МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
ПИСЬМО
от 28 августа 2002 г. N 02-5-11/190-АБ939
О ЛЬГОТЕ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ
НА ФИНАНСИРОВАНИЕ КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам по
вопросу применения льготы по налогу на прибыль сообщает следующее.
Порядок предоставления льготы при направлении прибыли на
финансирование капитальных вложений установлен подпунктом "а"
пункта 1 статьи 6 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-1
"О налоге на прибыль предприятий и организаций" (с учетом
изменений и дополнений), а также подпунктом 4.1.1 Инструкции
Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от
15.06.2000 N 62 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на
прибыль предприятий и организаций".
При этом вышеуказанная льгота может быть предоставлена при
фактически произведенных (оплаченных) затратах и расходах за счет
прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.
Указанная норма является одним из условий предоставления
данной льготы.
Налоговое законодательство не содержит понятия "прибыль,
остающаяся в распоряжении предприятия", поэтому на основании
статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации могут быть
использованы понятия, установленные нормативными актами в области
бухгалтерского учета.
В соответствии с пунктами 49 и 93 Методических рекомендаций о
порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности
организации, утвержденных Приказом Минфина России от 28.06.2000
N 60н, величина показателя прибыли, оставшейся в распоряжении
предприятия, совпадает с суммой нераспределенной прибыли, то есть
прибыли до ее распределения по фондам в соответствии с
законодательством Российской Федерации, а также по фондам и
резервам, образуемым организацией согласно установленному
учредительными документами порядку.
В течение отчетного года показатель нераспределенной прибыли
отчетного периода исчисляется в сумме нетто как разница между
выявленным на основании бухгалтерского учета финансовым
результатом за отчетный период и причитающейся к уплате суммой
налогов и иных аналогичных обязательных платежей в соответствии с
законодательством Российской Федерации, включая санкции за
несоблюдение правил налогообложения (в том числе по расчетам с
государственными внебюджетными фондами), за счет прибыли. При этом
финансовый результат определяется на основании всех операций
организации и оценки статей бухгалтерского баланса в соответствии
с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской
отчетности в Российской Федерации (пункт 49 Методических
рекомендаций).
На основании вышеизложенного средствами организации,
остающимися в ее распоряжении после уплаты налога на прибыль,
следует считать средства, полученные как разность между конечным
финансовым результатом, определяемым в соответствии с Положением
по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в
Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина России от
29.07.98 N 34н, и суммой налога на прибыль и иных аналогичных
платежей, отраженных в налоговых декларациях и других документах.
Максимальный размер льготы на капитальные вложения, которую
может получить организация исходя из условия ограничения льготы
суммой выявленной в отчетном периоде балансовой прибыли, может
быть определен по следующей формуле:
сумма льготы = (БП - СтН х ПН) : (1 - СтН),
где:
БП - балансовая прибыль без учета налога на прибыль;
СтН - ставка налога в долях от единицы (ставка налога в
процентах, деленная на 100 процентов);
ПН - размер налогооблагаемой прибыли без учета суммы льготы.
Например, если размер балансовой прибыли без учета налога на
прибыль у организации составит 91,5 тыс. руб., а налогооблагаемой
прибыли без учета суммы льготы (с учетом корректировок) - 150 тыс.
руб., то при ставке налога на прибыль 35% максимальная сумма
льготы может составить 60 тыс. руб. (91,5 тыс. руб. - 35% : 100% х
150 тыс. руб.) : (1 - 35% : 100%). В таком случае сумма налога
на прибыль, исчисленная с учетом льготы, будет равна 31,5 тыс.
руб. (150 тыс. руб. - 60 тыс. руб.) х (35% : 100%), а сумма
нераспределенной прибыли после уплаты налога на прибыль - 60 тыс.
руб. (91,5 тыс. руб. - 31,5 тыс. руб.).
При этом для определения фактической суммы льготы необходимо
учесть все остальные ограничения по условиям предоставления данной
льготы. Таким образом, фактическая сумма льготы принимается в
размере минимального значения из величин:
- суммы, исчисленной по приведенной выше формуле;
- суммы, равной половине величины налогооблагаемой прибыли без
учета рассматриваемой льготы;
- суммы, равной сумме фактических затрат минус сумма
начисленного в отчетном периоде износа.
Кроме того, в случае если организация использует остающуюся в
ее распоряжении прибыль на иные цели (покрытие убытков, социальные
выплаты и т.п.), то это обстоятельство должно быть учтено при
решении вопроса о возможной сумме рассматриваемой льготы.
В таком случае при применении формулы для расчета максимально
возможной суммы льготы на капитальные вложения исходя из условия
несения этих расходов за счет нераспределенной прибыли
организации, показатель балансовой прибыли (БП) должен быть
уменьшен на сумму признанных (отраженных в учете) понесенными за
счет данного источника расходов в иных направлениях.
Главный государственный
советник налоговой службы
В.ГУСЕВ
|