Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 10.09.2002 N 5-Г02-115 В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ЗАЯВЛЕНИЯ О ПРИЗНАНИИ НЕ СООТВЕТСТВУЮЩИМИ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА Г. МОСКВЫ "О ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ И ПРАВИЛАХ РАЗМЕЩЕНИЯ СРЕДСТВ НАРУЖНОЙ РЕКЛАМЫ, ИНФОРМАЦИИ И ОФОРМЛЕНИЯ ГОРОДА" ОТ 22.01.2002 N 41-ПП И УТВЕРЖДЕННЫХ ИМ ПРАВИЛ РАЗМЕЩЕНИЯ СРЕДСТВ НАРУЖНОЙ РЕКЛАМЫ И ИНФОРМАЦИИ В Г. МОСКВЕ ОТКАЗАНО ПРАВОМЕРНО...

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


                  ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                              ОПРЕДЕЛЕНИЕ
                       от 10 сентября 2002 года
   
                                                      Дело N 5-Г02-115
                                                                      
       Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда России в
   составе:
   
       председательствующего                            Нечаева В.И.,
       судей                                          Потапенко С.В.,
                                                       Горохова Б.А.,
       с участием прокурора                             Власовой Т.А.
   
       рассмотрела   в   судебном  заседании  10  сентября   2002   г.
   кассационный  протест  прокурора  прокуратуры  г.  Москвы  Гнусенко
   О.Г.,  участвующего в рассмотрении дела в суде первой инстанции,  и
   кассационную  жалобу  представителя  районной  управы  Пресненского
   района  г. Москвы Б. на решение Московского городского суда  от  31
   мая  2002  г.,  которым  отказано прокурору г.  Москвы  и  районной
   управе  Пресненского района г. Москвы в заявлениях о  признании  не
   соответствующими   федеральному   законодательству    постановления
   правительства  г.  Москвы  "О  перспективах  развития  и   правилах
   размещения   средств  наружной  рекламы,  информации  и  оформления
   города"  от  22  января  2002 г. N 41-ПП и утвержденных  им  Правил
   размещения средств наружной рекламы и информации в г. Москве.
       Заслушав  доклад  судьи  Верховного Суда  Российской  Федерации
   Нечаева  В.И.,  объяснения представителя  правительства  г.  Москвы
   Нечуй-Ветра В.Л., представителя управления правительства г.  Москвы
   по  делам наружной рекламы, информации и оформления города  Зейдина
   И.Л.,   заключение  прокурора  управления  Генеральной  прокуратуры
   Российской   Федерации   Власовой   Т.А.,   поддержавшей   протест,
   исследовав материалы дела, коллегия
   
                              установила:
   
