МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
ПИСЬМО
от 14 августа 2002 г. N АС-6-06/1243@
ОБ ОТДЕЛЬНЫХ ВОПРОСАХ
ПРИМЕНЕНИЯ КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ
КОНТРОЛЯ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТ 18.06.93 N 5215-1 "О ПРИМЕНЕНИИ
КОНТРОЛЬНО - КАССОВЫХ МАШИН ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ
ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ С НАСЕЛЕНИЕМ"
Статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях (далее - КоАП РФ) установлена административная
ответственность при продаже товаров, выполнении работ либо
оказании услуг в организациях торговли либо в иных организациях,
осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо
оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в
качестве индивидуальных предпринимателей, при отсутствии
установленной информации об изготовителе или о продавце либо без
применения в установленных законом случаях контрольно - кассовых
машин.
На основании статьи 23.5 КоАП РФ дела об административных
правонарушениях, предусмотренных статьей 14.5 КоАП РФ, в части
продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг без применения
контрольно - кассовых машин рассматривают налоговые органы.
Статьей 1 Закона Российской Федерации от 18.06.93 N 5215-1 "О
применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных
расчетов с населением" (далее - Закон) предусмотрено, что денежные
расчеты с населением при осуществлении торговых операций или
оказании услуг на территории Российской Федерации производятся
всеми предприятиями (в том числе физическими лицами,
осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования
юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций
или оказания услуг), организациями, учреждениями, их филиалами и
другими обособленными подразделениями с обязательным применением
контрольно - кассовых машин.
В соответствии со статьей 3 Закона требования к контрольно -
кассовым машинам, включая порядок и условия их применения и
регистрации, определяются Положением по применению контрольно -
кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением,
утвержденным Постановлением Совета Министров - Правительством
Российской Федерации от 30.07.93 N 745 (с изменениями и
дополнениями) (далее - Положение).
На основании статьи 4 Закона, а также пункта 1 и подпункта "е"
пункта 7 Положения при осуществлении денежных расчетов с
населением допускается применение только зарегистрированных в
налоговых органах контрольно - кассовых машин.
Таким образом, применение не зарегистрированных в налоговых
органах контрольно - кассовых машин является нарушением требований
Закона, должно рассматриваться как осуществление денежных расчетов
с населением без применения контрольно - кассовой машины и влечет
применение к нарушителям ответственности в соответствии со статьей
14.5 КоАП РФ.
Использование контрольно - кассовых машин должно
осуществляться в соответствии с требованиями, установленными
подпунктами "а" - "е" пункта 7 Положения. Вышеупомянутые
требования являются обязательным условием допуска контрольно -
кассовой машины к применению.
Использование контрольно - кассовых машин с нарушением
требований, установленных пунктом 7 Положения, должно
рассматриваться как осуществление денежных расчетов с населением
без применения контрольно - кассовой машины и, следовательно, их
нарушение влечет ответственность за осуществление денежных
расчетов без применения контрольно - кассовой машины, в
соответствии со статьей 14.5 КоАП РФ.
Основанием для применения статьи 14.5 КоАП РФ является также
нарушение части четвертой пункта 7 Положения, так как контрольно -
кассовые машины, на которых отсутствует либо повреждена пломба
центра технического обслуживания, отсутствует маркировка
предприятия - изготовителя или одно из средств визуального
контроля, не допускаются к применению.
На основании части первой пункта 7 Положения допускается
применение только исправных контрольно - кассовых машин с
долговременным и энергонезависимым хранением информации в
фискальной (контрольной) памяти. Признаки неисправной контрольно -
кассовой машины перечислены в пункте 8 Положения. Нарушение
требований части первой пункта 7 Положения является основанием для
применения административной ответственности за осуществление
денежных расчетов без применения контрольно - кассовой машины в
соответствии со статьей 14.5 КоАП РФ.
