МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 14 августа 2002 г. N 258
О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ ПОМОЩИ
ДЕТЯМ - ИНВАЛИДАМ И ИНВАЛИДАМ С ДЕТСТВА
В целях совершенствования реабилитационной помощи детям -
инвалидам и инвалидам с детства приказываю:
1. Утвердить:
1.1. Примерный перечень помещений и оборудования для
осуществления реабилитационного процесса в лечебно -
профилактических учреждениях системы здравоохранения (Приложение
N 1).
1.2. Инструкцию о применении оборудования для осуществления
реабилитационного процесса в лечебно - профилактических
учреждениях системы здравоохранения (Приложение N 2).
2. Управлению медицинских проблем материнства и детства,
Департаменту организации и развития медицинской помощи населению:
2.1. В срок до 01.03.2003 внести изменения в отчетно - учетную
документацию по детской инвалидности и направить на утверждение в
Госкомстат России.
2.2. В срок до 01.02.2003 провести анализ утвержденных
медицинских реабилитационных технологий, подготовить пособие по их
применению в комплексной программе реабилитации детей - инвалидов
и инвалидов с детства от рождения без ограничения возраста для
врачей реабилитационных учреждений независимо от ведомственной
подчиненности.
3. Департаменту организации и развития медицинской помощи
населению, Департаменту экономического развития здравоохранения,
управления финансами и материальными ресурсами в срок до
31.03.2003 проанализировать штатные нормативы специализированных
лечебно - профилактических учреждений системы здравоохранения,
осуществляющих проведение восстановительного лечения и
реабилитации инвалидов, в том числе центров медицинской и
социальной реабилитации с отделениями постоянного проживания для
инвалидов с тяжелыми формами детского церебрального паралича,
самостоятельно не передвигающихся и себя не обслуживающих, а также
отделений на базе многопрофильных больниц для реабилитации
инвалидов с детства, самостоятельно передвигающихся и себя
обслуживающих. При необходимости внести изменения и дополнения.
4. Департаменту организации и развития медицинской помощи
населению в срок до 01.01.2003 подготовить план мероприятий по
разработке стандартов (протоколов) медико - социальной
реабилитации инвалидов с детства, страдающих детским церебральным
параличом, без ограничения возраста в реабилитационных центрах и
отделениях многопрофильных больниц.
5. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на
заместителя Министра О.В. Шарапову.
Министр
Ю.Л.ШЕВЧЕНКО
Приложение N 1
Утвержден
Приказом
Минздрава России
от 14 августа 2002 г. N 258
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ
ПОМЕЩЕНИЙ И ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ПРОЦЕССА В ЛЕЧЕБНО -
ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
1.1. СОМАТИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ (НА 100 МЕСТ)
----T-----------------------------------------------T------------¬
¦ N ¦ Наименование оборудования, принадлежность ¦ Количество ¦
¦п/п¦ помещений ¦ ¦
+---+-----------------------------------------------+------------+
¦ I. Помещения и дизайн ¦
+---T-----------------------------------------------T------------+
¦1 ¦Помещение для групповой кинезотерапии (ЛФК) ¦1 ¦
¦ ¦30 - 35 кв. м ¦ ¦
+---+-----------------------------------------------+------------+
¦2 ¦Помещение для компьютерного комплекса ¦1 ¦
¦ ¦30 - 35 кв. м ¦ ¦
+---+-----------------------------------------------+------------+
¦3 ¦Элементы терапии средой (картины, эстампы, ¦В соответ- ¦
¦ ¦графические работы и др.) ¦ствии с воз-¦
¦ ¦ ¦можностями ¦
+---+-----------------------------------------------+------------+
¦4 ¦Элементы внутреннего дизайна (облицовка стен, ¦ ¦
¦ ¦мягкие напольные интерактивные покрытия ¦ ¦