       правительством   г.   Москвы  22   января   2002   г.   принято
   постановление   N  41-ПП  "О  перспективах  развития   и   правилах
   размещения   средств  наружной  рекламы,  информации  и  оформления
   города",  пунктом 1 которого утверждены Правила размещения  средств
   наружной   рекламы   и  информации  в  г.  Москве   (приложение   к
   постановлению).
       Прокурор г. Москвы, а также районная управа Пресненского района
   г.   Москвы   обратились  в  суд  с  заявлениями  о  признании   не
   соответствующими      федеральному     законодательству      данных
   постановления   и   Правил.   Заявления   обоснованы    тем,    что
   правительство  г.  Москвы, приняв эти нормативные  акты,  превысило
   свою   компетенцию,  так  как  отношения,  возникающие  в  процессе
   производства,  размещения и распространения  рекламы,  находятся  в
   исключительном  ведении  Российской  Федерации.  Вопросы   местного
   значения,   связанные  с  особенностями  распространения   наружной
   рекламы,   вправе  самостоятельно  решать  только  органы  местного
   самоуправления,  поскольку они затрагивают правомочия  пользования,
   владения и распоряжения муниципальной собственностью.
       Рассмотрев   дело,  суд  вынес  приведенное  выше  решение.   В
   кассационном  протесте  прокурора прокуратуры  г.  Москвы  Гнусенко
   О.Г.,  участвующего  в рассмотрении дела в суде  первой  инстанции,
   ставится  вопрос об отмене решения суда и вынесении нового решения.
   В  обоснование  этого  вопроса в протесте указывается  на  то,  что
   предметом  регулирования постановления правительства  г.  Москвы  и
   утвержденных   этим  постановлением  Правил  являются   гражданско-
   правовые  отношения  в  сфере рекламной деятельности,  отношения  в
   области  установления основ единого рынка и права граждан  свободно
   искать,   получать,   передавать,  производить   и   распространять
   информацию.
       В    кассационной   жалобе   представитель   районной    управы
   Пресненского  района г. Москвы Б. просит об изменении решения  суда
   и  признании приложения N 1 к постановлению правительства г. Москвы
   от   22   января   2002  г.  N  41-ПП  противоречащим  федеральному
   законодательству,   считая,   что   в   Правилах    устанавливаются
   особенности  распространения  рекламы.  Эти  отношения   по   своей
   природе  являются  гражданско-правовыми. Установление  особенностей
   распространения  рекламы  в нормативном  акте  субъекта  Российской
   Федерации  является  вторжением  в  компетенцию  органов   местного
   самоуправления.
       Обсудив  доводы  кассационных протеста и  жалобы,  коллегия  не
   находит оснований для их удовлетворения.
       Как  видно  из  содержания  заявления  прокурора  г.  Москвы  и
   заявления  районной управы Пресненского района  г.  Москвы,  в  них
   заявлены   требования  (1)  о  признании   в   полном   объеме   не
   соответствующим    федеральному   законодательству    постановления
   правительства  г.  Москвы  "О  перспективах  развития  и   правилах
   размещения   средств  наружной  рекламы,  информации  и  оформления
   города"  от  22 января 2002 г. N 41-ПП и (2) о признании  в  полном
   объеме  не  соответствующими федеральному  законодательству  Правил
   размещения  средств  наружной рекламы и  информации  в  г.  Москве,
   утвержденных пунктом 1 данного постановления. В качестве  основания
   для признания этих нормативных актов в полном объеме незаконными  в
   заявлениях  указано на то, что правительство г. Москвы не  наделено
   полномочиями  по  регулированию рекламной  деятельности  и  поэтому
   некомпетентно  было  их принимать, так как по  ст.  3  Федерального
   закона  "О рекламе" законодательство Российской Федерации о рекламе
   состоит   из   настоящего  Федерального   закона   и   принятых   в
   соответствии   с   ним   иных   федеральных   законов.   Отношения,
   возникающие  в  процессе производства, размещения и распространения
   рекламы,  могут регулироваться также указами Президента  Российской
   Федерации,  нормативными правовыми актами Правительства  Российской
   Федерации  и  нормативными  правовыми  актами  федеральных  органов
   исполнительной  власти,  издаваемыми  в  соответствии  с  настоящим
   Федеральным законом.
       Действительно, законодательство о рекламе, а также  подзаконные
   нормативные  акты,  регулирующие  гражданско-правовые  отношения  в
   сфере   рекламной  деятельности  и  устанавливающие  такие   нормы,
   которые  в  силу их характера и значения для формирования свободных
   рыночных  отношений  относятся к правовым  основам  единого  рынка,
   находятся в исключительном ведении Российской Федерации.
