Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 23.08.2002 N 48-Г02-10 ЗАЯВЛЕНИЕ О ПРИЗНАНИИ ПРОТИВОРЕЧАЩИМИ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ И НЕДЕЙСТВУЮЩИМИ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ АДМИНИСТРАЦИИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ, ПРЕДУСМАТРИВАЮЩИХ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРАВ ВЕТЕРАНОВ ТРУДА ПРИ НАЛИЧИИ УДОСТОВЕРЕНИЯ ВЕТЕРАНА ТРУДА, ПЕНСИОННОГО УДОСТОВЕРЕНИЯ И ЛИЧНОГО ДОКУМЕНТА ПАСПОРТА, УДОВЛЕТВОРЕНО, ПОСКОЛЬКУ ОСПАРИВАЕМЫЕ АКТЫ НАРУШАЮТ, А ТАКЖЕ...

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад

                                
                  ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                              ОПРЕДЕЛЕНИЕ
                        от 23 августа 2002 года
   
                                                      Дело N 48-Г02-10
   
       Судебная   коллегия  по  гражданским  делам   Верховного   Суда
   Российской Федерации в составе:
   
       председательствующего                            Нечаева В.И.,
       судей                                          Потапенко С.В.,
                                                     Василевской В.П.
   
       рассмотрела  в  судебном  заседании  от  23  августа  2002   г.
   кассационную жалобу М. на решение Челябинского областного  суда  от
   14  мая  2002  г.  по  делу  о признании нормативно-правовых  актов
   губернатора    Челябинской    области   частично    противоречащими
   федеральному законодательству.
       Заслушав доклад судьи Василевской, Судебная коллегия
   
                              установила:
   
