ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 августа 2002 года
Дело N 48-Г02-10
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Нечаева В.И.,
судей Потапенко С.В.,
Василевской В.П.
рассмотрела в судебном заседании от 23 августа 2002 г.
кассационную жалобу М. на решение Челябинского областного суда от
14 мая 2002 г. по делу о признании нормативно-правовых актов
губернатора Челябинской области частично противоречащими
федеральному законодательству.
Заслушав доклад судьи Василевской, Судебная коллегия
установила:
постановлением губернатора Челябинской области N 67 от 02.02.98
"О предоставлении льгот по оплате жилья и коммунальных услуг
ветеранам, проживающим на территории Челябинской области" (с
изменениями от 17.09.98 и 22.01.01) утвержден порядок
предоставления льгот по оплате жилья и коммунальных услуг
ветеранам и членам их семей - Приложение N 1 и перечень категорий
ветеранов, имеющих на них право, - Приложение N 1 к данному
"Порядку", согласно которым ветеранам труда указанные выше льготы
предоставляются по предъявлении удостоверения ветеранов труда и
пенсионного удостоверения или пенсионного удостоверения с
внесенной отметкой "Ветеран труда" и паспорта.
Аналогичный порядок реализации льгот ветеранов труда в части
пользования городским транспортом установлен и Приложением,
утвержденным постановлением губернатора области N 487 от
29.12.2000 "О мерах по реализации прав граждан, имеющих льготы на
проезд в транспорте общего пользования на территории Челябинской
области" (с изменениями на 21.12.01).
М. обратилась в суд с заявлением о признании нормативных актов
в указанной части незаконными, поскольку установленный ими порядок
реализации прав и льгот ветеранов труда путем предъявления
пенсионного удостоверения и паспорта помимо установленного единого
образца удостоверения "Ветеран труда" не соответствует
федеральному законодательству, нарушает ее права и других
ветеранов труда на своевременную реализацию предоставленных
законом льгот со дня достижения пенсионного возраста и, кроме
того, ограничивает возможности по их использованию, поскольку
одновременное ношение с собой всех личных документов -
удостоверения "Ветерана труда", пенсионного удостоверения и
паспорта не только обременительно и небезопасно.
Решением Челябинского областного суда от 14 мая 2002 г. в
удовлетворении заявления отказано.
Оспаривая законность решения, М. в кассационной жалобе просит о
его отмене по тем же основаниям и ссылается на неправомерность
использования судом при вынесении решения нормативно-правовых
актов, утративших силу.
Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации,
проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы,
находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как видно из заявления, объяснений М. и кассационной жалобы, ее
требования сводились к двум вопросам: с какого времени должна
осуществляться реализация прав и льгот ветеранов, установленных
Федеральным законом "О ветеранах", и при предъявлении каких
документов.
Согласно выводу суда право на указанные в оспариваемых
нормативно-правовых актах губернатора области льготы у ветерана
труда возникает при наличии двух дополнительных условий:
достижения пенсионного возраста и факта установления пенсии,
подтвержденного пенсионным удостоверением, предъявлением которого
и других личных документов права и интересы заявительницы не
нарушаются, соответствующих доказательств на этот счет ею не
представлено.
В подтверждение данного вывода суд сослался на п. 2 ст. 22
Федерального закона "О ветеранах", а также Указ Президента РФ от
07.05.95 N 471 "Об утверждении порядка и условий присвоения звания
"Ветеран труда" и ст. 47 Порядка предоставления и оформления
документов для назначения пенсий, утвержденного совместным письмом
Министерства труда РФ и Министерства социальной защиты РФ от
13.08.92, которые хотя и утратили свою силу, но, по мнению суда,
на практике продолжают действовать.
Указанные доводы суда Судебная коллегия находит ошибочными
ввиду неправильного применения и толкования норм материального
права.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 12.01.95 "О
ветеранах" в редакции ФЗ от 02.01.2000 и с изменениями от 08.08.01
ветеранами труда являются лица, награжденные орденами и медалями,
либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации,
либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие
стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу
лет.
Такой же порядок присвоения звания "Ветеран труда" предусмотрен
и Положением, утвержденным Указом Президента Российской Федерации
N 1270 от 25.09.99, при этом лицу, которому присвоено звание
"Ветеран труда" органом социальной защиты населения выдается
удостоверение ветерана труда, являющееся в силу ст. 28
Федерального закона "О ветеранах" основанием для предоставления
прав и льгот, установленных этим Законом: "Реализация прав и льгот
ветеранов осуществляется по предъявлении ими удостоверений единого
образца, установленного для каждой категории ветеранов".
