МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
ПИСЬМО
от 10 сентября 2002 г. N 02-5-11/202-АД088
О ПРИМЕНЕНИИ НОРМ ГЛАВЫ 25 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам
сообщает.
По вопросу 1. Пунктом 2 статьи 318 Налогового кодекса
Российской Федерации установлено, что сумма косвенных расходов на
производство и реализацию, осуществленных в отчетном (налоговом)
периоде, в полном объеме относится к расходам текущего отчетного
(налогового) периода с учетом требований, предусмотренных
настоящим Кодексом.
Таким образом, налоговое законодательство не предусматривает
необходимости распределения признаваемых в целях налогообложения
косвенных расходов между видами деятельности. Вся сумма признанных
в отчетном периоде косвенных расходов подлежит учету в составе
расходов, которые будут учтены при определении размера налоговой
базы этого отчетного периода, вне зависимости от того, что по
какому-либо из видов деятельности в этом отчетном периоде доход
получен не был (вплоть до отсутствия в отчетном периоде доходов по
всем видам деятельности).
При этом в соответствии со статьями 252 и 270 Налогового
кодекса в состав косвенных расходов не включаются расходы,
связанные с организацией деятельности, по которой доходы в
отчетном периоде еще не получены.
По вопросу 2. Данный вопрос не является актуальным, поскольку
на практике такая ситуация невозможна (для этого нужно, чтобы
организация имела дату государственной регистрации 1 января 1999
года - всегда выходной).
По вопросу 3. В соответствии с подпунктом 14 пункта 1 статьи
251 Налогового кодекса Российской Федерации при определении
налоговой базы бюджетных учреждений не учитываются средства
целевого финансирования.
Налогоплательщики - получатели средств целевого финансирования
обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных
(произведенных) в рамках целевого финансирования.
Согласно статье 247 Налогового кодекса объектом
налогообложения по налогу на прибыль организаций является прибыль
от реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав и
внереализационные доходы, уменьшенные на величину произведенных
расходов, определяемых в порядке, установленном НК РФ.
Соответственно, полученная бюджетными учреждениями прибыль от
реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав является
объектом обложения налогом на прибыль организации.
Согласно Налоговому кодексу учет доходов (расходов),
полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования, и
доходов и расходов, связанных с производством и реализацией, и
внереализационных доходов и расходов ведется бюджетными
учреждениями раздельно.
Федеральным законом от 24.07.2002 N 110-ФЗ в Налоговый кодекс
введена статья 321.1 "Особенности ведения налогового учета
бюджетными учреждениями", которая вступает в силу по истечении
одного месяца со дня его официального опубликования.
Согласно пункту 3 названной статьи в тех случаях, когда в
сметах доходов и расходов бюджетного учреждения предусмотрено
финансирование расходов по оплате коммунальных услуг, услуг связи,
транспортных расходов по обслуживанию административно -
управленческого персонала за счет двух источников, в целях
налогообложения принятие таких расходов на уменьшение доходов,
полученных от предпринимательской деятельности и средств целевого
финансирования, производится пропорционально объему средств,
полученных от предпринимательской деятельности в общей сумме
доходов (включая средства целевого финансирования).
По вопросу 4. Порядок распределения налога, исчисленного с
налоговой базы переходного периода, приведен в Методических
рекомендациях по расчету налоговой базы, исчисляемой в
соответствии со статьей 10 Федерального закона от 06.08.2001
N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую
Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты
законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также
о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов)
законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" (с
изменениями и дополнениями), утвержденных Приказом МНС России от
21.08.2002 N БГ-3-02/458, который будет доведен до налоговых
органов в установленном порядке.
По вопросу 5. Статьей 2 Федерального закона от 06.08.2001
N 110-ФЗ установлено сохранение предусмотренной пунктом 4 статьи 6
Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на
прибыль предприятий и организаций" льготы, срок действия которой
не истек на день вступления в силу настоящего Федерального закона,
для малых предприятий - до истечения срока, на который такие
льготы были предоставлены.
Указанной нормой Закона N 2116-1 было предусмотрено, что в
первые два года работы не уплачивают налог на прибыль малые
предприятия, осуществляющие строительство объектов жилищного,
производственного, социального и природоохранного назначения
(включая ремонтно - строительные работы), при условии, если
выручка от указанных видов деятельности превышает 70 процентов
общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг). В
третий и четвертый годы работы указанные в абзаце первом
настоящего пункта малые предприятия уплачивают налог в размере
соответственно 25 и 50 процентов от установленной ставки налога на
прибыль, если выручка от указанных видов деятельности составляет
свыше 90 процентов общей суммы выручки от реализации продукции
(работ, услуг).
В связи с введением в действие с 01.01.2002 главы 25
Налогового кодекса Российской Федерации и утратой силы Инструкции
МНС России от 15.06.2000 N 62 "О порядке исчисления и уплаты в
бюджет налога на прибыль предприятий и организаций", а также
Типовых методических рекомендаций по планированию и учету
себестоимости строительных работ, утвержденных Минстроем России
04.12.1995, N БЕ-11-260/7, при определении удельного веса выручки
от строительной деятельности малыми предприятиями, осуществляющими
строительство, следует руководствоваться установленным пунктом 2
статьи 249 Налогового кодекса определением.
Согласно указанной норме выручка от реализации определяется
исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные
товары, работы, услуги.
Таким образом, стоимость субподрядных работ следует учитывать
в общем показателе выручки от реализации строительных работ при
определении права организации на рассматриваемую льготу в условиях
2002 года и последующих лет.
Первый заместитель Министра
Российской Федерации
по налогам и сборам
В.В.ГУСЕВ
|