ОТРАСЛЕВОЕ ТАРИФНОЕ СОГЛАШЕНИЕ
ПО СПЕЦИАЛЬНОМУ СТРОИТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НА 2002 - 2004 ГОДЫ
I. Общие положения
1.1. Настоящее Отраслевое тарифное соглашение (далее именуемое
Соглашением) заключено между Советом профсоюза работников
специального строительства России (далее именуемым Советом
профсоюза) и Федеральной службой специального строительства
Российской Федерации (далее именуемой Спецстроем России) в
соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
1.2. Соглашение разработано и заключено сторонами на основе
соблюдения норм законодательства Российской Федерации,
полномочности представителей сторон, свободы выбора и обсуждения
вопросов, составляющих его содержание.
Сторонами Соглашения являются:
работники в лице их представителей - Профсоюза работников
специального строительства России;
работодатели в лице их представителей - Федеральной службы
специального строительства Российской Федерации.
1.3. Соглашение - правовой акт, устанавливающий общие принципы
регулирования социально - трудовых отношений и связанных с ними
экономических отношений, заключаемый между полномочными
представителями работников и работодателей на отраслевом уровне.
Действие Соглашения распространяется на работников и
работодателей, которые уполномочили соответствующих представителей
сторон на коллективных переговорах разработать и заключить его от
их имени, на органы государственной власти и органы местного
самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств, а также
на работников и работодателей, присоединившихся к Соглашению после
его заключения.
Условия Соглашения являются обязательными для всех и должны
быть учтены при заключении коллективных договоров.
1.4. Соглашение устанавливает обязательные для применения
минимальные экономические и социальные гарантии работникам
отрасли, которые реализуются за счет средств организаций отрасли и
не ограничивают права работодателей и работников в расширении этих
гарантий.
Законы и другие нормативные правовые акты, принятые в период
действия Соглашения и улучшающие социально - правовое и социально
- экономическое положение работников, расширяют действие
соответствующих пунктов Соглашения с момента вступления их в силу.
В случае, если законами или иными нормативными актами положение
работников ухудшается, действуют условия Соглашения.
1.5. Стороны доводят настоящее Соглашение до сведения
организаций отрасли и соответствующих территориальных комитетов
профсоюза, а в необходимых случаях - заказчиков строительства.
1.6. Стороны признают, что нормой для оценки их деятельности
является повышение уровня жизни работников, заработная плата
которых не должна быть ниже прожиточного минимума, установленного
в соответствующих регионах Российской Федерации.
1.7. В системе специального строительства России в зависимости
от сферы регулируемых социально - трудовых отношений в
соответствии с Трудовым кодексом заключаются:
- отраслевое соглашение;
- территориальные соглашения;
- коллективные договоры.
1.8. В случае реорганизации представителя стороны Соглашения
его права и обязанности по Соглашению переходят к его
правоприемнику (правоприемникам) и сохраняются до заключения
нового соглашения или внесения изменений и дополнений в настоящее
Соглашение.
II. Обязательства сторон
2.1. Сторона работодателя обязуется:
2.1.1. Своевременно доводить до организаций отрасли задания по
государственному заказу, не допускать в течение года
необоснованной корректировки утвержденных заданий в сторону их
снижения.
2.1.2. Ежеквартально информировать трудовые коллективы о
выполнении производственных и финансовых показателей.
Предоставлять Совету профсоюза и профсоюзным органам
установленную статистическую отчетность (данные о размерах
прибыли, рентабельности, количестве работающих, средней зарплате
за отчетный период по категориям работающих), а также любую другую
информацию, затрагивающую интересы работников по социально -
экономическим вопросам.
2.1.3. Осуществлять передачу учреждений здравоохранения и
объектов социально - культурного назначения системы Спецстроя
России сторонним организациям по согласованию с Советом профсоюза
в установленном порядке.
2.1.4. Установить контроль за финансированием и содержанием
объектов соцкультбыта, спортивных сооружений и учреждений
здравоохранения системы Спецстроя России.
2.1.5. Обеспечить выполнение запланированных объемов
строительно - монтажных работ по собственному капитальному
строительству и вводу жилых домов в соответствии с утвержденными
плановыми заданиями.
Совместно с Советом профсоюза добиваться в соответствующих
государственных и местных исполнительных органах власти разрешения
на использование жилья, построенного за счет прибыли организаций
отрасли, по усмотрению трудовых коллективов.
2.1.6. Совместно с Советом профсоюза участвовать в
соответствии с действующим законодательством в подготовке проектов
нормативных актов, касающихся прав и интересов работников отрасли.
2.1.7. Систематически анализировать положение с обеспечением
занятости работников в регионах со сложной ситуацией на рынке
труда и совместно с заинтересованными министерствами, ведомствами
и организациями принимать все возможные меры по предупреждению
массового высвобождения работников.
2.1.8. Осуществлять необходимые мероприятия по прогнозированию
массового высвобождения работников и разрабатывать предложения и
мероприятия, направленные на оздоровление финансово -
экономического положения организаций.
2.1.9. Организовать методическое и информационное обеспечение
служб охраны труда организаций отрасли.
2.1.10. Информировать Совет профсоюза об изменениях
организационной структуры Спецстроя России и организаций отрасли.
2.1.11. Проводить анализ обстоятельств и причин несчастных
случаев на производстве и на его основе осуществлять меры,
направленные на снижение производственного травматизма и
профессиональных заболеваний.
2.1.12. Обеспечить организацию надлежащего санитарно -
бытового и лечебно - профилактического обслуживания работников.
Особое внимание обратить на периодические медицинские обследования
работников, занятых на работах с вредными и тяжелыми условиями
труда.
2.1.13. Проводить работу с органами заказчиков строительства
по реализации условий настоящего Соглашения.
2.1.14. Обеспечить заключение коллективных договоров в
организациях отрасли в соответствии с действующим
законодательством и настоящим Соглашением.
2.1.15. Осуществлять награждение работников отрасли принятыми
в Спецстрое России видами поощрений и наград (благодарностью,
Почетной грамотой, наградными знаками и другими видами наград);
поддерживать ходатайства руководителей организаций отрасли о
награждении работников государственными наградами Российской
Федерации и иными наградами министерств и ведомств Российской
Федерации, установленными для работников соответствующей сферы
деятельности. Поощрения и награждения всеми видами наград
производить с учетом мнения Совета профсоюза и территориальных
органов профсоюза.
2.2. Сторона работников обязуется:
2.2.1. Проводить работу по защите прав и интересов членов
профсоюза по вопросам труда и социально - экономическим вопросам
за счет средств предприятий и профсоюза.
2.2.2. Осуществлять постоянный контроль:
- за условиями труда и санитарно - бытовым обслуживанием
работников отрасли;
- проведением аттестации рабочих мест по условиям труда;
- за состоянием охраны труда через техническую инспекцию
профсоюза по охране труда, действующую на основании положения,
утвержденного профсоюзным органом.
2.2.3. Осуществлять защиту законных прав и интересов членов
профсоюза в государственных органах власти.
