Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

РАСПОРЯЖЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 31.08.2002 N 1225-Р ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ДОКТРИНЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


                   ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
                              РАСПОРЯЖЕНИЕ
                     от 31 августа 2002 г. N 1225-р
   
       Одобрить прилагаемую   Экологическую    доктрину    Российской
   Федерации,   разработанную   МПР   России   с   участием   органов
   государственной    власти    Российской     Федерации,     органов
   государственной  власти  субъектов  Российской Федерации,  органов
   местного самоуправления,  общественных экологических  организаций,
   деловых и научных кругов.
   
                                           Председатель Правительства
                                                 Российской Федерации
                                                           М.КАСЬЯНОВ
   
   
   
   
   
   
                                                             Одобрена
                                          распоряжением Правительства
                                                 Российской Федерации
                                       от 31 августа 2002 г. N 1225-р
   
              ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ДОКТРИНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
       Современный экологический кризис ставит под угрозу возможность
   устойчивого   развития   человеческой   цивилизации.    Дальнейшая
   деградация  природных  систем  ведет  к  дестабилизации  биосферы,
   утрате  ее  целостности  и   способности   поддерживать   качества
   окружающей  среды,  необходимые  для  жизни.  Преодоление  кризиса
   возможно только на основе формирования нового типа взаимоотношений
   человека   и   природы,   исключающих   возможность  разрушения  и
   деградации природной среды.
       Устойчивое развитие  Российской  Федерации,  высокое  качество
   жизни и здоровья ее населения,  а также национальная  безопасность
   могут  быть  обеспечены  только  при  условии сохранения природных
   систем и поддержания соответствующего качества  окружающей  среды.
   Для  этого  необходимо формировать и последовательно реализовывать
   единую государственную политику в области  экологии,  направленную
   на  охрану окружающей среды и рациональное использование природных
   ресурсов. Сохранение и восстановление природных систем должно быть
   одним  из  приоритетных  направлений  деятельности  государства  и
   общества.
       Россия играет  ключевую  роль в поддержании глобальных функций
   биосферы,  так как на ее обширных территориях,  занятых различными
   природными    экосистемами,    представлена   значительная   часть
   биоразнообразия   Земли.   Масштабы   природно    -    ресурсного,
   интеллектуального и экономического потенциала Российской Федерации
   обусловливают  важную  роль  России   в   решении   глобальных   и
   региональных экологических проблем.
       К числу  основных  факторов  деградации  природной  среды   на
   мировом уровне относятся:
       рост потребления природных ресурсов при сокращении их запасов;
       увеличение численности   населения   планеты   при  сокращении
   территорий, пригодных для проживания людей;
       деградация основных  компонентов биосферы,  включая сокращение
   биологического разнообразия, связанное с этим снижение способности
   природы   к   саморегуляции   и   как  следствие  -  невозможность
   существования человеческой цивилизации;
       возможные изменения климата и истощение озонового слоя Земли;
       возрастание экологического  ущерба  от  стихийных  бедствий  и
   техногенных катастроф;
       недостаточный для перехода к устойчивому развитию человеческой
   цивилизации  уровень  координации  действий  мирового сообщества в
   области решения экологических проблем  и  регулирования  процессов
   глобализации;
       продолжающиеся военные    конфликты     и     террористическая
   деятельность.
       К числу   основных   факторов   деградации   природной   среды
   Российской Федерации относятся:
       преобладание ресурсодобывающих  и  ресурсоемких   секторов   в
   структуре  экономики,  что приводит к быстрому истощению природных
   ресурсов и деградации природной среды;
       низкая эффективность  механизмов  природопользования  и охраны
   окружающей  среды,  включая   отсутствие   рентных   платежей   за
   пользование природными ресурсами;
       резкое ослабление управленческих,  и прежде всего контрольных,
   функций   государства   в   области  природопользования  и  охраны
   окружающей среды;
       высокая доля   теневой  экономики  в  использовании  природных
   ресурсов;
       низкий технологический  и  организационный  уровень экономики,
   высокая степень изношенности основных фондов;
       последствия экономического  кризиса  и невысокий уровень жизни
   населения;
       низкий уровень   экологического   сознания   и   экологической
   культуры населения страны.
       Эти факторы  должны  учитываться  при  проведении в Российской
   Федерации единой государственной политики в области экологии.
   
