ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 августа 2002 года
Дело N 51-Впр02-14
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Нечаева В.И.,
судей Потапенко С.В.,
Кебы Ю.Г.
рассмотрела в судебном заседании от 20 августа 2002 г.
гражданское дело по жалобе Азеева Г.М. на действия муниципальной
избирательной комиссии Волчихинского района и признании выборов
недействительными по протесту заместителя Генерального прокурора
РФ на постановление президиума Алтайского краевого суда от
08.01.2002.
Заслушав доклад судьи Ю.Г. Кебы, выслушав заключение прокурора
Генеральной прокуратуры РФ Власовой Т.А., поддержавшей доводы
протеста, Судебная коллегия
установила:
решением муниципальной избирательной комиссии Волчихинского
района от 27.03.2000 утвержден протокол N 4 о результатах
голосования по выборам главы Волчихинского района. Выборы признаны
состоявшимися, большинством голосов избирателей на должность главы
Волчихинского района избран Михеев A.M., набравший 4725 голосов.
За остальных кандидатов проголосовало: за Азеева Г.М. - 4683
избирателя, за Лопатина А.А. - 2061 избиратель.
Азеев Г.М. обратился в суд с жалобой на действия муниципальной
избирательной комиссии о признании выборов главы района и
депутатов районного Совета представителей недействительными. В
обоснование сослался на то, что выборы проведены с нарушениями
избирательного законодательства.
Впоследствии заявитель просил признать выборы главы
Волчихинского района недействительными, мотивируя тем, что в день
голосования с избирательного участка N 1380 на избирательный
участок N 1390 без составления акта передано 50 избирательных
бюллетеней, в то время как число бюллетеней на каждом
избирательном участке должно быть не менее 90% избирателей. На
избирательном участке N 1393 (п. Березовский) избиратели
голосовали не в кабинках для голосования, а в кабинетах сельской
администрации. В результате не исключалась возможность воздействия
на волеизъявление избирателей.
На избирательном участке N 1396 (с. Усть-Кормиха) за супругов
Первушиных проголосовала их дочь.
На избирательном участке N 1393 проголосовало вне помещения
для голосования 16 избирателей, хотя в реестре таких сообщений
было зарегистрировано значительно меньше.
На избирательном участке N 1382 (с. Волчиха) члены
избирательной комиссии со стационарной урной выехали в
плодосовхоз, где проголосовало более 60 избирателей. На
избирательном участке N 1383 членами избирательной комиссии
неправильно произведен подсчет бюллетеней и гашение
неиспользованных бюллетеней, а итоги голосования выведены
арифметическим путем.
Кроме того, были нарушены сроки агитации - накануне
голосования, в субботу, избирателям разносили листовки в поддержку
кандидата Михеева A.M.
Дело неоднократно рассматривалось судебными инстанциями.
Решением Волчихинского районного суда от 14.09.2001,
оставленным без изменения определением судебной коллегии по
гражданским делам Алтайского краевого суда от 21.11.2001, жалоба
удовлетворена. Решение муниципальной избирательной комиссии
Волчихинского района от 27.03.2000 отменено и результаты выборов
главы Волчихинского района признаны недействительными.
Постановлением президиума Алтайского краевого суда от
08.01.2002 вышеуказанные судебные постановления отменены и
вынесено новое решение об отказе Азееву Г.М. в удовлетворении
жалобы.
В протесте заместителя Генерального прокурора РФ ставится
вопрос об отмене постановления президиума краевого суда в связи с
нарушением норм материального права и существенным нарушением норм
процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы протеста, Судебная
коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
находит протест подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст. 330 ГПК РСФСР основанием к отмене
решения, определения суда в надзорном порядке являются:
1) неправильное применение или толкование норм материального
права;
2) существенное нарушение норм процессуального права,
повлекшие вынесение незаконного решения, определения,
постановления суда.
В силу п. 5 ст. 329 того же Кодекса суд, рассмотрев в порядке
надзора, своим определением и постановлением вправе отменить либо
изменить решение суда первой инстанции и вынести новое решение, не
передавая дела на новое рассмотрение, если допущена ошибка в
применении и толковании норм материального права.
Отменяя состоявшиеся по делу судебные постановления, надзорная
инстанция краевого суда исходила из того, что нарушения
избирательного законодательства действительно имели место, но они
носят технический характер и не повлияли в целом на результаты
голосования. Допущенные избирательной комиссией нарушения не
должны влечь негативных последствий для избирателей, изъявивших
желание принять участие в голосовании и выразивших свою волю за
конкретного кандидата. Выводы судебной коллегии о том, что
указанные нарушения должны повлечь за собой отмену выборов, не
соответствуют требованиям разумности и справедливости судебного
решения.
