ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 10 сентября 2002 года
Дело N 64-Г02-14
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Нечаева В.И.,
судей Горохова Б.А.,
Потапенко С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 10 сентября 2002 г.
по кассационной жалобе Геновой Г.И. на решение Сахалинского
областного суда от 11 июля 2002 г. дело по заявлению Геновой
Галины Ивановны о признании недействительным постановления
губернатора Сахалинской области N 543 от 2 декабря 1996 года "Об
установлении социальных норм площади жилья" в части установления
социальной нормы на одиноко проживающих граждан для предоставления
жилищных субсидий.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации
Горохова Б.А., объяснения Геновой Г.И., Судебная коллегия по
гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Генова Г.И. обратилась в Сахалинский областной суд с
заявлением о признании недействительным постановления губернатора
Сахалинской области N 543 от 2 декабря 1996 года "Об установлении
социальных норм площади жилья" в части установления социальной
нормы на одиноко проживающих граждан для предоставления жилищных
субсидий по тем основаниям, что данное постановление в
оспариваемой части противоречит Постановлению Правительства
Российской Федерации N 621 от 26 мая 1997 года "О федеральных
стандартах перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных
услуг", которым установлен федеральный стандарт социальной нормы
площади жилья для одиноко проживающих граждан в размере 33 кв. м,
в то время как оспариваемым правовым актом субъекта Федерации
размер социальной нормы площади жилья для указанных категорий
граждан установлен в размере 30 кв. метров.
Решением Сахалинского областного суда от 11 июля 2002 г.
заявление Геновой Г.И. было оставлено без удовлетворения.
В кассационной жалобе Геновой Г.И. поставлен вопрос об отмене
решения как вынесенного с нарушением норм материального и
процессуального права.
Проверив материалы дела, Судебная коллегия по гражданским
делам Верховного Суда Российской Федерации находит решение
подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами "ж" и "к" части 1 статьи 72
Конституции Российской Федерации социальная защита и жилищное
законодательство находятся в совместном ведении Российской
Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по
предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в
соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты
субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ "Об обжаловании в суд
действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" к
действиям (решениям) государственных органов, органов местного
самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений,
общественных объединений и должностных лиц, государственных
служащих, которые могут быть обжалованы в суд, относятся
коллегиальные и единоличные действия (решения), в том числе
представление официальной информации, ставшей основанием для
совершения действий (принятия решений), в результате которых
нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия
осуществлению гражданином его прав и свобод; незаконно на
гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно
привлечен к какой-либо ответственности.
В соответствии со ст. 13 ГК РФ нормативные акты, не
соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие права
и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица,
могут быть признаны судом недействительными.
Согласно части 2 статьи 15 Закона Российской Федерации "Об
основах федеральной жилищной политики" органы государственного
управления, местная администрация предоставляют компенсации
(субсидии) гражданам, обеспечивающие оплату жилья в пределах
социальной нормы площади жилья и нормативов потребления
коммунальных услуг с учетом совокупного дохода семьи, действующих
льгот и утвержденного бюджета. При этом собственные расходы
граждан, имеющих совокупный доход семьи на одного человека, не
превышающий установленный прожиточный минимум, на оплату жилья и
коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья и
нормативов потребления коммунальных услуг не должны превышать
половину установленного федеральным законом минимального размера
оплаты труда. Источники финансирования указанных компенсаций
(субсидий) определяются законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 1 Закона Российской Федерации "Об основах
федеральной жилищной политики" социальная норма площади жилья -
размер площади жилья, приходящейся на одного человека, в пределах
которой осуществляется предоставление компенсаций (субсидий) по
оплате жилья и коммунальных услуг. Согласно статьи 11 Закона
Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики"
социальная норма площади жилья эквивалентна минимальному размеру
предоставления жилых помещений, который устанавливается органами
государственной власти субъектов Российской Федерации в
зависимости от достигнутого уровня жилищной обеспеченности,
состава семьи, применяемых типов жилых помещений в домах жилищного
фонда социального использования и других факторов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая
1997 года N 621 установлен федеральный стандарт социальной нормы
площади жилья для расчета размеров финансовой помощи, оказываемой
субъектам Российской Федерации из средств федерального бюджета в
целях создания необходимых условий для осуществления реформы
жилищно - коммунального хозяйства.
При этом федеральный стандарт составляет 33 кв. м общей
площади для одиноких граждан.
Довод суда о том, что данным Постановлением Правительства
Российской Федерации установлен федеральный стандарт, применяемый
только при формировании межбюджетных отношений между Российской
Федерацией и субъектами Российской Федерации, но не при расчетах
жилищных субсидий, предоставляемых гражданам, является
неправильным.
Указанным Постановлением Правительства Российской Федерации от
26 мая 1997 года N 621 за органами государственной власти
субъектов Федерации и органами местного самоуправления
действительно сохранено право определять основные параметры
перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг, но
при этом за счет федерального бюджета определен минимум социальных
гарантий в данной сфере, в связи с чем субъект Российской
Федерации не вправе по этому вопросу совместного ведения
Российской Федерации и субъектов Российской Федерации вводить
нормы, ущемляющие права граждан на получение соответствующих
субсидий.
Как установлено судом, постановлением губернатора Сахалинской
области от 2 декабря 1996 года N 543 "Об установлении социальных
норм площади жилья" были установлены социальные нормы площади
жилья для выплаты гражданам жилищных субсидий, в том числе для
одиноко проживающих граждан в размере 30 кв. м вместо федерального
стандарта в 33 кв. м.
То обстоятельство, что постановлением администрации
Сахалинской области от 8 июля 2002 года N 77-па "Об установлении
стандартов социальной нормы площади жилья" постановление
губернатора области от 2 декабря 1996 года N 543 "Об установлении
социальных норм площади жилья" признано утратившим силу и
установлен областной стандарт социальной нормы площади жилья для
одиноко проживающих граждан в размере 33 кв. м, судом ошибочно
истолковано как основание для отклонения заявленных по данному
делу требований. Это обстоятельство лишь подтверждает
обоснованность жалобы Геновой Г.И.
При таких условиях решение Сахалинского областного суда
законным быть признано не может и подлежит отмене.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное,
уточнить требования заявительницы с учетом признания оспариваемого
нормативного правового акта утратившим силу и разрешить возникший
спор с учетом юридически значимых для данного дела обстоятельств.
На основании п. 2 ст. 305, ст. ст. 306, 311 ГПК РСФСР
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской
Федерации
определила:
решение Сахалинского областного суда от 11 июля 2002 г.
отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
|