                           1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
   
       Экологическая доктрина Российской Федерации  определяет  цели,
   направления,  задачи  и принципы проведения в Российской Федерации
   единой государственной политики в области экологии на долгосрочный
   период.
       Сохранение природы  и  улучшение  окружающей  среды   являются
   приоритетными  направлениями  деятельности государства и общества.
   Природная  среда  должна  быть  включена  в  систему  социально  -
   экономических  отношений  как  ценнейший  компонент  национального
   достояния.  Формирование  и  реализация  стратегии   социально   -
   экономического   развития  страны  и  государственная  политика  в
   области экологии должны быть  взаимоувязаны,  поскольку  здоровье,
   социальное  и  экологическое  благополучие  населения  находятся в
   неразрывном единстве.
       Экологическая доктрина  базируется  на  Конституции Российской
   Федерации,  федеральных законах и иных нормативных правовых  актах
   Российской Федерации, международных договорах Российской Федерации
   в области охраны окружающей среды  и  рационального  использования
   природных ресурсов, а также на:
       фундаментальных научных знаниях в области экологии  и  смежных
   наук;
       оценке современного состояния природной среды и ее воздействия
   на качество жизни населения Российской Федерации;
       признании важного   значения   природных   систем   Российской
   Федерации для глобальных биосферных процессов;
       учете глобальных и  региональных  особенностей  взаимодействия
   человека и природы.
       Настоящий документ учитывает  также  рекомендации  Конференции
   ООН по окружающей среде и развитию (Рио - де - Жанейро, 1992 г.) и
   последующих международных форумов по вопросам окружающей  среды  и
   обеспечения устойчивого развития.
   
               2. СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ
              ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИИ
   
       Стратегической целью  государственной   политики   в   области
   экологии  является  сохранение  природных  систем,  поддержание их
   целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития
   общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и
   демографической ситуации,  обеспечения экологической  безопасности
   страны.
       Для этого необходимы:
       сохранение и    восстановление    природных     систем,     их
   биологического  разнообразия  и  способности  к  саморегуляции как
   необходимого условия существования человеческого общества;
       обеспечение рационального природопользования  и  равноправного
   доступа  к  природным  ресурсам  ныне  живущих и будущих поколений
   людей;
       обеспечение благоприятного   состояния  окружающей  среды  как
   необходимого  условия  улучшения   качества   жизни   и   здоровья
   населения.
       Государственная политика  в  области  экологии  базируется  на
   следующих основных принципах:
       устойчивое развитие,  предусматривающее равное внимание к  его
   экономической,   социальной   и   экологической   составляющим,  и
   признание  невозможности  развития  человеческого   общества   при
   деградации природы;
       приоритетность для   общества   жизнеобеспечивающих    функций
   биосферы по отношению к прямому использованию ее ресурсов;
       справедливое распределение доходов от использования  природных
   ресурсов и доступа к ним;
       предотвращение негативных    экологических    последствий    в
   результате    хозяйственной    деятельности,    учет    отдаленных
   экологических последствий;
       отказ от   хозяйственных   и   иных   проектов,   связанных  с
   воздействием   на   природные   системы,   если   их   последствия
   непредсказуемы для окружающей среды;
       природопользование на платной основе и возмещение населению  и
   окружающей   среде   ущерба,  наносимого  в  результате  нарушения
   законодательства об охране окружающей среды;
       открытость экологической информации;
       участие гражданского   общества,   органов   самоуправления  и
   деловых кругов в подготовке,  обсуждении,  принятии  и  реализации
   решений   в   области  охраны  окружающей  среды  и  рационального
   природопользования.
   
                3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
                      ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИИ
   
               Обеспечение устойчивого природопользования
   
       Основными задачами  в указанной сфере являются неистощительное
   использование   возобновляемых   и   рациональное    использование
   невозобновляемых природных ресурсов.
       Для этого необходимы:
       внедрение комплексного  природопользования,  его ориентация на
   цели   устойчивого   развития   Российской   Федерации,    включая
   экологически обоснованные методы использования земельных,  водных,
   лесных, минеральных и других ресурсов;
       сокращение в    структуре    национальной    экономики    доли
   предприятий,   эксплуатирующих   природные    ресурсы;    развитие
   наукоемких природосберегающих высокотехнологичных производств;
       сохранение разнообразия используемых  биологических  ресурсов,
   их   внутренней   структуры   и   способности  к  саморегуляции  и
   самовоспроизводству;
       максимально полное    использование    извлеченных    полезных
   ископаемых и добытых биологических ресурсов,  минимизация  отходов
   при их добыче и переработке;
       минимизация ущерба,  наносимого природной среде при разведке и
   добыче  полезных  ископаемых;  рекультивация земель,  нарушенных в
   результате разработки месторождений полезных ископаемых;
       внедрение систем  обустройства  сельскохозяйственных  земель и
   ведения   сельского   хозяйства,   адаптированных   к    природным
   ландшафтам,   развитие  экологически  чистых  сельскохозяйственных
   технологий,  сохранение и восстановление естественного  плодородия
   почв на землях сельскохозяйственного назначения;
       поддержание традиционной     экологически     сбалансированной
   хозяйственной деятельности;
       предотвращение и   пресечение    всех    видов    нелегального
   использования природных ресурсов,  в том числе браконьерства, и их
   незаконного оборота.
   