Судом первой инстанции установлены факты нарушения
избирательного законодательства на пяти избирательных участках.
В день голосования - 26 марта 2000 г. по решению муниципальной
избирательной комиссии с избирательного участка N 1380 на
избирательный участок N 1390 было передано 50 бланков
избирательных бюллетеней, в связи с чем первоначальные акты о
получении избирательных бюллетеней избирательными комиссиями N
1380 и 1390 были уничтожены и составлены новые о получении
избирательной комиссией N 1388 и 2350 бюллетеней, взамен
полученных ранее 2400, а избирательной комиссией N 190 составлен
акт о получении 351 бюллетеня, взамен акта о получении 301
бюллетеня.
Согласно п. п. 11, 13 ст. 51 Федерального закона "Об основных
гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации", п. п. 4, 6 ст. 72 Кодекса
Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве депутатов и
выборных должностных лиц избирательная комиссия, получившая
избирательные бюллетени из типографии, передает их по акту
нижестоящим избирательным комиссиям, которые передают бюллетени в
таком же порядке непосредственно нижестоящим избирательным
комиссиям.
Передача избирательных бюллетеней в территориальные (окружные)
избирательные комиссии осуществляется не позднее, чем за 20 дней
до дня голосования, а в участковые избирательные комиссии - не
позднее, чем за 4 дня до голосования. При этом число избирательных
бюллетеней, передаваемых участковой избирательной комиссией,
определяется решением вышестоящей избирательной комиссии.
По количеству бюллетеней законодатель определил единственное
ограничение: их число не может превышать число избирателей,
включенных в списки избирателей по избирательному участку на день
голосования, более чем на 0,5% (п. 14 ст. 51 Федерального закона,
п. 7 ст. 72 Кодекса).
В нарушение указанных требований закона муниципальная
избирательная комиссия не принимала решения о распределении
избирательных бюллетеней по участковым избирательным комиссиям, в
результате чего избирательные бюллетени были распределены
неправомерно.
В соответствии со ст. 54 Федерального закона, ст. 79 Кодекса
участковая избирательная комиссия обязана обеспечить возможность
участия в голосовании избирателям, которые внесены в списки
избирателей, и не могут самостоятельно по уважительным причинам
(по состоянию здоровья, инвалидности и по другим причинам) прибыть
в помещение для голосования. Голосование вне помещения для
голосования проводится только в день голосования и только на
основании письменного заявления или устного обращения избирателя о
возможности проголосовать вне помещения для голосования.
В нарушение указанных требований закона в день голосования
председатель и секретарь участковой избирательной комиссии N 1382
(с. Волчиха), при отсутствии заявлений или обращений от
избирателей, с бланками избирательных бюллетеней и с ящиком для
голосования нестандартного размера (больше переносного, но меньше
стационарного) выехали в пос. Плодосовхоз, находящийся на
расстоянии 3 км от с. Волчиха, для голосования.
Судом установлено, что в этот день 71 избиратель из 100
жителей этого поселка проголосовал в помещении клуба своего
поселка (а не в помещении избирательного участка), при отсутствии
кабинок для голосования и нахождении урны для голосования вне поля
зрения членов участковой избирательной комиссии.
На избирательном участке N 1393 (пос. Березовский) судом
установлены факты заполнения избирателями избирательных бюллетеней
не в кабинках для голосования, а в служебных кабинетах сельской
администрации, нарушение участковой избирательной комиссией
порядка регистрации обращений граждан, желающих голосовать вне
помещения для голосования, и заполнения заявлений граждан.
На данном избирательном участке 16 избирателей проголосовали
вне помещения для голосования. По 15 обращениям (кроме одного
избирателя - Переверкиной С.К.) избирательной комиссией нарушен
порядок их регистрации: не зафиксировано время поступления
сообщения, неправильно указаны фамилии лиц, передавших устное
сообщение избирателя и члена избирательной комиссии, принявшего
обращение, как того требует закон (ст. ст. 49, 54 Федерального
закона, ст. ст. 71, 78 Кодекса).
Судом установлено нарушение порядка голосования на
избирательном участке N 1396. Избиратель Черенкова О.Н. получила
избирательные бюллетени и расписалась в их получении в списках
избирателей за своих престарелых родителей Первушиных Н.С. и Е.И.,
а также по просьбе матери (в связи с плохим зрением) оказала
помощь последней в заполнении избирательных бюллетеней.