       постановлением губернатора Челябинской области N 67 от 02.02.98
   "О  предоставлении  льгот  по  оплате жилья  и  коммунальных  услуг
   ветеранам,  проживающим  на  территории  Челябинской  области"   (с
   изменениями    от   17.09.98   и   22.01.01)   утвержден    порядок
   предоставления   льгот  по  оплате  жилья  и   коммунальных   услуг
   ветеранам  и членам их семей - Приложение N 1 и перечень  категорий
   ветеранов,  имеющих  на  них право, -  Приложение  N  1  к  данному
   "Порядку",  согласно которым ветеранам труда указанные выше  льготы
   предоставляются  по предъявлении удостоверения  ветеранов  труда  и
   пенсионного   удостоверения   или   пенсионного   удостоверения   с
   внесенной отметкой "Ветеран труда" и паспорта.
       Аналогичный  порядок реализации льгот ветеранов труда  в  части
   пользования   городским  транспортом  установлен   и   Приложением,
   утвержденным   постановлением  губернатора   области   N   487   от
   29.12.2000 "О мерах по реализации прав граждан, имеющих  льготы  на
   проезд  в  транспорте общего пользования на территории  Челябинской
   области" (с изменениями на 21.12.01).
       М.  обратилась в суд с заявлением о признании нормативных актов
   в  указанной части незаконными, поскольку установленный ими порядок
   реализации   прав  и  льгот  ветеранов  труда  путем   предъявления
   пенсионного удостоверения и паспорта помимо установленного  единого
   образца    удостоверения   "Ветеран   труда"    не    соответствует
   федеральному   законодательству,  нарушает  ее   права   и   других
   ветеранов   труда   на  своевременную  реализацию   предоставленных
   законом  льгот  со  дня достижения пенсионного  возраста  и,  кроме
   того,  ограничивает  возможности  по  их  использованию,  поскольку
   одновременное   ношение   с   собой  всех   личных   документов   -
   удостоверения   "Ветерана  труда",  пенсионного   удостоверения   и
   паспорта не только обременительно и небезопасно.
       Решением  Челябинского областного суда от  14  мая  2002  г.  в
   удовлетворении заявления отказано.
       Оспаривая законность решения, М. в кассационной жалобе просит о
   его  отмене  по  тем  же основаниям и ссылается на  неправомерность
   использования   судом  при  вынесении  решения  нормативно-правовых
   актов, утративших силу.
       Судебная   коллегия   Верховного  Суда  Российской   Федерации,
   проверив  материалы  дела  и  обсудив доводы  кассационной  жалобы,
   находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
       Как видно из заявления, объяснений М. и кассационной жалобы, ее
   требования  сводились  к  двум вопросам: с  какого  времени  должна
   осуществляться  реализация  прав и льгот  ветеранов,  установленных
   Федеральным  законом  "О  ветеранах",  и  при  предъявлении   каких
   документов.
       Согласно   выводу  суда  право  на  указанные  в   оспариваемых
   нормативно-правовых  актах губернатора области  льготы  у  ветерана
   труда   возникает   при   наличии  двух   дополнительных   условий:
   достижения  пенсионного  возраста  и  факта  установления   пенсии,
   подтвержденного  пенсионным удостоверением, предъявлением  которого
   и  других  личных  документов  права и  интересы  заявительницы  не
   нарушаются,  соответствующих  доказательств  на  этот  счет  ею  не
   представлено.
       В  подтверждение данного вывода суд сослался на  п.  2  ст.  22
   Федерального  закона "О ветеранах", а также Указ Президента  РФ  от
   07.05.95 N 471 "Об утверждении порядка и условий присвоения  звания
   "Ветеран  труда"  и  ст.  47  Порядка предоставления  и  оформления
   документов для назначения пенсий, утвержденного совместным  письмом
   Министерства  труда  РФ  и  Министерства социальной  защиты  РФ  от
   13.08.92,  которые хотя и утратили свою силу, но, по  мнению  суда,
   на практике продолжают действовать.
       Указанные  доводы  суда  Судебная коллегия  находит  ошибочными
   ввиду  неправильного  применения и  толкования  норм  материального
   права.
       В  соответствии  со ст. 7 Федерального закона  от  12.01.95  "О
   ветеранах" в редакции ФЗ от 02.01.2000 и с изменениями от  08.08.01
   ветеранами  труда являются лица, награжденные орденами и  медалями,
   либо  удостоенные  почетных званий СССР или  Российской  Федерации,
   либо  награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие
   стаж,  необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу
   лет.
       Такой же порядок присвоения звания "Ветеран труда" предусмотрен
   и  Положением, утвержденным Указом Президента Российской  Федерации
   N  1270  от  25.09.99,  при  этом лицу, которому  присвоено  звание
   "Ветеран   труда"  органом  социальной  защиты  населения  выдается
   удостоверение   ветерана   труда,  являющееся   в   силу   ст.   28
   Федерального  закона  "О ветеранах" основанием  для  предоставления
   прав  и льгот, установленных этим Законом: "Реализация прав и льгот
   ветеранов осуществляется по предъявлении ими удостоверений  единого
   образца, установленного для каждой категории ветеранов".
       Следовательно,    удостоверение   "Ветеран   труда"    является
   документом,  подтверждающим  права и  льготы  лиц,  получивших  эти
   удостоверения,  которые должны предоставляться с момента  обращения
   данной  категории  лиц  за  их получением  с  предъявлением  данных
   удостоверений,  и  представления каких-либо  других  дополнительных
   документов не требуется.
       Действительно,  п. 2 ст. 22 Федерального закона  "О  ветеранах"
   содержит  ссылку на то, что лицам, имеющим звание "Ветеран  труда",
   права и льготы предоставляются "после установления (назначения)  им
   пенсий",  однако  сама  по  себе эта фраза  не  может  трактоваться
   буквально,  поскольку статья 22 Закона, исходя из ее названия  и  в
   силу  ст.  13  Закона, устанавливает меры социальной защиты,  а  не
   правоотношения, связанные с реализацией установленных законом  прав
   и  льгот.  Такой нормой закона названа ст. 28 и поскольку  является
   специальной,   имеет  прерогативу  по  сравнению  с   другими   его
   положениями, в том числе и п. 2 ст. 22 Закона.
       Более  того, как п. 2 ст. 22, так и другие ее пункты наряду  со
   словосочетанием   -   "после  установления   (назначения)   пенсии"
   предусматривают  возможность предоставления льгот и  по  достижении
   возраста  без  указания при этом каких-либо различий в  определении
   момента  наступления  реализации прав и  льгот  и  согласно  ст.  7
   Закона  критерии  присвоения звания "Ветеран труда"  для  всех  лиц
   данной    категории    ветеранов    установлены    одни:    наличие
   соответствующих  наград  и необходимого для  назначения  пенсии  по
   старости или за выслугу лет.
       Поэтому с трактовкой суда о праве ветеранов труда, в том  числе
   и  заявительницы,  на  реализацию льгот только  после  установления
   (назначения)  им пенсии, подтвержденного пенсионным удостоверением,
