МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 16 сентября 2002 г. N 24-55-236(288)/10
О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОРГАНИЗАЦИИ
И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВ ВУЗОВ
В соответствии с решением коллегии Минобразования России от
03.06.2002 N 2051 "О взаимодействии Минобразования России с
органами управления образованием субъектов Российской Федерации по
контролю за соблюдением вузами и филиалами лицензионных требований
и условий", а также в связи с многочисленными обращениями в
министерство различных правоохранительных органов и письмами
граждан о нарушениях законодательства Российской Федерации в
организации и деятельности представительств вузов Минобразование
России отмечает следующее.
Согласно п. 1 ст. 55 ч. I Гражданского кодекса Российской
Федерации "Представительством является обособленное подразделение
юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое
представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту".
Типовое положение об образовательном учреждении высшего
профессионального образования (высшем учебном заведении)
Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства
Российской Федерации от 05.04.2001 N 264, определяет функции
представительств вузов. Так, в п. 39 указывается:
"В целях оказания студентам, обучающимся по заочной форме
обучения, помощи в освоении образовательных программ
непосредственно по месту их работы и месту жительства высшее
учебное заведение вправе осуществлять консультации, текущий
контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся путем
привлечения штатных научно - педагогических работников высшего
учебного заведения на основе учебно - материальной базы
представительства.
Указанная деятельность осуществляется с согласия органа
управления образованием субъекта Российской Федерации и органа
местного самоуправления, на территории которых находится
представительство".
Практические рекомендации по организации и деятельности
представительств вузов изложены в Примерном положении о
представительстве государственного вуза, подведомственного
Минобразованию России, направленном в вузы письмом от 02.07.2001
N 17-55-52ин/17-11 (зарегистрировано Минюстом России 17.08.2001
N 07/8360-ЮД).
В том случае, если созданный в установленном порядке филиал
высшего учебного заведения до получения им лицензии на право
ведения образовательной деятельности осуществляет функции
представительства (п. 2 ст. 55 ч. I Гражданского кодекса), это
должно быть отражено в положении о данном филиале. На такое
обособленное структурное подразделение вуза в полном объеме
распространяется действие законодательства Российской Федерации в
области образования как в отношении филиалов, так и в отношении
представительств вузов.
Несмотря на то, что вопросы создания и функционирования
представительств вузов достаточно полно изложены в нормативных
документах, в актах проверок, проводимых министерством совместно с
органами управления образованием субъектов Российской Федерации, а
также в предписаниях правоохранительных органов и иных проверяющих
организаций, вскрываются многочисленные нарушения в этой сфере.
Среди наиболее типичных нарушений отмечаются следующие:
1. Представительства создаются без согласия соответствующих
учредителей, органов исполнительной власти субъекта Российской
Федерации и органов местного самоуправления по месту нахождения
представительства.
2. Сведения о наличии представительства, его местонахождении,
реквизиты документа о его создании не отражаются в уставе вуза.
(Под местонахождением понимается полный адрес представительства, а
не только наименование населенного пункта.)
3. Деятельность представительства, связанная с оказанием
помощи студентам, обучающимся по заочной форме обучения,
осуществляется:
3.1. Без согласия органа управления образованием субъекта
Российской Федерации и органа местного самоуправления, на
территории которого находится представительство.
3.2. Не штатными научно - педагогическими работниками вуза,
создавшего представительство, а иными лицами, часто не обладающими
необходимой квалификацией, профилем образования и опытом работы в
вузах.
3.3. Не только в виде консультаций, текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации, а в большем объеме,
вплоть до проведения систематических занятий и итоговой
аттестации.
4. Образовательный процесс (или его элементы) ведется с
обучающимися по очной и очно - заочной формам обучения.
5. Имеются факты открытия представительств филиалами вузов.
В связи с вышеизложенным сообщаю, что приведенные случаи, а
также иные нарушения законодательства Российской Федерации в
организации и деятельности представительств вузов будут
рассматриваться министерством как нарушения условий,
предусмотренных лицензией вуза. При выявлении подобных нарушений
Минобразование России будет принимать решение о приостановлении
лицензии высшего учебного заведения.
Предлагаю ректорам высших учебных заведений, имеющих
представительства, привести их деятельность в соответствие с
требованиями нормативных документов либо ликвидировать их в
уставленном порядке.
Впредь при организации и в деятельности представительств вузов
строго соблюдать установленные требования.
Министр образования
Российской Федерации
В.М.ФИЛИППОВ
|