¦ ¦с изображением сюжетно - ролевых игр, ¦ ¦
¦ ¦декоративные растения, приборы бокового ¦ ¦
¦ ¦освещения и пр.) ¦ ¦
+---+-----------------------------------------------+------------+
¦ II. Оборудование для реабилитации ¦
+---T-----------------------------------------------T------------+
¦1 ¦Шведская стенка ¦4 ¦
+---+-----------------------------------------------+------------+
¦2 ¦Батут ¦2 ¦
+---+-----------------------------------------------+------------+
¦3 ¦Комплект ящиков - подставок ¦10 ¦
+---+-----------------------------------------------+------------+
¦4 ¦Гимнастические скамейки ¦10 ¦
+---+-----------------------------------------------+------------+
¦5 ¦Гимнастические палки ¦50 ¦
+---+-----------------------------------------------+------------+
¦6 ¦Канат ¦2 ¦
+---+-----------------------------------------------+------------+
¦7 ¦Гимнастические маты ¦10 ¦
+---+-----------------------------------------------+------------+
¦8 ¦Гимнастический обруч ¦50 ¦
+---+-----------------------------------------------+------------+
¦9 ¦Массажные коврики ¦10 ¦
+---+-----------------------------------------------+------------+
¦10 ¦Притч (деревянный топчан реечный) ¦50 ¦
+---+-----------------------------------------------+------------+
¦11 ¦Набор мячей различного диаметра и веса ¦5 ¦
+---+-----------------------------------------------+------------+
¦12 ¦Компьютерные тренажеры ¦10 ¦
+---+-----------------------------------------------+------------+
¦13 ¦Компьютерные игры ¦10 ¦
+---+-----------------------------------------------+------------+
¦14 ¦Тренажеры (ротационные) и игры (конструкторы ¦10 ¦
¦ ¦Lego, Puzzle) ¦ ¦
+---+-----------------------------------------------+------------+
¦15 ¦Столовые приборы специальной конструкции ¦По числу де-¦
¦ ¦ ¦тей ¦
+---+-----------------------------------------------+------------+
¦16 ¦Тренажер для обучения навыкам ходьбы ¦5 ¦
¦ ¦(при тяжелых двигательных нарушениях) ¦ ¦
L---+-----------------------------------------------+-------------
1.2. НЕВРОЛОГИЧЕСКИЙ, НЕЙРОХИРУРГИЧЕСКИЙ,
НЕЙРОТРАВМАТОЛОГИЧЕСКИЙ, ПСИХИАТРИЧЕСКИЙ ПРОФИЛИ
(НА 100 МЕСТ)
----T-----------------------------------------------T------------¬
¦ N ¦ Наименование оборудования, принадлежность ¦ Количество ¦
¦п/п¦ помещений ¦ ¦
+---+-----------------------------------------------+------------+
¦ I. Помещения и дизайн ¦
+---T-----------------------------------------------T------------+
¦1 ¦Помещение для групповой кондуктивной терапии ¦1 ¦
¦ ¦30 - 40 кв. м ¦ ¦
+---+-----------------------------------------------+------------+
¦2 ¦Помещение для групповой кинезотерапии (ЛФК) ¦1 ¦
¦ ¦30 - 35 кв. м ¦ ¦
+---+-----------------------------------------------+------------+
¦3 ¦Помещение для компьютерного развивающе - ¦1 ¦
¦ ¦обучающего комплекса 30 - 35 кв. м ¦ ¦
+---+-----------------------------------------------+------------+
¦4 ¦Помещение для эрготерапии 30 - 35 кв. м ¦1 ¦
+---+-----------------------------------------------+------------+
¦5 ¦Помещение для сенсорной комнаты 15 - 20 кв. м ¦1 ¦
+---+-----------------------------------------------+------------+
¦6 ¦Помещение для Монтессори - терапии ¦1 ¦
¦ ¦20 - 25 кв. м ¦ ¦
+---+-----------------------------------------------+------------+
¦7 ¦Элементы терапии средой (картины, эстампы, ¦В соответ- ¦
¦ ¦графические работы и др.) ¦ствии с воз-¦
¦ ¦ ¦можностями ¦
+---+-----------------------------------------------+------------+
¦8 ¦Элементы внутреннего дизайна (облицовка стен, ¦ ¦
¦ ¦мягкие напольные интерактивные покрытия ¦ ¦
¦ ¦с изображением сюжетно - ролевых игр, ¦ ¦
¦ ¦декоративные растения, приборы бокового ¦ ¦
¦ ¦освещения и пр.) ¦ ¦
+---+-----------------------------------------------+------------+
