ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 21 августа 2002 г. N ГКПИ02-960
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего - судьи Верховного Суда РФ
Редченко Ю.Д.
при секретаре - Головкиной З.С.
с участием прокурора - Масаловой Л.Ф.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по
заявлению Корковидова Артура Константиновича, Корсаковой Светланы
Михайловны и Горячевой Татьяны Васильевны о признании
недействительными пунктов 3 и 4 постановления Совета Министров
СССР "О мерах по оказанию помощи гражданам, вынужденно покинувшим
Азербайджанскую ССР и Армянскую ССР" от 7 апреля 1990 г. N 329 и
пунктов 1 и 2 постановления Совета Министров РСФСР "О мерах по
оказанию помощи гражданам, вынужденно покинувшим Азербайджанскую
ССР и Армянскую ССР" от 13 апреля 1990 г. N 117, в части,
предусматривающей лишь временное проживание указанных граждан в г.
Москве и исключающей представление им постоянного жилья в г.
Москве,
установил:
заявители обратились в Верховный Суд Российской Федерации с
указанным выше требованием, сославшись на то, что оспариваемые
пункты названных выше правовых актов в указанной части были
приняты в противоречие с положениями Конституции СССР,
Гражданского кодекса РСФСР 1964 года (ст. 10), а также ст. 12
Международного пакта от гражданских и политических правах от 16
декабря 1966 г. и в нарушение жилищных прав граждан - беженцев и
свободы выбора ими места жительства.
Считают, что такого рода ограничения прав могли быть
установлены только законом, но не правительственными актами.
В судебном заседании заявители Корковидов А.К., Корсакова
С.М., Горячева Т.В. и их представитель Бобров Е.А. заявленное
требование поддержали.
Представители Правительства Российской Федерации с данным
требованием не согласились и просили об оставлении его без
удовлетворения, указав на то, что заявители в связи с имевшими
место в 1989 - 1990 гг. событиями в Азербайджанской ССР вынужденно
покинули эту республику и временно были размещены как беженцы в
гостиницах, общежитиях и других помещениях, не отнесенных к
жилищному фонду на территории г. Москвы и Московской области с
последующим переселением на новое место жительства и обеспечением
рабочими местами в других регионах Российской Федерации.
Принятые Советом Министров СССР и Советом Министров РСФСР
постановления об оказании этим гражданам помощи по обеспечению
жильем и рабочими местами на территории РСФСР действовавшему на то
время законодательству СССР и РСФСР не противоречили и прав
указанных граждан не нарушали.
Выслушав объяснения заявителей и их представителя,
представителей Правительства РФ, исследовав материалы дела и
заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Масаловой
Л.Ф., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Верховный
Суд Российской Федерации находит его не подлежащим удовлетворению
по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 13 ГК РФ нормативные акты, не
соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие права
и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица,
могут быть признаны недействительными (незаконными).
Как установлено судом, Советом Министров СССР в пределах своих
полномочий было принято указанное выше постановление "О мерах по
оказанию помощи гражданам, вынужденно покинувшим Азербайджанскую
ССР и Армянскую ССР", пунктами 3 и 4 которого рекомендовалось
министерствам и ведомствам СССР, Совету Министров РСФСР совместно
с Государственным комитетом по труду и социальным вопросам
обеспечить трудоустройство в первоочередном порядке указанных
граждан, временно находящихся в г. Москве и Московской области, на
постоянную работу на подведомственных предприятиях, в учреждениях
и организациях с предоставлением им постоянного или временного
жилья (кроме г. Москвы и Московской области), с тем, чтобы до 15
мая 1990 г. освободить временно занимаемые этими гражданами
оздоровительные учреждения для использования их в летний период по
прямому назначению.
Совету Министров РСФСР, исполкомам местных Советов народных
депутатов, на территории которых размещаются на постоянное
жительство данные граждане (кроме г. Москвы и Московской области),
обеспечить в первую очередь продажу им в установленном порядке
квартир из государственного или общественного жилищного фонда,
отвод земельных участков для строительства индивидуальных домов и
вступление их в ЖСК, а также создать условия для обустройства их
на новом месте жительства.
Аналогичные положения содержатся и в пунктах 1 и 2
одноименного постановления Совета Министров РСФСР от 13 апреля
1990 г. N 117, принятого во исполнение названного выше
постановления Совета Министров СССР.