   с  учетом изложенного согласиться нельзя, поскольку факт достижения
   ветераном  труда пенсионного возраста, дающего право на  реализацию
   льгот,  факт  назначения  (установления) пенсии  и  дата  получения
   пенсионного  удостоверения  не  могут  совпадать  по   времени   и,
   следовательно, при таком подходе реализация ветераном прав и  льгот
   будет   зависеть   от   воли  органов,  осуществляющих   пенсионное
   обеспечение,   и  расторопности  их  чиновников,  что  противоречит
   названному  Закону,  целью  которого  является  социальная   защита
   ветеранов,  создание  им  условий, обеспечивающих  экономическое  и
   моральное  благополучие и обеспечивающих им достойную жизнь,  почет
   и уважение (ст. 13).
       Реализация   льгот  ветеранов  труда  не  может   зависеть   от
   фактического  назначения им пенсии еще и потому, что в соответствии
   с  п.  3  ст.  4 Федерального закона РФ от 17.12.2001  "О  трудовых
   пенсиях  в  Российской Федерации" обращение за  назначением  пенсии
   является правом, а не обязанностью и может осуществляться  в  любое
   время  после  возникновения  права на трудовую  пенсию,  тогда  как
   предусмотренные   ФЗ  "О  ветеранах"  льготы  гарантируются   самим
   Законом   и  реализуются  при  предъявлении  лишь  соответствующего
   удостоверения (ст. 28).
       То обстоятельство, что Правительство Российской Федерации после
   утраты  ранее действовавшего порядка пользования правами и льготами
   не   разработало  новый,  не  может  служить  препятствием   к   их
   реализации  или ограничению пользования ими, поскольку  федеральным
   законом  это  не  предусмотрено  и  его  действие  в  установленном
   законом порядке не приостанавливалось.
       Более  того,  согласно  действующей  Инструкции  "О  порядке  и
   условиях  реализации  прав и льгот ветеранов Великой  Отечественной
   войны,   ветеранов   боевых  действий,  иных   категорий   граждан,
   установленных  Законом  "О ветеранах", утвержденной  постановлением
   Министерства  труда и социального развития Российской  Федерации  N
   69  от  11.10.2000, основанием для предоставления права  на  льготы
   является  соответствующее  удостоверение  с  отметкой  о  праве  на
   льготы,  установленные  конкретной нормой  Федерального  закона  "О
   ветеранах".  В  связи с тем, что регулируемые данной Инструкцией  в
   этой   части   правоотношения   являются   сходными   со   спорными
   отношениями,  суду следовало на основании ч. 4  ст.  10  ГПК  РСФСР
   применить   к   ним  аналогию  закона.  Сделанная  в  удостоверении
   ветерана  труда органами социального обеспечения при достижении  им
   пенсионного  возраста  отметка  о праве  на  льготы  обеспечила  бы
   ветеранам    труда   наряду   с   другими   категориями   ветеранов
   своевременную  и  полную  защиту  их  социальных  прав,   льгот   и
   охраняемых  законом интересов, возникаемых и подлежащих  защите  со
   дня  обращения ветерана труда в органы социальной защиты по вопросу
   их реализации.
       Оспариваемые   М.   нормативные  правовые  акты   администрации
   области,  предусматривающие реализацию  прав  ветеранов  труда  при
   наличии  удостоверения ветерана труда, пенсионного удостоверения  и
   личного  документа  -  паспорта, изданы по  существу  на  основании
   утратившего  силу Указа Президента Российской Федерации  N  471  от
   07.05.95  "Об  утверждении  порядка  и  условий  присвоения  звания
   "Ветеран   труда"   и   нарушают,  а   также   ограничивают   права
   заявительницы  и других ветеранов труда на своевременное  и  полное
   получение прав и льгот, гарантированных Федеральным законом.
       Являясь  согласно выданному ей 26.11.97 удостоверению ветераном
   труда,   она   при   достижении   21.02.02   пенсионного   возраста
   установленных  Федеральным законом прав и льгот при  оплате  жилья,
   коммунальных  услуг  и пользовании транспортом  не  получила  ввиду
   отсутствия  пенсионного удостоверения. Такая  возможность  ей  была
   предоставлена  лишь  через  3  месяца  и  20  дней   после   выдачи
   пенсионного   удостоверения   и   первоначального   обращения    за
   назначением   пенсии.   Указанные   обстоятельства   подтверждаются
   приобщенными  к делу многочисленными заявлениями и  жалобами  М.  в
   различные  органы  по поводу незаконности отказа  ей  в  реализации
   прав  и  льгот  ветерана  труда,  что  с  учетом  изложенного  выше
   опровергает довод суда о недоказанности заявленных ею требований  и
   несоздания   оспариваемыми  нормативными   актами   препятствий   к
   реализации прав и льгот ветерана труда (л.д. 12 - 22).
       Тот  факт, что впоследствии льготы были восстановлены, на право
   требования  о признании нормативных актов администрации незаконными
   не  влияет,  поскольку  их  действие  носит  длящийся  характер   и
   необходимость  одновременного предъявления  удостоверения  ветерана
   труда,  пенсионного удостоверения, а в некоторых случаях и паспорта
   по-прежнему осталась, и на эти обстоятельства М. ссылается в  своих
   заявлениях (л.д. 5 - 4, 15 - 16, 12 - 22).
       При  таком положении вывод суда об отсутствии нарушений ее прав
   и  льгот оспариваемыми нормативными актами не основан на материалах
   дела и противоречит закону.
       О    нарушении   нормативными   актами   губернатора    области
   установленных  Федеральным законом прав  и  льгот  ветеранов  труда
   свидетельствует  и попытка администрации области, органов  местного
   самоуправления,   управления   социальной   защиты   населения    и
   управления Пенсионного фонда защитить в отдельных случаях  права  и
   льготы  ветеранов  труда области, достигших  пенсионного  возраста,
   путем   выдачи  им  справок  и  расписок  -  уведомлении  о  приеме
   документов для назначения пенсии, но судом эти факты расценены  как
   частные  случаи,  носящие временный характер и не свидетельствующие
   о  незаконности установленного в области порядка реализации прав  и
   льгот ветеранов труда.
       Таким  образом,  решение  суда постановлено  в  нарушение  норм
   материального  права  -  Федерального закона  "О  ветеранах"  и  не
   соответствует  его  п.  4  ст.  11,  согласно  которому  законы   и
   нормативные  акты  как Российской Федерации, так  и  ее  субъектов,
   ограничивающие  права  и  льготы,  предусмотренные  для   ветеранов
   настоящим Федеральным законом, являются недействительными.
       При таком положении и на основании п. п. 3 и 4 ст. 306, ст. 307
   ГПК  РСФСР решение суда подлежит отмене с вынесением по делу нового
   решения  об  удовлетворении заявленных М. требований  без  передачи
   дела  на новое рассмотрение, поскольку дополнительного исследования
   материалов дела не требуется.
       На  основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 294, 311, п.
   4  ст.  305 ГПК РСФСР, Судебная коллегия Верховного Суда Российской
   Федерации
   