¦ II. Реабилитационное оборудование ¦
+---T-----------------------------------------------T------------+
¦1 ¦Шведская стенка ¦4 ¦
+---+-----------------------------------------------+------------+
¦2 ¦Батут ¦2 ¦
+---+-----------------------------------------------+------------+
¦3 ¦Комплект ящиков - подставок ¦10 ¦
+---+-----------------------------------------------+------------+
¦4 ¦Гимнастические скамейки ¦10 ¦
+---+-----------------------------------------------+------------+
¦5 ¦Гимнастические палки ¦50 ¦
+---+-----------------------------------------------+------------+
¦6 ¦Канат ¦2 ¦
+---+-----------------------------------------------+------------+
¦7 ¦Гимнастические маты ¦10 ¦
+---+-----------------------------------------------+------------+
¦8 ¦Гимнастический обруч ¦50 ¦
+---+-----------------------------------------------+------------+
¦9 ¦Массажные коврики ¦10 ¦
+---+-----------------------------------------------+------------+
¦10 ¦Притч (деревянный топчан реечной конструкции) ¦50 ¦
+---+-----------------------------------------------+------------+
¦11 ¦Набор мячей различного диаметра и веса ¦5 ¦
+---+-----------------------------------------------+------------+
¦12 ¦Набор для проведения Монтессори - терапии ¦2 ¦
+---+-----------------------------------------------+------------+
¦13 ¦Сухой бассейн ¦2 ¦
+---+-----------------------------------------------+------------+
¦14 ¦Набор мягких форм специальной мебели ¦10 ¦
+---+-----------------------------------------------+------------+
¦15 ¦Компьютерные тренажеры ¦10 ¦
+---+-----------------------------------------------+------------+
¦16 ¦Сенсорная комната ¦1 ¦
+---+-----------------------------------------------+------------+
¦17 ¦Аппарат функционального биоуправления ¦2 ¦
¦ ¦с обратной связью ("Звуковой луч" и т.п.) ¦ ¦
+---+-----------------------------------------------+------------+
¦18 ¦Специализированный набор психологической ¦10 ¦
¦ ¦коррекции ¦ ¦
+---+-----------------------------------------------+------------+
¦19 ¦Специализированный набор для коррекции ¦10 ¦
¦ ¦речедвигательных нарушений ¦ ¦
+---+-----------------------------------------------+------------+
¦20 ¦Тренажеры для развития мелкой моторики ¦50 ¦
+---+-----------------------------------------------+------------+
¦21 ¦Столовые приборы специальной конструкции ¦По числу де-¦
¦ ¦ ¦тей ¦
+---+-----------------------------------------------+------------+
¦22 ¦Тренажер для обучения навыкам ходьбы ¦5 ¦
¦ ¦(при тяжелых двигательных нарушениях) ¦ ¦
L---+-----------------------------------------------+-------------
1.3. ДОМА РЕБЕНКА (НА 100 МЕСТ)
----T-----------------------------------------------T------------¬
¦ N ¦ Наименование оборудования, принадлежность ¦ Количество ¦
¦п/п¦ помещений ¦ ¦
+---+-----------------------------------------------+------------+
¦ I. Помещения и дизайн ¦
+---T-----------------------------------------------T------------+
¦1 ¦Помещение для групповой кондуктивной терапии ¦1 ¦
¦ ¦30 - 40 кв. м ¦ ¦
+---+-----------------------------------------------+------------+
¦2 ¦Помещение для групповой кинезотерапии (ЛФК) ¦1 ¦
¦ ¦30 - 35 кв. м ¦ ¦
+---+-----------------------------------------------+------------+
¦3 ¦Помещение для компьютерного развивающе - ¦1 ¦
¦ ¦обучающего комплекса 30 - 35 кв. м ¦ ¦
+---+-----------------------------------------------+------------+
¦4 ¦Помещение для эрготерапии 30 - 35 кв. м ¦1 ¦
+---+-----------------------------------------------+------------+
¦5 ¦Помещение для сенсорной комнаты 15 - 20 кв. м ¦1 ¦
+---+-----------------------------------------------+------------+
¦6 ¦Элементы терапии средой (картины, эстампы, ¦В соответ- ¦
¦ ¦графические работы и др.) ¦ствии с воз-¦
¦ ¦ ¦можностями ¦
