ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 сентября 2002 г. N 28
ОБ АКТИВИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ
НА ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ РАСПРОСТРАНЕНИЮ ВИЧ-ИНФЕКЦИИ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Я, Главный государственный санитарный врач Российской
Федерации, Онищенко Геннадий Григорьевич, проанализировав
эпидемическую обстановку по ВИЧ-инфекции в стране и эффективность
проводимых организационных и профилактических мероприятий,
установил, что в 2001 - 2002 гг. как на федеральном, так и на
региональном уровнях активизировалась работа, направленная на
предупреждение распространения ВИЧ-инфекции.
Советом глав правительств государств - участников Содружества
Независимых Государств 30.05.2002 подписана "Программа неотложных
мер государств - участников СНГ по противодействию эпидемии
ВИЧ/СПИД", в рамках которой проведена конференция стран
Содружества с принятием соответствующей резолюции, определяющей
основные принципы взаимодействия государственных и общественных
структур в реализации межгосударственной стратегии борьбы с
ВИЧ-инфекцией.
В 2001 г. значительно улучшилось финансирование Федеральной
целевой программы "Анти-ВИЧ/СПИД", на ее реализацию было выделено
123 млн. рублей, в 2002 г. - 162 млн. рублей, что в 3 - 4 раза
больше, чем в предыдущие годы. Это позволило обеспечить
лечебно-профилактические учреждения высокоэффективными препаратами
для лечения ВИЧ-инфекции, а центры по профилактике и борьбе со
СПИД - современным лабораторным оборудованием.
Для обеспечения безопасности донорской крови в 2001 г. в
практику введено обследование доноров тест-системами, выявляющими
одновременно антиген и антитела к ВИЧ, что позволяет сократить
время обнаружения скрытого периода инфекции с 2 - 3 месяцев до 7 -
10 дней.
В целях повышения уровня информированности населения о путях
заражения ВИЧ-инфекцией и ее тяжелых последствиях для здоровья
людей только за 2001 г. выпущено 6 видеоклипов, транслировавшихся
по 4 федеральным и региональным телевизионным каналам, а также
свыше 500 тыс. плакатов, буклетов и других наглядных пособий.
Минздравом России установлены контакты с рядом международных и
российских неправительственных организаций с целью координации
мероприятий по противодействию распространению эпидемии и
рациональному использованию привлекаемых на эти цели ассигнований.
Создан ряд ассоциаций государственных и общественных организаций,
работающих в этой области. В 18 субъектах Российской Федерации
осуществляются пилотные проекты по профилактике ВИЧ-инфекции среди
лиц, оказывающих сексуальные услуги за плату. Получила развитие
новая форма работы с подростками: "Дружественные клиники для
молодежи".
В 63 регионах Российской Федерации действуют региональные
программы по борьбе с ВИЧ-инфекцией. Особое внимание уделяется
работе с группами повышенного риска заражения ВИЧ-инфекцией и, в
первую очередь, с потребителями инъекционных наркотиков. В 41
субъекте Российской Федерации при поддержке международных
организаций и местных органов власти осуществляются программы
профилактики ВИЧ-инфекции ("снижение вреда") среди этой категории
населения.
При этом в ряде регионов в результате скоординированной работы
с заинтересованными ведомствами и учреждениями, проведения
активной информационной политики в работе с населением и
осуществления целенаправленных профилактических программ с
группами риска удалось сдержать развитие эпидемии (Алтайский край,
Архангельская, Астраханская, Вологодская, Липецкая, Нижегородская,
Псковская, Тверская области).
Вместе с тем за 8 месяцев 2002 г. зарегистрировано 30 тысяч
новых случаев заражения, что в 1,9 раза меньше по сравнению с
аналогичным периодом прошлого года. Проводимая работа не позволила
добиться коренного изменения эпидемической обстановки в стране. В
настоящее время в Российской Федерации зарегистрировано 207 тысяч
ВИЧ-инфицированных, в 2001 г. число их возросло на 47% по
сравнению с предыдущим годом и достигло 87177 человек, что
является максимальным за весь период регистрации этой инфекции.
Серьезную тревогу вызывает тот факт, что около 90% инфицированных
по-прежнему составляют потребители наркотических средств, 70% из
них - лица в возрасте 17 - 25 лет.
Наибольшее количество ВИЧ-инфицированных зарегистрировано в
Свердловской области (17030), г. г. Санкт-Петербурге (16372) и
Москве (15681), Московской (17075), Самарской (13689), Иркутской
(13291), Челябинской (10620), Оренбургской (9149) областях.
Все это является следствием серьезных недостатков и нерешенных
вопросов в области борьбы с ВИЧ-инфекцией и прежде всего
недостаточной профилактической работы среди молодежи и групп
высокого риска заражения.