Следовательно, удостоверение "Ветеран труда" является
документом, подтверждающим права и льготы лиц, получивших эти
удостоверения, которые должны предоставляться с момента обращения
данной категории лиц за их получением с предъявлением данных
удостоверений, и представления каких-либо других дополнительных
документов не требуется.
Действительно, п. 2 ст. 22 Федерального закона "О ветеранах"
содержит ссылку на то, что лицам, имеющим звание "Ветеран труда",
права и льготы предоставляются "после установления (назначения) им
пенсий", однако сама по себе эта фраза не может трактоваться
буквально, поскольку статья 22 Закона, исходя из ее названия и в
силу ст. 13 Закона, устанавливает меры социальной защиты, а не
правоотношения, связанные с реализацией установленных законом прав
и льгот. Такой нормой закона названа ст. 28 и поскольку является
специальной, имеет прерогативу по сравнению с другими его
положениями, в том числе и п. 2 ст. 22 Закона.
Более того, как п. 2 ст. 22, так и другие ее пункты наряду со
словосочетанием - "после установления (назначения) пенсии"
предусматривают возможность предоставления льгот и по достижении
возраста без указания при этом каких-либо различий в определении
момента наступления реализации прав и льгот и согласно ст. 7
Закона критерии присвоения звания "Ветеран труда" для всех лиц
данной категории ветеранов установлены одни: наличие
соответствующих наград и необходимого для назначения пенсии по
старости или за выслугу лет.
Поэтому с трактовкой суда о праве ветеранов труда, в том числе
и заявительницы, на реализацию льгот только после установления
(назначения) им пенсии, подтвержденного пенсионным удостоверением,
с учетом изложенного согласиться нельзя, поскольку факт достижения
ветераном труда пенсионного возраста, дающего право на реализацию
льгот, факт назначения (установления) пенсии и дата получения
пенсионного удостоверения не могут совпадать по времени и,
следовательно, при таком подходе реализация ветераном прав и льгот
будет зависеть от воли органов, осуществляющих пенсионное
обеспечение, и расторопности их чиновников, что противоречит
названному Закону, целью которого является социальная защита
ветеранов, создание им условий, обеспечивающих экономическое и
моральное благополучие и обеспечивающих им достойную жизнь, почет
и уважение (ст. 13).
Реализация льгот ветеранов труда не может зависеть от
фактического назначения им пенсии еще и потому, что в соответствии
с п. 3 ст. 4 Федерального закона РФ от 17.12.2001 "О трудовых
пенсиях в Российской Федерации" обращение за назначением пенсии
является правом, а не обязанностью и может осуществляться в любое
время после возникновения права на трудовую пенсию, тогда как
предусмотренные ФЗ "О ветеранах" льготы гарантируются самим
Законом и реализуются при предъявлении лишь соответствующего
удостоверения (ст. 28).
То обстоятельство, что Правительство Российской Федерации после
утраты ранее действовавшего порядка пользования правами и льготами
не разработало новый, не может служить препятствием к их
реализации или ограничению пользования ими, поскольку федеральным
законом это не предусмотрено и его действие в установленном
законом порядке не приостанавливалось.
Более того, согласно действующей Инструкции "О порядке и
условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной
войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан,
установленных Законом "О ветеранах", утвержденной постановлением
Министерства труда и социального развития Российской Федерации N
69 от 11.10.2000, основанием для предоставления права на льготы
является соответствующее удостоверение с отметкой о праве на
льготы, установленные конкретной нормой Федерального закона "О
ветеранах". В связи с тем, что регулируемые данной Инструкцией в
этой части правоотношения являются сходными со спорными
отношениями, суду следовало на основании ч. 4 ст. 10 ГПК РСФСР
применить к ним аналогию закона. Сделанная в удостоверении
ветерана труда органами социального обеспечения при достижении им
пенсионного возраста отметка о праве на льготы обеспечила бы
ветеранам труда наряду с другими категориями ветеранов
своевременную и полную защиту их социальных прав, льгот и
охраняемых законом интересов, возникаемых и подлежащих защите со
дня обращения ветерана труда в органы социальной защиты по вопросу
их реализации.
