ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 5 сентября 2002 г. N КАС02-479
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в
составе:
председательствующего Федина А.И.,
членов коллегии Нечаева В.И.,
Петроченкова А.Я.,
с участием прокурора Ефименко В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 5 сентября 2002 года
гражданское дело по заявлению П. и его представителя - адвоката
Куликова А.В. о признании незаконным (недействующим) с момента
издания Постановления Правительства Российской Федерации от 27
февраля 2001 г. N 135-9 "О дополнительных компенсациях
военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел и уголовно-
исправительной системы, выполняющим задачи по обеспечению
правопорядка и общественной безопасности на территории Северо-
Кавказского региона" по кассационной жалобе представителя П. -
адвоката Куликова А.В. на решение Верховного Суда Российской
Федерации от 12 июля 2002 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации
Петроченкова А.Я., объяснения П., поддержавшего доводы
кассационной жалобы, а также объяснения представителей
Правительства Российской Федерации Черкашина Е.Ю., Кайперт С.К. и
Быченковой И.В., возражавших против удовлетворения кассационной
жалобы, и заключение прокурора управления Генеральной прокуратуры
Российской Федерации Ефименко В.В., полагавшего кассационную
жалобу оставить без удовлетворения, Кассационная коллегия
Верховного Суда Российской Федерации
установила:
П. и его представитель - адвокат Куликов А.В. обратились в
Верховный Суда РФ с вышеуказанными требованиями, указывая на то,
что оспариваемый нормативный акт не только не опубликован, но и не
доводился до личного состава войсковой части, в которой П.
проходил военную службу, хотя он касается неопределенного круга
лиц (военнослужащих), принимавших участие в ликвидации незаконных
вооруженных формирований на территории Чеченской Республики, а
поэтому не подлежит применению. Решением Верховного Суда
Российской Федерации от 12 июля 2002 года в удовлетворении жалобы
заявителю было отказано.
В кассационной жалобе, не соглашаясь с решением, представитель
заявителя - адвокат Куликов А.В. просит об отмене данного решения,
полагая, что обжалуемое постановление не может быть секретным, так
как затрагивает права и законные интересы большого числа
военнослужащих и Правительство РФ обязано было его опубликовать.
Рассмотрев материалы дела и изучив доводы кассационной жалобы,
Кассационная коллегия находит ее не подлежащей удовлетворению.
В соответствии со ст. 1 Указа Президента Российской Федерации
от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в
силу актов Президента Российской Федерации, Правительства
Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных
органов исполнительной власти", постановления и распоряжения
Правительства РФ подлежат обязательному официальному
опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих
сведения, составляющие государственную тайну или сведения
конфиденциального характера.
Согласно Федеральному конституционному закону от 17 декабря
1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" (ст. 23)
постановления Правительства РФ, за исключением постановлений,
содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или
сведения конфиденциального характера, подлежат официальному
опубликованию не позднее пятнадцати дней со дня их принятия.
Приведенные требования Закона и Указа Президента РФ
свидетельствуют о том, что акты Правительства РФ, содержащие
сведения, составляющие государственную тайну или сведения
конфиденциального характера, не подлежат официальному
опубликованию, а поэтому ссылка заявителя и его представителя на
п. 10 Указа Президента РФ от 23 мая 1996 г. N 763 и ст. 23
Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ
в подтверждение своих доводов о незаконности Постановления
Правительства РФ от 27 февраля 2001 г. N 135-9, является
несостоятельной.
Ссылаясь в обоснование своих требований на ч. 3 ст. 15
Конституции Российской Федерации, устанавливающей, что любые
нормативно-правовые акты, затрагивающие права, свободы и
обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они
не опубликованы официально для всеобщего сведения, заявителем
оставлено без внимания предписание ч. 3 ст. 55 Конституции РФ,
устанавливающей, что права и свободы человека и гражданина могут
быть ограничены федеральным законом в целях защиты основ
конституционного строя, обороны страны и безопасности государства.
В судебном заседании установлено, что положения Постановления
Правительства РФ от 27 февраля 2001 г. N 135-9 от 17 марта 2001 г.
доведены до личного состава внутренних войск МВД РФ телеграммой
начальника главного штаба N 4/24-1945 от 17 марта 2001 г. Это
обстоятельство подтвердил в своем заявлении и П., а его
представитель Куликов в дополнении к заявлению П. сослался на
поступление секретной почтой в войсковую часть 6703 22 марта 2001
г. письма заместителя Министра внутренних дел за N 1/47 с
пересказом в сокращенном виде обжалуемого Постановления
Правительства РФ.
Что касается утверждения заявителя о несостоятельности того,
что указанное Постановление Правительства содержит сведения,
составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального
характера, только потому, что оно затрагивает право большого числа
военнослужащих на дополнительные выплаты и социальные льготы и
было направлено во все войсковые части и другие организации,
дислоцируемые на Северном Кавказе, то оно противоречит
установленным в судебном заседании обстоятельствам.
Не имеет правовой основы и заявление представителя П. о том,
что обжалуемое Постановление Правительства РФ должно проходить
регистрацию в Министерстве юстиции РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 305 ГПК РСФСР,
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 12 июля 2002
года оставить без изменения, а кассационную жалобу адвоката
Куликова А.В. в интересах П. - без удовлетворения.
|