ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
от 22 августа 2002 г. N 38-15-02
О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ УЧАСТИЯ
ПРОКУРОРОВ В АРБИТРАЖНОМ ПРОЦЕССЕ, СВЯЗАННЫХ
С ПРИНЯТИЕМ И ВВЕДЕНИЕМ В ДЕЙСТВИЕ АРБИТРАЖНОГО
ПРОЦЕССУАЛЬНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В связи с принятием Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации (далее - АПК РФ, или Кодекс, опубликован в
"Российской газете" и "Парламентской газете" 27 июля 2002 г.) и
введением его в действие с 1 сентября 2002 г. (за исключением
положений, для которых Федеральным законом от 24.07.2002 N 96-ФЗ
"О введении в действие Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации" установлены иные сроки и порядок введения в
действие) при организации работы по обеспечению участия прокуроров
в арбитражном процессе предлагается иметь в виду следующее.
1. Полномочия по участию в арбитражном процессе прокуроры
реализуют путем предъявления в арбитражные суды исков (заявлений),
указанных в ч. 1 ст. 52 АПК РФ. Прокурор вправе обратиться в суд:
с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов,
ненормативных правовых актов органов государственной власти
Российской Федерации, органов государственной власти субъектов
Российской Федерации, органов местного самоуправления,
затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в
сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
с иском о признании недействительными сделок, совершенных
органами государственной власти Российской Федерации, органами
государственной власти субъектов Российской Федерации, органами
местного самоуправления, государственными и муниципальными
унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также
юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля
участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской
Федерации, доля участия муниципальных образований;
с иском о применении последствий недействительности ничтожной
сделки, совершенной органами государственной власти Российской
Федерации, органами государственной власти субъектов Российской
Федерации, органами местного самоуправления, государственными и
муниципальными унитарными предприятиями, государственными
учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале
(фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля
участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных
образований.
Необходимо иметь в виду, что указанный в ч. 1 ст. 52 АПК РФ
перечень исков и заявлений расширительному толкованию не подлежит.
2. В соответствии с ч. 5 ст. 52 АПК РФ прокурор вправе
вступить в дела, указанные в ч. 1 ст. 52 АПК РФ и возбужденные по
искам (заявлениям) иных лиц, на любой стадии арбитражного процесса
(при рассмотрении дела судами первой, апелляционной и кассационной
инстанций). Вступление прокуроров в процесс, инициированный иными
лицами, имеет целью обеспечение законности. С учетом этого решение
о вступлении в дело в порядке ч. 5 ст. 52 АПК РФ должен принимать
прокурор субъекта Федерации или его заместитель как по собственной
инициативе, так и по ходатайству лиц, участвующих в деле, о чем он
направляет в арбитражный суд соответствующее заявление.
Несмотря на то, что принятие решения о вступлении в дело
прокурора непосредственно арбитражным судом в Кодексе не
предусмотрено, в случае вынесения судом соответствующего
определения следует рассматривать и этот вопрос с учетом
требований ст. 52 АПК РФ.
3. Принятые к производству арбитражными судами иски
(заявления), направленные прокурорами до введения в действие
Кодекса (до 1 сентября 2002 г.), не входящие в категорию исков
(заявлений), указанных в ч. 1 ст. 52 АПК РФ, должны
рассматриваться судами с участием прокурора в соответствии с
нормами нового Кодекса, поскольку процессуальных оснований для
прекращения производства по таким делам не имеется.
4. Согласно ст. 7 Федерального закона "О введении в действие
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" дела,
которые находятся в производстве судов общей юрисдикции и которые
в соответствии с Кодексом отнесены к подведомственности
арбитражных судов, в течение двух недель со дня введения в
действие 1 "Подведомственность" главы 4 АПК РФ (введен в
действие с 7 августа 2002 г.) с согласия истцов передаются судами
общей юрисдикции в арбитражные суды в соответствии с правилами
подсудности.
Эта норма распространяется и на дела, возбужденные по искам
прокуроров, поэтому прокуроры не вправе препятствовать передаче
дел по подведомственности.
Вопросы о передаче дел в арбитражные суды или о прекращении по
ним производства решаются судами общей юрисдикции с учетом позиции
истцов, в интересах которых прокурором предъявлены иски.