                 Снижение загрязнения окружающей среды
                          и ресурсосбережение
   
       Основной задачей   в   указанных   сферах   является  снижение
   загрязнения окружающей среды выбросами,  сбросами  и  отходами,  а
   также удельной энерго- и ресурсоемкости продукции и услуг.
       Для этого необходимы:
       внедрение ресурсосберегающих  и безотходных технологий во всех
   сферах хозяйственной деятельности;
       технологическое перевооружение    и   постепенный   вывод   из
   эксплуатации предприятий с устаревшим оборудованием;
       оснащение предприятий        современным       природоохранным
   оборудованием;
       обеспечение качества  воды,  почвы  и  атмосферного  воздуха в
   соответствии с нормативными требованиями;
       сокращение удельного  водопотребления в производстве и жилищно
   - коммунальном хозяйстве;
       поддержка экологически   эффективного   производства  энергии,
   включая  использование  возобновляемых  источников  и   вторичного
   сырья;
       развитие систем использования вторичных ресурсов,  в том числе
   переработки отходов;
       снижение потерь энергии и сырья  при  транспортировке,  в  том
   числе    за   счет   экологически   обоснованной   децентрализации
   производства энергии,  оптимизации системы энергоснабжения  мелких
   потребителей;
       модернизация и   развитие   экологически   безопасных    видов
   транспорта,  транспортных  коммуникаций  и  топлива,  в  том числе
   неуглеродного;
       переход к  экологически безопасному общественному транспорту -
   основному виду передвижения в крупных городах;
       развитие экологически   безопасных   технологий  реконструкции
   жилищно - коммунального комплекса и строительства нового жилья;
       поддержка производства  товаров,  рассчитанных  на максимально
   длительное использование.
   
              Сохранение и восстановление природной среды
   
       Основными задачами в указанной  сфере  являются  сохранение  и
   восстановление   ландшафтного   и   биологического   разнообразия,
   достаточного  для  поддержания  способности  природных  систем   к
   саморегуляции     и    компенсации    последствий    антропогенной
   деятельности.
       Для этого необходимы:
       сохранение и  восстановление  оптимального   для   устойчивого
   развития   страны   и   отдельных   регионов  комплекса  наземных,
   пресноводных и морских природных систем;
       сохранение и  восстановление  редких  и исчезающих видов живых
   организмов  в  естественной  среде  их  обитания,   в   неволе   и
   генетических банках;
       создание и  развитие  особо  охраняемых  природных  территорий
   разного  уровня  и режима,  формирование на их основе,  а также на
   основе других территорий с  преобладанием  естественных  процессов
   природно  -  заповедного  фонда  России  в  качестве неотъемлемого
   компонента  развития  регионов  и  страны  в   целом,   сохранение
   уникальных природных комплексов;
       сохранение и восстановление целостности  природных  систем,  в
   том  числе предотвращение их фрагментации в процессе хозяйственной
   деятельности    при    создании    гидротехнических    сооружений,
   автомобильных  и  железных  дорог,  газо-  и нефтепроводов,  линий
   электропередачи и других линейных сооружений;
       сохранение и    восстановление    природного    биологического
   разнообразия   и   ландшафтов   на   хозяйственно   освоенных    и
   урбанизированных территориях.
   
        4. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ
            ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
               Обеспечение безопасности при осуществлении
                потенциально опасных видов деятельности
                      и при чрезвычайных ситуациях
   
       Основной задачей   в   этой   области   является   обеспечение
   экологической    безопасности    потенциально    опасных     видов
   деятельности,  реабилитация территорий и акваторий, пострадавших в
   результате техногенного воздействия на окружающую среду.
       Для этого необходимы:
       осуществление в  приоритетном  порядке   учета   интересов   и
   безопасности населения при решении вопросов о потенциально опасных
   производствах и видах деятельности;
       обеспечение радиационной  и химической безопасности и снижение
   риска воздействия на здоровье  человека  и  окружающую  среду  при
   проектировании,    строительстве,   эксплуатации   и   выводе   из
   эксплуатации промышленных и энергетических объектов (в  том  числе
   ядерных   установок,   включая  АЭС,  химических,  горнодобывающих
   предприятий и т.п.);
       разработка и  реализация  мер  по  снижению  и  предотвращению
   экологического ущерба от деятельности Вооруженных  Сил  Российской
   Федерации,  других войск,  воинских формирований,  в том числе при
   пусках ракет любого вида;
       обеспечение экологической безопасности при разоружении,  в том
   числе уничтожении ракет и ракетного топлива, запасов и производств
   химического  оружия,  а также решение проблемы старого химического
   оружия;
       снижение производства и использования токсичных и других особо
   опасных веществ,  обеспечение их безопасного хранения; планомерная
   ликвидация накопителей токсичных отходов;
       обеспечение экологической   безопасности   при   обращении   с
   радиоактивными  веществами,  радиоактивными  отходами  и  ядерными
   материалами;
       разработка системы   чрезвычайного   реагирования   и  системы
   оповещения на экологически опасных объектах;
       разработка мер  по  предупреждению  и ликвидации экологических
   последствий вооруженных конфликтов;
       реабилитация территорий и акваторий,  подвергшихся негативному
   влиянию хозяйственной деятельности,  в том числе  радиационному  и
   химическому воздействию;
       реабилитация территорий и акваторий,  загрязненных в  процессе
   функционирования объектов ракетно - космической и атомной отраслей
   промышленности,  в том числе при производстве, испытании, хранении
   и  уничтожении  оружия  массового поражения,  а также в результате
   деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации,  других войск и
   воинских формирований.
   