2.2.4. Осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением
работодателями, должностными лицами законодательства о труде,
трудового договора, рабочего времени, оплаты труда, предоставлении
гарантий и компенсаций, льгот и преимуществ, а также по другим
вопросам в области трудовых отношений работников отрасли.
Совместно со Спецстроем России принимать меры, предупреждающие
возникновение забастовок. Оказывать помощь организациям отрасли в
реализации настоящего Соглашения, способствовать снижению
социальной напряженности и укреплению трудовой дисциплины в
трудовых коллективах.
2.2.5. Обеспечивать участие своих представителей в работе
собраний и комиссий, создаваемых в Спецстрое России, по проблемам
трудовых коллективов организаций отрасли.
2.2.6. Добиваться отмены решений работодателя, нарушающих
права и интересы работников.
2.2.7. Содействовать расширению сети санаторно - курортных
учреждений, развитию семейного отдыха.
2.2.8. Оказывать:
- помощь работникам отрасли в изучении и правильном применении
законодательства о труде, гражданского и жилищного
законодательства;
- консультативную помощь работникам по вопросам условий и
охраны труда в целях защиты их интересов по предоставлению льгот и
компенсаций за работу с вредными и тяжелыми условиями труда, при
получении травм и увечий в результате несчастных случаев на
производстве.
2.2.9. Совместно со Спецстроем России вносить предложения в
государственные органы по вопросам экономической и социальной
защиты работников отрасли и другим вопросам, направленным на
повышение эффективности производства.
2.2.10. Информировать Спецстрой России об изменении структуры
профсоюзных органов и направлении их деятельности.
2.2.11. Принимать участие в разработке, пересмотре и
согласовании разрабатываемых Спецстроем России программ,
отраслевых нормативных актов, правил и инструкций по улучшению
условий и охраны труда, быта и здоровья работников.
2.2.12. Совместно со Спецстроем России осуществлять учет и
анализ производственного травматизма, общей и профессиональной
заболеваемости работников отрасли.
2.2.13. Своей деятельностью способствовать созданию
благоприятных трудовых отношений в коллективах, сотрудничеству
между работодателями и работниками по вопросам, представляющим
взаимный интерес, укреплению трудовой дисциплины, внедрению новых
методов управления и хозяйственной деятельности.
2.2.14. Совместно с профсоюзными органами (территориальными
комитетами профсоюза и профсоюзными комитетами) активизировать
работу по осуществлению общественного контроля за соблюдением
законных прав и интересов работников, отраженных в коллективных
договорах и настоящем Соглашении.
2.3. Стороны обязуются при осуществлении процессов
акционирования, ликвидации и реорганизации организаций отрасли
проводить совместные переговоры для достижения приемлемых решений
с целью соблюдения прав и интересов работников отрасли.
2.4. В случаях возникновения коллективных трудовых споров
разрешение этих споров производится в соответствии с Порядком
разрешения коллективных трудовых споров (в Приложении N 1).
Указанный порядок разрешения коллективных трудовых споров
обязателен для всех организаций отрасли и должен быть предусмотрен
в заключаемых коллективных договорах.
2.5. В целях повышения престижности профессий работников
отрасли стороны обязуются совместно отмечать профессиональный
праздник "День строителя".
2.6. Работодатели отрасли:
- обеспечивают получение прибыли в размерах, необходимых для
выполнения установленных данным Соглашением минимальных гарантий и
льгот работникам;
- при заключении коллективных договоров предусматривают
реализацию права работников в управлении организациями отрасли в
соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и с их
учредительными документами;
- способствуют сохранению и укреплению системы здравниц,
специально созданных для работников отрасли, путем приобретения в
них части путевок, предназначенных для санаторно - курортного
оздоровления работников.
III. Гарантии занятости
Стороны с целью сохранения трудовых коллективов и улучшения
использования рабочей силы контролируют и направляют деятельность
организаций отрасли по сохранению и закреплению кадров, имея в
виду:
3.1. Массовое высвобождение работников (более 10 процентов
списочного состава), связанное с рационализацией производства,
совершенствованием организации труда, реорганизацией и
ликвидацией, перепрофилированием организаций отрасли, полной или
частичной приостановкой производства по инициативе органов
управления, может осуществляться лишь при условии предварительного
(не менее чем за 3 месяца) письменного уведомления органов службы
занятости и соответствующих профсоюзных органов о возможных
массовых увольнениях трудящихся, числе и категориях работников,
которых они могут коснуться, и сроке, в течение которого их
намечено осуществить.
3.2. При массовом высвобождении производить увольнение в
строгом соответствии с действующим законодательством и с учетом
мер социальной защиты работников, разрабатывая с участием органов
службы занятости для обеспечения занятости и сохранения
квалифицированного кадрового потенциала план мероприятий по
проведению опережающего обучения граждан, высвобождаемых из
организаций отрасли (за исключением случаев ликвидации
организаций), в целях обеспечения их занятости, а также другие
действия, направленные на социальную защиту работников.
При сокращении штатов или численности работников
преимущественное право при равной производительности труда и
квалификации на оставление на работе предоставляется:
- лицам предпенсионного возраста (женщинам - 53 года, мужчинам
- 58 лет);
- женщинам, имеющим детей в возрасте до 3-х лет, кроме случаев
увольнения работников при передислокации воинских частей;
- одиноким матерям, воспитывающим детей в возрасте до 14 лет
(ребенка - инвалида до 18 лет), и другим лицам, воспитывающим
ребенка без матери;
- родителям, имеющим 3-х и более несовершеннолетних детей;
- работающим инвалидам;
- работникам, повышающим свою квалификацию без отрыва от
производства по направлению работодателя.
3.3. За работниками, обучающимися другой профессии с отрывом
от производства, в связи с изменением структуры работ, выполняемых
организациями отрасли, сохраняется средняя заработная плата на
весь срок обучения.
3.4. О предстоящем высвобождении из организаций отрасли в
связи с осуществлением мероприятий по сокращению численности или
штата работники предупреждаются под расписку не менее чем за два
месяца.
3.5. С целью смягчения социальных последствий вследствие
несостоятельности (банкротства) в соответствии с законодательством
Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами
стороны будут всемерно способствовать:
3.5.1. Созданию новых рабочих мест.
3.5.2. Информированию организаций отрасли о рынке труда в
отрасли, в том числе о перспективной потребности в кадрах.
3.5.3. Организации профессионального обучения, подготовке и
переподготовке кадров, профессиональному консультированию
увольняемых работников.
3.6. В предвидении несостоятельности (банкротства) организации
работодатель предоставляет по просьбе профсоюзного органа
информацию о финансовом состоянии организации и принимает
действенные меры по улучшению положения организации.
3.7. Профсоюзные комитеты организаций отрасли, уполномоченные
трудовыми коллективами, могут осуществлять общественный контроль
за проведением санации, процедур акционирования, реорганизации и
ликвидации организаций отрасли, заключением мирового соглашения.
3.8. Вопросы, связанные с удовлетворением претензий коллектива
в связи с ликвидацией организации, должны решаться в соответствии
с законодательством Российской Федерации.
