ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 сентября 2002 г. N КАС02-512
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в
составе:
председательствующего Федина А.И.,
членов коллегии Пелевина Н.П.,
Петроченкова А.Я.,
с участием прокурора Расторгуева В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 19 сентября 2002 года
гражданское дело по жалобе Т. с требованием обязать Правительство
Российской Федерации привести в соответствие с п. 2 ст. 12
Федерального закона "О статусе военнослужащих" оклады денежного
содержания военнослужащих в период с 1 апреля 1995 года по 30 июня
1999 года, а также выплатить заявителю денежное довольствие через
финансовую службу войсковой части 11659 в соответствующем размере,
с учетом сводного индекса инфляции потребительских цен по
Ростовской области и ставки рефинансирования Центрального банка
Российской Федерации, по частной жалобе Т. на определение судьи
Верховного Суда Российской Федерации от 22 июля 2002 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации
Петроченкова А.Я., а также заключение прокурора управления
Генеральной прокуратуры Российской Федерации Расторгуева В.В.,
полагавшего частную жалобу оставить без удовлетворения,
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
установила:
решением Верховного Суда Российской Федерации от 16 марта 1998
года признаны недействительными (незаконными) п. 1 Постановления
Правительства РФ от 6 апреля 1995 года N 311 "О повышении окладов
денежного содержания военнослужащих, лиц рядового и
начальствующего состава органов внутренних дел, а также работников
таможенной системы Российской Федерации" в части повышения
военнослужащим с 1 апреля 1995 года окладов по воинским должностям
(должностных окладов) и окладов по воинским (специальным) званиям
лишь в 1,3 раза и п. 1 аналогичного Постановления Правительства РФ
от 30 октября 1995 года N 1052 в части повышения военнослужащим с
1 сентября 1995 года окладов по воинской должности (должностных
окладов) и окладов по воинским (специальным) званиям лишь в 1,54
раза как не соответствующие абзацу второму п. 2 ст. 12 Закона РФ
"О статусе военнослужащих", предусматривающему, что оклады по
первичным воинским должностям солдат и матросов, проходящих
военную службу по контракту, не могут быть менее пяти минимальных
размеров оплаты труда, а оклады по воинским званиям не могут быть
менее половины воинских должностных окладов.
Однако Правительство Российской Федерации, к компетенции
которого отнесено право установления окладов денежного содержания
военнослужащим в соответствии с п. 2 ст. 12 Федерального закона "О
статусе военнослужащих", так и не установило размер окладов
денежного содержания военнослужащих на тот момент.
В связи с бездействием Правительства РФ Т. обратился в
Верховный Суд РФ с указанными выше требованиями.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 22
июля 2002 года заявителю было в соответствии с п. 7 ст. 129 ГПК
РСФСР отказано в принятии к производству его жалобы по первой
инстанции в связи с ее неподсудностью Верховному Суду Российской
Федерации.
В частной жалобе, не соглашаясь с определением судьи, Т. просит
об отмене данного определения, полагая, что обжалование
нормативных актов Правительства Российской Федерации относится к
подсудности Верховного Суда РФ.
Рассмотрев материалы дела и изучив доводы частной жалобы,
Кассационная коллегия находит ее не подлежащей удовлетворению.
Согласно ст. 116 ГПК РСФСР Верховный Суд Российской Федерации
рассматривает по первой инстанции дела об оспаривании нормативных
актов федеральных министерств и ведомств, касающихся прав и свобод
граждан.
К подсудности Военной коллегии Верховного Суда РФ согласно ст.
9 Федерального конституционного закона "О военных судах Российской
Федерации" отнесены дела об оспаривании нормативных актов
Правительства Российской Федерации, Министерства обороны
Российской Федерации, иных федеральных органов исполнительной
власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная
служба, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов
военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы.
Из содержания жалобы не видно, что заявителем обжалуются
конкретные нормативные правовые акты Правительства РФ.
Поскольку требования заявителя не подпадают под категорию дел,
подсудных Верховному Суду РФ в качестве суда первой инстанции, а в
части требований носят характер искового производства, судьей
Верховного Суда РФ правильно было отказано в принятии жалобы
заявителя.
Эти дела в соответствии со ст. 114 ГПК РСФСР рассматриваются
районными (городскими) народными судами.
Согласно Федеральному конституционному закону "О военных судах
Российской Федерации" и ст. 114.1 ГПК РСФСР гражданские дела по
жалобам военнослужащих рассматриваются гарнизонными военными
судами.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 317 ГПК РСФСР,
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
определила:
определение судьи Верховного Суда Российской Федерации от 22
июля 2002 года оставить без изменения, а частную жалобу Т. - без
удовлетворения.
|