ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 сентября 2002 г. N 12332/01
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
рассмотрел протест заместителя Председателя Высшего Арбитражного
Суда Российской Федерации на решение Арбитражного суда
Краснодарского края от 21.05.01 по делу N А32-1316/2001-16/1 и
постановление Федерального арбитражного суда Северо - Кавказского
округа от 18.10.01 по тому же делу.
Заслушав и обсудив доклад судьи, Президиум установил
следующее.
Военный прокурор Северо - Кавказского военного округа в защиту
государственных интересов, интересов Министерства обороны
Российской Федерации и Центральной военной турбазы "Красная
поляна" обратился в Арбитражный суд Краснодарского края к
администрации города Сочи и акционерному обществу открытого типа
"Горизонт" с иском:
- о признании недействительными: решения исполкома Сочинского
городского совета народных депутатов от 10.05.89 N 267/17 "Об
отводе производственному управлению гостиничного хозяйства
горисполкома земельного участка для гостиничного комплекса
"Горизонт" в поселке Красная поляна Адлерского района; акта
архитектурно - планировочного управления Сочинского горисполкома
от 20.06.90 об отводе в натуре участка земли площадью 12,24 га
гостиничному комплексу "Горизонт"; договора от 30.11.88,
заключенного между начальником управления по туризму и экскурсиям
Министерства обороны СССР и председателем Сочинского горисполкома;
акта приема - передачи с баланса центральной военной туристической
базы "Красная поляна" на баланс производственного управления
гостиничного хозяйства Сочинского горисполкома зданий,
коммунальных сооружений, оборудования, объектов благоустройства,
мебели, инвентаря, топлива военного городка N 1;
- об обязании администрации города Сочи и АООТ "Горизонт"
возвратить Центральной военной турбазе "Красная поляна" указанный
земельный участок с находящимися на нем зданиями и сооружениями.
Решением от 07.10.99 по делу N А32-11468/99-33/312 признано
недействительным решение исполкома Сочинского горисполкома от
10.05.89 N 267/17 "Об отводе производственному управлению
гостиничного хозяйства горисполкома земельного участка для
гостиничного комплекса "Горизонт" в поселке Красная поляна
Адлерского района". В части остальных исковых требований судом
принят отказ от них Министерства обороны Российской Федерации, и
производство по делу в части этих требований прекращено.
В отношении АООТ "Горизонт" в иске отказано.
Федеральный арбитражный суд Северо - Кавказского округа
постановлением от 14.06.2000 решение отменил и передал дело в
связи с неполным исследованием его обстоятельств на новое
рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда Краснодарского
края.
При новом рассмотрении дела в соответствии со статьей 37
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации военный
прокурор, Министерство обороны Российской Федерации уточнили
предмет иска, заявив требования о признании недействительными
договора от 30.11.88 между управлением по туризму и экскурсиям
Министерства обороны СССР и председателем Сочинского горисполкома,
акта приема - передачи от 06.12.88 с баланса Центральной военной
турбазы "Красная поляна" на баланс производственного управления
гостиничного хозяйства Сочинского горисполкома зданий и
сооружений, а также об обязании администрации города Сочи и АООТ
"Горизонт" возвратить турбазе "Красная поляна" имущество,
указанное в акте приема - передачи от 06.12.88. От остальных
требований истец отказался.
Решением от 19.10.2000 по делу N А32-11468/99-33/312-40/238 в
части требований о признании недействительным решения Сочинского
горисполкома от 10.05.89 N 267/17 и акта архитектурно -
планировочного управления горисполкома от 20.06.2000 производство
по делу прекращено, в остальной части иска отказано по мотиву
пропуска срока исковой давности по заявленным требованиям.
