сторон
обмениваются информацией:
- об открытии новых пунктов пропуска;
- о складывающейся обстановке и основных тенденциях ее
развития на международных путях сообщения, влияющих на
осуществление пограничного контроля в пунктах пропуска Сторон;
- о новых и возможных каналах незаконной миграции, перемещения
оружия, наркотических средств и психотропных веществ и других
предметов контрабанды;
- о выявленных признаках подделки документов на право
пересечения границ, ухищрениях, приемах и способах укрытия в
транспортных средствах, грузах и багаже лиц и предметов
контрабанды;
- о законодательных и иных нормативных правовых актах, а также
о заключенных двусторонних и многосторонних международных
договорах с участием Сторон по вопросам пересечения границ и
пограничного контроля;
- об отдельных направлениях в пунктах пропуска через границы,
созданных для осуществления пограничного контроля граждан Сторон;
- о других вопросах, представляющих взаимный интерес для
осуществления пограничного контроля.
Обмен информацией производится в соответствии с Соглашением об
информационном взаимодействии государств-членов Евразийского
экономического сообщества по пограничным вопросам от 14 сентября
2001 года.
Статья 4
Пограничные ведомства Сторон проводят совместные мероприятия
по вопросам:
- совершенствования и оптимизации технологий пограничного
контроля;
- эффективного применения специальных технических средств и
служебных животных при осуществлении пограничного контроля;
- мониторинга противоправной деятельности в пунктах пропуска;
- создания оптимальных организационных структур соединений,
частей и подразделений пограничного контроля;
- по другим вопросам, относящимся к их компетенции.
Статья 5
Пограничные ведомства планируют и осуществляют согласованные
меры для пресечения актов терроризма, незаконного перемещения
оружия, боеприпасов, наркотических средств, отравляющих и
психотропных веществ, иных предметов контрабанды, незаконного
въезда (выезда) на (с) их территорию, а также других видов
правонарушений в сфере пограничного контроля.
Статья 6
Сотрудничество, предусмотренное настоящим Протоколом,
осуществляется путем прямых контактов и договоренностей между
пограничными ведомствами Сторон.
Координация этой деятельности возлагается на Совет по
пограничным вопросам при Интеграционном Комитете ЕврАзЭС.
Статья 7
Настоящий Протокол является неотъемлемой частью Договора о
сотрудничестве в охране внешних границ государств-членов
Евразийского экономического сообщества, вступает в силу и
действует на условиях и в порядке, определенных Договором.
Приложение N 5
к Договору
о сотрудничестве
в охране внешних границ
государств-членов Евразийского
экономического сообщества
ПРОТОКОЛ
О СОТРУДНИЧЕСТВЕ ПОГРАНИЧНЫХ ВЕДОМСТВ
ГОСУДАРСТВ-ЧЛЕНОВ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА
В ОБЛАСТИ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ОХРАНЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАНИЦ
Статья 1
Материально-техническое обеспечение пограничных ведомств
Сторон осуществляется в соответствующих системах
материально-технического обеспечения Сторон самостоятельно.
Статья 2
Материально-техническое обеспечение охраны государственных
границ Сторон материальными средствами, не производящимися на их
территориях, но производящимися на территориях других Сторон,
осуществляется Сторонами в соответствии с законодательствами
Сторон и международными договорами.
Статья 3
Стороны оказывают взаимное содействие в
материально-техническом обеспечении пограничных войск, а также в
разработке, размещении заказов на изготовление, внедрение и ремонт
вооружения, техники и оборудования, применяемых при охране внешних
границ, на основании отдельных хозяйственных договоров.
Статья 4
Стороны осуществляют взаимообмен информацией о
материально-технических средствах, изготавливаемых на своих
территориях и применяемых в охране государственных границ, а также
о возможности и условиях их поставок.
Статья 5
Настоящий Протокол является неотъемлемой частью Договора о
сотрудничестве в охране внешних границ государств-членов
Евразийского экономического сообщества, вступает в силу и
действует на условиях и в порядке, определенных Договором.
|