ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 6 августа 2002 года
Дело N 5-Г02-96
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Нечаева В.И.,
судей Корчашкиной Т.Е.,
Кебы Ю.Г.
рассмотрела в судебном заседании от 6 августа 2002 г.
гражданское дело по заявлению районной управы Пресненского района
города Москвы о признании противоречащими федеральному
законодательству и не подлежащим применению части 1, части 3,
части 4 статьи 1, части 1 статьи 8, статей 9, 10, 11, части 3
статьи 14 Закона города Москвы от 10 марта 1999 г. N 13 "О
территориальных единицах с особым статусом в городе Москве" по
кассационным жалобам Московской городской Думы, мэра Москвы,
районной управы район "Пресненский" ЦАО на решение Московского
городского суда 28 мая 2002 г., которым признаны противоречащими
федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим
применению со дня вступления решения в законную силу часть 3
статьи 1 и часть 7 статьи 10 в той мере, в которой она
предусматривает передачу органами исполнительной власти города
Москвы, необходимых для реализации целей образования ТЕОС,
полностью или частично органам управления ТЕОС - управляющей
компании, наблюдательному совету, часть 4 статьи 1 и часть 3
статьи 14 Закона города Москвы от 10 марта 1999 г. N 13 "О
территориальных единицах с особым статусом в городе Москве".
Сообщение о принятом решении должно быть опубликовано в
средстве массовой информации, в котором был опубликован данный
нормативный правовой акт - газете "Тверская 13" и "Ведомости
Московской городской Думы".
Заслушав доклад судьи Ю.Г. Кебы, выслушав объяснения
представителей мэра Москвы Каменевой Е.Н., районной управы
Пресненского района Бочарова С.Н., поддержавших доводы жалоб,
Судебная коллегия
установила:
районная управа Пресненского района города Москвы обратилась в
суд с заявлением о признании противоречащими федеральному
законодательству частей 1, 3, 4 статьи 1, части 1 статьи 8, статей
9, 10, 11, части 3 статьи 14 Закона города Москвы от 10 марта 1999
г. N 13 "О территориальных единицах с особым статусом в городе
Москве", указывая, что Уставом города Москвы не предусмотрено
создание такого органа, как ТЕОС.
Представители Московской городской Думы и мэра Москвы возражали
против заявленных требований.
Московским городским судом постановлено указанное решение, об
отмене которого в кассационных жалобах просят Московская городская
Дума, мэр Москвы, в части удовлетворения требований, районная
управа района "Пресненский" в части отказа в удовлетворении
заявленных требований, считая, что судом неправильно определены
юридически значимые обстоятельства, а также неправильно истолкован
материальный закон.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ не
находит оснований к их удовлетворению.
Рассматривая заявление районной управы, суд правильно определил
юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу о
частичном удовлетворении требований.
При этом суд правомерно сослался на Закон Российской Федерации
от 15.04.1993 N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации", в
соответствии с которым территория города Москвы может включать в
себя территории районов в городе (муниципальных районов), других
административно-территориальных единиц, также внутригородские
территории административного управления. Правовое положение
указанных административно-территориальных единиц территорий
регулируется Уставом города Москвы (ст. 13).
Статьей 18 Устава города Москвы определены понятие, статус и
порядок образования территориальных единиц с особым статусом. В
силу указанной нормы территориальные единицы с особым статусом
(ТЕОС) - историко-культурные, лесопарковые, промышленные зоны, а
также территории, используемые для обеспечения городского
хозяйства, транспортных коммуникаций, энерго- и водоснабжения
города Москвы, территории ярмарок, выставок и другие. С учетом
изложенного, суд пришел к правильному выводу, что установление
Законом города Москвы N 13 от 10.03.1999 такой единицы
территориального устройства, как территориальная единица с особым
статусом, не противоречит федеральному законодательству и принято
Московской городской Думой в пределах своей компетенции, в
соответствии с Уставом города Москвы.
Не противоречит федеральному законодательству, в частности
Федеральному закону "Об общих принципах организации
законодательных (представительных) и исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской Федерации" (в ред.
Федеральных законов от 29.07.2000 N 106-ФЗ, от 08.02.2001 N 3-ФЗ,
с изм., внесенными постановлениями Конституционного Суда РФ от
07.06.2000 N 10-П, от 12.04.2002 N 9-П), где предусматривается,
что система законодательных (представительных) и исполнительных
органов государственной власти субъектов Российской Федерации
устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами
конституционного строя Российской Федерации и настоящим
Федеральным законом, вывод суда о том, что Устав города Москвы
наряду с существованием таких органов исполнительной власти
города, как мэр Москвы, правительство Москвы, может
предусматривать наличие и иных, в том числе территориальных и
отраслевых органов исполнительной власти города Москвы.
Доводы, изложенные в кассационных жалобах, были проверены судом
при разбирательстве дела и выводы суда не опровергают, в связи с
чем обоснованно по мотивам, изложенным в решении, отвергнуты как
не основанные на законе и не подтверждены материалами дела.
Нормы материального и процессуального права применены
правильно, предусмотренных ст. 306 ГПК РСФСР оснований к отмене
решения суда в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь п. 1 ст. 305, ст. 306, 311 ГПК РСФСР, Судебная
коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Московского городского суда от 28 мая 2002 г. оставить
без изменения, кассационные жалобы Московской городской Думы, мэра
Москвы и районной управы района "Пресненский" - без
удовлетворения.
|