+---+-----------------------------------------------+------------+
¦7 ¦Элементы внутреннего дизайна (облицовка стен, ¦ ¦
¦ ¦мягкие напольные интерактивные покрытия с изо- ¦ ¦
¦ ¦бражением сюжетно - ролевых игр, декоративные ¦ ¦
¦ ¦растения, приборы бокового освещения и пр.) ¦ ¦
+---+-----------------------------------------------+------------+
¦ II. Реабилитационное оборудование ¦
+---T-----------------------------------------------T------------+
¦1 ¦Шведская стенка ¦4 ¦
+---+-----------------------------------------------+------------+
¦2 ¦Батут ¦2 ¦
+---+-----------------------------------------------+------------+
¦3 ¦Комплект ящиков - подставок ¦10 ¦
+---+-----------------------------------------------+------------+
¦4 ¦Гимнастические скамейки ¦10 ¦
+---+-----------------------------------------------+------------+
¦5 ¦Гимнастические палки ¦50 ¦
+---+-----------------------------------------------+------------+
¦6 ¦Канат ¦2 ¦
+---+-----------------------------------------------+------------+
¦7 ¦Гимнастические маты ¦10 ¦
+---+-----------------------------------------------+------------+
¦8 ¦Гимнастический обруч ¦50 ¦
+---+-----------------------------------------------+------------+
¦9 ¦Массажные коврики ¦10 ¦
+---+-----------------------------------------------+------------+
¦10 ¦Притч (деревянный топчан реечной конструкции) ¦50 ¦
+---+-----------------------------------------------+------------+
¦11 ¦Набор мячей различного диаметра и веса ¦5 ¦
+---+-----------------------------------------------+------------+
¦12 ¦Сухой бассейн ¦2 ¦
+---+-----------------------------------------------+------------+
¦13 ¦Набор мягких форм специальной мебели ¦10 ¦
+---+-----------------------------------------------+------------+
¦14 ¦Компьютерные тренажеры ¦10 ¦
+---+-----------------------------------------------+------------+
¦15 ¦Сенсорная комната ¦1 ¦
+---+-----------------------------------------------+------------+
¦16 ¦Аппарат функционального биоуправления ¦2 ¦
¦ ¦с обратной связью ("Звуковой луч" и т.п.) ¦ ¦
+---+-----------------------------------------------+------------+
¦17 ¦Тренажеры для развития мелкой моторики ¦50 ¦
+---+-----------------------------------------------+------------+
¦18 ¦Столовые приборы специальной конструкции ¦По числу де-¦
¦ ¦ ¦тей ¦
+---+-----------------------------------------------+------------+
¦19 ¦Тренажер для обучения навыкам ходьбы ¦5 ¦
¦ ¦(при тяжелых двигательных нарушениях) ¦ ¦
L---+-----------------------------------------------+-------------
Приложение N 2
Утверждена
Приказом
Минздрава России
от 14 августа 2002 г. N 258
ИНСТРУКЦИЯ
О ПРИМЕНЕНИИ ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ПРОЦЕССА В ЛЕЧЕБНО -
ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
I. Оборудование применяется для организации комплексной
реабилитации детей с хроническими заболеваниями и последствиями
травм центральной и периферической нервной системы, опорно -
двигательного аппарата, с умственной отсталостью и задержками
психического развития различного генеза, в том числе детей -
инвалидов.
II.Назначение реабилитационного оборудования:
1. Шведская стенка:
- выработка хвата, увеличение объема движений в конечностях,
укрепление ангравитационной мускулатуры.
2. Батут:
- тренировка функции равновесия, преодоление вестибулярных и
мозжечковых расстройств, оптимизация опоры на стопы;
- выработка, закрепление и оптимизация конструктивного
праксиса;
- тренаж для установочных выпрямительных рефлексов и более
сложных локомоторных актов в атогенетической последовательности;
- тренировка пространственно - ориентировочных двигательных
реакций и навыков.
3. Комплект ящиков - подставок:
- для проведения занятий по кондуктивной терапии, выработки
правильной осанки.