       Однако  оспариваемые  нормативные акты, как  правильно  признал
   суд,  содержат в том числе административные и другие нормы, которые
   правительство  г.  Москвы  вправе  было  принимать.  При  этом  суд
   сослался   в  решении  также  на  указание  Конституционного   Суда
   Российской Федерации в постановлении от 4 марта 1997 г.  N  4-П  по
   делу  о проверке конституционности статьи 3 Федерального закона  "О
   рекламе"  о  том,  что  "рекламная деятельность  является  объектом
   комплексного  нормативного  правового регулирования.  Если  те  или
   иные   вопросы   рекламы   выходят  за  рамки   гражданско-правовых
   отношений,  не относятся к основам единого рынка, т.е. не  являются
   предметом   ведения   Российской  Федерации,  субъекты   Российской
   Федерации  могут  осуществлять их законодательное  регулирование  в
   рамках,  определенных  Конституцией  Российской  Федерации,  в  том
   числе ее статьями 72, 73, 76 (части 2, 4, 5 и 6)".
       Судом  дан  анализ  в целом (не отдельных  его  частей,  о  чем
   заявители и не просили) оспариваемых нормативных актов.
       В   постановлении  правительства  г.  Москвы  содержатся  нормы
   административного права.
       Так,    в   пункте   2   этого   постановления   предписывается
   Москомархитектуре совместно с управлением правительства  г.  Москвы
   по   делам   наружной  рекламы,  информации  и  оформления   города
   префектами  административных округов в срок до  31  марта  2002  г.
   разработать,  согласовать с управлением  ГИБДД  ГУВД  г.  Москвы  и
   департаментом   природопользования  и   охраны   окружающей   среды
   правительства    г.   Москвы   и   представить   на    рассмотрение
   общественного   совета   при   мэре   г.   Москвы   по    проблемам
   градостроительства   и  архитектурно-художественного   формирования
   облика   города  генеральную  схему  размещения  средств   наружной
   рекламы  и  информации  на  территории г. Москвы  для  последующего
   утверждения правительством г. Москвы.
       В   части   3  пункта  5  постановления  устанавливается,   что
   управление  правительства  г. Москвы  по  делам  наружной  рекламы,
   информации  и  оформления  города является  уполномоченным  органом
   исполнительной  власти  города в вопросах  рекламно-информационного
   оформления  третьего  транспортного кольца и  МКАД  и  осуществляет
   размещение  средств  наружной  рекламы  и  информации  на   местах,
   свободных от обязательств, на конкурсной основе.
       Подпунктом   6.3   постановления  устанавливается   обязанность
   названного   управления   в   трехмесячный   срок   разработать   и
   представить  на  утверждение правительства г.  Москвы  экономически
   обоснованную   и   согласованную  с  заинтересованными   городскими
   организациями программу развития сети средств городской  информации
   на  2002 - 2003 годы, направленную на решение задач распространения
   городской  информации  (включая систему  ориентирования,  указатели
   направлений   и   магистралей),   широкого   освещения   выполнения
   общегородских  социальных  программ  и  событий  культурной   жизни
   города.
       Подпунктом 7.1 постановления обязан заместитель мэра г.  Москвы
   в  правительстве г. Москвы подготовить и направить в  установленном
   порядке  в  Государственную Думу Федерального  Собрания  Российской
   Федерации проект закона о внесении изменений и дополнений в  статью
   16    Федерального    закона    "О   рекламе",    предусматривающий
   распространение   запрета  на  рекламу   алкогольной   и   табачной
   продукции в наружной рекламе.
       В  подпункте  7.2.1 постановления управлению  правительства  г.
   Москвы  по  делам  наружной рекламы и оформлению города  предписано
   обеспечить  действенные меры по соблюдению требований  Федерального
   закона   "О   рекламе"  при  распространении  рекламы  табачной   и
   алкогольной продукции, а также неэтичной рекламы.
       В пункте 12 постановления правительством г. Москвы осуществлено
   принадлежащее   ему   право   признать   утратившими   силу    свои
   постановления и распоряжение мэра г. Москвы.
       В  Правилах размещения средств наружной рекламы и информации  в
   г.  Москве  затрагиваются  в  связи с вопросами  рекламы  различные
   предметы   ведения,  в  том  числе  управленческие,   защиты   прав
   человека,     общественной    безопасности,     градостроительства,
   землепользования, памятников истории и культуры, которые  находятся
   в   совместном   ведении  Российской  Федерации  и  ее   субъектов,
   собственности г. Москвы.
       Так,   в   пункте   1.1  этих  Правил  указывается,   что   они