В соответствии со ст. 53 Федерального закона, ст. 75 Кодекса
каждый избиратель голосует лично, голосование за других
избирателей не допускается.
Из имеющегося в материалах дела заявления Первушина Н.С. от 23
октября 2000 г. следует, что последний на выборы не ходил, передал
свой паспорт и паспорт жены дочери Черенковой О.Н., которая за них
и проголосовала.
В списках избирателей избирательного участка N 1396
соответствующие записи об оказании Черенковой О.Н. помощи
Первушиным отсутствуют.
Кроме того, судом установлены также нарушения муниципальной
избирательной комиссией порядка получения бланков избирательных
бюллетеней из типографии, распределения и передачи бюллетеней по
участковым избирательным комиссиям, исправления в актах передачи
бюллетеней для голосования.
Суды первой и второй инстанций пришли к выводу, что в связи с
допущенными в актах исправлениями 31 бюллетень не должен
приниматься во внимание при подсчете голосов.
Согласно ст. 51 Федерального закона, ст. 72 Кодекса
избирательные бюллетени изготавливаются исключительно по
распоряжению и под наблюдением соответствующей избирательной
комиссии, являются документами строгой отчетности. Избирательные
бюллетени типография после выбраковки передает по акту членам
избирательной комиссии, разместившей заказ на изготовление
избирательных бюллетеней. Избирательная комиссия, получившая
избирательные бюллетени из типографии, передает их по акту
нижестоящим избирательным комиссиям до участковых избирательных
комиссий. Число избирательных бюллетеней, передаваемых по акту
участковой избирательной комиссии, определяется решением
вышестоящей избирательной комиссии. При этом число бюллетеней,
передаваемых участковой избирательной комиссии, не может превышать
число избирателей, включенных в списки избирателей по
избирательному участку на день передачи бюллетеней, более чем на
0,5 процента.
Судом установлено, что при получении муниципальной
избирательной комиссией избирательных бюллетеней из типографии акт
не составлялся.
В связи с одновременным проведением выборов Президента
Российской Федерации, депутатов Алтайского краевого Совета
народных депутатов, Главы администрации края, глав местного
самоуправления городов и районов края Избирательная комиссия края
своим решением 17/91-111 от 22 февраля 2000 г. утвердила порядок
изготовления избирательных бюллетеней и их доставки в нижестоящие
избирательные комиссии.
Указанный порядок несколько отличается от порядка движения
бланков бюллетеней, предусмотренного Федеральным законом и
Кодексом края, однако и он не был соблюден муниципальной
избирательной комиссией.
Кроме того, при пофамильном исследовании списков избирателей
двух избирательных участков N 1383 и 1393 были установлены
арифметические ошибки при постраничном подсчете избирательных
бюллетеней, выданных избирателям в день голосования (т. 1, л.д.
25, 40 - 41, 142; т. 2, л.д. 4 - 11, 13 - 18, 20 - 36, 37, 41 -
42, 173 - 176).
Указанные недостатки повлекли расхождения в количестве
бюллетеней, полученных в день голосования в помещении
избирательного участка, по спискам избирателей и по протоколам об
итогах голосования и образование так называемых "лишних"
бюллетеней, что могло повлиять на результаты голосования.
Судом также было учтено, что разница в количестве голосов
избирателей, поданных за Михеева A.M. и Азеева Г.М.,
незначительная, и допущенные нарушения избирательного
законодательства могли повлиять на их волеизъявление.
При таких обстоятельствах выводы президиума Алтайского
краевого суда о том, что нарушения избирательного законодательства
при проведении выборов не повлияли на их результаты, поскольку
допущенные нарушения избирательного законодательства позволяют с
достоверностью определить волеизъявление избирателей,
несостоятельны, т.к. сводятся к иной оценке доказательств, которую
суд надзорной инстанции не вправе был давать.
При этом президиумом краевого суда не учтены положения,
изложенные в Постановлении Конституционного Суда Российской
Федерации от 15 января 2002 г. N 1-П, где предусмотрено, что
выборы могут быть признаны недействительными и в тех случаях, если
не были обеспечены необходимые условия, существенно влияющие на
свободное волеизъявление граждан, даже при возможности определения
их волеизъявления.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. ст. 329, 330 ГПК
РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации
определила:
отменить постановление президиума Алтайского краевого суда от
08.01.2002, оставив в силе решение Волчихинского районного суда от
14.09.2001 и определение судебной коллегии по гражданским делам
Алтайского краевого суда от 21.11.2001.
Председательствующий:
В.И.НЕЧАЕВ
Судьи:
С.В.ПОТАПЕНКО
Ю.Г.КЕБА
|