Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 21.08.2002 N ГКПИ02-960 В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ЗАЯВЛЕНИЯ О ПРИЗНАНИИ ЧАСТИЧНО НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМИ ПОСТАНОВЛЕНИЙ СОВМИНА СССР И СОВМИНА РСФСР ОТ 07.04.1990 N 329 И ОТ 13.04.1990 N 117 ОТКАЗАНО, ТАК КАК ПРИ РЕШЕНИИ ВОПРОСА ОБ ОКАЗАНИИ ПОМОЩИ БЕЖЕНЦАМ ПО ИХ ОБУСТРОЙСТВУ И ОБЕСПЕЧЕНИЮ РАБОЧИМИ МЕСТАМИ...

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


                  ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
                                РЕШЕНИЕ
                  от 21 августа 2002 г. N ГКПИ02-960
   
       Именем Российской Федерации
   
       Верховный Суд Российской Федерации в составе:
       председательствующего               - судьи Верховного Суда РФ
                                                        Редченко Ю.Д.
       при секретаре                                - Головкиной З.С.
       с участием прокурора                          - Масаловой Л.Ф.
   
       рассмотрев  в открытом  судебном заседании гражданское дело по
   заявлению Корковидова Артура Константиновича,  Корсаковой Светланы
   Михайловны    и   Горячевой    Татьяны   Васильевны   о  признании
   недействительными  пунктов  3 и  4 постановления  Совета Министров
   СССР "О мерах по оказанию помощи гражданам,  вынужденно покинувшим
   Азербайджанскую  ССР и Армянскую ССР" от 7 апреля 1990 г.  N 329 и
   пунктов  1 и  2 постановления  Совета  Министров РСФСР "О мерах по
   оказанию  помощи гражданам,  вынужденно покинувшим Азербайджанскую
   ССР  и Армянскую  ССР"  от  13  апреля  1990  г.  N 117,  в части,
   предусматривающей лишь временное проживание указанных граждан в г.
   Москве  и исключающей  представление  им  постоянного  жилья  в г.
   Москве,
   
                              установил:
   