Оспариваемые М. нормативные правовые акты администрации
области, предусматривающие реализацию прав ветеранов труда при
наличии удостоверения ветерана труда, пенсионного удостоверения и
личного документа - паспорта, изданы по существу на основании
утратившего силу Указа Президента Российской Федерации N 471 от
07.05.95 "Об утверждении порядка и условий присвоения звания
"Ветеран труда" и нарушают, а также ограничивают права
заявительницы и других ветеранов труда на своевременное и полное
получение прав и льгот, гарантированных Федеральным законом.
Являясь согласно выданному ей 26.11.97 удостоверению ветераном
труда, она при достижении 21.02.02 пенсионного возраста
установленных Федеральным законом прав и льгот при оплате жилья,
коммунальных услуг и пользовании транспортом не получила ввиду
отсутствия пенсионного удостоверения. Такая возможность ей была
предоставлена лишь через 3 месяца и 20 дней после выдачи
пенсионного удостоверения и первоначального обращения за
назначением пенсии. Указанные обстоятельства подтверждаются
приобщенными к делу многочисленными заявлениями и жалобами М. в
различные органы по поводу незаконности отказа ей в реализации
прав и льгот ветерана труда, что с учетом изложенного выше
опровергает довод суда о недоказанности заявленных ею требований и
несоздания оспариваемыми нормативными актами препятствий к
реализации прав и льгот ветерана труда (л.д. 12 - 22).
Тот факт, что впоследствии льготы были восстановлены, на право
требования о признании нормативных актов администрации незаконными
не влияет, поскольку их действие носит длящийся характер и
необходимость одновременного предъявления удостоверения ветерана
труда, пенсионного удостоверения, а в некоторых случаях и паспорта
по-прежнему осталась, и на эти обстоятельства М. ссылается в своих
заявлениях (л.д. 5 - 4, 15 - 16, 12 - 22).
При таком положении вывод суда об отсутствии нарушений ее прав
и льгот оспариваемыми нормативными актами не основан на материалах
дела и противоречит закону.
О нарушении нормативными актами губернатора области
установленных Федеральным законом прав и льгот ветеранов труда
свидетельствует и попытка администрации области, органов местного
самоуправления, управления социальной защиты населения и
управления Пенсионного фонда защитить в отдельных случаях права и
льготы ветеранов труда области, достигших пенсионного возраста,
путем выдачи им справок и расписок - уведомлении о приеме
документов для назначения пенсии, но судом эти факты расценены как
частные случаи, носящие временный характер и не свидетельствующие
о незаконности установленного в области порядка реализации прав и
льгот ветеранов труда.
Таким образом, решение суда постановлено в нарушение норм
материального права - Федерального закона "О ветеранах" и не
соответствует его п. 4 ст. 11, согласно которому законы и
нормативные акты как Российской Федерации, так и ее субъектов,
ограничивающие права и льготы, предусмотренные для ветеранов
настоящим Федеральным законом, являются недействительными.
При таком положении и на основании п. п. 3 и 4 ст. 306, ст. 307
ГПК РСФСР решение суда подлежит отмене с вынесением по делу нового
решения об удовлетворении заявленных М. требований без передачи
дела на новое рассмотрение, поскольку дополнительного исследования
материалов дела не требуется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 294, 311, п.
4 ст. 305 ГПК РСФСР, Судебная коллегия Верховного Суда Российской
Федерации
определила:
решение Челябинского областного суда от 14 мая 2002 г. отменить
и вынести по делу новое решение, которым заявление М.
удовлетворить; признать колонку 2 п. 8 Перечня категорий
ветеранов, имеющих право на льготы с 50-процентной скидкой в
оплате жилья и коммунальных услуг в соответствии с Федеральным
законом "О ветеранах" и действующими нормативными правовыми актами
Союза ССР, определенными статьей 11 Федерального закона "О
ветеранах", и условий предоставления льгот "Приложения N 1 к
Порядку предоставления льгот по оплате жилья и коммунальных услуг
ветеранам и членам их семей", утвержденного постановлением
губернатора Челябинской области от 02.02.1998 N 67 "О
предоставлении льгот по оплате жилья и коммунальных услуг
ветеранам, проживающим на территории Челябинской области" (с
изменениями от 17.09.98 и 22.01.2001), и колонку 4 п. 10
"Приложения категории граждан, пользующихся правом бесплатного
проезда в городском транспорте общего пользования" к постановлению
губернатора Челябинской области N 487 от 29.12.2001 "О мерах по
реализации прав граждан, имеющих льготы на проезд в транспорте
общего пользования на территории Челябинской области" (с
изменениями на 21.12.2001) - противоречащими федеральному
законодательству и недействующими со дня вступления решения в
законную силу.
|