ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 августа 2002 года
Дело N 92-Г02-16
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Нечаева В.И.,
судей Потапенко С.В.,
Василевской В.П.
рассмотрела в судебном заседании от 27 августа 2002 г.
кассационный протест прокурора Республики Тыва на решение
Верховного Суда Республики Тыва от 5 июня 2002 г. по делу о
признании Закона Республики "О финансовых основах местного
самоуправления в Республике Тыва" частично противоречащим
федеральному законодательству.
Заслушав доклад судьи Василевской В.П. и заключение прокурора
Власовой Т.А., поддержавшей протест и полагавшей, что решение суда
подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об
удовлетворении заявления прокурора, Судебная коллегия
установила:
заместитель Генерального прокурора Российской Федерации
обратился в суд с заявлением о признании противоречащими
федеральному законодательству ст. 1; подпункта 5 пункта 3 ст. 8;
абзаца 3 пункта 5 ст. 8; пункта 5 ст. 11; пункта 3 ст. 12; пункта
5 ст. 14; подпункта 1 пункта 3 ст. 15; пункта 2 ст. 16, а также
последнего предложения пункта 3 ст. 16 Закона Республики Тыва от
09.11.2001 "О финансовых основах местного самоуправления в
Республике Тыва".
Решением Верховного Суда Республики Тыва от 5 июня 2002 г.
заявленные требования удовлетворены за исключением признания
противоречащим федеральному законодательству последнего
предложения пункта 3 ст. 16, наделяющего органы Управления
федерального казначейства Министерства финансов Российской
Федерации по Республике Тыва обязанностью заключать с органами
местного самоуправления соглашения об исполнении местных бюджетов
по доходам и расходам.
В кассационном протесте, внесенном прокурором Республики Тыва,
поставлен вопрос об отмене решения в неудовлетворенной части
заявления ввиду неправильного применения норм материального права
и вынесении по делу нового решения об удовлетворении заявления в
указанной части.
Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации, обсудив
доводы кассационного протеста, находит его подлежащим
удовлетворению по следующим основаниям.
Отказывая прокурору в удовлетворении заявления о признании
противоречащим федеральному законодательству последнего
предложения пункта 3 ст. 16 оспариваемого Закона Республики, суд
исходил из положения пункта 4 ст. 14 ФЗ от 25.09.97 "О финансовых
основах местного самоуправления в Российской Федерации", которой
территориальные органы федерального казначейства не вправе
отказывать органам местного самоуправления в заключении названных
соглашений.
Между тем данный вывод является ошибочным, так как основан на
неправильном применении и толковании норм материального права.
Пункт 3 ст. 16 Закона Республики "О финансовых основах местного
самоуправления в Республике Тыва" регулирует правоотношения,
связанные с исполнением местных бюджетов по доходам и расходам,
которые в силу ст. ст. 1, 2 Бюджетного кодекса Российской
Федерации, введенного в действие с 1 января 2001 г., относятся к
числу бюджетных правоотношений; принимаемые по ним нормативно-
правовые акты субъектов Российской Федерации не могут
противоречить данному Кодексу.
Как видно из ст. 168 Бюджетного кодекса РФ, исполнение бюджетов
субъектов Российской Федерации и местных бюджетов органами
федерального казначейства на основании соглашений является их
правом, а не обязанностью, как это установлено оспариваемой нормой
Закона Республики.
Возлагая на федеральные органы обязанность по исполнению
местных бюджетов по доходам и расходам, законодательный орган
Республики Тыва превысил свои полномочия, в связи с чем на
основании ч. 2 ст. 2 Бюджетного кодекса РФ установленная им
законодательная норма подлежала признанию недействующей и не
влекущей правовых последствий со дня ее издания (п. 1
Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 8 от 24.04.2002 "О
внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Пленума
Верховного Суда Российской Федерации").
Ссылка суда на п. 4 ст. 14 ФЗ "О финансовых основах местного
самоуправления в Российской Федерации", обязывающей
территориальные органы федерального казначейства заключать с
органами местного самоуправления соглашения по исполнению местных
бюджетов, является несостоятельной, так как это положение
противоречит положениям Бюджетного кодекса и ст. 2 ФЗ "О введении
в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации", признавшей
утратившей силу ст. 1 ФЗ "О финансовых основах местного
самоуправления в РФ".
Таким образом, решение суда в опротестованной прокурором части
является незаконным и подлежит отмене с вынесением нового решения
об удовлетворении заявления прокурора, поскольку судом допущена
ошибка в применении норм материального права и дополнительного
исследования обстоятельств по делу не требуется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 311, п. 4 ст. 305
ГПК РСФСР, Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Верховного Суда Республики Тыва от 5 июня 2002 г. в
части отказа заместителю Генерального прокурора Российской
Федерации в удовлетворении заявления о признании противоречащим
федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим
применению последнего предложения пункта 3 ст. 16 Закона
Республики Тыва от 9 ноября 2001 г. N 1202 "О финансовых основах
местного самоуправления в Республике Тыва" отменить и вынести по
делу в этой части новое решение, которым: заявление прокурора
удовлетворить. Признать последнее предложение пункта 3 ст. 16
Закона Республики Тыва от 9 ноября 2001 г. N 1202 "О финансовых
основах местного самоуправления в Республике Тыва" - "органы
Управления федерального казначейства Министерства финансов
Российской Федерации по Республике Тыва не вправе отказывать
органам местного самоуправления в заключении таких соглашений" -
противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не
влекущим правовых последствий со дня его издания и с последующим
сообщением об этом в средствах массовой информации, в которых был
опубликован данный Закон.
В остальной части решение оставить без изменения.
|