ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 9 августа 2002 года
Дело N 5-Г02-97
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Нечаева В.И.,
судей Потапенко С.В.,
Кебы Ю.Г.
рассмотрела в судебном заседании от 9 августа 2002 г.
гражданское дело по заявлению прокурора города Москвы о признании
противоречащими федеральному законодательству п. 2 постановления
Правительства Москвы от 15.09.1999 N 542 "О создании,
реорганизации, ликвидации государственных и муниципальных
предприятий и учреждений города Москвы и об участии города в
хозяйственных обществах" (в редакции постановлений Правительства
Москвы от 01.02.00 N 79, от 27.06.2000 N 490) и утвержденного им
Положения о порядке участия города Москвы в хозяйственных
обществах (приложение N 2) по кассационным жалобам Департамента
государственного и муниципального имущества города Москвы,
Правительства Москвы на решение Московского городского суда от 20
марта 2002 г., которым пункт 2 постановления Правительства Москвы
от 15.09.1999 N 542 "О создании, реорганизации, ликвидации
государственных и муниципальных предприятий и учреждений города
Москвы и об участии города Москвы в хозяйственных обществах" (в
редакции постановлений Правительства Москвы от 01.02.00 N 79, от
27.06.2000 N 490) и утвержденное им Положение о порядке участия
города Москвы в хозяйственных обществах (приложение N 2) признаны
противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не
подлежащими применению с момента их принятия.
Заслушав доклад судьи Ю.Г. Кебы, выслушав объяснения
представителей Правительства Москвы Чичлинцева А.Ю., Департамента
государственного и муниципального имущества города Москвы Макарова
С.И., поддержавших доводы жалоб, заключение прокурора,
участвующего в суде первой инстанции, Гнусенко О.Г., полагавшей
решение подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия
установила:
прокурор г. Москвы обратился в суд с заявлением о признании
противоречащими федеральному законодательству п. 2 постановления
Правительства Москвы от 15.09.1999 N 542 "О создании,
реорганизации, ликвидации государственных и муниципальных
предприятий и учреждений города Москвы и об участии города в
хозяйственных обществах" (в редакции постановлений Правительства
Москвы от 01.02.00 N 79, от 27.06.2000 N 490) и утвержденного им
Положения о порядке участия города Москвы в хозяйственных
обществах (приложение N 2), указывая на то, что государственные
органы и органы местного самоуправления не вправе выступать
участниками хозяйственных обществ.
Представитель Правительства Москвы, представитель интересов
Департамента государственного и муниципального имущества города
Москвы, с требованиями прокурора не согласился.
Представитель Территориального управления по городу Москве и
Московской области Министерства по антимонопольной политике
заявление прокурора поддержал.
Московским городским судом постановлено указанное выше
решение, об отмене которого в кассационных жалобах просят
Правительство Москвы и Департамент государственного и
муниципального имущества города Москвы, указывая, что судом
неправильно применены нормы материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ не
находит оснований к их удовлетворению.
Принимая решение об удовлетворении заявления прокурора, суд
обоснованно пришел к выводу, что оспариваемый прокурором пункт 2
постановления Правительства "О создании, реорганизации, ликвидации
государственных и муниципальных предприятий и учреждений города
Москвы и об участии города в хозяйственных обществах" и
утвержденное им Положение о порядке участия города Москвы в
хозяйственных обществах (приложение N 2) противоречат федеральному
законодательству.
В соответствии с п. 4 ст. 66 ГК РФ государственные органы и
органы местного самоуправления не вправе выступать участниками
хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере, если
иное не определено в законе.
Аналогичная по содержанию норма содержится в ФЗ "Об
акционерных обществах" от 26.12.1995 N 208-ФЗ (в ред. Федеральных
законов от 13.06.1996 N 65-ФЗ, от 24.05.1999 N 101-ФЗ, от
07.08.2001 N 120-ФЗ), в п. 1 ст. 10 которого указывается, что
учредителями общества являются граждане и (или) юридические лица,
принявшие решение о его учреждении.
Государственные органы и органы местного самоуправления не
могут выступать учредителями общества, если иное не установлено
федеральными законами.
Такие положения содержит п. 2 ст. 7 Федерального закона "Об
обществах с ограниченной ответственностью" N 14-ФЗ от 8 февраля
1998 г.
Таким образом, гражданское законодательство устанавливает
запрет государственным органам и органам местного самоуправления
на участие в акционерном обществе, однако указанный запрет
действует только в том случае, если иное не установлено иным
федеральным законом.
Частью 2 п. 1.1 Положения о порядке участия города Москвы в
хозяйственных обществах подчеркнуто, что порядок создания
акционерных обществ в процессе приватизации регламентируется
законодательством о приватизации.
В настоящее время действует Федеральный закон N 178-ФЗ от 21
декабря 2001 г. "О приватизации государственного и муниципального
имущества".
В остальных случаях создание, реорганизация и ликвидация
хозяйственных обществ с участием города Москвы регламентируется
Гражданским кодексом РФ, Федеральными законами "Об акционерных
обществах", "Об обществах с ограниченной ответственностью", а как
указано выше, указанные правовые акты запрещают государственным
органам и органам местного самоуправления выступать участниками
хозяйственных обществ и быть вкладчиками в товариществах на вере.
Таким образом, вывод суда о противоречии оспариваемых
положений Правительства Москвы приведенным положениям Федеральных
законов и ГК РФ соответствует материалам дела и является
правильным.
Ссылка в жалобах на то, что город Москва как субъект
Российской Федерации, являясь юридическим лицом, через свои органы
вправе участвовать в создании акционерных обществ, основана на
неправильном толковании норм материального права, а именно ст. ст.
66 п. 4, 124, 125 ГК РФ, т.к. в данном случае речь идет о
государственных органах и органах местного самоуправления, в
отношении которых в законе имеется запрет выступать учредителями и
участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на
вере. Юридически значимые обстоятельства судом установлены, нормы
материального и процессуального права применены правильно,
предусмотренных ст. 306 ГПК РСФСР оснований к отмене решения суда
в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь п. 1 ст. 305, ст. ст. 306, 311 ГПК РСФСР,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской
Федерации
определила:
решение Московского городского суда от 20 марта 2002 г.
оставить без изменения, кассационные жалобы Правительства Москвы и
Департамента государственного и муниципального имущества города
Москвы - без удовлетворения.
|