3.9. Привлечение иностранной рабочей силы для выполнения
строительно - монтажных работ осуществляется в установленном
порядке по согласованию с соответствующим территориальным
комитетом профсоюза.
3.10. Спецстрой России с участием Совета профсоюза
осуществляют разработку отраслевой программы содействия занятости,
в которой предусматривают меры по содействию занятости
высвобождаемых из ликвидируемых организаций работников путем
создания новых рабочих мест, в том числе и в других регионах
страны, их внутриотраслевого перераспределения, переобучения,
содействия предпринимательской деятельности, организации
общественных работ.
IV. Оплата труда
4.1. Стороны пришли к соглашению по вопросам:
4.1.1. Организации отрасли устанавливают минимальную месячную
тарифную ставку рабочего 1 разряда при работе в нормальных
условиях на строительно - монтажных работах в размере, достигнутом
на момент заключения трудового договора, но не ниже минимального
размера тарифной ставки основной категории рабочих, установленного
совместным решением Госстроя России и профсоюза работников
строительства и промышленности строительных материалов Российской
Федерации, занятых на этих работах.
Минимальный размер месячной тарифной ставки ежеквартально
индексируется по мере роста величины прожиточного минимума
трудоспособного населения, устанавливаемого постановлением
Правительства Российской Федерации.
4.1.2. В организациях отрасли, применяющих тарифные ставки
других отраслей, минимальная месячная тарифная ставки рабочего 1
разряда устанавливается в следующем порядке: определяется
отношение месячной минимальной тарифной ставки, предусмотренной
схемой тарифных ставок в соответствии с Постановлением ЦК КПСС,
Совета Министров СССР и ВЦСПС от 17 сентября 1986 г. N 1115 (в
части, не противоречащей Трудовому кодексу Российской Федерации),
к месячной минимальной тарифной ставке рабочего, занятого на
строительно - монтажных и ремонтно - строительных работах.
Полученное соотношение умножается на минимальный размер заработной
платы, определенный п. 4.1.1 настоящего Соглашения.
4.1.3. Тарифные ставки рабочих последующих разрядов и оклады
работников других профессионально - квалификационных групп
устанавливаются в коллективных договорах на основании действующих
в организациях отрасли межразрядных тарифных коэффициентов и
соотношений между категориями работников.
4.1.4. Минимальные месячные тарифные ставки рабочих первого
разряда по отраслям и видам работ соответственно изменяются в
зависимости от сложности и условий труда по каждой профессионально
- квалификационной группе работников.
4.1.5. Тарификация работ и присвоение разрядов рабочим
производится в соответствии с требованиями Единого тарифно -
квалификационного справочника работ и профессий рабочих и
Квалификационного справочника должностей руководителей,
специалистов и служащих.
4.1.6. Оплата труда работников непроизводственной сферы,
являющихся структурными подразделениями организаций отрасли,
осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда
работников бюджетной сферы, утвержденной Постановлением
Правительства Российской Федерации от 06.11.2001 N 775.
4.1.7. В соответствии с действующим законодательством
минимальный размер оплаты труда по всей территории Российской
Федерации устанавливается не ниже размера прожиточного минимума
трудоспособного работника. Величина прожиточного минимума
устанавливается федеральным законом.
4.1.8. Система заработной платы работников организаций отрасли
устанавливается законами, иными нормативными правовыми актами,
коллективными договорами, соглашениями.
Система оплаты и стимулирования труда, в том числе повышение
оплаты за работу в ночное время, выходные и нерабочие праздничные
дни, сверхурочную работу и в других случаях, устанавливается
работодателем с учетом мнения выборного профсоюзного органа
организации и определяется коллективным договором, соглашением.
4.1.9. Оплата труда работников, занятых на тяжелых работах,
работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями
труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с
тарифными ставками (окладами), установленными для различных видов
работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров,
установленных законами и иными нормативными правовыми актами.
Перечень тяжелых работ, работ с вредными и (или) опасными и
иными особыми условиями труда для организаций отрасли
разрабатывается на основании утвержденного Правительством
Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней
комиссии по урегулированию социально - трудовых отношений,
включается в территориальное соглашение, коллективный договор.
Конкретные размеры повышенной заработной платы устанавливаются
работодателем с учетом мнения представительного органа
(профсоюзного органа) работников и фиксируются коллективным
договором, соглашением.
4.1.10. Повышение уровня заработной платы и ее индексация в
связи с ростом потребительских цен на товары и услуги производится
в порядке, установленном законодательством, коллективными
договорами, соглашениями или локальными нормативными актами
организации.
4.1.11. Темпы роста заработной платы и социальных выплат
руководителей, специалистов и служащих увеличиваются
пропорционально темпам роста заработной платы и социальных выплат
рабочих. Соотношение темпов по кварталам года (другим учетным
периодам) оговаривается коллективным договором.
4.1.12. Организации отрасли определяют с заказчиком размер
средств на оплату труда работников, занятых в основной
деятельности, в свободных (договорных) ценах на строительную
продукцию (работы, услуги) и в любых согласованных размерах с
учетом требований нормативных документов, действующих на
территории Российской Федерации, но не ниже исчисленных исходя из
тарифных ставок и окладов, предусмотренных Отраслевым тарифным
соглашением.
4.1.13. В случае задержки заказчиком финансирования по объекту
строительства и расчета за выполненные работы (услуги)
несвоевременно выплаченная в связи с этим заработная плата
индексируется и предъявляется заказчику подрядной организацией в
соответствии с условиями, предусмотренными конкретным договором
подряда.
В иных случаях задержки выплаты заработной платы сумма
индексации выплачивается за счет собственных средств организации
отрасли.
4.1.14. Работникам организаций, расположенных в районах
Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и Дальнего Востока,
выплачиваются районные коэффициенты и проценты надбавки к
заработной плате. Районный коэффициент выплачивается также
работникам организаций, расположенных в местностях, на территории
которых установлен районный коэффициент к заработной плате.
Районный коэффициент и процентные надбавки начисляются на
фактический заработок без ограничения его предельного размера и
учитываются во всех случаях исчисления среднего заработка.
4.1.15. Работодатель, допустивший задержку выплаты работникам
заработной платы и другие нарушения оплаты труда, несет
ответственность в соответствии с Трудовым кодексом Российской
Федерации и иными федеральными законами (ст. ст. 142, 236
Трудового кодекса Российской Федерации).
4.1.16. В целях закрепления квалифицированных кадров
производить работникам отрасли ежемесячную выплату вознаграждения
за выслугу лет с сохранением в отрасли действующего порядка
исчисления стажа работы и определения других условий выплаты
вознаграждения.
Размер вознаграждения за выслугу лет устанавливается в
зависимости от стажа непрерывной работы работника в отрасли,
дающего право на получение вознаграждения (в соответствии с
решением Спецстроя России).
Стаж работы, дающий работникам право на получение процентной
надбавки за непрерывную работу, устанавливается комиссиями по
установлению стажа непрерывной работы. Комиссии создаются приказом
руководителя организации (с участием представителя от
соответствующего выборного профсоюзного органа).