Постановлением апелляционной инстанции от 10.01.01 решение
отменено в части отказа в иске и в части требования о признании
договора от 30.11.88 и акта приема - передачи от 06.12.88
недействительными. В части требования об обязании администрации
города Сочи и АООТ "Горизонт" возвратить турбазе "Красная поляна"
здания и сооружения, указанные в приложении N 3 к акту
приема - передачи от 06.12.88, производство по делу прекращено. В
части требования об обязании администрации города Сочи и АООТ
"Горизонт" возвратить здания и сооружения, перечисленные в
приложениях N 1, 2 к акту приема - передачи от 06.12.88, в иске
отказано.
Постановление мотивировано тем, что, поскольку истцы заявили
отказ от иска в части истребования имущества, названного в
приложении N 3, производство по делу в этой части подлежит
прекращению.
Федеральный арбитражный суд Северо - Кавказского округа
постановлением от 29.03.01 решение от 19.10.2000 и постановление
апелляционной инстанции от 10.01.01 отменил и передал дело на
новое рассмотрение.
Арбитражным судом Краснодарского края данному делу присвоен
N А32-11468/99-33/312-40/238-2001-16/26 и дело объединено с другим
- N А32-1316/2001-16/1, которое возбуждено по иску Министерства
обороны Российской Федерации к Комитету по управлению имуществом
города Сочи и АООТ "Горизонт" о признании плана приватизации в
части, касающейся объектов Министерства обороны Российской
Федерации, недействительным, о признании сделки приватизации
недействительной.
Объединенному делу присвоен N А32-1316/2001-16/1.
К участию в деле в качестве соистца привлечен Центр туризма и
отдыха Министерства обороны Российской Федерации "Красная поляна",
а в качестве третьего лица на стороне истца, не заявляющего
самостоятельных требований на предмет спора, - Министерство
имущественных отношений Российской Федерации.
При новом рассмотрении дела истцы в соответствии со статьей 37
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнили
исковые требования и просили суд: признать сделку по приватизации
спорного имущества как совершенную Комитетом по управлению
имуществом города Сочи с нарушением действующего законодательства;
обязать ответчиков возвратить Министерству обороны Российской
Федерации в лице Центра туризма и отдыха Минобороны России
"Красная поляна" здания и сооружения, являющиеся федеральной
собственностью, а именно: ресторан, жилой дом, дом егеря,
гостиницу, музей, беседку верхнюю, беседку нижнюю, туалет,
котельную, инженерные сети в состоянии на момент возврата.
В отношении указанных ранее первоначальных исковых требований
истцы от иска отказались.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 21.05.01
признана недействительной (ничтожной) сделка Комитета по
управлению имуществом города Сочи по приватизации государственного
предприятия "Горизонт" в части зданий и сооружений (ресторан,
музей, гостиница, дом егеря, жилой дом, котельная, туалет, беседки
верхняя и нижняя, инженерные сети). У АООТ "Горизонт" изъято
указанное имущество (за исключением ресторана, гостиницы и музея)
и передано Министерству обороны Российской Федерации в лице Центра
туризма и отдыха Минобороны России "Красная поляна".
Названным решением арбитражного суда требование о возврате
ресторана, гостиницы и музея выделено в отдельное производство в
связи с тем, что на указанные объекты имеются копии свидетельств о
регистрации права собственности за покупателем - ЗАО "Интеко".
Судом прекращено производство по делу в части исковых требований,
от которых отказался истец.
Федеральный арбитражный суд Северо - Кавказского округа
постановлением от 18.10.01 оставил решение от 21.05.01 без
изменения.
Суды первой и кассационной инстанций посчитали, что
перечисленные здания и сооружения передавались в 1988 - 1989 годах
должностными лицами Министерства обороны СССР с превышением
полномочий, в силу чего имущество не выбывало из ведения
министерства в установленном порядке и является федеральной
собственностью, поэтому последующие акты представительных органов
края и органов местного самоуправления о передаче данных объектов
в муниципальную собственность являются недействительными и не
подлежат применению.
В протесте заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации предлагается решение суда первой инстанции от
21.05.01 и постановление суда кассационной инстанции от 18.10.01
отменить в связи с нарушениями норм материального права, дело
направить на новое рассмотрение.
Президиум считает, что протест подлежит удовлетворению по
следующим основаниям.