                              определила:
   
       решение Челябинского областного суда от 14 мая 2002 г. отменить
   и   вынести   по   делу   новое  решение,  которым   заявление   М.
   удовлетворить;   признать  колонку  2  п.   8   Перечня   категорий
   ветеранов,  имеющих  право  на льготы  с  50-процентной  скидкой  в
   оплате  жилья  и  коммунальных услуг в соответствии  с  Федеральным
   законом "О ветеранах" и действующими нормативными правовыми  актами
   Союза   ССР,  определенными  статьей  11  Федерального  закона   "О
   ветеранах",  и  условий  предоставления льгот  "Приложения  N  1  к
   Порядку  предоставления льгот по оплате жилья и коммунальных  услуг
   ветеранам   и   членам  их  семей",  утвержденного   постановлением
   губернатора   Челябинской   области   от   02.02.1998   N   67   "О
   предоставлении   льгот  по  оплате  жилья  и   коммунальных   услуг
   ветеранам,  проживающим  на  территории  Челябинской  области"   (с
   изменениями  от  17.09.98  и  22.01.2001),  и  колонку  4   п.   10
   "Приложения  категории  граждан,  пользующихся  правом  бесплатного
   проезда  в городском транспорте общего пользования" к постановлению
   губернатора  Челябинской области N 487 от 29.12.2001  "О  мерах  по
   реализации  прав  граждан, имеющих льготы на  проезд  в  транспорте
   общего   пользования   на   территории  Челябинской   области"   (с
   изменениями   на   21.12.2001)   -   противоречащими   федеральному
   законодательству  и  недействующими со  дня  вступления  решения  в
   законную силу.
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Сайт управляется системой uCoz