4.1.17. Размер должностного оклада руководителя организации
отрасли (из числа гражданского персонала) устанавливается
начальником Спецстроя России.
Оплата труда руководителя организации (за исключением
военнослужащих) производится на основании Постановления
Правительства Российской Федерации от 21 марта 1994 г. N 210 "Об
условиях оплаты труда руководителей государственных предприятий
при заключении с ними трудовых договоров (контрактов)".
4.1.18. Производить выплату компенсационных надбавок за
подвижной и разъездной характер при вахтовом методе работ в
соответствии с перечнем, утвержденным в организации отрасли по
согласованию с профсоюзным комитетом, за каждый день нахождения на
линии (трассе) в процентах к действующим ставкам (окладам), но не
более установленного размера суточных в командировках.
Выплата денежных средств за вахтовый характер работ
производится в размере не менее полной нормы суточных при
служебных командировках, а за полевой характер - в соответствии с
установленными законодательством нормами за каждый день нахождения
вне места постоянного жительства. Конкретные размеры и порядок
выплаты определяются коллективным договором.
4.1.19. Рекомендовать организациям отрасли предусматривать в
коллективных договорах выплату работникам, проработавшим в системе
Спецстроя России более 25 лет (женщинам - 20 лет), при выходе их
на пенсию единовременного пособия в размере не менее 5 месячных
окладов по основной работе (месячных тарифных ставок рабочего 1
разряда, установленных Соглашением) за счет прибыли организации
отрасли.
4.1.20. Размеры тарифных ставок и должностных окладов
работников, установленные в настоящем Соглашении, являются
минимальным гарантированным уровнем оплаты труда, ниже которого ни
одна организация отрасли соответствующего региона не имеет права
платить лицам, занятым на условиях найма, при соблюдении
установленной законодательством продолжительности рабочего времени
и выполнения работником установленных трудовых обязанностей или
норм труда. Конкретные условия оплаты труда организации отрасли
определяют самостоятельно и закрепляют их в коллективных
договорах.
4.1.21. Введение, замена и пересмотр норм труда могут
производиться с учетом мнения профсоюзного комитета только с
экономическим обоснованием и после проведения соответствующих
организационно - технических мероприятий.
4.2. Размер средств на премирование работников за ввод в
действие объектов, включаемых в свободные (договорные) цены,
определяется в соответствии с письмом Министерства труда и
социального развития Российской Федерации и Минстроя России от
12.08.92 N 1636-РБ/7-26/149 (в редакции письма Министерства труда
и социального развития Российской Федерации N 463-РБ и Госстроя
России N 7-13/32 от 15.03.93).
V. Трудовые отношения
5.1. В организациях отрасли независимо от их организационно -
правовых форм заключается коллективный договор. Стороны,
подписавшие коллективный договор (независимо от срока его
действия), ежегодно отчитываются о его выполнении на общем
собрании (конференции) работников организации.
В случае реорганизации представителя стороны коллективного
договора его права и обязанности по коллективному договору
переходят к его правопреемнику и сохраняются до заключения нового
договора или внесения изменений и дополнений в настоящий договор.
5.2. Общее собрание (конференция) работников организации по
заключению коллективных договоров и подведению итогов их
выполнения проводится при участии представителей сторон.
5.3. В месячный срок после проведения конференции и
регистрации в соответствующем органе по труду по месту нахождения
организации коллективный договор одновременно с документами по его
выполнению за предыдущий год направляется организациями в Совет
профсоюза и Спецстрой России.
5.4. Трудовые отношения между работодателем и работником
организации регулируются в соответствии с действующим
законодательством Российской Федерации, настоящим Соглашением,
территориальным соглашением, коллективным договором организации и
оформляются в письменной форме в виде трудового договора.
Трудовой договор - соглашение между работодателем и
работником, в соответствии с которым работодатель обязуется
предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции,
обеспечить условия труда, предусмотренные Трудовым кодексом
Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми
актами, содержащими нормы трудового права, своевременно и в полном
размере выплачивать работнику заработную плату, а работник
обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую
функцию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего
трудового распорядка.
Условия, оговариваемые при заключении индивидуальных трудовых
договоров, согласовываются с соответствующим органом профсоюза и
не могут ухудшать положения работника, определенного действующим
законодательством Российской Федерации, настоящим Соглашением,
территориальным соглашением, коллективным договором организации.
5.5. В трудовые договоры, заключаемые с руководителями
организаций, включается положение об обязательности выполнения ими
настоящего Соглашения, территориального соглашения и коллективных
договоров в соответствии с действующим законодательством
Российской Федерации.
Представление профсоюзной стороны о невыполнении или о
ненадлежащем выполнении руководителем организации настоящего
Соглашения, территориального соглашения, коллективного договора
организации может рассматриваться как основание для досрочного
расторжения заключенного с ним трудового договора.
5.6. Заключение срочных трудовых договоров допускается только
в случаях, предусмотренных статьей 59 Трудового кодекса Российской
Федерации.
5.7. В период проведения в организации реорганизационных
мероприятий работодатель принимает решения по вопросам увольнения
работников, являющихся членами профсоюза, с учетом мнения
профсоюзного органа.
5.8. Работодатель не вправе отказать в приеме на работу
инвалиду, получившему в данной организации инвалидность вследствие
производственной травмы или профзаболевания (независимо от
перерыва в работе, связанного с восстановлением необходимой
трудоспособности), в соответствии с медицинскими рекомендациями.
5.9. При увольнении работника выплата всех сумм, причитающихся
ему от организации, производится в день увольнения.
При увольнении трудовая книжка выдается работнику в день
увольнения.
5.10. Правила внутреннего трудового распорядка организации
согласовываются на общем собрании (конференции) работников и
вывешиваются в подразделениях на видном месте.
Работодатель обязан ознакомить работника при приеме на работу
с правилами внутреннего трудового распорядка, действующими в
данной организации.
5.11. Прекращение действия трудового договора с работником по
инициативе работодателя производится строго в соответствии с
Трудовым кодексом Российской Федерации, условиями территориального
соглашения, коллективного договора и с учетом мнения профсоюзного
органа (ст. ст. 81, 82, 373, 374 Трудового кодекса Российской
Федерации).
5.12. За многолетнюю добросовестную работу и образцовое
исполнение трудовых обязанностей в организациях отрасли работники
могут быть поощрены благодарностью, премированы, награждены
Почетной грамотой Спецстроя России, нагрудными знаками "Ветеран
Спецстроя России" и "Отличник Спецстроя России", а также могут
быть представлены к награждению государственными наградами
Российской Федерации или иными наградами министерств и ведомств
Российской Федерации. При этом поощрение или награждение
работников производится с учетом мнения профсоюзного органа.
Другие виды поощрений работников за труд определяются
коллективными договорами, соглашениями.
