ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 сентября 2002 года
Дело N 11-Г02-21
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Кнышева В.П.,
судей Корчашкиной Т.Е.,
Харланова А.В.
рассмотрела в судебном заседании от 17 сентября 2002 г. дело
по заявлению прокурора Республики Татарстан о признании
противоречащим федеральному законодательству постановления
Кабинета Министров Республики Татарстан от 07.09.2001 N 627 "Об
утверждении Временного порядка расчета покупного тарифа на
электрическую и тепловую энергию для оптовых потребителей -
перепродавцов электрической и тепловой энергии, отпускаемой ПЭО
"Татэнерго" по кассационной жалобе ОАО "Татэнерго" на решение
Верховного суда Республики Татарстан от 15.07.2002, которым
заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации
Корчашкиной Т.Е., объяснения представителей ОАО "Татэнерго" -
Минибаева М.Ф. (довер. N 119/07-01 от 09.04.02), Хамитова А.Т.
(довер. N 119/07-86 от 15.04.02), заключение прокурора Генеральной
прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей решение
суда оставить без изменения, а кассационную жалобу - без
удовлетворения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного
Суда Российской Федерации
установила:
прокурор Республики Татарстан обратился в Верховный суд
Республики Татарстан с заявлением о признании противоречащим
федеральному законодательству постановления Кабинета Министров
Республики Татарстан N 627 от 7 сентября 2001 года "Об утверждении
Временного порядка расчета покупного тарифа на электрическую и
тепловую энергию для оптовых потребителей - перепродавцов
электрической и тепловой энергии, отпускаемой ПЭО "Татэнерго",
ссылаясь на то, что данное постановление противоречит Федеральному
закону "О государственном регулировании тарифов на электрическую и
тепловую энергию в Российской Федерации", в соответствии с которым
основы ценообразования на электрическую и тепловую энергию на
территории Российской Федерации устанавливаются Правительством
Российской Федерации.
Оспариваемое постановление Кабинета Министров Республики
Татарстан, устанавливающее порядок расчета покупного тарифа на
электрическую и тепловую энергию для оптовых потребителей -
перепродавцов, не соответствует подпункту 1 пункта 4 Основ
ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии,
утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от
2 апреля 2002 года N 226, согласно которому регулирование тарифов
(цен) на электрическую энергию и мощность на оптовом рынке, в том
числе поставляемую на оптовый рынок субъектами этого рынка -
поставщиками электрической энергии и мощности, для покупателей,
действующих в регулируемом секторе оптового рынка, осуществляет
Федеральная энергетическая комиссия Российской Федерации.
Также положения пункта 3 Временного порядка расчета покупного
тарифа на электрическую и тепловую энергию, предусматривающие
освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость на часть
электрической энергии, реализуемой населению и населенным пунктам,
противоречат действующему налоговому законодательству.
Представитель Кабинета Министров Республики Татарстан Каримов
В.Ф. в удовлетворении заявления просил отказать, ссылаясь на то,
что оспариваемое постановление принято в соответствии с
федеральным законодательством. В соответствии с действующим
законодательством определены три уровня государственного
регулирования тарифов: федеральный уровень - оптовый рынок
электроэнергии, отнесенный к полномочиям Федеральной
энергетической комиссии РФ; региональный уровень - потребительский
рынок на территории субъектов Российской Федерации, отнесенный к
полномочиям региональных энергетических комиссий соответствующего
субъекта Российской Федерации; муниципальный уровень - отнесенный
к полномочиям органов местного самоуправления. В настоящее время
порядка расчета тарифов для оптовых потребителей - перепродавцов,
утвержденного Федеральной энергетической комиссией, нет, поэтому
Кабинет Министров Республики Татарстан принял постановление "Об
утверждении Временного порядка расчета покупного тарифа на
электрическую и тепловую энергию для оптовых потребителей -
перепродавцов электрической и тепловой энергии, отпускаемой ПЭО
"Татэнерго" в соответствии со своими полномочиями и на основании
действующих нормативно - правовых актов. Кроме того, до настоящего
времени не утверждены Федеральной энергетической комиссией
обязательные для применения всеми регулирующими органами
методические указания по вопросам расчета (формирования)
регулируемых тарифов (цен) в соответствии с пунктом 3
Постановления Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2002
года N 226 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой
энергии".
Привлеченные судом в качестве заинтересованных лиц,
представители ОАО "Татэнерго" Минибаев М.Ф. и Хамитов А.Т. также
не согласились с заявлением, пояснив, что Временный порядок
расчета покупного тарифа на электрическую и тепловую энергию для
оптовых потребителей - перепродавцов установлен до принятия
соответствующего документа Федеральной энергетической комиссией,
который до настоящего времени не принят. Постановление Кабинета
Министров Республики Татарстан полностью соответствует принципу
экономической обоснованности тарифов, поскольку устанавливает
прозрачный и логичный способ расчета тарифов на электрическую и
тепловую энергию.
Решением Верховного суда Республики Татарстан от 15 июля 2002
г. заявление прокурора удовлетворено.
В кассационной жалобе ОАО "Татэнерго" поставлен вопрос об
отмене решения суда в связи с неправильным применением норм
материального права, несоответствием выводов суда обстоятельствам
дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской
Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.
Согласно пункту "и" статьи 71 Конституции Российской Федерации
в ведении Российской Федерации находятся федеральные
энергетические системы.
В соответствии с частями первой, второй и пятой статьи 76
Конституции Российской Федерации по предметам ведения Российской
Федерации принимаются федеральные конституционные законы и
федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории
Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и
субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и
принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные
правовые акты субъектов Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской
Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в
соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае
противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в
Российской Федерации, действует федеральный закон.
