ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 6 августа 2002 г. N 5Г02-96
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Нечаева В.И.
судей Корчашкиной Т.Е.
Кебы Ю.Г.
рассмотрела в судебном заседании от 6 августа 2002 г.
гражданское дело по заявлению районной Управы Пресненского района
города Москвы о признании противоречащими федеральному
законодательству и не подлежащими применению части 1, части 3,
части 4 статьи 1, части 1 статьи 8, статей 9, 10, 11, части 3
статьи 14 Закона города Москвы от 10 марта 1999 г. N 13 "О
территориальных единицах с особым статусом в городе Москве" по
кассационным жалобам Московской городской Думы, Мэра Москвы,
районной Управы района Пресненский ЦАО на решение Московского
городского суда 28 мая 2002 г., которым признаны противоречащими
федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими
применению со дня вступления решения в законную силу часть 3
статьи 1 и часть 7 статьи 10 в той мере, в которой она
предусматривает передачу органами исполнительной власти города
Москвы, необходимых для реализации целей образования ТЕОС,
полностью или частично органам управления ТЕОС - управляющей
компании, наблюдательному совету, часть 4 статьи 1 и часть 3
статьи 14 Закона города Москвы от 10 марта 1999 г. N 13 "О
территориальных единицах с особым статусом в городе Москве".
Сообщение о принятом решении должно быть опубликовано в
средствах массовой информации, в которых был опубликован данный
нормативный правовой акт, - газете "Тверская, 13" и "Ведомости
Московской городской Думы".
Заслушав доклад судьи Ю.Г. Кебы, выслушав объяснения
представителей Мэра Москвы Каменевой Е.Н., районной Управы
Пресненского района Бочарова С.Н., поддержавших доводы жалоб,
Судебная коллегия
установила:
районная Управа Пресненского района города Москвы обратилась в
суд с заявлением о признании противоречащими федеральному
законодательству частей 1, 3, 4 статьи 1, части 1 статьи 8,
статей 9, 10, 11, части 3 статьи 14 Закона города Москвы от 10
марта 1999 г. N 13 "О территориальных единицах с особым статусом
в городе Москве", указывая, что Уставом города Москвы не
предусмотрено создание такого органа, как ТЕОС.
Представители Московской городской Думы и Мэра Москвы
возражали против заявленных требований.
Московским городским судом постановлено указанное решение, об
отмене которого в кассационных жалобах просят Московская
городская Дума, Мэр Москвы в части удовлетворения требований,
районная Управа района Пресненский в части отказа в
удовлетворении заявленных требований, считая, что судом
неправильно определены юридически значимые обстоятельства, а
также неправильно истолкован материальный закон.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ не
находит оснований к их удовлетворению.
Рассматривая заявление районной Управы, суд правильно
определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел
к выводу о частичном удовлетворении требований.
При этом суд правомерно сослался на Закон Российской Федерации
от 15.04.93 N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации", в
соответствии с которым территория города Москвы может включать в
себя территории районов в городе (муниципальных районов), других
административно - территориальных единиц, также внутригородские
территории административного управления. Правовое положение
указанных административно - территориальных единиц территорий
регулируется Уставом города Москвы (ст. 13).
Статьей 18 Устава города Москвы определены понятие, статус и
порядок образования территориальных единиц с особым статусом. В
силу указанной нормы территориальные единицы с особым статусом
(ТЕОС) - историко - культурные, лесопарковые, промышленные зоны,
а также территории, используемые для обеспечения городского
хозяйства, транспортных коммуникаций, энерго- и водоснабжения
города Москвы, территории ярмарок, выставок и другие.
С учетом изложенного суд пришел к правильному выводу, что
установление Законом города Москвы N 13 от 10.03.99 такой единицы
территориального устройства, как территориальная единица с особым
статусом не противоречит федеральному законодательству и принято
Московской городской Думой в пределах своей компетенции в
соответствии с Уставом города Москвы.
Не противоречит федеральному законодательству, в частности
Федеральному закону "Об общих принципах организации
законодательных (представительных) и исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской Федерации" (в ред.
Федеральных законов от 29.07.2000 N 106-ФЗ, от 08.02.2001 N 3-ФЗ
с изменениями, внесенными постановлениями Конституционного Суда
РФ от 07.06.2000 N 10-П, от 12.04.2002 N 9-П), где
предусматривается, что система законодательных (представительных)
и исполнительных органов государственной власти субъектов
Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно в
соответствии с основами конституционного строя Российской
Федерации и настоящим Федеральным законом, вывод суда о том, что
Устав города Москвы наряду с существованием таких органов
исполнительной власти города, как Мэр Москвы, Правительство
Москвы может предусматривать наличие и иных, в том числе
территориальных и отраслевых органов исполнительной власти города
Москвы.
Доводы, изложенные в кассационных жалобах, были проверены
судом при разбирательстве дела и выводы суда не опровергают, в
связи с чем обоснованно по мотивам, изложенным в решении,
отвергнуты как не основанные на законе и не подтверждены
материалами дела.
Нормы материального и процессуального права применены
правильно, предусмотренных ст. 306 ГПК РСФСР оснований к отмене
решения суда в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь п. 1 ст. 305, ст. 306, 311 ГПК РСФСР,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской
Федерации
определила:
решение Московского городского суда от 28 мая 2002 г. оставить
без изменения, кассационные жалобы Московской городской Думы, Мэра
Москвы и районной Управы района Пресненский - без удовлетворения. ъ
Председательствующий Нечаев В.И.
Судьи Корчашкина Т.Е.
Кеба Ю.Г.
|