               Экологические приоритеты в здравоохранении
   
       Основными задачами  в  указанных  областях  являются улучшение
   качества жизни,  здоровья  и  увеличение  продолжительности  жизни
   населения     путем    снижения    неблагоприятного    воздействия
   экологических  факторов  и  улучшения  экологических   показателей
   окружающей среды.
       Для этого необходимы:
       оценка и снижение экологических рисков здоровья населения;
       обеспечение качества  воздуха  и   воды   в   соответствии   с
   установленным нормами;
       обеспечение населения  экологически   безопасными   продуктами
   питания,  в том числе контроль за ввозом, производством и оборотом
   продуктов питания и их компонентов,  полученных из их  генетически
   измененных форм;
       обеспечение экологической безопасности жилья,  одежды, бытовой
   техники и других предметов домашнего обихода;
       проведение реконструкции населенных пунктов и промышленных зон
   в целях создания на этой основе благоприятной среды обитания;
       оказание адресной  помощи  группам  населения,  проживающим  в
   зонах экологического бедствия или особо уязвимым к неблагоприятным
   экологическим воздействиям  (дети,  беременные  женщины,  кормящие
   матери и др.);
       приоритетное оказание  лечебной  помощи  и/или  предоставление
   компенсации   за   утраченное   здоровье  лицам,  пострадавшим  от
   химического,  радиационного  и  других  воздействий,  связанных  с
   экологически опасной деятельностью, а также их потомкам;
       поэтапное переселение   населения   из   зон    экологического
   бедствия,   техногенных  и  природных  катастроф,  не  поддающихся
   реабилитации;
       переход хозяйственного  комплекса  в регионах с экстремальными
   природно   -   климатическими   условиями   на   высокоэффективные
   автоматизированные  технологии,  применение вахтовой и ротационной
   систем ведения работ.
   
          Предотвращение и снижение экологических последствий
                         чрезвычайных ситуаций
   
       Основной задачей  в  указанной  области  является  выявление и
   минимизация экологических рисков для природной  среды  и  здоровья
   населения,   связанных   с  возникновением  чрезвычайных  ситуаций
   природного и техногенного характера.
       Для этого необходимы:
       своевременное прогнозирование    и     выявление     возможных
   экологических   угроз,  включая  оценку  природных  и  техногенных
   факторов   возникновения   возможных   чрезвычайных   ситуаций   с
   негативными экологическими последствиями;
       разработка и осуществление мер по снижению риска  чрезвычайных
   ситуаций с негативными экологическими последствиями;
       обучение населения правилам поведения,  действиям  и  способам
   защиты  при  чрезвычайных  ситуациях  с негативными экологическими
   последствиями;
       разработка и  совершенствование  универсальных  средств защиты
   населения и территорий при возникновении чрезвычайных  ситуаций  с
   негативными экологическими последствиями.
   
            Предотвращение терроризма, создающего опасность
                          для окружающей среды
   
       Основной задачей в указанной области  является  предотвращение
   террористических   актов,   вызывающих   ухудшение   экологической
   обстановки и деградацию природной среды.
       Для этого необходимы:
       предотвращение диверсий и  техногенных  аварий  с  негативными
   последствиями для окружающей среды;
       предотвращение преднамеренного применения химических  веществ,
   вызывающих деградацию природной среды;
       предотвращение умышленных  пожаров,   вызывающих   уничтожение
   природных  и  аграрных  экосистем,  а также предотвращение ввоза и
   распространения с террористическими целями видов живых организмов,
   вызывающих нарушения в данных экосистемах.
   