По утверждению представителей Правительства РФ, оспариваемые
правовые акты были направлены на оказание помощи гражданам,
вынужденно покинувшим Азербайджанскую и Армянскую республики в
связи с имевшими там место событиями в 1989 - 1990 гг.
Каких-либо иных правовых актов, в том числе и законодательных,
регулирующих порядок размещения беженцев, обеспечения их жильем и
рабочими местами на территории РСФСР, в СССР и РСФСР не
существовало, а поэтому оспариваемые постановления не могли
противоречить действовавшему на то время законодательству.
С учетом этого при решении вопроса об оказании помощи беженцам
по их обустройству и обеспечению рабочими местами Правительство
СССР и Правительство РСФСР вправе были определить указанные в
оспариваемых постановлениях меры по их размещению на территории
РСФСР с исключением при этом для расселения территории г. Москвы и
Московской области.
Предусмотренные названными постановлениями меры касались лишь
граждан, признанных беженцами, и которые воспользовались этим
статусом при размещении на территории РСФСР.
Установленный порядок размещения граждан, вынужденно
покинувших Азербайджанскую ССР и Армянскую ССР, на лиц, которые
самостоятельно решали вопросы своего трудоустройства и определения
места жительства, не распространялся и они вправе были на общих
основаниях избрать местом своего проживания и работы любой регион
России, включая г. Москву и Московскую область.
Эти утверждения представителей Правительства РФ материалами
дела не опровергнуты. Не представлено каких-либо убедительных
данных в их опровержение и самими заявителями, в том числе и их
представителем.
При таких обстоятельствах Верховный Суд Российской Федерации
приходит к выводу о том, что каких-либо предусмотренных законом
оснований для признания недействительными названных постановлений
Совета Министров СССР и Совета Министров РСФСР в указанной
заявителями части не имеется.
Довод заявителей о том, что оспариваемые постановления в
указанной части противоречили положениям действовавшей Конституции
СССР, нормам Основ гражданского законодательства Союза ССР и
республик, а также ст. 10 Гражданского кодекса РСФСР (1964 года),
не может быть принят во внимание, поскольку положения Конституции
СССР и гражданского законодательства, на которые ссылаются
заявители, носят общий характер и непосредственно вопросы
расселения беженцев и их трудоустройства не регулировали.
По этим же основаниям не может быть признана обоснованной и
ссылка заявителей на положения ст. 12 Международного пакта о
гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г.
Исходя из этого, у суда не имеется каких-либо оснований
полагать, что оспариваемые в указанной части постановления не
соответствовали требованиям приведенных выше правовых актов.
Суд при этом учитывает также и то обстоятельство, что
установленные данными постановлениями территориальные ограничения
по расселению беженцев касались только лиц, которые
воспользовались статусом беженца, и не распространялись на граждан
этой категории, которые на общих основаниях в соответствии с
действовавшим законодательством, как это и было предусмотрено ст.
10 Гражданского кодекса РСФСР, самостоятельно решали вопросы
определения своего места жительства и трудоустройства.
Что касается обстоятельств, связанных с изменением в настоящее
время статуса заявителей в связи с приобретением ими гражданства
Российской Федерации, то они не могут служить основанием к
удовлетворению заявленного требования, так как оспариваемые
постановления в этом случае не препятствуют им пользоваться всеми
правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации
для граждан Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191 - 197 и
239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
заявление Корковидова А.К., Корсаковой С.М. и Горячевой Т.В. о
признании недействительными пунктов 3 и 4 постановления Совета
Министров СССР "О мерах по оказанию помощи гражданам, вынужденно
покинувшим Азербайджанскую ССР и Армянскую ССР" от 7 апреля 1990
г. N 329 и пунктов 1 и 2 постановления Совета Министров РСФСР "О
мерах по оказанию помощи гражданам, вынужденно покинувшим
Азербайджанскую ССР и Армянскую ССР" от 13 апреля 1990 г. N 117 в
части, предусматривающей лишь временное проживание указанных
граждан на территории г. Москвы и исключающей предоставление им
постоянного жилья в данном городе, оставить без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Кассационную
коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со
дня его вынесения в окончательной форме.
|