ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 10 сентября 2002 г. N КАС02-483
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в
составе:
председательствующего Федина А.И.,
членов коллегии Пирожкова В.Н.,
Лаврентьевой М.Н.,
с участием прокурора Федотовой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 10 сентября 2002
г. гражданское дело по жалобе Главного управления природных
ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов
России по Челябинской области о признании частично
недействительными пунктов 1 и 3 приказа Министерства сельского
хозяйства РФ от 28 февраля 2002 года N 196 "О государственном
управлении в области использования, охраны, защиты участков
лесного фонда и воспроизводства лесов, ранее находившихся во
владении сельскохозяйственных организаций и переданных им в
безвозмездное пользование" по кассационной жалобе заявителя на
решение Верховного Суда РФ от 18 июля 2002 года, которым в
удовлетворении заявленного требования отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда РФ Федина А.И.,
объяснения представителя заявителя - Голубкова О.В. и
представителя Министерства природных ресурсов РФ - Зайцева А.В.,
поддержавших кассационную жалобу, объяснения представителей
Минсельхоза РФ Шустовой М.В., Плиева И.А. и Безмолитвенного А.В.,
возражавших против кассационной жалобы, выслушав заключение
прокурора Федотовой А.В., полагавшей жалобу необоснованной,
Кассационная коллегия
установила:
Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды
Министерства природных ресурсов России по Челябинской области
обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о
признании недействительным приказа Министерства сельского
хозяйства Российской Федерации от 28 февраля 2002 г. N 196 "О
государственном управлении в области использования, охраны, защиты
участков лесного фонда и воспроизводства лесов, ранее находившихся
во владении сельскохозяйственных организаций и переданных им в
безвозмездное пользование" (в части), сославшись на превышение
Минсельхозом России своих полномочий при издании этого акта, а
также на несоответствие приказа действующему законодательству и
нарушение прав и законных интересов заявителя.
Верховный Суд РФ постановил приведенное выше решение.
В кассационной жалобе заявитель ставит вопрос об отмене
судебного решения, ссылаясь на неправильное применение судом норм
действующего законодательства, касающегося лесного фонда.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы,
Кассационная коллегия не находит оснований к отмене судебного
решения.
Отказывая в удовлетворении жалобы, Верховный Суд РФ пришел к
правильному выводу о необоснованности утверждения заявителя о том,
что Министерство сельского хозяйства РФ якобы не наделено
полномочиями по управлению лесным хозяйством, а следовательно, и
не вправе организовывать ведение государственного лесного
кадастра, выдачу лесорубочных билетов и передачу лесов в
безвозмездное пользование.
Данный вывод суда соответствует действующему законодательству.
Так, согласно ст. 51 Лесного кодекса РФ государственное
управление в области использования, охраны, защиты лесного фонда и
воспроизводства лесов осуществляет Правительство РФ
непосредственно или через уполномоченные им федеральные органы
исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июля
1997 г. N 804 "О специально уполномоченных государственных органах
управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и
воспроизводства лесов", принятым во исполнение статьи 51 Лесного
кодекса, установлено, что специально уполномоченными
государственными органами управления в области использования,
охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов являются
Федеральная служба лесного хозяйства России и Министерство
сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации (ныне
Министерство сельского хозяйства).
Полномочия и специализация указанных федеральных органов
исполнительной власти в области использования, охраны, защиты
лесного фонда и воспроизводства лесов определяются положениями о
них.
В соответствии с абзацем 6 пункта 5 Положения о Министерстве
сельского хозяйства РФ, утвержденного Постановлением Правительства
РФ от 29 ноября 2000 года N 901, Минсельхоз России является
специально уполномоченным государственным органом в области
использования, охраны, защиты участков лесного фонда и
воспроизводства лесов, ранее находившихся во владении
сельскохозяйственных организаций и переданных им в безвозмездное
пользование.
Согласно п. п. 7 п. 6 этого же Положения к основным задачам
Минсельхоза России отнесено проведение государственной политики и
осуществление государственного управления в области использования,
охраны и защиты участков лесного фонда и воспроизводства лесов,
ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций и
переданных им в безвозмездное пользование.