Органы управления здравоохранением и органы образования в
субъектах Российской Федерации не приняли действенных мер по
внедрению в школах, учреждениях начального и среднего
профессионального образования специальных программ, включающих
вопросы профилактики наркомании и ВИЧ-инфекции, адаптированных для
различных возрастных групп, не проводят оценку эффективности этой
работы.
До сих пор органы управления здравоохранением практикуют
необоснованно широкие обследования населения на ВИЧ-инфекцию, что
приводит к нерациональному расходованию финансовых средств. Так, в
Приморском крае в нарушение международного и национального
законодательства введены эпидемиологически неоправданные платные
обследования российских граждан, выезжающих за рубеж даже на
период менее трех суток.
Несмотря на введение в практику тестирования крови доноров
современных диагностических тест-систем, в 2001 г. было
зарегистрировано 11 случаев переливания, приведших к заражению
пациентов в лечебно-профилактических учреждениях ВИЧ-инфекцией
через донорскую кровь (в г. Москве, Республике Саха (Якутия),
Кемеровской и других областях), в текущем году - 5 случаев
инфицирования в Белгородской области и Республике Башкортостан.
Это явилось следствием грубых нарушений правил обеспечения
безопасности донорской крови и недостатков в подготовке кадровых
доноров.
За последние годы резко возросло количество детей, рожденных
от ВИЧ-инфицированных матерей, только за 8 месяцев 2002 г.
родилось 1025 таких детей. Поэтому чрезвычайно остро стоит вопрос
о необходимости введения полномасштабной медикаментозной
профилактики вертикальной передачи ВИЧ от матери к ребенку и
сокращении сроков диспансерного наблюдения за ними.
В Иркутской, Московской, Свердловской и других областях не
решаются вопросы содержания детей, рожденных от ВИЧ-инфицированных
матерей, родители от которых отказались.
Не решен вопрос наиболее эффективного управления ограниченными
ресурсами для обеспечения специфической терапии максимальному
количеству пациентов путем подбора наиболее дешевых и эффективных
схем лечения. Остается неудовлетворительной обеспеченность службы
профилактики и борьбы с ВИЧ-инфекцией необходимыми
организационно-распорядительными и методическими документами по
различным аспектам проблемы.
Требует реорганизации система мониторинга в части разработки и
внедрения в практику стандарта диагностики и нормативов по
различным видам лабораторных исследований.
В результате недостаточной подготовки медицинских работников
по проблеме ВИЧ-инфекции и незнания ими мер личной и общественной
профилактики нередко имеют место случаи дискриминации
ВИЧ-инфицированных, выражающиеся в отказе им в госпитализации,
предоставлении специализированной медицинской помощи и
санаторно-курортного обслуживания.
Органы и учреждения здравоохранения, органы и учреждения
системы МВД России и Минюста России не обеспечили широкое
внедрение программ по профилактике ВИЧ-инфекции среди
наркопотребителей, лиц, оказывающих сексуальные услуги за плату, а
также лиц, находящихся в пенитенциарных учреждениях. Программы
"снижения вреда", предусматривающие комплекс мероприятий по
предупреждению распространения ВИЧ-инфекции среди указанных
категорий, в ряде регионов свелись в основном к раздаче и обмену
шприцев и игл (Пермская, Ростовская, Самарская области).
МПТР России, Минздрав России и Минобразование России не
приняли должных мер по созданию постоянно действующей
информационно-пропагандистской системы, направленной на
распространение среди населения и, в первую очередь, молодежи
знаний о мерах профилактики ВИЧ-инфекции и наркомании,
последствиях этих заболеваний для личности и общества.
В целях активизации и повышения эффективности мер,
направленных на противодействие распространению ВИЧ-инфекции в
Российской Федерации, руководствуясь Федеральным законом от
30.03.95 N 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской
Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека
(ВИЧ-инфекции)" (Собрание законодательства Российской Федерации,
N 14, ст. 1212) и статьей 51 Федерального закона от 30.03.99
N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
(Собрание законодательства Российской Федерации, N 14 , ст. 1650),
постановляю:
1. Рекомендовать МВД России, Минюсту России, Минздраву России
принять действенные меры по внедрению программ профилактики
ВИЧ-инфекции среди наркопотребителей, лиц, оказывающих сексуальные
услуги за плату, а также лиц, находящихся в пенитенциарных
учреждениях, с целью предупреждения распространения этой инфекции
среди широких слоев населения.
2. Рекомендовать МПТР России, Минобразованию России и
Минздраву России решить вопрос о развитии и совершенствовании
информационно-пропагандистской системы, направленной на
распространение среди населения знаний об опасности наркомании и
ВИЧ-инфекции для общества и национальной безопасности страны,
более эффективном использовании имеющихся и привлечению
дополнительных ресурсов для осуществления этой работы.
