ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 2 августа 2002 года
Дело N 58-Г02-22
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Нечаева В.И.,
судей Корчашкиной Т.Е.,
Харланова А.В.
рассмотрела в судебном заседании от 2 августа 2002 г. дело по
заявлению С. о признании противоречащим федеральному
законодательству в части Положения о порядке исчисления и уплаты
единого налога на вмененный доход для определенных видов
деятельности в Хабаровском крае, утвержденного постановлением
главы администрации Хабаровского края N 238 от 03.07.2000, по
кассационной жалобе губернатора и правительства Хабаровского края
на решение Хабаровского краевого суда от 4 июня 2002 г., которым
заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации
Корчашкиной Т.Е., Судебная коллегия по гражданским делам
Верховного Суда Российской Федерации
установила:
постановлением главы администрации Хабаровского края от
03.07.2000 N 238 утверждено Положение о порядке исчисления и
уплаты единого налога на вмененный доход для определенных видов
деятельности в Хабаровском крае (далее - Положение).
В п. 11.10 указанного Положения предусмотрено, что при расчете
единого налога по пунктам (точкам) розничной торговли, имеющим
специализированные отделы, площадь торгового зала делится
пропорционально количеству отделов.
Индивидуальный предприниматель без образования юридического
лица С. обратилась в суд с заявлением, в котором просила признать
названную норму Положения не соответствующей Налоговому кодексу
РФ, недействующей и не подлежащей применению.
По мнению заявителя, обжалуемая норма противоречит статьям 3,
4, 17 Налогового кодекса РФ, Закону Хабаровского края N 78 от
25.11.98 "О едином налоге на вмененный доход для определенных
видов деятельности в Хабаровском крае".
Решением Хабаровского краевого суда от 4 июня 2002 г. заявление
удовлетворено: признан недействующим и не влекущим правовых
последствий со дня издания п. 11.10 Положения о порядке исчисления
и уплаты единого налога на вмененный доход для определенных видов
деятельности в Хабаровском крае, утвержденного постановлением
главы администрации Хабаровского края N 238 от 3 июля 2000 г., в
части слов: "при расчете единого налога по пунктам (точкам)
розничной торговли, имеющим специализированные отделы, площадь
торгового зала делится пропорционально количеству отделов".
В кассационной жалобе губернатора и правительства Хабаровского
края поставлен вопрос об отмене решения суда в связи с
неправильным применением и толкованием норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской
Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.
Оспариваемая норма Положения предусматривает, что при расчете
единого налога по пунктам (точкам) розничной торговли, имеющим
специализированные отделы, площадь торгового зала делится
пропорционально количеству отделов.
Признавая указанную норму не соответствующей федеральному
законодательству, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу
о том, что данная норма противоречит федеральному
законодательству, так как должна быть принята не главой
администрации края, а законодательным (представительным) органом
государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. "и" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской
Федерации установление общих принципов налогообложения в
Российской Федерации находится в совместном ведении Российской
Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 75 и ч. ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции
Российской Федерации система налогов, взимаемых в федеральный
бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской
Федерации устанавливаются федеральным законом. По предметам
совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской
Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии
с ними законы и иные нормативно-правовые акты субъектов Российской
Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам,
принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и
субъектов Российской Федерации.
Общие принципы налогообложения определены Налоговым кодексом
Российской Федерации и Федеральным законом "О едином налоге на
вмененный доход для определенных видов деятельности".
В соответствии со ст. 3 Налогового кодекса РФ при установлении
налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты
законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы
таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы),
когда и в каком порядке он должен платить.
Согласно ст. 17 Налогового кодекса РФ налог считается
установленным лишь в том случае, когда определены
налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект
налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая
ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона "О едином налоге на
вмененный доход для определенных видов деятельности" единый налог
устанавливается и вводится в действие нормативными правовыми
актами законодательных (представительных) органов государственной
власти субъектов Российской Федерации в соответствии с настоящим
Федеральным законом. Ими же определяются сферы предпринимательской
деятельности в пределах установленного данным Законом перечня,
размер вмененного дохода и иные составляющие формул расчета сумм
единого налога, налоговые льготы, порядок и сроки уплаты единого
налога, иные особенности взимания единого налога в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
Во исполнение названного Федерального закона принят Закон
Хабаровского края от 25.11.1998 N 78 "О едином налоге на вмененный
доход для определенных видов деятельности в Хабаровском крае".
Норма, которая бы определила порядок исчисления единого налога
по пунктам (точкам) розничной торговли, имеющим специализированные
отделы, названным Законом края не установлена.
Установление же такого порядка в п. 11.10 Положения,
утвержденного постановлением главы администрации Хабаровского края
от 03.07.2000 с превышением полномочий, противоречит вышеуказанным
нормам федерального законодательства.
Вывод суда о том, что порядок исчисления наряду с иными
особенностями взимания единого налога на вмененный доход должен
быть определен законодательным органом края, а не главой
администрации края, является правильным.
С доводом кассационной жалобы о том, что согласно п. 1 ст. 6
вышеуказанного Федерального закона "О едином налога на вмененный
доход..." порядок исчисления единого налога определяется
нормативными правовыми актами органов государственной власти
субъектов Российской Федерации в соответствии с настоящим
Федеральным законом и потому глава администрации края вправе был
установить обжалуемую норму, нельзя согласиться, так как право
устанавливать и вводить в действие названный налог в соответствии
со ст. 1 Федерального закона "О едином налоге..." предоставлено
лишь законодательному (представительному) органу государственной
власти субъекта Российской Федерации, а под установлением налога
согласно ст. 17 Налогового кодекса РФ понимается определение не
только круга налогоплательщиков, но и элементов налогообложения, к
числу которых отнесен и порядок исчисления налога.
Закрепление же в статье 6 Закона Хабаровского края N 78 от
25.11.1998 (в редакции Закона Хабаровского края от 26.01.2000 N
181) права главы администрации утверждать форму и порядок
исчисления сумм единого налога не является основанием для
признания оспариваемой нормы соответствующей законодательству,
поскольку согласно ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации в
случае противоречия между федеральным законом и законом субъекта
Российской Федерации, принятым по предмету совместного ведения,
действует федеральный закон.
Кроме того, оспариваемая норма Положения о порядке исчисления и
уплаты единого налога на вмененный доход для определенных видов
деятельности в Хабаровском крае противоречит требованиям ст. 4
Налогового кодекса Российской Федерации, в силу которой органы
исполнительной власти субъектов Российской Федерации в
предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях
издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с
налогообложением и сборами, которые не могут изменять или
дополнять законодательство о налогах и сборах.
В связи с тем что судом установлено, что п. 11.10 Положения в
части, устанавливающей порядок исчисления единого налога по
пунктам (точкам) розничной торговли, имеющим специализированные
отделы, не соответствует закону, издан главой администрации края с
превышением полномочий, Положение в указанной части правомерно
признано недействующим и не влекущим правовых последствий со дня
его издания.
Исходя из изложенного оснований для отмены решения суда не
имеется.
Руководствуясь ст. ст. 304, 305 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по
гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Хабаровского краевого суда от 4 июня 2002 г. оставить
без изменения, кассационную жалобу губернатора и правительства
Хабаровского края - без удовлетворения.
|