ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 августа 2002 года
Дело N 4-Г02-27
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Лаврентьевой М.Н.,
судей Маслова А.М.,
Хаменкова В.Б.
рассмотрела в судебном заседании от 19 августа 2002 года дело
по кассационному протесту прокурора Московской области на решение
Московского областного суда от 11 июля 2002 года, которым ему
отказано в удовлетворении заявления о признании незаконными
некоторых положений Закона Московской области "О порядке
образования, объединения, преобразования и упразднения
муниципальных образований" от 31 июля 1997 г. N 43/97-ОЗ.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации
Хаменкова В.Б., объяснения прокурора прокуратуры Московской
области Плохого Д.А., поддержавшего доводы кассационного протеста,
возражения против протеста представителей Московской областной
Думы и губернатора Московской области Камыниной Т.М. и Румянцевой
З.А., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации
установила:
прокурор Московской области обратился в суд с вышеуказанным
заявлением, ссылаясь на то, что положения абзацев 3 и 4 ст. 1,
подпункта "б" п. 1 ст. 7, п. 3 ст. 41 Закона Московской области "О
порядке образования, объединения, преобразования и упразднения
муниципальных образований" от 31 июля 1997 г. N 43/97-ОЗ
противоречат федеральному законодательству.
Решением Московского областного суда от 11 июля 2002 года в
удовлетворении заявления прокурору отказано.
В кассационном протесте заявитель просит об отмене решения
суда, считая его незаконным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного
протеста, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации находит решение суда в части отказа в
признании незаконными подпункта "б" п. 1 ст. 7, п. 3 ст. 41
оспариваемого областного Закона неправильным и подлежащим отмене.
Абзацами 3 и 4 ст. 1 Закона Московской области "О порядке
образования, объединения, преобразования и упразднения
муниципальных образований" от 31 июля 1997 г. N 43/97-ОЗ (далее -
областной Закон) муниципальные образования, не находящиеся в
границах территории другого муниципального образования, а также
находящиеся в таких границах, определены как муниципальные
образования первого и, соответственно, второго вида.
Отказывая прокурору в признании приведенных положений
незаконными, суд сделал правильный вывод о их соответствии
федеральному законодательству.
Согласно ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 28 августа 1995
года N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации" в случае, если в границах
территории муниципального образования (за исключением города)
имеются другие муниципальные образования, предметы ведения
муниципальных образований, объекты муниципальной собственности,
источники доходов местных бюджетов разграничиваются законом
субъекта Российской Федерации, а в отношении внутригородских
муниципальных образований - уставом города.
Таким образом, Федеральный закон допускает наличие
муниципальных образований в границах территории другого
муниципального образования. Следовательно, деление в областном
Законе муниципальных образований на виды в зависимости от того,
находятся или не находятся они в границах территории другого
муниципального образования, Федеральному закону не противоречит.
Доводы протеста о том, что деление в областном Законе
муниципальных образований на муниципальные образования первого и
второго вида приводит к нарушению равенства их правового статуса,
бюджетных прав, основанием для признания оспариваемой прокурором
нормы незаконной не являются. Суд обоснованно указал по этому
поводу в решении на возможность защиты нарушенных прав и
охраняемых законом интересов того или иного лица в установленном
порядке, в том числе и по заявлению прокурора.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 указанного выше Федерального
закона понятие муниципальное образование используется в следующем
значении:
муниципальное образование - городское, сельское поселение,
несколько поселений, объединенных общей территорией, часть
поселения, иная населенная территория, предусмотренная настоящим
Федеральным законом, в пределах которых осуществляется местное
самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный
бюджет и выборные органы местного самоуправления.
Подпунктом "б" п. 1 ст. 7 областного Закона установлено, что
образование муниципального образования на части территории
поселения невозможно.
Отказывая прокурору в признании данного положения незаконным,
суд указал на то, что, поскольку в Московской области местное
самоуправление с учетом исторических и местных традиций всегда
осуществлялось в районах, городах, поселках, сельских округах,
сельских поселениях и их добровольных объединениях, дробить уже
существующие территории на более мелкие нецелесообразно.
Данный вывод суда является ошибочным.
Установление общих принципов организации местного
самоуправления в соответствии со ст. 72 Конституции РФ отнесено к
совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.
Следовательно, в силу ч. 2 ст. 76 Конституции РФ принимаемые
субъектом РФ по предметам совместного с РФ ведения законы не
должны противоречить федеральному закону.
Установление в оспариваемой прокурором норме невозможности
образования муниципального образования на части территории
поселения по существу означает запрет на осуществление местного
самоуправления в пределах такого вида муниципального образования,
как часть поселения, который предусмотрен федеральным законом, что
прямо противоречит положениям указанной выше ст. 1 Федерального
закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации", а также его ст. 43, согласно которой
ограничение прав местного самоуправления, установленных
Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом,
другими федеральными законами, запрещается.
Нельзя согласиться с выводом суда и о том, что оспариваемый
прокурором п. 3 ст. 41 областного Закона о наделении губернатора
Московской области правом определять порядок установления и
изменения границ муниципальных образований соответствует
федеральному закону.
Согласно ст. 13 Федерального закона "Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации"
порядок образования, объединения, преобразования или упразднения
муниципальных образований, установления и изменения их границ и
наименований определяется законом субъекта Российской Федерации.
Таким образом, положения п. 3 ст. 41 областного Закона об
установлении и изменении границ муниципальных образований в
порядке, определяемом губернатором Московской области, а не
Законом Московской области, прямо противоречит требованиям
Федерального закона.
Установленные противоречия областного Закона Федеральному
закону не могли быть обоснованы судом их целесообразностью. В силу
требований ст. ст. 76, 120 Конституции РФ, ст. 13 ГК РФ, других
федеральных законов нормативный правовой акт, не соответствующий
закону и нарушающий гражданские права и охраняемые законом
интересы гражданина или юридического лица, признается судом
недействительным, то есть недействующим и не подлежащим
применению.
Учитывая, что при разрешении вопроса о законности подпункта
"б" п. 1 ст. 7 и п. 3 ст. 41 областного Закона судом неправильно
применены нормы материального права и для правильного разрешения
данного спора установления новых юридически значимых обстоятельств
дела и их доказывания не требуется, Судебная коллегия по
гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает
необходимым, отменив решение суда в этой части, принять новое
решение об удовлетворении требований прокурора и признании
указанных выше норм не соответствующими федеральному закону,
недействующими и не подлежащими применению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 305 ГПК РСФСР,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской
Федерации
определила:
решение Московского областного суда от 11 июля 2002 года в
части отказа прокурору Московской области в признании
недействующими и не подлежащими применению абзацев 3 и 4 ст. 1
Закона Московской области "О порядке образования, объединения,
преобразования и упразднения муниципальных образований" от 31 июля
1997 г. N 43/97-ОЗ оставить без изменения, а кассационный протест
прокурора Московской области - без удовлетворения.
В остальной части это же решение суда отменить и вынести новое
решение, которым заявление прокурора Московской области
удовлетворить, признав подпункт "б" п. 1 ст. 7 и п. 3 ст. 41
Закона Московской области "О порядке образования, объединения,
преобразования и упразднения муниципальных образований" от 31 июля
1997 г. N 43/97-ОЗ недействующими и не подлежащими применению с
момента вступления настоящего решения в законную силу.
|