       заявители  обратились  в Верховный  Суд Российской Федерации с
   указанным  выше  требованием,  сославшись на то,  что оспариваемые
   пункты  названных  выше  правовых  актов  в указанной  части  были
   приняты    в   противоречие   с  положениями   Конституции   СССР,
   Гражданского  кодекса  РСФСР 1964 года (ст.  10),  а также ст.  12
   Международного  пакта  от  гражданских и политических правах от 16
   декабря  1966 г.  и в нарушение жилищных прав граждан - беженцев и
   свободы выбора ими места жительства.
       Считают,   что   такого   рода  ограничения  прав  могли  быть
   установлены только законом, но не правительственными актами.
       В  судебном  заседании  заявители  Корковидов А.К.,  Корсакова
   С.М.,  Горячева  Т.В.  и  их представитель Бобров Е.А.  заявленное
   требование поддержали.
       Представители   Правительства  Российской  Федерации  с данным
   требованием   не  согласились  и просили  об  оставлении  его  без
   удовлетворения,  указав  на  то,  что заявители в связи с имевшими
   место в 1989 - 1990 гг. событиями в Азербайджанской ССР вынужденно
   покинули  эту  республику  и временно были размещены как беженцы в
   гостиницах,   общежитиях  и других  помещениях,  не  отнесенных  к
   жилищному  фонду  на  территории г.  Москвы и Московской области с
   последующим  переселением на новое место жительства и обеспечением
   рабочими местами в других регионах Российской Федерации.
       Принятые  Советом  Министров  СССР  и Советом  Министров РСФСР
   постановления  об  оказании  этим  гражданам помощи по обеспечению
   жильем и рабочими местами на территории РСФСР действовавшему на то
   время   законодательству  СССР  и РСФСР  не  противоречили  и прав
   указанных граждан не нарушали.
       Выслушав    объяснения    заявителей    и  их   представителя,
   представителей  Правительства  РФ,  исследовав  материалы  дела  и
   заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Масаловой
   Л.Ф.,  полагавшей  в удовлетворении заявления отказать,  Верховный
   Суд  Российской Федерации находит его не подлежащим удовлетворению
   по следующим основаниям.
       В  соответствии  со  ст.   13  ГК  РФ  нормативные  акты,   не
   соответствующие  закону или иным правовым актам и нарушающие права
   и  охраняемые  законом  интересы гражданина или юридического лица,
   могут быть признаны недействительными (незаконными).
       Как установлено судом, Советом Министров СССР в пределах своих
   полномочий  было  принято указанное выше постановление "О мерах по
   оказанию  помощи гражданам,  вынужденно покинувшим Азербайджанскую
   ССР  и Армянскую  ССР",  пунктами  3 и  4 которого рекомендовалось
   министерствам и ведомствам СССР,  Совету Министров РСФСР совместно
   с   Государственным   комитетом  по  труду  и социальным  вопросам
   обеспечить   трудоустройство  в первоочередном  порядке  указанных
   граждан, временно находящихся в г. Москве и Московской области, на
   постоянную работу на подведомственных предприятиях,  в учреждениях
   и  организациях  с предоставлением  им  постоянного или временного
   жилья (кроме г.  Москвы и Московской области),  с тем, чтобы до 15
   мая  1990  г.  освободить  временно  занимаемые  этими  гражданами
   оздоровительные учреждения для использования их в летний период по
   прямому назначению.
       Совету  Министров  РСФСР,  исполкомам местных Советов народных
   депутатов,   на   территории  которых  размещаются  на  постоянное
   жительство данные граждане (кроме г. Москвы и Московской области),
   обеспечить  в первую  очередь  продажу  им в установленном порядке
   квартир  из  государственного  или  общественного жилищного фонда,
   отвод  земельных участков для строительства индивидуальных домов и
   вступление  их в ЖСК,  а также создать условия для обустройства их
   на новом месте жительства.
       Аналогичные   положения   содержатся   и  в  пунктах   1  и  2
   одноименного  постановления  Совета  Министров  РСФСР от 13 апреля
   1990   г.   N   117,   принятого  во  исполнение  названного  выше
   постановления Совета Министров СССР.
       По  утверждению представителей Правительства РФ,  оспариваемые
   правовые  акты  были  направлены  на  оказание  помощи  гражданам,
   вынужденно  покинувшим  Азербайджанскую  и Армянскую  республики в
   связи с имевшими там место событиями в 1989 - 1990 гг.
       Каких-либо иных правовых актов, в том числе и законодательных,
   регулирующих порядок размещения беженцев,  обеспечения их жильем и
   рабочими   местами   на  территории  РСФСР,   в  СССР  и РСФСР  не
   существовало,   а  поэтому  оспариваемые  постановления  не  могли
   противоречить действовавшему на то время законодательству.
       С учетом этого при решении вопроса об оказании помощи беженцам
   по  их  обустройству  и обеспечению рабочими местами Правительство
   СССР  и Правительство  РСФСР  вправе  были  определить указанные в
   оспариваемых  постановлениях  меры  по их размещению на территории
   РСФСР с исключением при этом для расселения территории г. Москвы и
   Московской области.
       Предусмотренные  названными постановлениями меры касались лишь
   граждан,   признанных  беженцами, и которые  воспользовались  этим
   статусом при размещении на территории РСФСР.
       Установленный    порядок   размещения   граждан,    вынужденно
   покинувших  Азербайджанскую ССР и Армянскую ССР,  на лиц,  которые
   самостоятельно решали вопросы своего трудоустройства и определения
   места  жительства,  не  распространялся и они вправе были на общих
   основаниях  избрать местом своего проживания и работы любой регион
   России, включая г. Москву и Московскую область.
       Эти  утверждения  представителей  Правительства РФ материалами
   дела  не  опровергнуты.  Не  представлено  каких-либо убедительных
   данных  в их  опровержение и самими заявителями,  в том числе и их
   представителем.
       При  таких  обстоятельствах Верховный Суд Российской Федерации
   приходит  к выводу  о том,  что каких-либо предусмотренных законом
   оснований  для признания недействительными названных постановлений
   Совета   Министров   СССР  и Совета  Министров  РСФСР  в указанной
   заявителями части не имеется.
       Довод  заявителей  о том,  что  оспариваемые  постановления  в
   указанной части противоречили положениям действовавшей Конституции
   СССР,  нормам  Основ  гражданского  законодательства  Союза  ССР и
   республик, а также ст.  10 Гражданского кодекса РСФСР (1964 года),
   не может быть принят во внимание,  поскольку положения Конституции
   СССР   и  гражданского  законодательства,   на  которые  ссылаются
   заявители,   носят   общий   характер   и непосредственно  вопросы
   расселения беженцев и их трудоустройства не регулировали.
       По  этим  же  основаниям не может быть признана обоснованной и
   ссылка  заявителей  на  положения  ст.  12  Международного пакта о
   гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г.
       Исходя  из  этого,  у  суда  не  имеется  каких-либо оснований
   полагать,  что  оспариваемые  в указанной  части  постановления не
   соответствовали требованиям приведенных выше правовых актов.
       Суд   при  этом  учитывает  также  и то  обстоятельство,   что
   установленные  данными постановлениями территориальные ограничения
   по    расселению    беженцев   касались   только   лиц,    которые
   воспользовались статусом беженца, и не распространялись на граждан
   этой  категории,  которые  на  общих  основаниях  в соответствии с
   действовавшим законодательством,  как это и было предусмотрено ст.
   10  Гражданского  кодекса  РСФСР,  самостоятельно  решали  вопросы
   определения своего места жительства и трудоустройства.
       Что касается обстоятельств, связанных с изменением в настоящее
   время  статуса  заявителей в связи с приобретением ими гражданства
   Российской  Федерации,  то  они  не  могут  служить  основанием  к
   удовлетворению   заявленного  требования,   так  как  оспариваемые
   постановления  в этом случае не препятствуют им пользоваться всеми
   правами,  предусмотренными  законодательством Российской Федерации
   для граждан Российской Федерации.
       На основании изложенного и руководствуясь ст.  ст. 191 - 197 и
   239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации
   
                                решил:
   
       заявление Корковидова А.К., Корсаковой С.М. и Горячевой Т.В. о
   признании  недействительными  пунктов  3 и  4 постановления Совета
   Министров  СССР "О мерах по оказанию помощи гражданам,  вынужденно
   покинувшим  Азербайджанскую  ССР и Армянскую ССР" от 7 апреля 1990
   г.  N  329 и пунктов 1 и 2 постановления Совета Министров РСФСР "О
   мерах   по   оказанию  помощи  гражданам,   вынужденно  покинувшим
   Азербайджанскую ССР и Армянскую ССР" от 13 апреля 1990 г.  N 117 в
   части,   предусматривающей  лишь  временное  проживание  указанных
   граждан  на  территории г.  Москвы и исключающей предоставление им
   постоянного жилья в данном городе, оставить без удовлетворения.
       Настоящее   решение   может   быть  обжаловано  в Кассационную
   коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со
   дня его вынесения в окончательной форме.
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Сайт управляется системой uCoz