В силу статьи 5 Федерального закона от 14 апреля 1995 года N
41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и
тепловую энергию в Российской Федерации" Правительство Российской
Федерации:
устанавливает основы ценообразования на электрическую и
тепловую энергию на территории Российской Федерации;
формирует сводный баланс производства и поставок электрической
энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России
по субъектам Российской Федерации;
определяет вопросы государственного регулирования тарифов на
электрическую и тепловую энергию, поставляемую коммерческими
организациями за пределы территорий субъектов Российской
Федерации, электрическую энергию (мощность), поставляемую
коммерческими организациями на федеральный (общероссийский)
оптовый рынок электрической энергии (мощности), электрическую
энергию (мощность), поставляемую с федерального (общероссийского)
оптового рынка электрической энергии (мощности) его субъектам, в
том числе поставляемую на экспорт;
утверждает нормативно - методическую основу деятельности
органов государственного регулирования тарифов;
обеспечивает организацию финансирования деятельности и
развития Единой энергетической системы России.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в
соответствии с принципами, изложенными в настоящем Федеральном
законе, исходя из основ ценообразования на электрическую и
тепловую энергию, установленных Правительством Российской
Федерации, определяют вопросы государственного регулирования
тарифов на электрическую и тепловую энергию, отпускаемую всеми
энергоснабжающими организациями (кроме организаций, находящихся в
муниципальной собственности, для которых тарифы устанавливаются
органами местного самоуправления) потребителям, расположенным на
территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, за
исключением потребителей, энергоснабжение которых с согласия
региональных энергетических комиссий осуществляется с федерального
(общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля
2002 года N 226 "О ценообразовании в отношении электрической и
тепловой энергии" были утверждены Основы ценообразования в
отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации.
В соответствии с пунктами четвертым и пятым Основ ценообразования
регулирование тарифов (цен) на электрическую энергию и мощность на
оптовом рынке, в том числе: тарифов (цен) на электрическую энергию
и мощность, поставляемую на оптовый рынок субъектами этого рынка -
поставщиками электрической энергии и мощности; тарифов (цен) на
электрическую энергию и мощность для покупателей, действующих в
регулируемом секторе оптового рынка; предельного тарифа (цены),
складывающегося в секторе свободной торговли оптового рынка;
тарифов (цен) на тепловую энергию, вырабатываемую организациями,
поставляющими электрическую энергию на оптовый рынок, осуществляет
Федеральная энергетическая комиссия Российской Федерации.
Регулирование тарифов (цен) на электрическую энергию,
поставляемую потребителям, и тарифов (цен) на тепловую энергию
осуществляют региональные энергетические комиссии.
Проанализировав оспариваемое постановление Кабинета Министров
Республики Татарстан от 7 сентября 2001 года N 627, которым
утвержден Временный порядок расчета покупного тарифа на
электрическую и тепловую энергию для оптовых потребителей -
перепродавцов электрической и тепловой энергии, отпускаемой ПЭО
"Татэнерго", и вышеназванные нормы федерального законодательства,
суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о противоречии
обжалуемого нормативного правового акта субъекта Российской
Федерации федеральному законодательству.
Вывод суда о том, что оспариваемым постановлением Кабинета
Министров Республики Татарстан утвержден порядок расчета тарифа на
электрическую и тепловую энергию для оптовых потребителей -
перепродавцов электрической и тепловой энергии с превышением своих
полномочий, является правильным. Согласно вышеуказанным положениям
Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на
электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" и
Постановления Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2002
года N 226 "О ценообразовании в отношении электрической и
тепловой энергии" государственное регулирование тарифов (цен) на
электрическую и тепловую энергию на федеральном (общероссийском)
оптовом рынке электрической и тепловой энергии осуществляется
Правительством Российской Федерации и Федеральной энергетической
комиссией.
Кабинет Министров Республики Татарстан и Региональная
энергетическая комиссия Республики Татарстан вправе производить
государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую
энергию, отпускаемую всеми энергоснабжающими организациями
потребителям.
Довод кассационной жалобы о том, что оспариваемое
постановление не регулирует тарифы на оптовом рынке, а название
"оптовые потребители - перепродавцы" применяется в постановлении
для удобства обращения, не может служить основанием для отмены
решения суда. Нормативные правовые акты субъектов Российской
Федерации должны быть изложены в форме, не допускающей различного
его толкования.
Кроме того, в соответствии с пунктом третьим обжалуемого
постановления при расчетах энергоснабжающих организаций с
перепродавцами электрической (тепловой) энергии налог на
добавленную стоимость не начисляется на часть электрической
(тепловой) энергии, которая реализуется перепродавцами населению и
населенным пунктам.
Данная норма противоречит статье 149 части второй Налогового
кодекса. В соответствии с указанной статьей освобождение от
начисления налога на добавленную стоимость по операциям реализации
электрической (тепловой) энергии населению и населенным пунктам не
предусмотрено. Согласно Закону Российской Федерации "Об основах
налоговой системы в Российской Федерации" налог на добавленную
стоимость является федеральным налогом и порядок его зачисления
устанавливается законодательными актами Российской Федерации,
субъекты Российской Федерации не наделены полномочиями по
регулированию правоотношений в области взимания федеральных
налогов, в том числе налога на добавленную стоимость.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и
обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 304, 305 ГПК РСФСР, Судебная коллегия
по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Верховного суда Республики Татарстан от 15 июля 2002
г. оставить без изменения, кассационную жалобу ОАО "Татэнерго" -
без удовлетворения.
|