5. Дела об оспаривании нормативных правовых актов,
затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере
предпринимательской и иной экономической деятельности,
рассматриваются арбитражными судами по общим правилам искового
производства с особенностями, установленными главой 23 АПК РФ.
Прокурор в соответствии с ч. 2 ст. 192 АПК РФ вправе
обратиться в суд с заявлением о признании нормативных правовых
актов недействующими, если полагает, что такой оспариваемый акт
или отдельные его положения не соответствуют закону или иному
нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и
нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц
в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
6. Дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и
действий (бездействия) государственных органов, органов местного
самоуправления, иных органов, должностных лиц рассматриваются
арбитражными судами по общим правилам искового производства с
особенностями, установленными главой 24 АПК РФ.
Прокурор согласно ч. 2 ст. 198 АПК РФ вправе обратиться в
арбитражный суд с заявлением о признании недействительными
ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий
(бездействия) государственных органов, органов местного
самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагает, что
оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие
(бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному
правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан,
организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной
экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо
обязанности, создают иные препятствия для осуществления
предпринимательской и иной экономической деятельности.
При подготовке заявлений о признании ненормативных актов
недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными
необходимо иметь в виду, что заявление может быть подано в
арбитражный суд в течение 3-х месяцев со дня, когда гражданину,
организации стало известно о нарушении их прав и законных
интересов, если иное не установлено федеральным законом.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может
быть восстановлен судом (п. 4 ст. 198 АПК РФ).
7. Следует иметь в виду, что дела по заявлениям о признании
нормативного правового акта недействующим, а ненормативного
правового акта недействительным подведомственны арбитражным судам,
если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом отнесено
к компетенции арбитражных судов.
8. Положения главы 22 "Производство в порядке надзора" АПК РФ
1995 года действуют до 01.01.2003. До этой даты Генеральный
прокурор Российской Федерации и его заместители вправе приносить в
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации протесты
на незаконные и необоснованные судебные акты.
С 01.01.2003 пересмотр в порядке надзора вступивших в законную
силу судебных актов арбитражных судов осуществляется исключительно
Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации по заявлениям лиц,
участвующих в деле, и иных, указанных в ст. 42 АПК РФ, а также по
представлению прокурора. Право обращения в Высший Арбитражный Суд
Российской Федерации предоставлено Генеральному прокурору
Российской Федерации и его заместителям (п. 4 ст. 4 АПК РФ).
Представление о пересмотре судебных актов в порядке надзора
прокурор вправе направить только по делам, указанным в ст. 52 АПК
РФ, т.е. возбужденным по искам и заявлениям прокурора, а также по
тем делам, по которым прокурор участвовал в деле в порядке ч. 5
ст. 52 АПК РФ.
Представление в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
может быть подано в течение 3-х месяцев со дня вступления в
законную силу последнего судебного акта, принятого по делу, если
исчерпаны другие имеющиеся возможности для проверки в судебном
порядке законности указанного акта (в кассационном порядке).
С учетом указанного процессуального срока и отсутствия у
Генерального прокурора Российской Федерации и его заместителей
права истребования дела из арбитражного суда при решении вопроса о
направлении представления в Высший Арбитражный Суд Российской
Федерации прокурорам субъектов Российской Федерации необходимо
принять меры к тщательному и полному формированию надзорных
производств по своим искам и по делам с их участием с приобщением
копий документов, направленных в суд лицами, участвующими в деле,
копий судебных актов, вынесенных по этим делам арбитражным судом,
и т.д., имея в виду, что именно эти материалы будут являться
основанием для принятия решения в Генеральной прокуратуре
Российской Федерации о направлении представления в Высший
Арбитражный Суд Российской Федерации.
Предусмотренный ч. 3 ст. 292 АПК РФ 3-месячный срок подачи
представления о пересмотре в порядке надзора судебного акта,
принятого до 01.01.2003, исчисляется с 01.01.2003. Начиная с этой
даты, в Генеральную прокуратуру Российской Федерации вместе с
представлением в порядке ч. 2 ст. 36 Федерального закона "О
прокуратуре Российской Федерации" должно быть направлено надзорное
производство по делу.
В целях обобщения правоприменительной практики и формирования
единого подхода к участию прокуроров в арбитражном процессе
предложения, касающиеся их процессуального положения, прошу
направлять в Генеральную прокуратуру Российской Федерации.
Заместитель
Генерального прокурора
Российской Федерации
В.В.КОЛМОГОРОВ
|