Материалами дела установлено, что в октябре 1988 года
заместителем Министра обороны СССР - начальником тыла Вооруженных
Сил СССР генералом Архиповым В.М. и заместителем Министра обороны
СССР по строительству и расквартированию войск генерал -
полковником Чековым М.В. по ходатайству начальников управления по
туризму и эксплуатации и главного квартирно - эксплуатационного
управления Минобороны СССР дано согласие на передачу в оперативное
управление Сочинского горисполкома государственного имущества
Центра туризма и отдыха "Красная поляна", находящегося на
расстоянии 1 километра от основной базы. Решение объяснялось
экономической нецелесообразностью содержания центра. Передача с
баланса на баланс оформлена актом от 06.12.88.
С этого времени спорное имущество находилось на балансе
производственного управления гостиничного хозяйства Сочинского
горисполкома.
Фактические действия Министерства обороны, Центра туризма и
отдыха "Красная поляна", администрации города Сочи, АООТ
"Горизонт" свидетельствовали о том, что Министерство обороны СССР
не считало себя законным владельцем спорного имущества с момента
передачи его по акту в ведение Сочинского горисполкома в 1988 году
и участия в его содержании не принимало.
Поэтому после вступления в силу Постановления Верховного
Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1 "О разграничении
государственной собственности в Российской Федерации на
федеральную собственность, государственную собственность республик
в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной
области, автономных округов, городов Москвы и Санкт - Петербурга в
муниципальную собственность" находящиеся в ведении Сочинского
горисполкома объекты муниципальные органы власти рассматривали как
имущество, относящееся к муниципальной собственности, приватизацию
которого они вправе осуществить.
В материалах дела имеются решения Малого совета Сочинского
городского Совета народных депутатов от 24.09.92 N 161 "Об
отнесении к объектам муниципальной собственности гостиниц города
Сочи", от 18.12.92 N 214 "О включении коммунальных гостиниц города
Сочи в городскую программу приватизации на 1992 - 1993 годы",
решение Малого совета Краснодарского краевого Совета народных
депутатов от 11.11.92 N 378, подтвердившее передачу гостиниц
города Сочи в муниципальную собственность и содержащее
рекомендацию Сочинскому горисполкому включить гостиницу в перечень
объектов, подлежащих обязательной приватизации.
Эти решения являются действующими. Однако судебные инстанции
не дали им оценку и не исследовали вопроса об оформлении прав
собственности на муниципальное имущество в соответствии с
Положением об определении пообъектного состава федеральной,
государственной и муниципальной собственности и порядке оформления
прав собственности, утвержденным Распоряжением Президента
Российской Федерации от 18.03.92 N 114-рп.
Вывод судебных инстанций о том, что упомянутые решения о
передаче имущества в муниципальную собственность недействительны и
не подлежат применению, является ошибочным, поскольку в случае
надлежащего оформления прав собственности на муниципальное
имущество принудительное его изъятие у собственника допускается
только в случаях, установленных пунктом 2 статьи 235 Гражданского
кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем судебных актов об исключении спорного имущества
из реестра муниципальной собственности не принималось. Названные
решения муниципальных органов власти в судебном порядке не
оспаривались.
При этих условиях вывод судебных инстанций о необоснованном
включении в уставный капитал ОАО "Горизонт" спорного имущества в
процессе приватизации, проводимой Комитетом по управлению
имуществом города Сочи, является неправомерным и не соответствует
материалам дела.
Таким образом, решение суда первой инстанции от 21.05.01 и
постановление суда кассационной инстанции от 18.10.01 в связи с их
незаконностью и необоснованностью в соответствии со статьей 188
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат
отмене, дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой
инстанции.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 187 - 189
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.05.01 по
делу N А32-1316/2001-16/1 и постановление Федерального
арбитражного суда Северо - Кавказского округа от 18.10.01 по тому
же делу отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию
Арбитражного суда Краснодарского края.
И.о. Председателя
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
М.К.ЮКОВ
|