В соответствии с частью второй пункта 5 Положения применение
при осуществлении денежных расчетов с населением контрольно -
кассовых машин с фискальной памятью в нефискальном режиме или с
вышедшим из строя блоком фискальной памяти приравнивается к
неприменению контрольно - кассовых машин и, следовательно,
является основанием для привлечения к административной
ответственности в соответствии со статьей 14.5 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 1 Перечня отдельных категорий
предприятий, которые в силу специфики своей деятельности либо
особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с
населением без применения контрольно - кассовых машин,
утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от
30.07.93 N 745 (с изменениями и дополнениями), организации
(индивидуальные предприниматели) обязаны выдавать клиентам
документы строгой отчетности, приравниваемые к чекам, по формам,
утвержденным Минфином России. Неисполнение данной обязанности
является основанием для привлечения организаций (индивидуальных
предпринимателей) к ответственности за осуществление денежных
расчетов с населением без применения контрольно - кассовых машин в
соответствии со статьей 14.5 КоАП РФ.
Сказанное выше подтверждается Постановлением Пленума Высшего
Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.08.99 N 10 "О
некоторых вопросах практики применения Закона Российской Федерации
"О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении
денежных расчетов с населением".
Статьей 2 Закона установлены обязанности организаций и
индивидуальных предпринимателей, применяющих контрольно - кассовые
машины.
Статьей 6 Закона определены обязанности налоговых органов в
части осуществления контроля за применением контрольно - кассовых
машин.
Неисполнение организациями и индивидуальными предпринимателями
вышеупомянутых обязанностей, а также неповиновение ими законному
распоряжению или требованию должностного лица налогового органа
или воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом
обязанностей, установленных статьей 6 Закона, является основанием
привлечения организаций и индивидуальных предпринимателей к
административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи
19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6 и 19.7 КоАП РФ.
На основании пункта 5 части 2 статьи 28.3 протоколы об
административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи
19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7 КоАП РФ, вправе
составлять должностные лица налоговых органов. В соответствии со
статьей 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях
рассматриваются судами общей юрисдикции.
В соответствии с абзацем 4 статьи 2 Закона организации и
индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно - кассовые
машины, обязаны выдавать покупателю (клиенту) вместе с покупкой
(после оказания услуги) отпечатанный контрольно - кассовой машиной
чек за покупку (услугу), подтверждающий исполнение обязательств по
договору купли - продажи (оказания услуги) между покупателем
(клиентом) и соответствующим предприятием.
Все организации и индивидуальные предприниматели обязаны
вывешивать в доступном покупателю (клиенту) месте ценники на
продаваемые товары (прейскуранты на оказываемые услуги), которые
должны соответствовать документам, подтверждающим объявленные цены
и тарифы.
Неисполнение вышеперечисленных обязанностей является
нарушением Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.98 N 55
(с изменениями и дополнениями) и влечет привлечение к
административной ответственности, предусмотренной статьей 14.15
КоАП РФ.
На основании абзаца 5 статьи 6 Закона проверку правильности
выдачи чеков осуществляют налоговые органы.
Вместе с тем в соответствии со статьей 28.3 КоАП РФ протоколы
об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.15
КоАП РФ, вправе составлять органы государственной инспекции по
торговле, качеству товаров и защите прав потребителей (часть 1),
должностные лица органов внутренних дел (пункт 1 части 2) и
должностные лица федеральных органов налоговой полиции (пункт 6
части 2). На основании статьи 23.49 КоАП РФ дела об
административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.15
КоАП РФ, рассматривают органы государственной инспекции по
торговле, качеству товаров и защите прав потребителей.
Таким образом, выявленные налоговыми органами правонарушения,
предусмотренные статьей 14.15 КоАП РФ, должны быть зафиксированы в
акте проверки, который затем должен быть направлен в орган,
полномочный составлять протокол об административном
правонарушении, предусмотренном вышеназванной статьей КоАП РФ.
Государственный советник
налоговой службы 1 ранга
А.В.СМИРНОВ
|