VI. Социальные гарантии, режим работы и отдыха
6.1. Нормальная продолжительность рабочего времени в
организациях отрасли устанавливается в соответствии с Трудовым
кодексом Российской Федерации и не может превышать 40 часов в
неделю из расчета 40-часовой рабочей недели.
6.2. Режим рабочего времени устанавливается графиками работы,
согласованными с профсоюзными комитетами, с соблюдением баланса
рабочего времени за учетный период.
6.3. Для лиц, занятых на рабочих местах, по результатам
аттестации которых имеется заключение о превышении предельно
допустимых норм вредных для здоровья факторов (веществ),
нормальная продолжительность рабочей смены сокращается на 1 час с
сохранением при этом льгот и оплаты труда за полную рабочую смену.
6.4. Для женщин, имеющих 2-х и более детей дошкольного
возраста, по их просьбе администрация обязана устанавливать
неполный рабочий день или неполную рабочую неделю с оплатой труда
пропорционально отработанному времени.
6.5. Сверхурочные работы допускаются в случаях, определенных
ст. 99 Трудового кодекса Российской Федерации. В других случаях
привлечение к сверхурочным работам допускается с письменного
согласия работника и с учетом мнения выборного профсоюзного
органа.
6.6. Привлечение отдельных работников к работе в праздничные и
выходные дни допускается в исключительных случаях (ст. 113
Трудового кодекса Российской Федерации) с согласия работника и с
учетом мнения выборного профсоюзного органа.
6.7. Продолжительность ежегодных отпусков устанавливается в
соответствии с действующим законодательством, но не менее 28
календарных дней. Организации отрасли, исходя из своих
производственных и финансовых возможностей, могут предоставлять
работникам более продолжительные отпуска в соответствии с Трудовым
кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.
6.8. Продолжительность дополнительных отпусков отдельным
категориям работников, занятых на тяжелых работах и работах с
вредными или опасными условиями труда, за работу в районах
Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях определяется
порядком, установленным Правительством Российской Федерации,
действующим законодательством, коллективными договорами и
соглашениями.
6.9. Работникам ежегодные оплачиваемые отпуска предоставляются
в соответствии с графиком отпусков, составленным с учетом мнения
профсоюзного органа и утвержденным работодателем.
6.10. Отдельные категории работников по распоряжению
работодателя при необходимости эпизодически могут привлекаться к
выполнению своих трудовых функций за пределами нормальной
продолжительности рабочего времени (к ненормированному рабочему
дню). Перечень должностей работников с ненормированным рабочим
днем и размеры оплаты за работу устанавливаются коллективным
договором, соглашением.
6.11. На тех работах, где это необходимо вследствие особого
характера труда, а также при производстве работ, интенсивность
которых неодинакова в течение рабочего дня (смены), рабочий день
может быть разделен на части, с тем чтобы общая продолжительность
рабочего времени не превышала установленной продолжительности
ежедневной работы. Такое разделение производится работодателем на
основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения
выборного профсоюзного органа данной организации.
6.12. Отдельным категориям работников, труд которых связан с
особенностью выполнения работ, и работникам с ненормированным
рабочим днем предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск,
продолжительность которого определяется Правительством Российской
Федерации, коллективным договором, соглашением и который не может
быть менее трех календарных дней.
6.13. По соглашению между работником и работодателем ежегодный
оплачиваемый отпуск может быть разделен на части. При этом одна из
частей отпуска должна быть не менее 14 календарных дней.
6.14. По семейным обстоятельствам и другим уважительным
причинам работнику по его письменному заявлению может быть
предоставлен отпуск без сохранения заработной платы,
продолжительность которого определяется по согласованию между
работником и работодателем.
6.15. В организациях, расположенных в районах Крайнего Севера
и приравненных к ним местностях, работникам и неработающим членам
их семей один раз в 2 года за счет организации оплачивается
стоимость проезда к месту использования отпуска и обратно любым
видом транспорта, в том числе личным (за исключением такси), а
также стоимость провоза багажа весом до 30 килограммов.
К членам семьи работников, на которых распространяется
указанная льгота, относятся: жена (муж), несовершеннолетние дети.
6.16. В соответствии со статьей 108 Трудового кодекса
Российской Федерации работнику должен быть предоставлен перерыв
для отдыха и питания. Время предоставления перерыва
устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка
организации.
6.17. Руководители организаций отрасли по согласованию с
соответствующими территориальными комитетами профсоюза
(профсоюзными комитетами), исходя из производственной
необходимости, а также в целях обеспечения оптимального режима
отдыха работников, вправе, в соответствии с действующим
законодательством и соблюдением установленного баланса рабочего
времени, осуществлять перенос рабочих и выходных дней в связи с
праздничными датами.
6.18. Для работников, не пользующихся правом на льготную
пенсию в связи с особыми условиями труда, в соответствии с
действующим законодательством может осуществляться досрочный выход
на пенсию за счет средств организации отрасли.
6.19. Если по вине работодателя, должностных лиц организации
отрасли работник был фактически лишен права на льготное пенсионное
обеспечение ненадлежащим оформлением документов (трудовой книжки,
нарядов, путевых листов и т.д.), устанавливающих льготный характер
работы, администрация обязана осуществить его досрочный выход на
пенсию за счет средств организации отрасли.
6.20. Работникам организации отрасли:
- за счет их собственных средств реализуются товары народного
потребления, выпускаемые в отрасли, по льготным ценам;
- возмещаются расходы на санаторно - курортное лечение, отдых
детей, лечебное питание в размерах, установленных коллективными
договорами.
6.21. Профсоюзный орган совместно с комиссией по социальному
страхованию осуществляет контроль за правильностью выплат
бухгалтериями организаций пособий по социальному страхованию,
оплаты путевок в санаторно - курортные учреждения и
финансированием других мероприятий по социальному страхованию.
6.22. Всем рабочим и служащим, работающим в системе Спецстроя
России, а также профсоюзным работникам неотложная, амбулаторная и
стационарная помощь оказывается в лечебно - профилактических
учреждениях Спецстроя России за счет работодателей на основании
договоров, заключенных предприятиями с лечебными учреждениями. При
невозможности оказать лечебно - профилактическую помощь
необходимого объема больной направляется в соответствующее лечебно
- профилактическое учреждение в рамках программы обязательного
медицинского страхования.
Государственным служащим Спецстроя России и членам их семей, в
том числе после выхода на пенсию, неотложная, амбулаторная и
стационарная помощь оказывается в лечебно - профилактических
учреждениях Спецстроя России бесплатно, в объеме, установленном
для данного медицинского учреждения.
Неработающие инвалиды труда, получившие увечье в организациях
отрасли, неработающие ветераны труда, проработавшие в системе
Спецстроя России (мужчины - не менее 25 лет, женщины - не менее 20
лет) и вышедшие на пенсию из организаций Спецстроя России,
награжденные медалью "Ветеран труда СССР" и знаками "Ветеран труда
Спецстроя России" и "Ветеран Спецстроя России", пользуются правом
на медицинское обслуживание и получают медицинскую помощь в
лечебно - профилактических учреждениях Спецстроя России.
