ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 августа 2002 года
Дело N 58-Г02-24
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Нечаева В.И.,
судей Корчашкиной Т.Е.,
Харланова А.В.
рассмотрела в судебном заседании от 13 августа 2002 г. дело по
заявлению прокурора Хабаровского края о признании недействительным
постановления главы администрации Хабаровского края от 21.01.2000
N 16 "О некоторых вопросах организации деятельности финансовых
органов администрации городов и районов края" по кассационной
жалобе правительства Хабаровского края на решение Хабаровского
краевого суда от 13 июня 2002 г., которым заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации
Корчашкиной Т.Е., заключение прокурора Генеральной прокуратуры
Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей решение суда
оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской
Федерации
установила:
прокурор Хабаровского края обратился с вышеуказанным
заявлением, ссылаясь на то, что принятое главой администрации
Хабаровского края 21 января 2000 года постановление N 16 "О
некоторых вопросах организации деятельности финансовых органов
администрации городов и районов края" противоречит Федеральному
закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации", Бюджетному кодексу Российской Федерации,
Закону Хабаровского края "Об организации местного самоуправления в
Хабаровском крае".
Установленные в названном постановлении положения, по мнению
прокурора, ущемляют права органов местного самоуправления и их
должностных лиц.
Решением Хабаровского краевого суда от 13 июня 2002 г.
заявление прокурора удовлетворено: оспариваемое постановление
признано недействующим и не влекущим правовых последствий со дня
его издания.
В кассационной жалобе правительства Хабаровского края поставлен
вопрос об отмене решения суда в связи с нарушением норм
материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской
Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.
Из текста обжалуемого постановления усматривается, что
руководитель финансового органа муниципального образования
назначается на должность и освобождается от должности главой
муниципального образования по согласованию с директором
финансового департамента администрации края. Положение о
финансовом органе муниципального образования, его наименование,
структура утверждаются главой муниципального образования по
согласованию с директором финансового департамента администрации
края. Штатное расписание и смета расходов на содержание
финансового органа муниципального образования за счет средств
краевого бюджета утверждаются директором финансового департамента
администрации края.
Главы муниципальных образований городов и районов края обязаны
в срок до 1 февраля 2000 года принять правовые акты о назначении
работников финансовых органов соответствующих муниципальных
образований на муниципальные должности муниципальной службы
Хабаровского края; правовые акты об утверждении положений о
финансовых органах соответствующих муниципальных образований в
соответствии с настоящим постановлением.
В приложении к названному постановлению утверждена штатная
численность финансовых органов городов и районов края.
Таким образом, из текста постановления видно, что данные
финансовые органы являются органами муниципальных образований, а
их работники - муниципальными служащими.
Поэтому довод кассационной жалобы о том, что судом не
исследован вопрос, является ли финансовый орган органом местного
самоуправления, нельзя признать состоятельным.
Довод кассационной жалобы о том, что в Законе края от
29.05.1996 N 48 "Об организации местного самоуправления в
Хабаровском крае", в уставах муниципальных образований края не
перечислены наименования финансовых органов администраций городов
и районов края, не предусмотрен порядок их формирования, эти
органы не относятся к представительным и исполнительно-
распорядительным органам местного самоуправления, поэтому глава
администрации края вправе был принять обжалуемое постановление,
нельзя признать правильным.
Согласно статье 12 Конституции Российской Федерации местное
самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы
местного самоуправления не входят в систему органов
государственной власти. В соответствии со ст. ст. 131, 132
Конституции Российской Федерации структура органов местного
самоуправления определяется населением самостоятельно, органы
местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной
собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет,
устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану
общественного порядка, а также решают и иные вопросы местного
значения.
В статье 1 Федерального закона "Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации" дано понятие
органов местного самоуправления, к которым отнесены выборные
органы и другие органы, наделенные полномочиями на решение
вопросов местного значения и не входящие в систему органов
государственной власти.
Пунктом 2 статьи 17 того же Федерального закона установлено,
что наименование органов местного самоуправления и должностных лиц
местного самоуправления, порядок формирования органов местного
самоуправления, компетенция, сроки полномочий, подотчетность,
вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления
и должностных лиц местного самоуправления определяются уставами
муниципальных образований в соответствии с законами субъектов
Российской Федерации.
В Хабаровском крае принят Закон края от 29.05.1996 N 48 "Об
организации местного самоуправления в Хабаровском крае", в
соответствии с пунктом 2 статьи 4 которого устав муниципального
образования разрабатывается муниципальным образованием
самостоятельно. Устав муниципального образования принимается
представительным органом местного самоуправления или населением
непосредственно.
Кроме того, статьями 151, 153, 157 Бюджетного кодекса
Российской Федерации установлено, что финансовые органы относятся
к органам, обладающим бюджетными полномочиями. Муниципальные
образования создают финансовые органы в соответствии с уставом
муниципального образования и законодательством Российской
Федерации. Порядок их формирования и полномочия определяются
правовыми актами органов местного самоуправления.
Таким образом, только органы местного самоуправления вправе
принять решение о создании того или иного органа или отдела для
решения вопросов местного значения, установить их штатную
численность.
То обстоятельство, что в уставах муниципальных образований края
не предусмотрены финансовые органы, не лишает их возможности
предусмотреть создание таких органов в своем муниципальном
образовании.
Пункт 1 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации"
определяет, что органы, образуемые в соответствии с уставами
муниципальных образований, являются органами местного
самоуправления. Расходы, связанные с содержанием органов местного
самоуправления, в силу статьи 87 Бюджетного кодекса Российской
Федерации финансируются исключительно из местных бюджетов.
В данном же случае в соответствии с п. 4.1 постановления
расходы на содержание финансовых органов муниципальных образований
предусмотрены из краевого бюджета.
При таких обстоятельствах суд правомерно признал оспариваемое
постановление противоречащим федеральному законодательству.
В связи с тем, что глава администрации края не имел полномочий
на принятие указанного постановления, суд обоснованно согласно п.
1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24
апреля 2002 г. "О внесении изменений и дополнений в некоторые
Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации"
признал названный правовой акт недействующим и не влекущим
правовых последствий со дня его издания.
Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 304, 305 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по
гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Хабаровского краевого суда от 13 июня 2002 г. оставить
без изменения, кассационную жалобу правительства Хабаровского края
- без удовлетворения.
|