4. Гимнастические скамейки:
- тренировка вертикального положения туловища в положении
сидя;
- индивидуальные и групповые занятия по кондуктивной терапии с
использованием дополнительного спортивно - игрового инвентаря
(мячи, гимнастические палки, кольца и т.д.), направленные на
увеличение объема движений верхних конечностей, скорость реакции,
воспитание манипулятивных функций в условиях удержания
вертикальной позы сидя;
- выработка навыков равновесия и тренировка вестибулярной
функции;
- улучшение кинематического рисунка шага.
5. Гимнастические палки:
- выработка функции хвата и противопоставления пальцев кисти;
- увеличение объема движений в суставах верхних конечностей;
- преодоление нарушений осанки и порочных установок в
позвоночнике;
- укрепление выпрямительной мускулатуры.
6. Канат:
- формирование функций хвата и увеличение объема движений в
верхних конечностях;
- поддерживающее устройство при освоении вертикальной позы и
локомоторных актов;
- приспособление для игротерапевтических мероприятий (сюжетно
- ролевые игры);
- воспитание кинематического рисунка шага, преодоление
нарушений функций равновесия и вестибулярных расстройств.
7. Маты:
- выработка разнообразных двигательных навыков и навыков
вертикализации у детей с локомоторными расстройствами и задержкой
развития опорно - двигательной системы.
8. Гимнастический обруч:
- воспитание хвата и противопоставления пальцев кисти;
- увеличение объема движений в суставах верхних конечностей;
- укрепление мышц живота и поясницы;
- оптимизация функции равновесия.
9. Массажные коврики:
- воздействие на рефлексогенные зоны подошвенной поверхности
стоп;
- формирование и укрепление свода стопы;
- преодоление порочных установок стоп;
- оптимизация кинематического рисунка шага.
10. Притч:
- необходим для разнообразных индивидуальных и групповых
занятий по кондуктивной терапии, направленных на преодоление
двигательных нарушений и вестибулярно - атактических расстройств,
а также на выработку навыков вертикализации.
11. Набор мячей разного диаметра и веса:
- гашение примитивных технических рефлексов, снижение
мышечного тонуса;
- увеличение объема движений в суставах конечностей, выработка
манипулятивных навыков;
- тренировка опороспособности кистей и стоп;
- преодоление аддукторного спазма;
- игротерапия (сюжетно - ролевые игры, сказкотерапия и т.п.).
12. Набор для проведения Монтессори - терапии:
- для развития познавательной сферы ребенка и навыков
самообслуживания (для детей в возрасте от 3 до 5 лет).
13. Сухой бассейн:
- развитие двигательной активности;
- тренировка вестибулярного аппарата;
- стимуляция тактильной чувствительности.
14. Набор мягких форм специальной мебели:
- тренировка вестибулярного аппарата;
- для уменьшения аддукторного тонуса мышц бедер.
15. Компьютерные тренажеры:
- развитие мелкой моторики, тактильной чувствительности,
устранение влияния примитивных тонических рефлексов, развитие
пространственного восприятия, стимуляция высших корковых функций.
16. Компьютерные игры:
- развитие логического, образного мышления, конструктивного
праксиса;
- стимуляция образного, цветового, пространственного
представления;
- развитие памяти;
- активация манипулятивной деятельности.
17. Специализированный набор психологической коррекции:
- для стимуляции высших корковых функций.
18. Тренажеры (ротационные) и игры (конструкторы Lego,
Puzzle):
- развитие манипулятивной активности, мелкой моторики рук,
познавательной деятельности.
19. Сенсорная комната:
- повышение мотивации;
- развитие пространственных представлений, гашение
гиперкинезов, развитие двигательной активности;
- стимуляция тактильной, зрительной, слуховой
чувствительности.
20. Звуковой луч:
- увеличение объема движений в суставах, развитие мелкой
моторики рук и гашение непроизвольных движений;
- развитие и закрепление правильной осанки;
- развитие ощущения собственного тела в пространстве;
- развитие мотивации.
21. Столовые приборы специальной конструкции:
- для выработки навыка самообслуживания.
При отсутствии помещений (Приложение 1, раздел II, п. 1, 2, 4,
6) для организации реабилитации возможно использование зала для
лечебной физкультуры, групповых помещений, холла, рекреаций и т.д.
|