3. Рекомендовать Минэкономразвития России и Минфину России
рассмотреть вопрос об увеличении ассигнований на реализацию
подпрограммы "Анти-ВИЧ/СПИД".
4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов
Российской Федерации и органам местного самоуправления:
4.1. Обеспечить финансирование региональных и местных программ
по борьбе с ВИЧ-инфекцией, своевременно вносить в них коррективы с
учетом меняющейся эпидемиологической обстановки и необходимости
организации и широкого проведения профилактических мероприятий
среди молодежи, потребителей наркотиков и лиц, предоставляющих
сексуальные услуги за плату.
4.2. Оказать органам управления здравоохранением помощь в
срочном приобретении препаратов для проведения медикаментозной
профилактики передачи ВИЧ от матери к ребенку во время
беременности и родов, а также для комплексного специфического
лечения ВИЧ-инфицированных дополнительно к препаратам, выделяемым
Минздравом России на эти цели.
4.3. Усилить контроль за соблюдением местными средствами
массовой информации Федерального закона от 18.07.95 N 108-ФЗ "О
рекламе" (Собрание законодательства Российской Федерации, N 30,
ст. 2864) в части выделения времени на социальную рекламу и прежде
всего на проведение разъяснительной работы среди населения о мерах
общественной и личной профилактики ВИЧ-инфекции и наркомании.
5. Руководителям органов управления здравоохранением субъектов
Российской Федерации, главным государственным санитарным врачам по
субъектам Российской Федерации:
5.1. Считать первоочередной задачей совершенствование системы
профилактических мер, направленных на предупреждение
распространения ВИЧ-инфекции, обратив особое внимание на
активизацию работы среди молодежи и групп повышенного риска
заражения.
5.2. Обеспечить расширение сотрудничества с
неправительственными и общественными организациями, работающими в
области противодействия распространению ВИЧ/СПИДа.
5.3. Совместно с органами и учреждениям системы МВД России
принять меры по поддержке и расширению программ "снижения вреда",
обеспечив комплексный профилактический подход при их реализации
среди наркопотребителей и лиц, оказывающих сексуальные услуги за
плату.
5.4. Принять неотложные меры по совершенствованию системы
обеспечения безопасности донорской крови, ускорив внедрение
карантинизации донорской крови и ее компонентов, использование
кровезаменителей, создание банков данных на кадровых доноров и
лиц, отстраненных от донорства.
6. Органам управления здравоохранением субъектов Российской
Федерации:
6.1. Ввести в штат центров по профилактике и борьбе со СПИД
социальных работников, возложив на них обязанности по организации
и осуществлению профилактических мероприятий в среде потребителей
наркотиков и лиц, оказывающих сексуальные услуги за плату, а также
по оказанию помощи ВИЧ-инфицированным и их семьям.
6.2. Усилить работу по подготовке персонала
лечебно-профилактических учреждений по проблеме ВИЧ-инфекции и
СПИДа.
6.3. Провести анализ целесообразности и эффективности
проводимых обследований населения на ВИЧ-инфекцию, принять срочные
меры по сокращению неоправданных массовых обследований и
запрещению обследований, осуществляемых в нарушение действующего
законодательства.
7. Департаменту госсанэпиднадзора Минздрава России, Управлению
медицинских проблем материнства и детства организовать подготовку
методических документов по проведению мероприятий, направленных на
предупреждение передачи ВИЧ от матери к ребенку, изменению сроков
диспансерного наблюдения за детьми, родившимися от
ВИЧ-инфицированных матерей.
8. Департаменту госсанэпиднадзора Минздрава России:
8.1. Организовать апробацию новых средств и методов, включая
ПЦР-диагностику, для тестирования донорской крови в целях
максимального сокращения серонегативного "периода окна".
8.2. Организовать разработку и внедрение специализированных
информационно-аналитических компьютерных программ для центров по
профилактике и борьбе со СПИД и станций переливания крови в целях
предотвращения допуска к донорству ВИЧ-инфицированных лиц.
8.3. Обеспечить разработку стандартов лечения, лабораторной
диагностики и временных нормативов по различным видам лабораторных
исследований ВИЧ-инфекции, а также организационно-распорядительных
документов по оптимизации эпидемиологического надзора за этой
инфекцией.
8.4. Подготовить предложения по внесению изменений в перечень
контингентов, подлежащих обязательному медицинскому обследованию
на ВИЧ-инфекцию.
9. Главным государственным санитарным врачам по субъектам
Российской Федерации доложить о ходе выполнения данного
Постановления до 01.01.2003.
Главный государственный
санитарный врач
Российской Федерации
Г.Г.ОНИЩЕНКО
|