             Контроль за использованием и распространением
          чужеродных видов и генетически измененных организмов
   
       Основной задачей в этой области является организация  контроля
   за ввозом,  использованием и распространением на территории страны
   чужеродных видов и генетически измененных организмов.
       Для этого необходимы:
       обеспечение эффективной     работы     карантинных      служб,
   предотвращение   проникновения  и  несанкционированного  ввоза  на
   территорию  страны  чужеродных  видов  и  генетически   измененных
   организмов,   а  также  вредителей,  переносчиков  и  возбудителей
   заболеваний;
       контроль за   проведением   акклиматизационных   работ  внутри
   страны;
       разработка и  реализация системы мероприятий по предотвращению
   неконтролируемого распространения чужеродных видов  и  генетически
   измененных  организмов  в природной среде и ликвидации последствий
   этих процессов;
       контроль и  обеспечение  безопасного  использования чужеродных
   видов и генетически измененных организмов в хозяйственном обороте.
   
         5. ПУТИ И СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ
                           В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИИ
   
          Развитие системы государственного управления охраной
                 окружающей среды и природопользованием
   
       Основной задачей   в   указанной  сфере  является  обеспечение
   эффективного государственного управления охраной окружающей  среды
   и     использованием    природных    ресурсов,    соответствующего
   демократическому устройству и рыночной экономике.
       Для этого необходимы:
       развитие государственного  регулирования   охраны   окружающей
   среды  и  использования природных ресурсов с учетом различных форм
   их освоения;
       четкое разграничение   полномочий   и   ответственности  между
   федеральными и региональными  органами  государственной  власти  и
   органами   местного   самоуправления   в   области   контроля   за
   использованием ресурсов и состоянием окружающей природной среды;
       учет экологических   проблем   при   регулировании   отношений
   собственности на природные ресурсы;
       обеспечение государственного,                  ведомственного,
   производственного,  муниципального и общественного  экологического
   контроля,   а   также  совершенствование  системы  лицензирования,
   сертификации и паспортизации;
       развитие государственного  нормирования  и  контроля  качества
   окружающей среды и установление единых требований к  хозяйствующим
   субъектам;
       совершенствование механизма и усиление роли государственной  и
   общественной    экологической   экспертизы,   включая   экспертизу
   проектов, технологий и государственных программ;
       внедрение стратегической   оценки  воздействия  на  окружающую
   среду и анализа ее состояния в масштабах страны и регионов;
       поддержание в постоянной готовности органов управления,  сил и
   средств  реагирования  на  возникающие  экологические   угрозы   и
   чрезвычайные ситуации;
       создание в секторах промышленности,  в которых  осуществляется
   потенциально      опасная     деятельность,     специализированных
   подразделений,  предназначенных для  предотвращения  и  ликвидации
   негативных последствий такой деятельности;
       наделение должностных   лиц,   осуществляющих   контроль    за
   соблюдением  законодательства  в  области  использования природных
   ресурсов и охраны  окружающей  среды,  необходимыми  полномочиями,
   обеспечение  им государственной защиты и предоставление социальных
   гарантий.
   
           Нормативное правовое обеспечение и правоприменение
   
       Основными задачами  в  указанной   сфере   являются   создание
   эффективного  правового механизма обеспечения сохранения природной
   среды и  экологической  безопасности,  а  также  совершенствование
   правоприменительной   практики   в  целях  обеспечения  адекватной
   ответственности   за    экологические    правонарушения    и    ее
   неотвратимости.
       Для этого необходимы:
       устранение противоречий   между   природно   -   ресурсными  и
   природоохранными нормами законодательства Российской Федерации,  а
   также  между законодательством в области охраны окружающей среды и
   нормами иных отраслей права;
       обеспечение реализации  законодательных  актов  путем принятия
   подзаконных   нормативных   правовых   актов,   необходимых    для
   полноценного применения федеральных законов;
       правовое закрепление        необходимости        представления
   экологического обоснования деятельности как одного из обязательных
   условий при проведении конкурсов,  тендеров,  аукционов  на  право
   реализации и/или выбора проектов;
       развитие системы   государственных    стандартов    Российской
   Федерации   в  области  охраны  окружающей  среды,  закрепление  в
   правовой системе Российской Федерации международных  экологических
   стандартов,  обеспечивающих  снижение  антропогенной  нагрузки  на
   окружающую среду;
       гармонизация законодательства  Российской  Федерации в области
   охраны окружающей среды и норм международного права в этой области
   в   рамках  обязательств  Российской  Федерации  по  международным
   договорам;
       развитие и    активизация   судебных   механизмов   разрешения
   противоречий между интересами населения,  субъектов  хозяйственной
   деятельности и государства в области охраны окружающей среды;
       укрепление системы  прокурорского  надзора  и  реализация  мер
   прокурорского реагирования в области охраны окружающей среды;
       совершенствование методик  расчета  и   практики   компенсации
   ущерба    в    результате   экологических   правонарушений   и/или
   осуществление экологически опасных видов деятельности;
       обеспечение применения   механизмов   прекращения   незаконной
   деятельности.
   
