ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 5 сентября 2002 г. N КАС02-480
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в
составе:
председательствующего Федина А.И.,
членов коллегии Нечаева В.И.,
Петроченкова А.Я.,
с участием прокурора Ефименко В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 5 сентября 2002 года
гражданское дело по заявлению М. о признании недействительным
Перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков
Вооруженных Сил Российской Федерации, Пограничной службы
Российской Федерации и органов ФСБ России, утвержденного
распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2000
года N 752-р, в части отнесения к таковым военного городка N 21/1
поселка Монино Щелковского района Московской области, по
кассационной жалобе М. на решение Верховного Суда Российской
Федерации от 17 июля 2002 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации
Петроченкова А.Я., заключение прокурора управления Генеральной
прокуратуры Российской Федерации Ефименко В.В., полагавшего
кассационную жалобу необоснованной, Кассационная коллегия
Верховного Суда Российской Федерации
установила:
1 июня 2000 года распоряжением Правительства РФ N 752-р
утвержден Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков
Вооруженных Сил Российской Федерации, Пограничной службы
Российской Федерации и органов ФСБ России. К числу таких закрытых
военных городков за N 21/1 отнесен и поселок Монино Щелковского
района Московской области.
М. обратился в Верховный Суд РФ с вышеуказанными требованиями,
ссылаясь на то, что отнесение военного городка N 21/1 пос. Монино
к закрытому нарушает его право на приватизацию занимаемого жилого
помещения, а также ограничивает права неопределенно большого числа
других лиц. Кроме того, М. просил признать незаконными и действия
Министерства обороны, представившего этот военный городок для
включения в перечень закрытых военных городков. В кассационной
жалобе, не соглашаясь с решением, М. просит его отменить, полагая,
что Правительством Российской Федерации нарушены требования
Конституции Российской Федерации.
Рассмотрев материалы дела и изучив доводы кассационной жалобы,
Кассационная коллегия находит ее не подлежащей удовлетворению.
Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе
военнослужащих" Перечни закрытых военных городков утверждает
Правительство Российской Федерации.
Поскольку Правительство Российской Федерации наделено
соответствующими полномочиями, то включение в Перечни военного
городка не может являться нарушением требований российского
законодательства.
Таким образом, суд обоснованно пришел к выводу о том, что
Правительство Российской Федерации, внося соответствующие
изменения в Перечень и включив в него военный городок N 21/1
поселка Монино Щелковского района Московской области, действовало
в соответствии с имеющимися у него полномочиями и не допустило
нарушений Конституции или законодательства Российской Федерации.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998
года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" к закрытым военным
городкам относятся расположенные в населенных пунктах военные
городки воинских частей, имеющие систему пропусков, а также
отдельные обособленные военные городки воинских частей,
расположенные вне населенных пунктов. Перечни закрытых военных
городков утверждаются Правительством Российской Федерации по
представлению Министерства обороны Российской Федерации (иного
федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена
военная служба).
В судебном заседании установлено, что жилой военный городок
Монино за N 21/1 расположен в черте поселка Монино Щелковского
района Московской области и отвечает требованиям, предъявляемым
законом к закрытым военным городкам (система пропусков, КПП -
имеются), где проживают военнослужащие, члены их семей и другие
граждане, служащие и работающие в войсковой части (Военно-
воздушной академии им. Ю.А. Гагарина), то есть изначально этот
военный городок был предназначен для проживания вышеуказанных лиц
с целью обеспечения боевой готовности данного военного учреждения.
К числу закрытых военных городков он был отнесен в 1981 году в
соответствии с ранее действующим законодательством.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2000
года N 752-р, по представлению Министерства обороны РФ, был
утвержден Перечень имеющих жилой фонд закрытых военных городков
Вооруженных Сил РФ, в который был включен и военный городок N 21/1
пос. Монино, ранее имевший статус закрытого военного городка.
Таким образом, Министерство обороны и Правительство РФ действовали
в строгом соответствии с требованиями Федерального закона "О
статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ.
В соответствии с Федеральным конституционным законом "О
Правительстве Российской Федерации" от 17 декабря 1997 года N 2-
ФКЗ Правительство Российской Федерации издает акты в форме
постановлений и распоряжений, которые подписываются Председателем
Правительства Российской Федерации и обязательны для исполнения в
Российской Федерации. По смыслу ст. 15 Федерального закона "О
статусе военнослужащих", наделение закрытых военных городков
особым статусом направлено на закрепление жилой площади этих
городков за военным ведомством для обеспечения военнослужащих и
других лиц, имеющих связь с Вооруженными Силами, жилыми
помещениями в целях поддержания боевой готовности воинских частей
и подразделений.
Что же касается вопроса заявителя о приватизации занимаемого
жилья, то он необоснован, поскольку оспариваемым распоряжением
Правительства РФ утвержден только Перечень имеющих жилищный фонд
закрытых военных городков. Запрет же на приватизацию жилых
помещений, находящихся в домах закрытых военных городков,
установлен ст. 4 Закона РСФСР от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О
приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (с
последующими изменениями и дополнениями), иными нормативными
актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации,
которые не обжаловались в судебном порядке.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 305 ГПК РСФСР,
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 17 июля 2002
года оставить без изменения, а кассационную жалобу М. - без
удовлетворения.
|