VII. Охрана труда
В целях создания условий труда, отвечающих требованиям
сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой
деятельности, имея в виду, что взаимные обязательства работодателя
и работников организаций отрасли по обеспечению сохранения
здоровья и безопасных условий труда предусматриваются в
коллективных договорах, Спецстрой России и Совет профсоюза
договорились выполнять согласованные действия по направлениям:
7.1. Осуществления управления деятельностью организаций
отрасли в области охраны труда и контроля за реализацией
намеченных мероприятий в системе Спецстроя России.
7.2. Организации проведения семинаров для руководителей
организаций отрасли и территориальных комитетов профсоюза,
осуществления методического руководства в проведении сертификации
работ по охране труда в организациях, оказания содействия в
обучении работников правилам охраны труда.
7.3. Осуществления совместного расследования групповых
несчастных случаев, тяжелых несчастных случаев и несчастных
случаев со смертельным исходом на производстве.
7.4. Обеспечения работающих с вредными условиями труда молоком
и другими равноценными пищевыми продуктами в соответствии с
Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 16.12.87
N 731/П-13 "О порядке бесплатной выдачи молока или других
равноценных пищевых продуктов рабочим и служащим, занятым на
работах с вредными условиями труда" и руководствуясь письмом
Минздрава СССР от 26 июня 1991 г. N 143-11/10-17 (приложение N 2)
<*>.
--------------------------------
<*> Не приводится.
7.5. Осуществления контроля за:
7.5.1. Выделением организациями отрасли необходимых сумм на
охрану труда, спецодежду, спецобувь, средства индивидуальной
защиты; обеспечением санитарно - бытовыми помещениями в
соответствии с установленными нормами.
7.5.2. Проведением аттестации рабочих мест по условиям труда,
профилактических мероприятий по предупреждению травматизма и
профессиональной заболеваемости на производстве.
7.5.3. Предоставлением первоочередного права в оказании
организациями отрасли различных видов материальной помощи,
выделением бесплатных путевок на санаторно - курортное лечение и
т.п. участникам ВОв и приравненным к ним лицам, семьям погибших на
производстве, инвалидам, пенсионерам, многодетным семьям.
7.5.4. Предоставлением организациями отрасли гарантий
работникам по сохранению за ними рабочих мест и средней заработной
платы за время приостановки работ на участках (рабочих местах)
вследствие нарушений правил охраны труда не по вине этих
работников.
Отказ работника от выполнения работ в случае непосредственной
опасности для его жизни и здоровья либо от выполнения тяжелых
работ и работ с вредными или опасными условиями труда, не
предусмотренными трудовыми договорами, не влечет для него
каких-либо необоснованных последствий.
7.5.5. Созданием в организациях отрасли необходимых условий
для работы уполномоченных (доверенных) лиц профсоюза по охране
труда, обеспечением их правилами, инструкциями, другими
нормативными и справочными материалами по охране труда.
7.5.6. Предоставлением уполномоченным лицам по охране труда и
членам комитета (комиссии) по охране труда возможности выполнения
ими своих общественных обязанностей по охране труда в рабочее
время в согласованном режиме. Администрация организаций отрасли
освобождает этих работников от работы с сохранением среднего
заработка на период их обучения выполнению своих общественных
обязанностей по охране труда.
7.5.7. Возмещением вреда, причиненного работникам (а в случае
их смерти - членам семьи), при утрате трудоспособности в
результате несчастных случаев и трудового увечья или
профессиональных заболеваний, полученных ими при исполнении
трудовых обязанностей, в соответствии с Федеральным законом от
24.07.98 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от
несчастных случаев на производстве и профессиональных
заболеваний".
Выплаты денежных сумм в возмещение вреда, размеры компенсаций
дополнительных расходов и единовременных пособий могут быть
увеличены на основании коллективного договора (соглашения) за счет
средств работодателя.
7.5.8. Выплатой компенсации, при наличии иждивенцев, семьям
погибших в результате несчастного случая на производстве в размере
6-месячного заработка погибшего.
В случае смерти работника от общего заболевания или
несчастного случая в быту семье умершего должна выплачиваться из
средств организации компенсация в размере среднемесячного
заработка умершего. Остальные выплаты, предусмотренные
коллективными договорами, осуществляются за счет прибыли.
7.6. Работодатель:
7.6.1. Информирует профсоюзные органы о тяжелых и групповых
несчастных случаях, а также случаях со смертельным исходом.
7.6.2. Совместно с профсоюзным органом создает на паритетных
началах комиссии по охране труда и здоровья, решения которых
являются обязательными для работодателя.
Создает необходимые условия для работы членам комиссий по
охране труда, а также освобождает их от работы с сохранением
среднего заработка на время обучения.
7.6.3. Организует обучение уполномоченных (доверенных) лиц по
охране труда в соответствии с законодательством.
7.6.4. Выплачивает в случае гибели работника на производстве
гражданам, имеющим право на возмещение вреда, единовременное
пособие в размере не менее 60-кратной минимальной заработной
платы, определенной законодательством.
Единовременное пособие выплачивается в месячный срок со дня
смерти кормильца.
7.6.5. Выплачивает при стойкой утрате трудоспособности в
результате полученного трудового увечья (при отсутствии вины
пострадавшего) или профессионального заболевания единовременное
пособие в размере, определенном в соответствии с решением врачебно
- трудовой экспертной комиссии о степени утраты профессиональной
трудоспособности.
7.7. Обеспечивает финансирование мероприятий по улучшению
условий охраны труда в размере, определенном соглашением по охране
труда к коллективному договору, выделяя на выполнение мероприятий
по охране труда средства в размере не менее 0,5 процента от
величины суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).
7.8. Направляет на обучение по охране труда категории
застрахованных (работников служб охраны труда, членов комитетов
(комиссий) по охране труда организаций, уполномоченных
(доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов и иных
уполномоченных работниками представительных органов) в
соответствии с Федеральным законом от 24.07.98 N 125-ФЗ "Об
обязательном социальном страховании от несчастных случаев на
производстве и профессиональных заболеваний".
7.9. В организациях надзор и контроль за соблюдением
требований нормативных правовых актов по охране труда
осуществляется органами Госгортехнадзора России, Федеральной
инспекцией труда Минтруда России (Рострудинспекцией), технической
инспекцией труда профсоюза, а также уполномоченными лицами
профсоюза по охране труда.
Для выполнения этих функций за технической инспекцией труда
профсоюза и уполномоченными лицами профсоюза по охране труда
закрепляется право выдачи должностными лицами обязательных для
исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений правил и
норм охраны труда, а также приостановки эксплуатации
производственного оборудования, деятельности производственных
участков и подразделений.
За технической инспекцией труда профсоюза сохраняется право
проводить экспертизу проектов строящихся (реконструируемых)
объектов производственного, социально - бытового назначения и, при
необходимости, ставить вопрос об обязательном внесении в них
соответствующих изменений и дополнений.