   устанавливают,  в частности, порядок и требования к  проектированию
   средств   наружной  рекламы  и  информации,  определению  мест   их
   размещения,   требования   к  технической  экспертизе,   установке,
   монтажу,  эксплуатации  и демонтажу, а также  порядок  контроля  за
   соблюдением  этих  требований; в пункте 1.4 Правил  дается  понятие
   средств  наружной  рекламы  и информации,  что  это  щиты,  стенды,
   плакаты   и   иные   технические   средства,   предоставляемые    и
   используемые  для  распространения  рекламной  и  иной  информации,
   предназначенной  для неопределенного круга лиц  и  рассчитанной  на
   визуальное восприятие из городского пространства.
       В  разделе  2 Правил определяются органы управления и контроля,
   функции городских предприятий.
       В  пункте  3.1  Правил указывается, что относится  к  городской
   информации.  Это,  в частности, название улиц, расписание  движения
   транспорта,  праздничное оформление города.  В  пункте  3.4  Правил
   указывается   на   условия   использования   Московской   городской
   символики.
       В  разделе  4  Правил  предусмотрены технические  требования  к
   конструкциям стационарных средств наружной рекламы; указано на  то,
   что  стационарные  средства наружной рекламы  не  должны  создавать
   помех  для пешеходов, механизированной уборки улиц и тротуаров,  не
   должны    быть   источниками,   в   частности,   мощных   световых,
   электромагнитных   и   иных  излучений   и   полей;   предусмотрены
   требования   по  безопасности  дорожного  движения  и  безопасности
   эксплуатации средств наружной рекламы.
       В  пункте 5.1 Правил определены зоны исторического наследия,  в
   частности  Красная  площадь, ансамбли  и  памятники  архитектуры  и
   культуры.
       В разделе 6 рассматриваются, в частности, вопросы использования
   в связи с рекламной деятельностью собственности г. Москвы.
       В    разделе    7   определены   технические   требования    по
   проектированию, монтажу и эксплуатации средств наружной рекламы.
       Были  решены  в  Правилах  и  другие  вопросы,  находящиеся   в
   совместном  ведении Российской Федерации и г.  Москвы,  а  также  в
   ведении г. Москвы.
       Эти вопросы, связанные с рекламной деятельностью, правительство
   г.  Москвы,  как высший исполнительный орган, вправе  было  решать,
   так  как  ему принадлежит право осуществлять руководство и контроль
   за   деятельностью  подведомственных  ему  органов   исполнительной
   власти, принадлежат полномочия по управлению собственностью  города
   Москвы, а также предоставлено право осуществлять свои полномочия  в
   сфере     архитектуры     и     градостроительства,     в     сфере
   природопользования,  землепользования, охраны окружающей  природной
   среды, обеспечения законности и общественной безопасности.
       В  пункте  2.4  Правил  указано,  что  районная  управа  выдает
   разрешения  на  распространение наружной  рекламы,  предусмотренные
   ст. 14 Федерального закона "О рекламе".
       При  рассмотрении  дела в судебном заседании  были  исследованы
   обстоятельства,  на которые ссылались прокурор  и  районная  управа
   Пресненского  района г. Москвы как на основание  своих  требований.
   При  этом  ни прокурор, ни управа не заявляли требования о проверке
   каждого  пункта  постановления, а также  каждого  пункта  Правил  и
   приложений  к  Правилам с точки зрения их соответствия федеральному
   законодательству.  Суд же со ссылкой на статью  195  ГПК  РСФСР  не
   счел необходимым выйти за пределы заявленных требований, в связи  с
   чем содержание каждой правовой нормы указанных нормативных актов  с
   точки  зрения  их  соответствия  федеральному  законодательству   в
   судебном   заседании  не  исследовалось  и  решение   по   ним   не
   принималось.
       При  таких  обстоятельствах  Судебная  коллегия  соглашается  с
   выводом  суда  о  том, что по основаниям, указанным  в  заявлениях,
   требования  о признании оспариваемых нормативных актов  незаконными
   в полном объеме удовлетворению не подлежат.
       Руководствуясь    ст.   ст.   304,   305,   311    Гражданского
   процессуального кодекса РСФСР, коллегия
   
                              определила:
                                   
       оставить решение Московского городского суда от 31 мая 2002  г.
   без  изменения,  кассационный  протест  прокурора  прокуратуры   г.
   Москвы  Гнусенко  О.Г.,  участвующего в рассмотрении  дела  в  суде
   первой  инстанции,  и  кассационную жалобу  представителя  районной
   управы Пресненского района г. Москвы Б. - без удовлетворения.
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Сайт управляется системой uCoz