В подпункте 42 пункта 7 Положения закреплено, что Минсельхоз
России в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет
в соответствии с законодательством Российской Федерации
государственное управление в области использования, охраны и
защиты участков лесного фонда и воспроизводства лесов, ранее
находившихся во владении сельскохозяйственных организаций и
переданных им в безвозмездное пользование.
На основании приведенных норм закона и Положения о Министерстве
сельского хозяйства РФ суд пришел к правильному выводу о том, что
Правительство РФ поручило Минсельхозу России осуществлять
государственное управление в области использования, охраны, защиты
участков лесного фонда и воспроизводства лесов, ранее находившихся
во владении сельскохозяйственных организаций и переданных им в
безвозмездное пользование, а, следовательно, Министерство
сельского хозяйства РФ на подведомственных ему участках лесного
фонда имеет полномочия по передаче лесов в безвозмездное
пользование сельскохозяйственным организациям, выдаче лесорубочных
билетов и организации ведения государственного учета лесного
фонда, государственного лесного кадастра.
В кассационной жалобе заявитель утверждает, что согласно
действующему законодательству федеральные государственные
учреждения по управлению сельскими лесами, подведомственные
Минсельхозу РФ, вправе осуществлять функции в области
использования, охраны и др. лишь в отношении лесов, ранее
находившихся во владении сельскохозяйственных организаций и
переданных им (т.е. сельскохозяйственным организациям) в
безвозмездное пользование. Оспоренный же приказ предусматривает
осуществление таких функций учреждениями Минсельхоза и в отношении
передаваемых в безвозмездное пользование сельскохозяйственным
организациям лесов.
Приведенное утверждение нельзя признать обоснованным и не
свидетельствует о неправильности судебного решения.
Во-первых, безусловность передачи сельскохозяйственным
организациям во владение участков леса, ранее находившихся в их
владении, предусмотрена ст. 130 Лесного кодекса РФ.
Во-вторых, согласно порядку такой передачи, установленному
Постановлением Правительства РФ от 19 февраля 1998 года N 224,
участки лесного фонда предоставляются в безвозмездное пользование
на основании решений органов государственной власти субъектов РФ,
принимаемых по представлению территориальных органов федерального
органа управления лесным хозяйством (Лесхозом). На основании
указанного решения Лесхоз обязан в месячный срок заключить договор
безвозмездного пользования участком лесного фонда.
При таком положении Минсельхоз РФ правильно поручил
подведомственным ему лесхозам провести работу по заключению
договоров с сельскохозяйственными организациями по передаче
участков леса в безвозмездное пользование.
С учетом изложенного довод в кассационной жалобе о неправильном
применении судом норм законодательства при разрешении спора нельзя
признать обоснованным.
Не имеет правового значения и то обстоятельство, что
осуществляемое Минсельхозом России государственное управление
касается лесов, ранее находившихся во владении
сельскохозяйственных организаций и переданных им (т.е.
сельскохозяйственным организациям, а не федеральным
государственным учреждениям), поскольку согласно Положению о
Минсельхозе России последнее уполномочено осуществлять
государственное управление в области использования, охраны и
защиты именно тех участков лесного фонда, которые ранее находились
во владении сельскохозяйственных организаций и переданы им (с/х
организациям) в безвозмездное пользование.
Несостоятелен и довод в кассационной жалобе о том, что закон и
постановления Правительства РФ якобы не предоставили Министерству
сельского хозяйства РФ права на осуществление государственного
управления лесами (определенными участками лесного фонда). Этот
довод опровергается приведенными выше положениями актов
Правительства РФ о полномочиях Минсельхоза РФ.
По изложенным основаниям кассационная жалоба удовлетворению не
подлежит.
Руководствуясь ст. 305 ГПК РСФСР, Кассационная коллегия
определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 18 июля 2002
года оставить без изменения, а кассационную жалобу Главного
управления природных ресурсов и охраны окружающей среды
Министерства природных ресурсов России по Челябинской области -
без удовлетворения.
|