                  Экономические и финансовые механизмы
   
       Основной задачей  в  этой   области   является   экономическое
   регулирование    рыночных    отношений   в   целях   рационального
   неистощительного   природопользования,   снижения   нагрузки    на
   природную среду,  ее охраны,  привлечения бюджетных и внебюджетных
   средств на природоохранную деятельность.
       Для этого необходимы:
       обеспечение перехода  в  сфере  природопользования  к  системе
   рентных платежей;
       включение в   экономические   показатели   полной    стоимости
   природных  объектов  с учетом их средообразующей функции,  а также
   стоимости природоохранных (экологических) работ (услуг);
       создание полноценного   механизма   взимания  с  хозяйствующих
   субъектов,  эксплуатирующих  природные  ресурсы,  платежей  и   их
   использование  на  сохранение и восстановление природной среды,  в
   том числе биоразнообразия;
       реализация в   полной  мере  принципа  "загрязнитель  платит";
   обеспечение зависимости размеров платы за выбросы и сбросы  от  их
   объема и опасности для окружающей среды и здоровья населения;
       разработка научно обоснованной  методики  определения  размера
   компенсаций  за  ущерб,  наносимый  окружающей  среде  и  здоровью
   граждан в процессе хозяйственной деятельности,  при техногенных  и
   природных   чрезвычайных   ситуациях,   а   также   в   результате
   экологически  опасной   деятельности,   в   том   числе   военной,
   обеспечение   обязательной   компенсации   экологического   ущерба
   окружающей среде и здоровью населения;
       обеспечение адекватного   бюджетного   финансирования   охраны
   окружающей  среды   как   одного   из   приоритетных   направлений
   деятельности государства;
       создание системы  финансирования  природоохранных   работ   на
   конкурсной   основе  за  счет  средств  бюджетов  всех  уровней  и
   внебюджетных источников;
       формирование и   применение  налоговой  и  тарифной  политики,
   стимулирующей переориентацию экспорта с сырья на продукты глубокой
   переработки;
       создание и применение системы налогов и пошлин,  стимулирующих
   использование  экологически  чистых  технологий,  товаров  и услуг
   независимо от страны - производителя;
       совершенствование механизмов  изменения  форм  собственности и
   купли - продажи земли, природных ресурсов и хозяйственных объектов
   с   учетом  задач  сохранения  и  восстановления  природной  среды
   (включая оценку прошлого экологического ущерба,  обязательства  по
   проведению реабилитационных мероприятий и др.);
       установление механизма    финансовых     гарантий,     включая
   экологическое   страхование,   связанных  с  возможным  негативным
   воздействием на окружающую среду;
       содействие развитию    экологического    аудита    действующих
   предприятий, предпринимательству в сфере охраны окружающей среды и
   добровольной сертификации;
       внедрение рыночных механизмов  охраны  природы,  в  том  числе
   стимулирующих  повторное  использование  и  вторичную  переработку
   промышленных товаров;
       введение ответственности    производителя   за   произведенный
   продукт на всех стадиях - от получения  сырья  и  производства  до
   утилизации;   создание   условий  для  внедрения  системы  лизинга
   экологически   безопасных   промышленных    товаров    длительного
   пользования, в том числе для личных нужд;
       использование схем  международных  финансово  -  экономических
   расчетов   с   учетом   вклада   стран  в  обеспечение  глобальной
   устойчивости биосферы ("долги за  природу",  углеродный  кредит  и
   другие  механизмы,  предусматриваемые международными конвенциями и
   соглашениями);
       формирование условий  для стимулирования благотворительности в
   области охраны природы.
   