7.10. Уполномоченное лицо профсоюза по охране труда
осуществляет в организации контроль за соблюдением нормативных
правовых актов, законодательства по охране труда, промсанитарии и
экологии согласно утвержденному положению об уполномоченном лице
профсоюза по охране труда в соответствии со ст. 370 Трудового
кодекса Российской Федерации.
7.11. В состав комиссий по расследованию несчастных случаев,
аварий и профессиональных заболеваний на производстве включаются
главные технические инспектора, технические инспектора по охране
труда профсоюза и председатели соответствующих профсоюзных
организаций.
7.12. В состав комиссий по приемке в эксплуатацию объектов
производственного и социально - бытового назначения, а также по
промышленным испытаниям машин, механизмов и другой горной техники
включаются главные технические инспектора по охране труда
профсоюза.
VIII. Гарантии прав членов профсоюза
8.1. Члены профсоюза пользуются со стороны профсоюзной
организации правом на защиту своих интересов по вопросам:
- оплаты труда, ее гарантий и компенсаций;
- приема на работу, увольнения и занятости;
- профессиональной подготовки, повышения квалификации и
переподготовки;
- режима рабочего времени и времени отдыха;
- безопасности труда и охраны здоровья;
- социально - бытовым и другим вопросам применительно к
различным профессиям.
8.2. Члены профсоюза в соответствующих органах профсоюза
могут:
8.2.1. Получить консультацию и юридическую помощь по всем
интересующим вопросам, а также в случаях рассмотрения трудовых
споров в суде.
8.2.2. На льготных условиях или бесплатно:
- приобрести путевки на лечение и отдых, долечивание в связи с
различными заболеваниями;
- пользоваться имуществом профсоюзных организаций, спорт- и
культинвентарем, услугами профсоюзных библиотек, клубов, домов и
дворцов культуры, спортсооружениями и другими льготами и услугами.
IX. Профсоюзные права и гарантии
Исходя из положений действующего законодательства, стороны
пришли к соглашению по вопросам:
9.1. Права Профсоюза работников специального строительства
России и гарантии его деятельности определяются Конституцией
Российской Федерации, законодательством Российской Федерации,
Федеральным законом "О профессиональных союзах, их правах и
гарантиях деятельности", законами субъектов Российской Федерации,
настоящим Соглашением и коллективными договорами.
9.2. Администрация Спецстроя России и организаций отрасли:
9.2.1. Предоставляет Совету профсоюза, комитетам профсоюза в
бесплатное пользование помещения со всем необходимым оборудованием
для их деятельности и проведения собраний членов профсоюза,
транспортные средства, средства связи, оргтехнику. Обеспечивает
уборку и охрану помещений, а также печатание и размножение
необходимых материалов.
Здания, помещения и сооружения, предназначенные для ведения
культурно - просветительной, оздоровительной, физкультурной и
спортивной работы среди работников организации отрасли и членов их
семей, а также лагеря отдыха для детей, находящиеся на балансе
организации отрасли, передаются в бесплатное пользование
соответствующему профсоюзному органу на период проведения этих
мероприятий.
9.2.2. При наличии письменного заявления членов профсоюза (и
не членов профсоюза) <*> обеспечивает взимание членских
профсоюзных взносов из заработной платы работников через
бухгалтерию организации отрасли и бесплатно ежемесячно перечисляет
их на расчетный счет соответствующего профсоюзного комитета
одновременно с перечислением денежных средств для расчетов по
оплате труда.
--------------------------------
<*> Сбор членских взносов с не членов профсоюза в размере не
менее 1% производится только при наличии этого пункта в
территориальных соглашениях и коллективных договорах организаций
отрасли.
Администрация не вправе задерживать перечисление указанных
средств.
9.2.3. Перечисляет профсоюзным органам денежные средства на
культурно - массовую и физкультурную работу в размере 0,3 процента
от фонда оплаты труда.
9.2.4. Освобождает от производственной работы с сохранением
среднего заработка членов выборных профсоюзных органов, не
освобожденных от основной работы, на время участия в работе
съездов, конференций, пленумов, президиумов, заседаний профсоюзных
органов и их комиссий, а также на время их краткосрочной
профсоюзной учебы.
9.2.5. Распространяет на профсоюзных работников, работников
объектов соцкультбыта (клуб, стадион, профилакторий, лыжная база,
спорткомплекс и др.), финансируемых полностью или частично за счет
профсоюзного бюджета и бюджета государственного социального
страхования, социально - бытовые и трудовые льготы, все виды
материального стимулирования труда соответствующего трудового
коллектива.
По согласованию с вышестоящим профсоюзным органом производит
премирование и иные поощрительные выплаты освобожденным работникам
профсоюзных органов в порядке и на условиях, установленных для
руководителей, специалистов и служащих данной организации отрасли.
9.2.6. Предоставляет работникам, освобожденным от работы в
связи с избранием на выборные должности в профсоюзные органы,
после окончания их выборных полномочий прежнюю работу (должность),
а при ее отсутствии - другую равноценную работу (должность) в той
же или, с согласия работника, в другой организации отрасли.
9.3. Профсоюз работников специального строительства России:
9.3.1. При реорганизации (слиянии, присоединении, разделении,
выделении, преобразовании), ликвидации, приватизации или
акционировании организации отрасли профсоюзная организация и
профсоюзный комитет продолжают осуществление своих полномочий до
их переизбрания.
9.3.2. При ухудшении финансового положения организации отрасли
принимает участие в обсуждении намеченных мероприятий по выходу из
сложившейся ситуации.
В случае непринятия руководством организации отрасли всех
возможных мер по недопущению сокращения численности работников,
сохранению рабочих мест, многомесячных задержек выплаты заработной
платы профсоюзная организация и профсоюзный комитет имеют право
выйти с инициативой перед вышестоящим органом управления о
принятии соответствующих мер, вплоть до увольнения руководителя
организации.
9.3.3. При нарушениях, угрожающих жизни и здоровью работников,
вправе требовать от администрации организаций отрасли немедленного
их устранения, а также потребовать полного прекращения
производства работ. Профсоюзная организация и комитет профсоюза
оставляют за собой право обратиться в государственную инспекцию
труда для принятия более строгих мер.
9.3.4. В случае задержки или несвоевременного выполнения
администрацией организации отрасли пункта 9.2.2 настоящего
Соглашения и пункта коллективного договора, касающегося
перечислений профсоюзных взносов и влияющего на финансовое
состояние профсоюза, профсоюзная организация имеет право выйти с
инициативой перед вышестоящим органом управления о принятии
соответствующих мер, вплоть до увольнения руководителя
организации, за невыполнение обязательств коллективного договора.
В случае задержки перечисления удержанных профсоюзных взносов
по выплаченной заработной плате работников администрация
выплачивает профсоюзной организации сумму задолженности и
компенсацию в размере 0,1% за каждый день просрочки как за
использование кредита, предоставленного профсоюзной организацией
(ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации).
9.4. Члены совместных комитетов (комиссий) по охране труда
организации, профсоюза и иного уполномоченного работниками
представительного органа обеспечиваются защитой от увольнения и
других неблагоприятных для них дисциплинарных мер, правовых,
экономических и других санкций, связанных с выполнением ими
функций представителей коллектива, в соответствии с действующим
законодательством.
