ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 9 августа 2002 года
Дело N 5-Г02-99
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Нечаева В.И.,
судей Потапенко С.В.,
Кебы Ю.Г.
рассмотрела в судебном заседании 9 августа 2002 г. кассационную
жалобу П. на решение Московского городского суда от 14 мая 2002
г., которым отказано ему в заявлении о признании недействительным
постановления правительства г. Москвы "Об утверждении проекта
планировки и комплексной застройки территории микрорайона 9 - 10к
района "Войковский" с учетом вывода филиала ОАО "ДОК-2" (Северный
административный округ)" от 3 июля 2001 г. N 602-ПП в части,
разрешающей планировку и застройку корпуса 29.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации
Нечаева В.И., объяснение П., исследовав материалы дела, коллегия
установила:
постановлением правительства г. Москвы "Об утверждении проекта
планировки и комплексной застройке территории микрорайона 9 - 10к
района Войковский с учетом вывода филиала ОАО "ДОК-2" (Северный
административный округ) от 3 июля 2001 г. N 602-ПП утвержден
проект планировки микрорайона 9 - 10к района Войковский Северного
административного округа (по сообщению главного управления
Министерства юстиции Российской Федерации по г. Москве это
постановление зарегистрировано в федеральном регистре нормативных
правовых актов 6 августа 2001 года за N 3055). Подпунктом 2.5
данного постановления определен проектируемый жилищный фонд
(приложение 7). В приложении N 7 к постановлению пообъектно
определены серии и типы домов, общая площадь застройки, в том
числе девятиэтажный корпус 29.
П. обратился в суд с заявлением о признании недействительным
указанного постановления правительства г. Москвы от 3 июля 2001 г.
N 602-ПП. В судебном заседании 23 апреля 2002 г. П. уточнил свое
требование и просил признать постановление правительства г. Москвы
недействительным в части, разрешающей планировку и постройку
корпуса 29. Заявление обосновано тем, что постановление
противоречит Федеральному закону "Об экологической экспертизе", а
также Градостроительному кодексу Российской Федерации. Не была
проведена государственная экологическая экспертиза проекта, жители
района не были оповещены о строительстве корпуса 29, не проведена
общественная экологическая экспертиза. В постановлении не
предусмотрено выполнение требований органа Госсанэпиднадзора о
разработке охранных мероприятий промзоны "Коптево".
Рассмотрев дело, суд вынес приведенное выше решение. В
кассационной жалобе П. просит отменить решение суда, считая его
неправильным. Обсудив доводы кассационной жалобы, коллегия не
находит оснований для ее удовлетворения.
В судебном заседании полно и всесторонне исследованы
обстоятельства, имеющие значение для дела, все доводы заявителя
судом проверены, по ним даны суждения.
Как видно из материалов дела, суд сделал обоснованный вывод о
том, что требование закона о проведении обязательной
государственной экологической экспертизы выполнено. При
согласовании проекта планировки и застройки проводилась
экологическая экспертиза. По ее результатам государственным
комитетом по охране окружающей среды г. Москвы был издан приказ от
28 декабря 2000 г. N 340, которым утверждено заключение экспертной
комиссии от 20 декабря 2000 г. по проекту планировки мкр. 9 - 10к.
Названный государственный комитет, являясь территориальным
органом Министерства природных ресурсов Российской Федерации, был
вправе образовать экспертную комиссию государственной
экологической экспертизы по проекту планировки мкр. 9 и 10к района
"Войковский". То обстоятельство, что в последующем функции по
проведению государственной экологической экспертизы были переданы
департаменту природных ресурсов по центральному региону
Министерства природных ресурсов Российской Федерации, не может
служить поводом к отмене решения, так как правомочие органа
определяется датой совершения им юридически значимых действий.
В судебном заседании было установлено, что центр
государственного санитарно-эпидемиологического надзора в г. Москве
выдал 22 декабря 2000 г. заключение о согласовании проекта
планировки микрорайонов 9, 10к района "Войковский" при условии
разработки и согласования с органами госсанэпиднадзора проектов
организации санитарно-защитной зоны всех промышленных предприятий,
примыкающих к территории мкр. 9, 10к района "Войковский", до
начала строительства запроектированных жилых домов (л.д. 122).
Письмом от 5 апреля 2001 г. N 10-10/740 центр госсанэпиднадзора в
г. Москве уточнил условия согласования, указав на необходимость
включения в указанное постановление правительства пункта о
необходимости разработки и утверждения в установленном порядке
проекта организации санитарно-защитной зоны прилегающих к
проектируемой территории промышленных объектов промзоны "Коптево"
(л.д. 156). Эти условия, как правильно указал суд, были учтены при
издании постановления N 602-ПП. В приложении N 5 к постановлению
правительства г. Москвы определены первоочередные мероприятия
реализации проекта планировки микрорайона 9, 10к района
Войковский, в том числе в подп. 7.4 предусмотрена разработка и
утверждение проекта организации санитарно-защитной зоны
прилегающих к проектируемой территории промышленных объектов
"Коптево" (л.д. 29).
До принятия правительством г. Москвы постановления от 3 июля
2001 г. N 602-1111 информация о планируемых изменениях в застройке
указанного выше микрорайона была доведена до жителей микрорайона.
Так, в журнале "Вестник Мэрии Москвы", приложение, сентябрь 2000
г., было опубликовано распоряжение первого заместителя премьера
правительства г. Москвы "Об адресном перечне жилых домов на
разработку исходно-разрешительной, проектной документации для
формирования инвестиционной программы строительства жилья по
комплексной программе реконструкции пятиэтажного и ветхого
жилищного фонда в 2002 и последующие годы" от 14 сентября 2000 г.
N 751-РЗП, которым был утвержден перечень жилых домов на
разработку исходно-разрешительной, проектной документации, в том
числе по микрорайону 9 - 10к район "Войковский", корпуса 46, 27,
28 и 29 (пункты 15 - 18 приложения). Администрацией Войковского
района САО города Москвы 20 июня 2000 г. и 13 сентября 2000 г.
были организованы и проведены встречи с жителями микрорайона
(протокол встречи с жителями микрорайона 9 - 10к от 13.09.2000,
выписка из протокола встречи с жителями от 20.06.2000, л.д. 61 -
64). Информация о предстоящем строительстве размещалась в
ежемесячной газете Войковского района САО N 9 (62) за сентябрь
2000 года (л.д. 54 - 55).
Что касается довода об отсутствии заключения общественной
экологической экспертизы, то, как правильно указал суд, эта
экспертиза по Федеральному закону "Об экологической экспертизе" не
является обязательной для принятия хозяйственного решения.
Инициатива в проведении общественной экологической экспертизы
возлагается на граждан и общественные организации. Между тем
заявителем не представлено доказательств того, что в установленном
порядке были выдвинуты предложения о проведении общественной
экологической экспертизы.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда не
имеется.
Руководствуясь ст. ст. 304, 305, 311 Гражданского
процессуального кодекса РСФСР, коллегия
определила:
оставить решение Московского городского суда от 14 мая 2002 г.
без изменения, кассационную жалобу П. без удовлетворения.
|