ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 8 августа 2002 г. N КАС02-303
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в
составе:
председательствующего Толчеева Н.К.,
членов коллегии Пелевина Н.П.,
Петроченкова А.Я.,
с участием прокурора Ефименко В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 8 августа 2002 года
гражданское дело по жалобе Д. о признании незаконной ст. 34
"Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных
Силах Российской Федерации" (далее - Инструкция), утвержденной
приказом Министра обороны РФ от 15 февраля 2000 года N 80, по
кассационной жалобе Д. на решение Верховного Суда Российской
Федерации от 23 апреля 2002 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации
Петроченкова А.Я., объяснения заявителя Д. и его представителей
Бутенева В.В., Владыкина А.А. и Хасянова Э.Т. в обоснование
доводов кассационной жалобы, а также заключение прокурора
управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Ефименко
В.В., полагавшего кассационную жалобу необоснованной, Кассационная
коллегия Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Д. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой, в
которой просил признать статью 34 Инструкции незаконной, поскольку
она противоречит Конституции РФ и Жилищному кодексу РСФСР.
Согласно частям 1 и 2 статьи 34 Инструкции жилые помещения,
поступающие от жилищного строительства Министерства обороны,
приобретенные Министерством обороны, поступающие от
переоборудования нежилых помещений, распределяются между воинскими
частями, для которых осуществлялось жилищное строительство
(покупка), пропорционально количеству военнослужащих, нуждающихся
в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий).
При этом в гарнизонах, где дислоцированы воинские части
различной подчиненности, для обеспечения военнослужащих воинских
частей общегарнизонного назначения, для которых не ведется
жилищное строительство, выделяется до 20% общей площади жилья,
поступающей от собственного жилищного строительства Министерства
обороны тех видов Вооруженных Сил, родов войск, главных и
центральных управлений Министерства обороны, для которых
осуществлялось жилищное строительство, с последующей компенсацией
понесенных ими расходов за счет средств, выделяемых воинским
частям окружного подчинения.
В обоснование заявленного требования Д. сослался на то, что
определенный ч. 1 ст. 34 Инструкции порядок распределения между
воинскими частями жилых помещений, поступающих от Министерства
обороны, а именно, пропорционально количеству военнослужащих,
нуждающихся в получении жилых помещений, противоречит ст. 19
Конституции РФ, установившей равенство всех перед законом и судом
и запрещающей любые формы ограничения прав граждан, ст. 33
Жилищного кодекса РСФСР, согласно которой жилые помещения
предоставляются гражданам в порядке очередности, исходя из времени
принятия их на учет и включения в списки на получение жилых
помещений, а также положениям, содержащимся в п. 29 Инструкции.
Помимо этого, заявитель считает, что Конституции РФ противоречит и
ч. 2 ст. 34 Инструкции, в которой указано о выделении
военнослужащим воинских частей общегарнизонного назначения до 20%
общей площади жилья, поступающей от собственного жилищного
строительства Министерства обороны тех видов Вооруженных Сил,
родов войск, главных и центральных управлений Министерства
обороны, для которых осуществлялось жилищное строительство.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 23 апреля 2002
года в удовлетворении жалобы заявителю было отказано.
В кассационной жалобе, не соглашаясь с решением, Д. просит его
отменить, полагая, что суд не полностью учел доводы заявителя и
доказательства, представленные им.
Рассмотрев материалы дела и изучив доводы кассационной жалобы,
Кассационная коллегия находит ее не подлежащей удовлетворению.
В соответствии со ст. 30 Жилищного кодекса РСФСР учет граждан,
нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется как по
месту жительства, так и по месту работы.
Согласно ст. 1 Инструкции о порядке обеспечения жилыми
помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации вопросы,
связанные с обеспечением военнослужащих жилыми помещениями из
государственного и муниципального жилищного фонда, закрепленного
за Министерством обороны, решаются в соответствии с жилищным
законодательством и данной Инструкцией по месту прохождения ими
военной службы, т.е. в конкретном учреждении или воинской части с
соблюдением принципа очередности.
Правила очередности предоставления жилых помещений,
установленные ст. 33 ЖК РСФСР, применяются в отношении
военнослужащих при решении вопросов, касающихся обеспечения их
жильем по месту прохождения ими военной службы.
Поскольку оспариваемые нормы регламентируют вопросы
распределения жилья между воинскими частями в пределах гарнизона и
не устанавливают порядок распределения жилья между военнослужащими
по месту их военной службы, то они не противоречат статье 33
Жилищного кодекса.
Таким образом, суд пришел к обоснованному выводу, что
обжалованные нормы изданы в пределах полномочий Министра обороны
РФ и не нарушают прав и охраняемых законом интересов граждан и ст.
19 Конституции РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 305 ГПК РСФСР,
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 23 апреля 2002
года оставить без изменения, а кассационную жалобу Д. - без
удовлетворения.
|