9.5. Право профсоюза на представительство:
9.5.1. Профсоюз вправе участвовать в рассмотрении
работодателями (руководителями организаций), их объединениями
своих предложений, а также вопросов, затрагивающих социально -
трудовые права и интересы членов профсоюза.
9.5.2. Представители профсоюза вправе беспрепятственно
посещать организации и рабочие места, где работают члены
профсоюза, для реализации уставных задач и предоставленных
профсоюзу прав.
X. Контроль за выполнением Соглашения
10.1. Контроль за выполнением настоящего Соглашения
осуществляется непосредственно сторонами социального партнерства,
их представителями, соответствующими органами по труду.
Ответственность сторон за невыполнение обязательств по
коллективным договорам осуществляется в соответствии с действующим
законодательством.
10.2. Стороны определили состав отраслевой комиссии для
ведения переговоров, заключения Соглашения и контроля за ходом его
выполнения (Приложение N 3).
10.3. Отраслевая комиссия рассматривает ход выполнения
Соглашения не реже одного раза в полугодие.
10.4. Стороны согласились разрешать все спорные вопросы,
которые могут возникнуть при выполнении настоящего Соглашения,
путем взаимных консультаций, с целью недопущения конфликтных
ситуаций.
XI. Сроки действия Соглашения
11.1. Соглашение заключено на 2002 - 2004 годы и вступает в
силу со дня его подписания сторонами.
11.2. Настоящее Соглашение может быть изменено, дополнено по
взаимной договоренности сторон.
Внесение изменений и дополнений в Соглашение производится
путем переговоров между сторонами в рамках полномочий отраслевой
комиссии по регулированию социально - трудовых отношений в
порядке, предусмотренном для его заключения.
11.3. Условия соглашений и коллективных договоров, ухудшающих
положение работников по сравнению с действующим законодательством
и настоящим Соглашением, недействительны.
11.4. Ни одна из сторон, заключивших настоящее Соглашение, не
может в течение установленного срока его действия в одностороннем
порядке изменить или прекратить выполнение принятых на себя
обязательств. Соглашение может быть аннулировано только по
взаимной договоренности сторон. Толкование и разъяснение положений
настоящего Соглашения осуществляются по взаимному согласию сторон.
11.5. Стороны обязуются обсудить вопрос о заключении нового
соглашения за 3 месяца до окончания действия настоящего
Соглашения. Сторона, получившая письменное уведомление, обязана в
7-дневный срок начать переговоры.
Председатель Совета профсоюза
работников специального
строительства России
С.Н.БОГДАНОВ
Начальник Федеральной службы
специального строительства
Российской Федерации
Н.П.АБРОСЬКИН
Настоящее Соглашение не противоречит законодательству
Российской Федерации. Регистрационный N 5633-ВЯ.
Первый заместитель Министра труда
и социального развития
Российской Федерации
В.А.ЯНВАРЕВ
19 августа 2002 года
Приложение N 1
к Отраслевому тарифному
соглашению на 2002 - 2004 годы
ПОРЯДОК
РАЗРЕШЕНИЯ КОЛЛЕКТИВНЫХ ТРУДОВЫХ СПОРОВ
В ОРГАНИЗАЦИЯХ СПЕЦСТРОЯ РОССИИ
При возникновении в подведомственной организации Спецстроя
России коллективного трудового спора, оформленного в соответствии
с требованиями действующего законодательства, руководство данной
организации и профсоюзный орган обязаны в двухдневный срок
сообщить о данном трудовом споре в вышестоящие по подчиненности
хозяйственный и профсоюзный орган, вплоть до Совета профсоюза и
Спецстроя России.
Стороны спорных отношений совместно с вышестоящими органами
проводят обязательные консультации или предварительное
рассмотрение предмета спора, после чего принимается решение о
необходимости прибытия в подразделение представителей вышестоящих
органов.
До прибытия представителей вышестоящих органов приказом
руководителя организации и решением представителя работников
(профсоюзного органа) создается примирительная комиссия, которая в
течение пяти рабочих дней с момента создания совместно с
представителями вышестоящих органов рассматривает данный
коллективный трудовой спор.
При недостижении согласия в примирительной комиссии с участием
представителей вышестоящих органов коллективный трудовой спор
рассматривается с участием посредника и (или) в трудовом
арбитраже, создаваемом в соответствии с федеральными законами.
При этом в качестве посредника для рассмотрения коллективного
трудового спора приглашается представитель вышестоящего по
подчиненности органа, в том числе Совета профсоюза и Спецстроя
России.
При недостижении согласия по поводу использования
примирительных процедур с участием представителей вышестоящих
органов в соответствии со статьей 8 Федерального закона "О порядке
разрешения коллективных трудовых споров" создается трудовой
арбитраж, в качестве арбитров которого выступают представители
Совета профсоюза, Спецстроя России и Департамента по
урегулированию коллективных трудовых споров и развитию социального
партнерства Минтруда России.
Создание трудового арбитража, его состав, регламент,
полномочия и обязательства сторон коллективного трудового спора, в
том числе об обязательном выполнении его рекомендаций по
урегулированию коллективного трудового спора, оформляются
совместным решением сторон спорных отношений и вышеупомянутого
Департамента.
Указанный порядок разрешения коллективных трудовых споров
обязателен для всех организаций Спецстроя России.
Начальник Спецстроя России,
генерал - полковник
Н.П.АБРОСЬКИН
Председатель
Совета профсоюза
С.Н.БОГДАНОВ
Приложение N 3
к Отраслевому тарифному
соглашению на 2002 - 2004 годы
СОСТАВ
КОМИССИИ ПО ЗАКЛЮЧЕНИЮ
ОТРАСЛЕВОГО ТАРИФНОГО СОГЛАШЕНИЯ
МЕЖДУ СОВЕТОМ ПРОФСОЮЗА РАБОТНИКОВ СПЕЦИАЛЬНОГО
СТРОИТЕЛЬСТВА РОССИИ И ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБОЙ
СПЕЦИАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
От Совета профсоюза работников
специального строительства России
Богданов С.Н. - председатель Совета профсоюза,
сопредседатель комиссии
Бухвалов В.П. - зам. председателя Совета профсоюза, главный
технический инспектор труда Совета профсоюза
Кузнецов В.А. - председатель территориального комитета
профсоюза N 13
Кириллов В.М. - председатель территориального комитета
профсоюза N 15
Шалонский В.Г. - председатель территориального комитета
профсоюза N 43
От Федеральной службы специального
строительства Российской Федерации
Лейбман М.Е. - Первый заместитель начальника Спецстроя
России, сопредседатель комиссии
Панчук Б.М. - Статс - секретарь - заместитель начальника
Спецстроя России
Мельников С.Л. - начальник Управления экономики, финансов
и бухгалтерского учета Спецстроя России
Сарбаев Р.С. - начальник медицинского отдела Спецстроя
России
Чернышев Н.В. - начальник юридического отдела Спецстроя
России.
|