ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 2 сентября 2002 г. Дело N КА-А40/5820-02
(извлечение)
Московское Региональное отделение Фонда социального
страхования обратилось в Арбитражный суд г. Москвы к общественному
фонду "Межрегиональный общественный фонд помощи ветеранам
профессиональных служб по борьбе с организованной преступностью и
спецподразделений" с иском о взыскании штрафа в размере 10000 руб.
за нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в
налоговом органе в качестве страхователя более чем на 90 дней.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 22.05.2002 г.,
оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции
того же суда от 15.07.2002 г., в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе МРО ФСС РФ просит об отмене вынесенных
судебных актов в связи с тем, что судом нарушены нормы
материального права, а именно: ст. ст. 34-1, 116 Налогового
кодекса РФ, ст. ст. 9, 11 ФЗ от 05.08.2000 г. N 118-ФЗ "О введении
в действие ч. 2 НК РФ и внесении изменений в некоторые
законодательные акты РФ о налогах", ст. 10 ФЗ N 24-ФЗ "О бюджете
Фонда социального страхования на 2000 г.".
Проверив материалы дела, суд кассационной инстанции не находит
оснований для отмены судебных актов, вынесенных в соответствии с
требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела.
Как следует из материалов дела, общественный фонд
"Межрегиональный общественный фонд помощи ветеранам
профессиональных служб по борьбе с организованной преступностью и
спецподразделений" решением Московского регионального отделения
Фонда социального страхования Российской Федерации N 233 от
01.11.2001 г. привлечен к ответственности в виде штрафа в сумме
10000 рублей за нарушение срока постановки на учет в качестве
страхователя от несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний более чем на 90 дней.
Отказывая в иске о взыскании штрафа, суд первой инстанции
правильно исходил из того, что за нарушение срока постановки на
учет в качестве страхователя ответчик не подлежит ответственности
на основании ст. 116 НК РФ.
Федеральный закон "О бюджете фонда социального страхования на
2001 г." такой ответственности не предусматривает.
В силу п. 4 ст. 5 ч. 1 Налогового кодекса РФ, законодательные
акты, устраняющие ответственность налогоплательщика либо иным
образом улучшающие их положение, имеют обратную силу. Эта норма
закона согласуется с положениями ч. 1 ст. 54 Конституции
Российской Федерации.
По делу видно, что ответчик прошел регистрацию в Главном
управлении Министерства юстиции Российской Федерации по г. Москве
13.04.2001 г. С заявлением о регистрации в качестве страхователя
он обратился 09.10.2001 г. Закона, предусматривающего
ответственность за несвоевременную регистрацию в качестве
страхователя от несчастных случаев на производстве и
профзаболеваний, на 2001 год принято не было.
Доводы жалобы, что ответчик подлежит ответственности по ст. 10
ФЗ N 24-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования на 2000 г.",
нельзя признать правильными, поскольку ежегодно принимаемые Законы
"О бюджете фонда социального страхования" носят срочный характер и
действуют в тот период, на который они приняты.
Кроме того, в соответствии со ст. 11 Федерального закона "О
введении ч. II Налогового кодекса РФ и внесении изменений в
некоторые законодательные акты РФ "О налогах", взносы на
обязательное социальное страхование от несчастных случаев на
производстве и профессиональных заболеваний не включаются в состав
единого социального налога (взноса) и уплачиваются в соответствии
с ФЗ от 24.07.98 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном
страховании от несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний".
Согласно ст. 19 названного Закона в случае уклонения от
регистрации у страховщика в качестве страхователя лица,
занимающего (привлекающего к труду) лиц, подлежащих обязательному
социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний, страховые взносы взыскиваются с
указанного лица за весь период уклонения от указанной регистрации
с начислением пени в размере 0,5% суммы страхового взноса за
каждый день просрочки.
При таких обстоятельствах выводы суда первой инстанции об
отсутствии оснований для привлечения ответчика к административной
ответственности за несвоевременную постановку на учет в качестве
страхователя являются правильными.
Руководствуясь ст. ст. 286 - 289 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд
Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 22.05.2002 г. и постановление апелляционной
инстанции суда от 15.07.2002 по делу N А40-13145/02-90-157
Арбитражного суда г. Москвы оставить без изменения, кассационную
жалобу - без удовлетворения.
|