         Экологический мониторинг и информационное обеспечение
   
       Основной задачей  в   этих   областях   является   обеспечение
   государственных и муниципальных органов, юридических лиц и граждан
   достоверной  информацией  о  состоянии  окружающей  среды   и   ее
   возможных неблагоприятных изменениях.
       Для этого необходимы:
       развитие единой    государственной    системы   экологического
   мониторинга  на  всей  территории   страны,   включая   мониторинг
   биотических и абиотических компонентов природной среды;
       совершенствование нормативной      базы,      регламентирующей
   взаимодействие    федеральных   органов   исполнительной   власти,
   осуществляющих государственный экологический  мониторинг,  включая
   формирование фонда информационных ресурсов;
       совершенствование системы  показателей,  создание  методологии
   экологического   мониторинга   Российской   Федерации,   а   также
   техническое  и  материальное  обеспечение   деятельности   системы
   экологического мониторинга;
       обеспечение достоверности     и     сопоставимости      данных
   экологического  мониторинга  по  отдельным  отраслям  экономики  и
   регионам страны;
       совершенствование системы учета и контроля ядерных материалов,
   радиоактивных веществ и отходов;
       проведение работ по выявлению зон экологического бедствия;
       выявление и  обозначение   на   местности   всех   территорий,
   подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению в масштабах,
   представляющих опасность для окружающей среды и населения;
       инвентаризация экологически опасных производств,  сооружений и
   захоронений  отходов;  оценка  риска  возникновения   чрезвычайных
   экологических ситуаций и путей их предотвращения;
       формирование и ведение кадастров экологически опасных объектов
   на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;
       инвентаризация территории для выявления и  специальной  охраны
   земель,    пригодных    для   производства   экологически   чистой
   сельскохозяйственной продукции, водных объектов со стратегическими
   запасами  питьевой воды,  природных комплексов,  выполняющих особо
   важные средообразующие функции и обладающих особым рекреационно  -
   оздоровительным значением;
       формирование системы   государственных   кадастров   природных
   ресурсов,  особо  охраняемых  природных  территорий  и  территорий
   традиционного природопользования;
       обеспечение открытости информации о состоянии окружающей среды
   и возможных экологических угрозах;  бесплатный  доступ  граждан  к
   информации в сфере экологии, жизненно важной для их безопасности;
       информационное обеспечение учета  результатов  государственной
   экологической  экспертизы  всех  проектов,  программ  и  объектов,
   подлежащих обязательной экологической экспертизе.
   
                          Научное обеспечение
   
       Основными задачами  научного  обеспечения   в   сфере   защиты
   окружающей среды являются развитие научных знаний об экологических
   основах  устойчивого  развития,  выявление   новых   экологических
   рисков,   порождаемых   развитием  общества,  а  также  природными
   процессами и явлениями.
       Для этого необходимы:
       формирование теоретических и технологических основ перехода  к
   устойчивому развитию Российской Федерации;
       разработка экологической составляющей стратегического прогноза
   развития России;
       исследование возможного глобального и регионального  изменения
   климата и его последствий для природной среды;
       исследование биологических   систем   и   их   средообразующих
   функций, определение пределов устойчивости и экологической емкости
   природных систем;
       разработка экологически   эффективных   и   ресурсосберегающих
   технологий,  производств,  видов сырья,  материалов,  продукции  и
   оборудования, в том числе в сельском хозяйстве;
       разработка научных  принципов   и   технологий   использования
   возобновляемых биологических ресурсов (лесных, водных, охотничье -
   промысловых,  лекарственных и др.),  обеспечивающих их  устойчивое
   воспроизводство;
       разработка принципов   использования   атмосферного    воздуха
   (воздушных ресурсов) в целях сохранения окружающей среды;
       разработка эффективных   методов   сохранения   биологического
   разнообразия,  включая  развитие  сети  особо охраняемых природных
   территорий,  сохранение и восстановление  редких  и  ценных  видов
   животных и растений, а также природных сообществ и систем;
       анализ распространения  чужеродных  и  генетически  измененных
   видов   живых  организмов  и  разработка  соответствующих  методов
   контроля и снижения негативных последствий этих процессов;
       разработка методологии   и  методов  эколого  -  экономической
   оценки,  в том числе определение стоимости  природных  объектов  с
   учетом их средообразующей функции,  для использования при принятии
   решений в различных отраслях экономики Российской Федерации;
       создание основ   определения   экологических  рисков  в  целях
   создания системы управления качеством природной среды;
       разработка средств   и  методов  предупреждения  и  ликвидации
   загрязнений,  реабилитации окружающей среды и  утилизации  опасных
   отходов;
       изучение связи  между  заболеваниями   людей   и   изменениями
   качества окружающей среды;
       разработка и  развитие  современных   методов   экологического
   мониторинга,   а   также   информационных   технологий   в   целях
   государственного управления в области природопользования и  охраны
   окружающей среды.
   
                Экологическое образование и просвещение
   
       Основной задачей    в   этих   областях   является   повышение
   экологической  культуры  населения,  образовательного   уровня   и
   профессиональных навыков и знаний в области экологии.
       Для этого необходимы:
       создание государственных     и     негосударственных    систем
   непрерывного экологического образования и просвещения;
       включение вопросов экологии, рационального природопользования,
   охраны  окружающей  среды  и   устойчивого   развития   Российской
   Федерации   в  учебные  планы  на  всех  уровнях  образовательного
   процесса;
       усиление роли     социальных     и    гуманитарных    аспектов
   экологического   образования   и   эколого   -    просветительской
   деятельности;
       подготовка и переподготовка в области экологии  педагогических
   кадров  для  всех  уровней системы обязательного и дополнительного
   образования и просвещения,  в том числе  по  вопросам  устойчивого
   развития Российской Федерации;
       включение вопросов   формирования   экологической    культуры,
   экологического  образования  и  просвещения в федеральные целевые,
   региональные и местные программы развития территорий;
       государственная поддержка  деятельности  системы образования и
   просвещения,   осуществляющих    экологическое    просвещение    и
   образование;
       разработка стандартов    образования,    ориентированных    на
   разъяснение вопросов устойчивого развития Российской Федерации;
       развитие системы подготовки  в  области  экологии  руководящих
   работников различных сфер производства,  экономики и управления, а
   также повышения квалификации специалистов  природоохранных  служб,
   правоохранительных и судебных органов;
       повышение информированности   деловых   кругов   по   вопросам
   законодательства в области охраны окружающей среды,  рационального
   природопользования,  устойчивого развития Российской Федерации,  а
   также  обучение  их  методам  управления  с  учетом экологического
   фактора;
       поддержка и  публикация  материалов  по  вопросам  экологии  в
   средствах массовой информации.
   
         Развитие гражданского общества как условие реализации
              государственной политики в области экологии
   
       Основной задачей   в  этой  области  является  государственное
   содействие экологизации гражданского общества.
       Для этого необходимы:
       совершенствование законодательства   для   создания   правовых
   условий, позволяющих гражданам участвовать в принятии и реализации
   экологически  значимых  решений,  в  том  числе  путем  проведения
   опросов,   общественных   слушаний,   общественных   экспертиз   и
   референдумов;
       обеспечение возможности прохождения альтернативной гражданской
   службы на объектах и в структурах,  реализующих политику в области
   экологии;
       поддержка экологических      общественных      движений      и
   благотворительной деятельности;
       создание условий  для  поддержания  и  развития  традиционного
   экологически    сбалансированного    природопользования   коренных
   малочисленных народов;
       совершенствование законодательства     в     целях    развития
   общественного экологического контроля,  в том  числе  общественных
   инспекций.
   
                Региональная политика в области экологии
   
       Основными задачами  в  этой  области   являются   экологически
   обоснованное  размещение  хозяйственных  и  жилищно - коммунальных
   объектов и максимальное  использование  возможностей  и  специфики
   субъектов Российской Федерации для устойчивого развития страны.
       Для этого необходимы:
       внедрение природно - ландшафтного,  в том числе  бассейнового,
   принципа управления природными комплексами;
       концентрация имеющихся  и  создаваемых  производств   на   уже
   трансформированных землях и в районах с развитой инфраструктурой;
       резервирование на основе эколого - экономического обоснования,
   в   том   числе   исключение   из   хозяйственного  использования,
   территорий,  еще не освоенных или  мало  затронутых  хозяйственной
   деятельностью,  либо  непревышение экологической емкости природных
   систем при освоении этих территорий;
       учет задач  по  сохранению  целостности природных комплексов в
   процессе территориального планирования;
       расширение практики использования местных природных,  сырьевых
   и  энергетических   ресурсов   на   основе   экологически   чистых
   технологий;
       обеспечение приоритетного   участия   коренных   малочисленных
   народов  в  выборе  стратегии развития территорий,  на которых они
   традиционно проживают.
   
                      Международное сотрудничество
   
       Основной задачей в этой области является реализация  интересов
   Российской   Федерации   путем  участия  в  решении  глобальных  и
   региональных экологических проблем и регулировании глобализации  в
   интересах устойчивого развития мирового сообщества.
       Для этого необходимы:
       участие Российской  Федерации  в  консолидации усилий мирового
   сообщества  по  сохранению  окружающей  среды,  в  том   числе   в
   разработке и выполнении международных договоров по ее охране;
       содействие экологизации положений  действующих  и  планируемых
   международных договоров;
       активное участие в международных экологических организациях, в
   том числе входящих в систему Организации Объединенных Наций;
       обеспечение обязательной     государственной     экологической
   экспертизы и экологического контроля всех международных программ и
   проектов, реализуемых на территории России;
       упреждающее воздействие    на   процесс   глобализации   путем
   активного   участия   Российской   Федерации    в    международных
   переговорах,    касающихся   использования   природных   ресурсов,
   трансграничного перемещения технологий, товаров и услуг, способных
   нанести экологический ущерб населению и природной среде.
   
         РЕАЛИЗАЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ДОКТРИНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
       Реализация положений    настоящего    документа   предполагает
   разработку  планов  действий  на   федеральном,   региональном   и
   отраслевом   уровнях,   а   также   разработку  и  реализацию  мер
   государственной  поддержки  и   регулирования   в   сфере   охраны
   окружающей среды и рационального природопользования. Конкретизация
   положений настоящего документа применительно  к  отдельным  сферам
   деятельности  общества  и  государства  и  особенностям проведения
   государственной политики в области экологии по различным субъектам
   Российской   Федерации  может  быть  осуществлена  при  разработке
   программ  развития  субъектов  Российской  Федерации  и   отраслей
   экономики.
   
   


<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Сайт управляется системой uCoz